Административно-правовые основы управления в экономической сфере
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Каждая страна старается определить свое направление развития экономики, эффективное функционирование которой создает основу благосостояния населения. Последние годы характеризуются для Республики Беларусь тем, что определенные изменения претерпевает характер управленческого влияния на экономические отношения. Все более это влияние со стороны государства на экономику и ее отрасли приобретает характер общего регулирования.

Административно-правовая организация управления представляет собой сердцевинный аспект организации исполнительной власти, обеспеченной нормами административного права.

Административно-правовая организация управления есть закрепленная нормами административного права система субъектов, призванных осуществлять

управление, их статус, включая взаимоотношения этих субъектов внутри и вне этой системы.

Элементами административной организации управления являются:

а) органы исполнительной власти;

б) другие органы управления, входящие в разветвленный организационный механизм осуществления функций исполнительной власти;

в) нормы административного права, устанавливающие соответствующий статус всех звеньев системы управления, в том числе из служащих;

г) важнейшие параметры их отношений, очерченных административным правом;

д) правовая ответственность субъектов, вытекающая из их административно-правового положения.

Понятием организации управления охватывается как государственное, так и негосударственное управление в той мере, в какой оно регламентируется административным правом

В области экономики основными правовыми актами, касающимися организации управления, являются республиканские законы, в которых регламентируются положения об отдельных органах исполнительной власти и их структурных подразделениях, акты Президента Республики Беларусь и органов исполнительной власти об образовании конкретных органов, утверждении их структуры и штатных расписаний.

Государственное управление экономикой предусматривает прямое вмешательство органов исполнительной власти в деятельность хозяйствующих субъектов, непосредственное руководство ею путем оперативно-распорядительных действий, которое выражается в том, что государство принимает на себя функции прогнозирования, планирования, организации хозяйственной деятельности субъектов и контроль за ее эффективным осуществлением.

Под государственным регулированием понимают лишь общее упорядочение общественных отношений в конкретной сфере экономики, которая осуществляется в соответствии с требованиями законодательства путем прямого влияния на хозяйственную деятельность субъектов экономических отношений.

Механизм государственного регулирования - совокупность государственных

функций и средств правового воздействия государства на рыночные процессы.

В экономическую сферу государственного управления входят следующие республиканские органы управления:

1) Министерство промышленности;

2) Министерство энергетики;

3) Министерство сельского хозяйства и продовольствия;

4) Министерство архитектуры и строительства;

5) Министерство жилищно-коммунального хозяйства;

6) Министерство транспорта и коммуникаций;

7) Министерство природных ресурсов и окружающей среды;

8) Министерство связи и информатизации;

9) Министерство лесного хозяйства;

10) Государственный военно-промышленный комитет.

Правовой статус министерства промышленности определяет­ся Положением о Министерстве промышленности Республики Беларусь.

Минпром осуществляет общее руководство государственны­ми организациями, обеспечивая совместно с руководителями этих организаций их эффективную деятельность. Непосредствен­но министерству подчинено более 140 государственных организаций.

Правовой статус Министерства энергетики установлен Поло­жением о Министерстве энергетики Республики Беларусь. Министерство вправе принимать решения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, назначать на должность и освобождать от занимаемой должности руководителей организаций, а также применять к ним иные меры дисциплинарной ответственности, создавать комиссии и экспер­тные группы, привлекать в необходимых случаях ученых и ква­лифицированных специалистов (на договорной основе) для вы­полнения работ, требующих специальных знаний по вопросам, относящимся к компетенции министерства.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия руко­водствуются в своей деятельности Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства, в том числе и Положени­ем о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь

Министерство коорди­нирует развитие деятельности сельскохозяйственных, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье и обслуживающих сель­ское хозяйство организаций, независимо от форм собственности, рыбохозяйственную деятельность республиканских органов госу­дарственного управления, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляет руководство подчиненными организациями, принимает решения о создании, реорганизации н ц ликвидации указанных организаций, утверждает их уставы

Правовые статус министерства определяется Положением о министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь. По Положению Минстройархитектуры является специально уполномоченным государственным органом в области архитектур­ной, градостроительной и строительной деятельности на террито­рии Республики Беларусь.

В целях реализации поставленных задач Минархитектуры и строительства формирует совместно с местными исполнительны­ми и распорядительными органами систему органов управления архитектурной, градостроительной и строительной деятельностью местных исполнительных и распорядительных органов, согласовывает в установленном порядке кандидатуры на должности руководителей этих органов. Такими органами явля­ются комитеты по архитектуре и строительству при облисполко­мах, комитет архитектуры и градостроительства при Минском го­рисполкоме.

Правовой статус его определяется Положением о Министер­стве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утвержден­ное постановлением Совета Министров 31 июля 2006 г. № 985.

У Минтранса следующие основные задачи:

1) реализация единой дорожно-транспортной политики, направленной на создание условий для удовлетворения потреб­ностей экономики и населения в транспортных услугах;

2) разработка и реализация совместно с заинтересованными органами и организациями программ развития в области транс­портной деятельности;

3) осуществление развития смешанных перевозок, содей­ствие установлению прямых связей между транспортными орга­низациями Республики Беларусь и других государств, привлече­ние инвестиций;

4) обеспечение эффективного управления республиканской собственностью в области транспортной деятельности.

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 238.