Понятие состава административного правонарушения, виды составов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Административным правонарушением признается противоправное, виновное, а так­же характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое уста­новлена административная ответственность (ст. 2.1. КоАП РБ).

Анализ этой нормы позволяет выявить общие признаки, при­сущие всем административным правонарушениям, отличающие последние от правомерного поведения, а также от иных правона­рушений (преступлений, дисциплинарных проступков и др.). Признаки: 1) общественная опасность (деяние, признаваемое административным правонарушени­ем, посягает на государственный или общественный порядок. Степень общественной опасности определяется на основании учета конкретных обстоятельств: особенность объекта правонарушения, личность правонарушителя, повторность, злостность противоправного посягательства, наличие тяжких последствий, характер вины); 2) административная противоправность (административным проступ­ком может быть признано только такое поведение, которое зап­рещено нормами административного права); 3) админи­стративная наказуемость и виновность (общественно опасное деяние, запрещенное законом, признается административным проступком лишь в том случае, когда за его совершение предус­мотрена административная ответственность).

Обязательный признак административного правонарушения – виновность совершенного деяния. Вина выражает психическое отношение лица к содеянному и его последствиям. Для призна­ния деяния (действия или бездействия) правонарушением надо установить, что оно явилось продуктом психической деятельности здравомыслящего лица. Не может оцениваться как административное правонарушение общественно опасное, противоправное и административно нака­зуемое деяние, совершенное помимо воли человека, т.е. лицом, не способным руководить своими действиями, отдавать в них отчет.

Любое административное правонарушение характеризуется наличием совокупности названных признаков. Отсутствие лю­бого из них означает, что рассматриваемое деяние не является административным проступком, оно может быть признано либо правомерным поведением, либо иным правонарушением.

Однако каждый вид административного правонарушения имеет свои специфические признаки. Их совокупность в юрис­пруденции получила название состава административного пра­вонарушения. Именно в составах административных проступ­ков конкретизируются общие признаки понятия администра­тивного правонарушения.

Основным законодательным актом, содержащим нормы с описанием составов административных проступков, является Кодекс Республики Беларусь об административных правонару­шениях.

Следует учитывать, что далеко не все признаки совершенного администра­тивного правонарушения имеют юридическое значение. К их числу относятся лишь те, которые в соответствии с законом определяют правовые последствия совершенного деяния. Будучи закрепленными в норме права, эти признаки стано­вятся обязательными.

Выделяют объективные и субъективные признаки (элемен­ты) состава административного правонарушения.

Объективные признаки характеризуют объект противоправ­ного посягательства и внешнее выражение такого деяния. В субъективных признаках отражаются юридическая характе­ристика личности и психическое отношение лица к содеянному и его последствиям.

Среди объективных и субъективных признаков состава ад­министративного правонарушения имеются как обязательные, так и факультативные признаки.

Обязательные признаки присущи всем без исключения со­ставам. Отсутствие в фактически совершенном деянии одного из обязательных признаков означает отсутствие состава адми­нистративного проступка. Факультативными именуются при­знаки, которые характерны лишь для некоторых составов адми­нистративных правонарушений и, следовательно, не имеют юри­дического значения для правовой оценки (квалификации) дру­гих правонарушений.

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 228.