ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАНИЙ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1 Этика.

1. Философская наука, изучающая мораль и различные этические системы ее обоснования, основания этих систем и логическую структуру понятий, описывающих моральные феномены, коллизии и ситуации.

2. Проповедь, пропаганда неких моральных заповедей и принципов.

3. Однозначная, логически доказанная и экспериментально проверенная теория добра.

4. Наука о поведении.

 

2. Мораль (нравственность).

1.Система миропонимания, содержащая оценку всего существующего с позиций добра и зла.

2.Универсальные правила (нормы) поведения.

3.Религиозные заповеди, призывающие к добру, милосердию, благодеянию.

4.Общечеловеческие нормы и образцы поведения, принятые в некотором обществе.

 

3. Добро.

1.Польза.

2.Если целью моего действия является счастье другого человека, то это добро (добродеяние).

3.Это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды и чаяния людей, представления о прогрессе, свободе и счастье.

4.Свойство человеческой природы.

 

4. Зло.

1.Вред.

2.Всякое насилие.

3.Некая космическая сила, независимый от человека закон, идея.

4.Имеет всегда отрицательный смысл и обозначает плохое, нежелательное, предосудительное для людей, порицаемое, влекущее за собой беды, страдание, горе, несчастье.

 

5. Долг.

1.Внешний регулятор поведения.

2.Повеления, исходящие извне (от государства, от коллектива, от семьи, от общества).

3.Внутренняя, не связанная силой, принуждением, выгодой потребность человека поступать в соответствии с определенными ценностями, существующими в обществе.

4.Представление субъекта о должном в конкретной жизненной ситуации.

6. Ответственность.

1.Необходимость считаться с мнением окружающих.

2.Способность человека в той или иной степени выполнить свой долг.

3.Способность ощущать свою вину за дурной поступок и нести покаяние за него.

4.Готовность принять на себя требования долга и нести ответственность перед обществом.

 

7. Справедливость.

1.Доброжелательное отношение к друзьям и недоброжелательное к врагам.

2.Наша оценка определенных объективных свойств общественных (производственных, политических, семейных и т.д.), обусловленное нашими интересами.

3.Обеспечение условий для всестороннего и гармоничного развития каждой личности.

4.Вознаграждение за добрые дела и помыслы и наказание за порок и преступление.

 

8. Честь.

1.Оценка и самооценка моральных качеств и поведения человека, связанные с его положением в обществе, видом деятельности, которой он занимается, и признаваемыми за ним моральными заслугами.

2.Поддержание репутации своей социальной группы.

3.Утверждение собственного достоинства.

4.Форма проявления отношения человека к самому себе и общества к человеку.

 

9. Достоинство.

1. Сознание ценности личности, ее нравственных качеств независимо от положения человека в обществе, от его политических, религиозных и прочих взглядов.

2. Форма самоконтроля личности.

3. Внесоциальная (божественная, природная, "собственно человеческая") сущность человека.

4.Категория этики, включающая совокупную оценку личности вместе с опытом предшествующего развития поколения.

 

10. Совесть.

1.Способность практического разума интуитивно оценивать верность субъекта моральному закону и обнаруживать подстерегающие его соблазны.

2.Способность человека осознать свой долг и ответственность перед другими людьми, самостоятельно оценивать и контролировать свое поведение, быть судьей своим собственным мыслям и поступкам.

3.Прирожденное свойство человека, связанное с божественным его происхождением.

4.Внутренний регулятор поведения.

 

11. Что такое нравственная культура личности?

1.Совпадение гражданских добродетелей с естественными законами нравственности.

2. Стереотип отношений и поведения, ориентированный определенными моральными ценностями.

3.Знание о правильном и должном поведении.

4 Генетическое достояние человека.

 

12. Мораль и право выступают в качестве регулятора отношений между людьми. Как соотносятся между собой области ими регулируемые?

1. Область, регулируемая моралью, шире.

2. Шире область, регулируемая правом.

3. Право и мораль регулируют различные области.

4. Практически они регулируют одно и то же.

 

13. Современные процессы роста образования и интеллектуализации общества существенным образом влияют на современную мораль. В чем это, прежде всего, проявляется?

1. Происходит унификация морали.

2. Увеличиваются степени нравственной свободы.

3.Мораль все больше дифференцируется по социальным группам и слоям.

4. В морали начинают доминировать рационалистические основы поведения.

 

14. Какие процессы происходят в профессиональной морали в постиндустриальном обществе?

1. Дальнейшая дифференциация и обособление профессиональных кодексов.

2 Объединение близких по духу кодексов в новые профессиональные интегральные этические системы.

3. Процесс дифференциации и интеграции идет одновременно.

4. Особенных отличий от предшествующих форм морали

 

15. Что такое управленческая этика?

1. Моральная ответственность перед коллективом за результаты своего труда.

2. Совокупность норм. принципов, традиций и механизмов поведения, которые регулируют деятельность людей, наделенных властными и распорядительными полномочиями.

3. Нормы и правила поведения менеджера.

4.Неформальные правила делового общения.

 

16. Как соотносятся между собой нравственная культура в сфере управления и культура управления.

1. Нравственная культура - один из элементов культуры управления.

2. Нравственная культура - фундамент культуры управления.

3. Культура управления есть форма, в которой проявляется нравственная культура.

4. Культура управления - основа профессионализма современного менеджера.

 

17. Какое место занимает мораль в профессиональной этике государственного служащего?

1. Обеспечивает «совместимость» нравственных качеств личности и определенных морально-санкционированных норм.

2. Мораль позволяет государственным служащим достигать компромисса и не допускать социального игнорирования.

3. Мораль дает возможность руководствоваться ею в многообразных нестандартных ситуациях.

4. Дает возможность сделать правильный моральный выбор.

 

18. Имеются ли в организации и в процессе функционирования государственной службы специфические моменты, дестабилизирующие мораль государственных служащих?

1. Практически, при правильном правовом обеспечении, их нет.

2. Да, такие особенности есть.

3. Нет, объективно их нет.

4. При четких должностных инструкциях и контроле исполнения таких моментов нет.

 

19. Что, в основном, влияет на содержание понятия «ответственность» государственных служащих?

1. Тип и характер государства.

2. Этика идеологизированных групп, осуществляющих власть.

3. Правовая трактовка основных законов государства.

4. Личная позиция государственных служащих.

 

20. Под воздействием современных цивилизационных процессов меняется трактовка содержания «профессионализм» государственных служащих. Что в этих трактовках доминирует?

1. Профессионализм есть углубление компетенции в специальных отраслях управления.

2. Необходимость расширения знаний в сфере правовых аспектов управления.

3. Развитие способности к общению, умение достигать консенсуса разных точек зрения в управленческих решениях.

4. Способность прогнозировать нравственные результаты принимаемых решений.

 

21. Какое содержание этика государственной службы вкладывает в понятие "социальная справедливость" в условиях техногенного общества?

1. Обеспечение справедливости для подавляющего большинства общества.

2. Обеспечение равных условий каждому члену общества.

3. Создание равных условий равным по социальному статусу граждан.

4.Обеспечение равных возможностей для разных по интересам групп.

 

22. Этикет.

1. .Совокупность правил поведения, принятых в данном обществе или разделяющихся теми или иными группам людей.

2. Универсальные правила поведения.

3. Внешняя форма поведения.

4. Универсальный инструмент для успеха.

 

23. Какими качествами отличается профессиональный этикет государственного служащего?

1.Этикет государственного служащего более проработан и захватывает большие области регулирования.

2. Он более строго регламентирует все отношения.

3. Он такой же, как и любой другой профессиональный этикет.

4. Он играет вспомогательную роль, основную роль играют правовые основы регуляции отношений.

 

24. Как личность усваивает требования профессионального долга?

1. В основном, в специальных учебных профессиональных заведениях.

2. При начале работы, из должностных инструкций, требований руководителей, поведения сослуживцев.

3. Знакомство с содержанием основных требований происходит в учебных заведениях, через должностные обязанности, а самовоспитание в следовании долгу – всю трудовую жизнь.

4. В настоящее время детализация должностных требований и служебных обязанностей такова, что профессиональный долг имеет лишь вспомогательное значение.

 

25. Бюрократия.

1. Особый слой людей, осуще5ствляющих властные полномочия.

2. Специфическая форма реализации власти, осуществляемая привилегированной кастой, которой присущ особый корпоративный интерес.

3. Превращение государственных задач в канцелярские.

4. Особая форма организации труда, предполагающая четкость, слаженность, преданность корпоративному интересу.

 

26. Коррупция.

1. Имеет место практически во всех странах, является составной частью и условием функционирования теневой экономики.

2. Преступная деятельность в политической, экономической, военной и др. сферах, заключающаяся в использовании должностными лицами своих властных возможностей и служебного положения в целях личного обогащения.

3. Явление, порождаемое сращиванием этики государственной службы с этикой бизнеса, при доминировании принципа «делового макиавеллизма» - прибыль любой ценой.

4. Подчинение целей и средств целям государственной службы, политики и позиции – «политика вне морали».

 

27. Какая из причин предопределяет наибольшее распространение коррупции?

1. Падение нравственных основ деятельности государственной службы.

2. Отсутствие жесткой системы контроля деятельности государственного аппарата со стороны законодательной власти.

3. Превращение бюрократии в обществе и государстве в особый корпоративный слой, наделенный широкими полномочиями.

4. Кризис права, его непроработанность, отрыв от реальности.

 

28.Что является важнейшим в деятельности государства по преодолению коррупции?

1. Скорейшее принятие этического кодекса государственной службы.

2. Совершенствование права, регламентирующего деятельность государственного аппарата, принятие закона о противодействии коррупции.

3. Совершенствование контроля и создание дееспособной оппозиции.

4. Комплекс мероприятий по преодолению бюрократизации власти, отрыва законодательной власти от исполнительной и укрепление систем контроля сращивания управленческого аппарата и предпринимательских структур.

 

29. Цивилизацию определяют как:

1. Материально-техническую базу духовной культуры общества.

.2. Систему духовных ценностей общества.

3. Рационально-логическое осмысление человеческого бытия.

4. Способ самореализации человеческих индивидов

 

30. Социальный прогресс характеризуется как:

1. Традиционное сохранение социальных структур, характерных для предшествующих этапов развития общества.

2. Движение общества как системы по нисходящей линии.

3. Отсутствие негативных изменений в различных областях социальной жизни.

4. Поступательное движение общества от низших ступеней развития к высшим.

 

 

31. Традиция.

1. Поведение людей, постоянно воспроизводящее ранее сложившийся уклад жизни.

2. Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения.

3. Поведение, при котором форма строго канонизируется и начинает доминировать над содержанием поведения людей.

4. Поведение людей, культивирующих изживший себя уклад жизни.

 

32. Кодекс моральный.

1. Свод нравственных норм, предписываемых к исполнению и отражающих нравственные требования, которые уже выработало моральное сознание общества.

2. Специально сконструированная совокупность норм, предполагающая жестко закрепленную систему поведения.

3. Свод нравственных норм, предписываемых к исполнению и закрепленных в праве.

4. Свод нравственных норм, отражающий какой – либо общий принцип, из которого можно выводить все правила поведения.

 

33. Когда закладываются основы внутрикорпоративной морали?

1. В позднем средневековье.

2. В начале нового времени.

3. На рубеже XIX – XX веков.

4. В середине ХХ века.

 

34. С какими процессами связано формирование корпоративной морали?

1. Образованием абсолютистских государств, ростом городов и развитием межгосударственной торговли.

2. Формированием индустриального общества.

3. Образованием крупных промышленных корпораций.

4. Глобализацией экономических отношений.

 

35.Что, прежде всего, определяет основное содержание профессиональной морали государственных служащих?

1. Господствующее право и должностные интересы детально регламентирующие деятельность государственных служащих.

2. Утвержденные этические кодексы государственной службы.

3. Основные цели и функциональная структура органов государственной службы.

4.Сложившиеся традиции, обычаи и привычки в органах государственной власти.

 

36. Чем определяется суть категории «служения» в деятельности государственной власти?

1. Неукоснительным исполнением своих должностных обязанностей.

2. Совершенствованием профессионализма и компетенции.

3. Следованием при осуществлении профессиональной деятельности принципу «общественное благо выше личных целей».

4. Следование строгой субординации и всем должностным инструкциям.

 

37. Что является главным в решении нравственных проблем государственного аппарата?

1. Совершенствование правового регулирования деятельности государственных служащих.

2. Восстановление рычагов контроля и управления деятельностью административных органов.

3. Нравственное оздоровление в административной среде невозможно без коренных изменений в жизни общества.

4. Принятие этического кодекса государственной службы.

 


Вопросы для подготовки к зачету

1. Этика как наука о морали. Предмет, структура, функции этики.

2. Структура и функции морали. Особенности морального и правового регулирования в обществе.

3. Основные категории этики и их значение для жизнедеятельности общества и личности.

4. Содержание и классификация моральных норм.

5. Понятие «нравственность», «нравы», их отличие от морали.

6. «Золотое правило» нравственности как единство внутреннего и внешнего в поведении человека.

7. Добро и зло как этические категории.

8. Справедливость как категория этики, ее реализация в политической и управленческой деятельности.

9. Совесть, достоинство и честь как этические категории.

10. Моральная ответственность: сущность, содержание, особенности.

11. Общая характеристика моральных принципов.

12. Природа и предназначение прикладной этики.

13. Понятие и виды профессиональной этики.

14. Соотношение прикладной и профессиональной этик.

15. Административная этика как профессиональная этическая система государственной и муниципальной службы. Этика структуры и этика нейтралитета.

16. Этические проблемы в публичном управлении на современном этапе.

17. Этические требования к государственным и муниципальным служащим: основные принципы и нормы.

18. Коррупция как этическая проблема в государственной и муниципальной службе.

19. Нравственно негативная роль бюрократизма.

20. Моральная ответственность государственных и муниципальных служащих.

21. Мотивация этического поведения и способы повышения этического уровня государственных и муниципальных служащих.

22. Понятие конфликта интересов на государственной службе и механизмы его урегулирования.

23. Административная этика за рубежом: основные подходы и решения.

24. Этический кодекс как один их механизмов этического регулирования публичного управления. Разработка этических кодексов.

25. Этические комиссии (комитеты) государственных органов власти: цели, задачи, функции, полномочия.

 




Терминологический словарь

 

АБСОЛЮТИЗМ (этический) (лат. absolutus - безусловный) - методологический принцип истолкования природы нравственности, в соответствии с которым моральные понятия трактуются как извечные и неизменные начала (законы Вселенной, априорные истины или божественные заповеди), не связанные с условиями жизни людей, с их потребностями, с историческими законами развития человечества. В отличие от релятивизма, который обычно выражал протест против канонизации и догматизации господствующей морали, Л. мог иметь двоякий смысл. С одной стороны, ею приверженцы часта выступали против относительности и условности господствующей морали, се беспринципности и подчиненности политическим интересам правящих групп; в противовес деградации нравов привилегированных классов они выставляли непреложные законы морали, которые должны соблюдаться всеми. Но с другой стороны, такая критика господе 1вующей морали не отрицала ее а принципе, а лишь обосновывала представление о ее незыблемости и универсальности. Поэтому абсолютисты приходили иногда к моральному догматизму и ригоризму.

АВТОНОМНАЯ И ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА (греч. autos - сам и nomos -закон) - тип этической теории, которая обосновывает мораль исходя из ее собственных законов, придает ее принципам самодовлеющий смысл, противостоит гетерономной инка (греч. heteros - другой), объясняющей нравственность из внешнего по отношению к ней начала. Примерами гетерономной этики могут служить гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, согласно которым нравственность имеет производный характер и выводится соответственно из понятий наслаждения, счастья, пользы.

АВТОРИТАРИЗМ (лат. auroritas - власть, приказание) – одна из форм догматизма в морали, проявляющаяся в способе обоснования нравственных требований. Авторитарное понимание нравственности исходит из того, что высшим или даже единственным обоснованием ее требований является указание на авторитетное лицо, от которого эти требования исходят. Наиболее характерен для религиозных учений нравственности, в которых высшим критерием и обоснованием морали является воля Бога.

АВТОРИТЕТ — влияние или способность лидера побуждать других к исполнению возложенных на них обязанностей.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭТИКА - разновидность профессиональной этики, связанная с проблемами государственного управления на всех уровнях, а также с проблемами и спецификой бюрократических организаций.

АРИСТОТЕЛЬ (384—322 до н.э.) - древнегреческий философии ученый-энциклопедист. По мнению Аристотеля, этика имеет дело с ''правильной нормой" поведения, которая обусловлена социальными особенностями и не может быть дедуцирована, подобно положениям теоретических наук, равно как и не может претендовать на всеобщность.

АСКЕТИЗМ (греч. asketes — упражняющийся, подвижник)— моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижении каких-либо социальных целей или нравственного самосохранения. В не мистифицированном виде аскетические, т. е. физические и психогигиенические, правила направлены на удержание человека от постыдных слабостей (гурманства, лености, сладострастия), укрепление воли, сохранение духовной трезвости и обретение ясности сознания. Однако их формальное исполнение, неподчиненное обязанностям человека по отношению к другим людям, не имеет нравственного смысла.

БЕЗОТВЕТСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПЕРСОНАЛА - поведение отдельных сотрудников, которое может подорвать репутацию компании. В. Лоукс, генеральный директор компании Baxier Traveno! Laboratories, предложил четыре правила, которые оградили бы компанию от безответственного поведения персонала:

1) нанимать следует порядочных людей с безупречной биографией и социальным поведением;

2) следует выработать и довести до сведения всех нормы ответственного поведения;

3) менеджеры не должны устраняться от каждодневной деятельности своей организации;

4) менеджеры должны выполнять функции ролевых моделей, воплощающих идеалы и назначение организации.

БЕНТАМ Иеремия (1748—1832) — английский правовед и моралист, теоретический основоположник утилитаризма.

БЛАГО — то, что заключает в себе определенный положительный смысл. В более узком, собственно этическом смысле слова понятие синонимично понятию добра (см. Добро и зло).

"БЛАТ" — СМ. Этика выгодных связей.

ВЕБЕР Макс (1864—1920) — немецкий социолог, философ и историк. В своих исследованиях Вебер проводил мысль о рациональности как определяющей черте современной европейской культуры. Особый интерес представляют его идеи о рациональной природе человека и организационных структур в силу их значения для принятия управленческих решений. Согласно В., наиболее ярким проявлением рациональности в этике является честность отношений, в особенности между кредитором и должником. В работе "Протестантская этика и дух капитализма" В. обосновывал мысль, что европейский капитализм обязан своим происхождением протестантскому религиозно- этическому комплексу, обеспечившему воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость.

ВЛАСТЬ — в общем смысле способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства — авторитета, права, насилия. Заслуга обоснования властных полномочий, которыми должны быть наделены руководители организации, принадлежит Г. Саймону. Власть, по мнению Саймона:

1) определяет круг ответственности исполнителя перед вышестоящим руководителем и в этом смысле формальная Власть допускает применение дополнительных санкций;

2) обеспечивает профессиональную экспертизу всех принимаемых решений путем включения в управленческую иерархию нужных и авторитетных экспертов; 3) обусловливает координацию усилий всех членов организации, т. е. признание ими обязательных для них решений и общих целей. Согласно классификации Фрэнчаи Рэйвена, имеется пять основных форм Власти:

I) Власть, основанная на принуждении. Менеджер может оказывать влияние на других, если он контролирует величину или форму наказания, которое может быть к ним применено; 

2) Власть, основанная на вознаграждении. Менеджер имеет Власть над другим человеком, если этот человек верит, что менеджер может вознаградить его или отказать в этом;

3) экспертная Власть осуществляется, когда менеджер воспринимается как носитель специальных и полезных знаний;

4) эталонная Власть (Власть примера). Характеристики или свойства менеджера настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же;

5) законная Власть основывается на праве человека руководить другими в силу соответствующего положения в организации.

ВОЛЮНТАРИЗМ (лат. voluntas — поля) — субъективный принцип понимания нравственной деятельности; характеристика личной позиции, поступков, взглядов человека, отличающихся откровенным произволом. Как практический принцип поведения, В. выражает точку зрения крайнего индивидуализма и нигилизма и в конечном счете ведет к аморализму. Следуя этому принципу, человек должен совершать свой моральный выбор независимо от каких-либо общественных норм и установлений, произвольно определить свою нравственность, руководствуясь лишь собственным усмотрением. В. — крайнее выражение этического релятивизма, в основе которого лежит извращенное понимание нравственной свободы человека, самодеятельности и творчества в морали.

ВЫБОР (моральный) — акт моральной деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек должен самостоятельно принять моральное решение в пользу одного из них и нередко вопреки другому.

ГЕДОНИЗМ (греч. hedone — наслаждение) — широко применявшийся в истории этической мысли способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Все содержание разнообразных моральных требований Гедонизм сводит к общей цели — получению наслаждений и избеганию страдания. Эта цель рассматривается как основное движущее начало в человеке, заложенное в него природой и в конечном счете определяющее все его действия. Как принцип нравственности, предписывающий людям стремление к земным радостям, Г. (как и эвдемонизм) противоположен аскетизму.

ГУМАНИЗМ (лат. humanus — человеческий, человечный) — исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, человечности, справедливости — желаемой нормой отношений между людьми.

ДЕОНТИЧЕСКАЯ ЭТИКА (этика долга) — направление этики, исходящее из приоритета внутренних мотивов, а не из последствий действия, как, например, в утилитаризме. С точки зрения Д.э., действие является морально оправданным для данного лица в том, и только в том случае, если причина, по которой осуществляется это действие, такова, что указанное лицо желало бы, чтобы все прочие лица в данной ситуации действовали также. Обоснование Д.э. дано в работах немецкого философа И. Канта.

ДОБРО И ЗЛО — нормативно-оценочные категории морального сознания, в предельно обобщенной форме обозначающие, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, благо, а с другой — нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности.

ДОБРОДЕТЕЛЬ - понятие нравственного сознания, являющееся обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности (группы ли , класса, общества) В указывающее на их моральную ценность.

ДОГМАТИЗМ - антиисторический схематически-окостеневший стиль мышления, при котором анализ и опенка теоретических и практических проблем и положений проводится без учета конкретной реальности.

ДОЛГ - одна из основных категорий этики, общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Категория Д. тесно связана с другими понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими, как ответственность, самосознание, совесть, мотив.

ДОМОСТРОЙ — русский средневековый сборник нравоучительных, хозяйственных, бытовых правил и наставлений, служивший талоном поведения православного человека в различных областях деятельности; управлении и домом, торговле, отношении к государству и т. д.

ДОСТОИНСТВО — понятие морального сознания, выражающее представление о ценности всякого человека как нравственной ЛИЧНОСТИ, а также категории этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности. Д. наряду с совестью и честью является одним из способов осознания человеком своей ответственности перед собой как личностью. От самого человека зависит, насколько высоко он будет нести свое Д. и осуществлять человеческое назначение.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯЭТИКА — соблюдение этических норм и правил только с определенными — "своими" — людьми. В отношении "чужих" допускается нарушение этических стандартов.

ИНВАЙРОМЕНТАЛИЗМ — организованное движение заинтересованных граждан и государственных органов, направленное на защиту окружающей среды.

КАНТ Иммануил (1724—1804) — немецкий философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии. В основе этического учения К. лежит сложившееся под влиянием Руссо убеждение в том. Что всякая личность — самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство осуществления каких-либо задач, хотя бы это были задачи всеобщего блага. Основным законом этики К. провозгласил формальное внутреннее повеление — категорический императив. При этом К. стремился строго отделить сознание нравственного долга от чувственной эмпирической склонности к выполнению нравственного закона: поступок будет моральным только в том случае, если он совершается единственно из уважения к нравственному закону. В случае конфликта между чувственной склонностью и нравственным законом К. требует безусловного подчинения нравственному долгу.

КАРТА ЭТИКИ — набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующий этический кодекс (см. Кодекс этический) корпорации для каждого сотрудника компании. Содержит также имя и телефон консультанта компании по этическим вопросам. Данный метод активно применяется в японских компаниях.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ (лат. imperativus — повелительный) — термин, введенный Кантом в книге "Критика практического разума" (1788) и обозначающий основной закон его этики. Кант указывает на три основные формулировки К.и. Первая из них требует всегда поступать так, чтобы твой поступок мог стать нравственным образцом для всех, т. е. мог быть возведен в ранг универсального морального закона. Вторая формулировка призывает не делать другим ничего такого, что ты сам не хотел бы претерпеть со стороны других. Третья формулировка К.и. Канта строго запрещает рассматривать и использовать других людей как средство для достижения собственных (пусть самых высоких и общественно значимых) целей.

Человек не может в принципе рассматриваться как инструмент для социальной деятельности. Согласно Канту, К.и. является всеобщим обязательным принципом, которым должны руководствоваться все люди независимо от их происхождения, положения и т. д.

КОДЕКС этический (лат. codex — книга) — свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. В современных условиях основные принципы и правила делового поведения формулируются в Кодексе этическом. В литературе обычно выделяют корпоративные, профессиональные, национальные и всемирные Кодексы этические. Корпоративный Кодекс этический обычно включает положения, отражающие принципы данной корпорации, правила поведения, ответственность администрации по отношению к своим работникам, обязательства по охране окружающей среды и т. п. Существуют несколько типов корпоративных Кодексов этических:

а) регулятивный документ с детально разработанными правилами, включая санкции, предусмотренные в случае нарушения кодекса;

б) краткий кодекс, включающий абстрактные положения о ценностях, философии, целях корпорации;

в) подробный кодекс социальных обязательств фирмы перед вкладчиками, сотрудникам и т. д.

КОМИТЕТПО ЭТИКЕ — временное или постоянное подразделение организации, состоящее, как правило, из руководителей высшего уровня и специалистов по этике и призванное вырабатывать этическую политику организации, а также решать конкретные этические проблемы данной организации.

КОНСАЛТИНГ (этический)— разновидность консультирования, направленная на решение этических проблем организации внешними независимыми экспертами.

КОНСЬЮМЕРИЗМ — организованное движение граждан и государственных органов, направленное на защиту прав и повышение влияния покупателей на продавцов продуктов.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ — возникает, если у человека есть личная или семейная финансовая или иная заинтересованность в какой-либо иной организации, которая может получить выгоду от решений, принимаемых этим сотрудником при исполнении им служебных обязанностей; либо от осведомленности сотрудника относительно действий организации или ее планов на будущее.

КОНФЛИКТ (моральный) — специфическая ситуация морального выбора, в которой принимающий решение человек констатирует в своем сознании противоречие: осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя какой-либо нравственной нормы одновременно ведет к нарушению другой нормы, представляющей для данного человека определенную нравственную ценность.

КОНФОРМИЗМ (лат conformis — сообразный) — социальная ориентация, складывающаяся в результате несамостоятельных решений (или полноправного участия в решении) общественных и нравственных проблем, а пассивною, приспособительного принятия существующею порядка вещей. Конформист не вырабатывает собственной моральной позиции при решении объективных задач, а приспосабливается к тем стандартам и канонам поведения и сознания, которые обладают наибольшей силой давления на него, т. е. навязываются ему явно (путем принуждения) либо неявно (внушением, через Традицию или другим путем).

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — в отличие от юридической подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организаций. Это тот клик имеет место по отношению к тому, что лежит вне требований, определяемых законом или регулирующими органами, или же сверх этих требований. К проявлениям социально ответственного повеления относятся благотворительность; развитие корпорациями социальных программ, направленных на поддержку местного сообщества; дополнительное (т. е. сверх предусмотренного законом) информирование заинтересованных лиц о продукции компании; добровольное снятие своей продукции в случае ее возможной опасности для потребителя и др.

МАНИПУЛИРОВАНИЕ — использование неэтичных средств и методов мотивации сотрудников (обман, сокрытие информации и подлинных намерений, силовое давление и др.).

МЕЦЕНАТСТВО (лат. Maecenas (Maecenatis)) — римский государственный деятель, прославившийся широким покровительством поэтам и художникам) — покровительство наукам и искусствам.

МОРАЛЬ (лат. mогаlis — нравственный: mores — нравы) — предмет изучения этики, форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека.

НИГИЛИЗМ (моральный) (лат. nihil — ничто) — принцип, характеризующий отношение человека к нравственным ценностям общества; означает отрицание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов (в этом отношении он близок к моральному релятивизму и в своем крайнем выражении переходит в цинизм и аморализм), непризнание любых общественных авторитетов.

НОРМ-УТИЛИТАРИЗМ — разновидность утилитаризма, ограничивающая сферу действия законов утилитаризма некоторыми нормами морали.

НРАВСТВЕННАЯСЛАБОСТЬ — неспособность человека совершить поступок, признаваемый им морально правильным.

ОВУЧЕНИЕ ЭТИКЕ — совокупность приемов и методов повышения этического уровня сотрудников организации.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ И ЭТИКА — один из аспектов сложной взаимосвязи бизнеса и общества. Концепция социальной ответственности бизнеса исходит из того, что менеджмент — это не только экономический институт, ориентированный исключительно на получение прибыли, но и часть общества и по этой причине ответствен перед обществом. Для того чтобы не допускать этически неприемлемого поведения руководителей, в практике менеджмента используются. В настоящее время среди прочих следующие критерии подбора управленческих кадров:

I) принимать па работу следует только "правильных" людей. Брать людей с запятнанной биографией — это всегда крупный этический риск:

2) разрабатывать и доводить до сведения сотрудников нормы ответственного поведения и меньше времени уделять формальным правилам;

3) менеджеры не должны стоять в стороне от ежедневной жизни своей организации, не контактируя с сотрудниками, конкурентами и другими группами, входящими в сферу их интересов;

4) менеджеры должны выступать в качестве ролевых моделей, предписывать и демонстрировать свои представления о том. Как надо работать.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ — общепринятые взгляды, составляющие значительную часть системы понятий данной группы, однако не оказывающие заметного воздействия на групповые ценности и действия. Имеет влияние на нравственные ценности или поведение.

ОЦЕНКА (моральная) — одобрение или осуждение моральным сознанием различных явлений социальной действительности, при котором оно устанавливает соответствие или несоответствие поступка (а также мотива или поведения в целом), черт характера личности, общественного образа жизни определенным моральным требованиям.

ПОВЕДЕНИЕ (моральное! — совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях.

ПОСТУПОК — элемент нравственной деятельности; действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

ПРАВАПОТРЕБИТЕЛЕЙ— закрепленные в законодательных актах и общественном мнении нормы отношений бизнеса и потребителей.

ПРАГМАТИЗМ (греч. pragma — действие, практика) — направление в философии морали, распространенное в США с начала XX в. вплоть до 60-х годов. Основу этического учения Прагматизма заложил У. Джемс, сформулировавший два его исходных принципа: добро есть то, что отвечает какой-либо потребности; каждая моральная ситуация неповторима и поэтому всякий раз требует совершенно нового решения. По существу прагматисты отрицают возможность теоретического рассмотрения практических жизненных проблем. На словах прагматисты придают большое значение разуму в решении вопросов морали. Но с их точки зрения, с помощью разума может решаться лишь вопрос о выборе средств, методов достижения поставленных целей. Сами же цели не могут якобы обосновываться разумом, вообще вопрос о них выходит за границы этики и нравственности.

ПРИНЦИПЫ (моральные) (лат. principium — основание} — одна из форм нравственного сознания, в которой моральные требования выражаются наиболее обобщенно. Если норма предписывает, какие конкретно поступки человек должен совершить, а понятие "моральные качества" характеризует отдельные стороны поведения и черты характера личности, то Принципы в общей форме раскрывают содержание той или иной нравственности; выражают выработанные в моральном сознании общества требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения, смысла его жизни и характера взаимоотношений между людьми.

ПРОБЛЕМА "МНОГИХ РУК" — проблема определения личной ответственности в ситуации, когда в процессе принятия решения принимало участие множество людей.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА (мораль) — подразумеваемый или конкретно определенный набор моральных норм, служащий руководством поведения в той или иной профессиональной деятельности.

ПУРИТАНСТВО (англ. puritan, от позднелат. puritas — чистота) — стиль жизни и деятельности личности, проистекающий из неукоснительного следования системе взглядов, элементами которой являются аскетизм, фетишизация строгости нравов, патриархальное отношение к вопросам семьи и брака. В историческом плане этот термин ведет свое происхождение от названии религиозно-политического, радикально-реформационного движения в Англии XVI— XVII в., известного как пуританизм. Для пуританской этики характерна проповедь накопительства, бережливости, крайнего ограничения потребностей, фанатическое отрицание роскоши и расточительства, пышных церемоний и празднеств, абсолютизированная строгость моральных и нравственных норм, мелочная регламентация жизнедеятельности индивида.

РАЦИОНАЛИЗМ (этический) (лат. rationalis — разумный) — методологический принцип, лежащий в основе многих теорий морали. Как и в философии, Рационализм в этике выражается в попытках создать всеобщую дедуктивную систему нравственности, построенную в порядке общности входящих в нее понятий и представлений, найти универсальный моральный принцип, из которого можно было бы логически вывести все конкретные требования нравственности применительно к различным ситуациям.

РЕЛЯТИВИЗМ (этический) (лат. relativus — относительный) — методологический принцип истолкования природы нравственности, лежащий В основе многочисленных западных этических теорий; выражается в том, что моральным понятиям и представлениям придается относительный, изменчивый и условный характер. Релятивисты видят лишь то, что нравственные принципы, понятия добра и зла различны у разных народов, социальных групп и отдельных людей, определенным образом связаны с интересами, убеждениями и склонностями людей, ограниченны в своем значении условиями места и времени. В этическом Релятивизме часто выражалось стремление определенных социальных групп подорвать или ниспровергнуть господствующие формы нрава ценности, которым придавался абсолютный и догматический смысл (см. Абсолютизм).

РИГОРИЗМ (лат. rigor— строгость) — разновидность формализма в морали; моральный принцип, характеризующий способ выполнения требований нравственности, заключающийся в строгом и неуклонном соблюдении определенных нравственных норм безотносительно к конкретным обстоятельствам, в безусловном повиновению долгу даже вопреки целесообразности, интересам людей и общества. Ригоризм часто связан с фанатизмом, аскетизмом и иногда перерастает в моральное ханжество и фарисейство.

СКЕПТИЦИЗМ (греч. skeptikos — разглядывающий, расследующий) — 1) моральный — воззрение на человека и общество, так или иначе принижающее их моральные возможности, отрицающее и хнравственную дееспособность; 2) этический — воззрение на природу моральных представлений, отрицающее их объективную значимость и познавательный характер.

СЛУЖЕБНОЕРАЗОБЛАЧЕНИЕ— информирование сотрудником организации вышестоящих органов об имеющихся в организации нарушениях.

СОВЕСТЬ — категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя моральные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершенных поступков.

СОЦИАЛЬНЫЕ РЕВИЗИИ — один из способов повышения характеристик этичности поведения руководителей и рядовых работников организации. Социальные ревизии существуют для оценки и составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организации. Сторонники Социальных ревизий полагают, что отчеты такого типа могут свидетельствовать об уровне социальной ответственности организации. Вместе с тем практика показывает, что проблемы измерения прямых издержек и выгод от реализации социальных программ пока не решены в полной мере.

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЦЕЛИ - постановка целей организации как исходный момент в рассуждениях о социальной ответственности бизнеса. В конечном счете, имели суть факторы, которые позволяют нам непосредственно понять ценности и приоритеты, стоящие перед организацией. К числу важнейших целей организации относятся задачи юридического, технического, персонального и социального характера, но в первую очередь получение прибыли. Руководители, стремящиеся создать эффективно действующую организацию. Должны иметь в виду все эти цели, а не только получение прибыли, так как, игнорируя вторичные, но не менее важные цели, нельзя достичь и первичной цели — прибыльности.

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭТИЧЕСКОГО УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ — К наиболее распространенным относятся: составление этических кодексов (нормативов), разработка карт этики, создание этических комитетов, обучение этичному поведению, социальные ревизии, этическое консультирование, проведение этических экспертиз.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ — понятие морального сознания, характеризующее такое положение вещей, которое рассматривается как должное, соответствующее определенному пониманию сущности человека и его прав.

"СТЕКЛЯННЫЙ ПОТОЛОК" — ограничение продвижения по службе женщин выше определенного уровня.

"СТУКАЧЕСТВО" см. Служебное разоблачение.

ТАКТ— хороший вкус в поведении и в манере держать себя.

ТРЕБОВАНИЕ (моральное) — простейший элемент моральных отношений, в которых находятся между собой личность и общество. В этих отношениях человек подчиняется различным формам долженствования, которые находят отражение в соответствующих формах морального сознания.

УПРАВЛЯЮЩАЯИДЕОЛОГИЯ — общепринятые взгляды, составляющие рачительную часть системы понятий данной группы и оказывающие существенное воздействие на групповые ценности и поведение индивидов.

УРОВЕНЬ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ — показатель ориентации человека на способ обоснования своих этических ценностей (боязнь наказания, выгода, авторитет, чувство долга по отношению к властям, ориентация на закон или на всеобщие принципы).

УТИЛИТАРИЗМ (лат. utilitas — польза) — 1) этическая теория, отразившая интересы и умонастроения британской либеральной буржуазии эпохи расцвета капитализма в Англии XIXв.. продолжавшая традицию гедонизма из демонизма в этике. В основе этики Утилитаризма лежит выдвинутый Бентамом принцип полезности, провозглашавший единственной целью моральной деятельности достижение наибольшего количества счастья для наибольшего числа людей, что должно нейтрализовать противоположность классовых интересов и последствий капиталистической конкуренции; 2) принцип поведения, который выражается в подчинении всех поступков получению материальной пользы, выгоды, эгоистическому расчету. Утилитаризм равнозначен узкому практицизму, отрицанию возвышенных мотивов, преуменьшению роли духовных интересов человека.

УТИЛИТАРНАЯ ЭТИКА — направление этики, определяющее моральность поступка исходя из последствий совершенного поступка. Какое-либо действие считается правомерным сточки зрения Утилитарная.этика в том, и только в том случае, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любою другого действия, которое могло бы быть совершено вместо первого.

ФИЛАНТРОПИЯ (греч. philanthropia — человеколюбие) — благотворительность как историческая форма проявления гуманизма: совокупность моральных представлений и действий, направленных на оказание помощи социально незащищенным лицам и слоям общества, находящимся в бедственном положении.

ФОРМАЛИЗМ (моральный) — разновидность морального догматизма, проявляющаяся в способе выполнения нравственных требований: в чисто внешнем следовании заповедям и нормам, в таком выполнении долга, когда человек не задумывается над социальным значением своих поступков, неосознаетдействительногосмысласвоейнравственнойдеятельностиилине способен мотивировать ее с точки зрения потребностей общества и человека.

ЦЕННОСТИ (моральные) — одна из форм проявления моральных отношений общества. Под Ценностями понимается, во-первых, общественное значение, достоинство личности (группы, коллектива) и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов; во-вторых, представления, относящиеся к области морального сознания, — моральные нормы, принципы, идеалы.

ЦИНИЗМ — моральное качество, характеризующее презрительное отношение к культуре общества, к его духовным и в особенности нравственным ценностям. Термин Цинизм обязан своим происхождением древнегреческой философской школе киников (основана Антисфеномв IV до н. э.; при переводе на латинский слово стало звучать как циники), которые проповедовали презрение к общепринятым нормам поведения, полную независимость человека от общества, возврат к "естественному" состоянию. Впоследствии Цинизм стали называть слова и деяния, в которых совершается надругательство над тем, что составляет исторические достижения культуры человечества, глумление над нравственными принципами, осмеяние дорогих людям идеалов, попрание человеческого достоинства. Цинизма в поведении и убеждениях характерен для людей, преследующих свои эгоистические интересы всеми возможными, в том числе и аморальными, средствами, а также для тех, кто, разочаровавшись в каких-либо идеалах, пришел к моральному банкротству и идейной опустошенности.

ЧЕСТЬ — понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная и во многом сходная с категорией достоинства. Подобно достоинству. Честь раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Моральная ценность личности в понятии Честь связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемым и за ним моральными заслугами.

ЭВДЕМОНИЗМ (греч. eudaimonia — счастье) — часто применявшийся в истории этики способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей, Эвдемонизм во многом подобен гедонизму, часто ему сопутствовал и выступал иногда как его разновидность (в учении Эпикура, в этических теориях эпохи Возрождения). Но в отличие от гедонизма основополагающей категорией этики и исходным принципом нравственности Эвдемонизм считает понятие счастья, достижение которого объявляет высшим критерием всякой добродетели и основой моральных поступков. Как и гедонизм, Эвдемонизм при его последовательном проведении в качестве методологического принципа этической теории представляет собой разновидность рационализма и обычно связан с индивидуалистическим толкованием нравственности.

ЭГОИЗМ (лат. ego — я) — жизненный принцип и моральное качество, характеризующие человека с точки зрения его отношения к обществу и другим людям; означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами общества и окружающих людей и является наиболее открытым проявлением индивидуализма.

ЭТИКА БИЗНЕСА — научная дисциплина, представляющая собой синтеза теории этики и традиционного обучения ведению дел, таких, как организационное поведение, экономика, стратегическое планирование, финансы, учет, маркетинг.

ЭТИКА ВЫГОДНЫХ СВЯЗЕЙ — решение деловых и личных проблем в нарушение существующего юридического, экономического и морального порядка, за счет использования положения отдельных людей, имеющих привилегированный доступ к товарам или услугам.

ЭТИКА НЕЙТРАЛИТЕТА — этическая концепции, согласно которой администраторы (управленцы) обязаны выполнять распоряжения своего начальства, проводить в жизнь политику организации не могут выносить самостоятельных, независимых моральных суждений.

ЭТИКА СТРУКТУРЫ — этическая концепция, согласно которой моральна! ответственность администраторов (должностных лиц распространяется только на действия, входящие в их профессиональную компетенцию, и не распространяется на действия организации в целом.

ЭТИКЕТ (фр. etiquette — ярлык, этикетка) — совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда и др.). Этикет — составная часть внешней культуры общества.

EBEN (European Business Ethics Net) — Европейская сеть этики бизнеса, входящая в Интернет.

1SBEE (International Society for Business Ethics and Economics) - Международное общество этики бизнеса и экономики. Проводит международные конференции по вопросам этики бизнеса, экологии, международного развития. Последний из них состоялся в июле 2000 г. в г. Сан- Паулу (Бразилия).



Литература

Основная литература:

1.Указ Президента РФ от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (в ред.. Указов Президента РФ от 20.03.2007 № 372, от 16.07.2009 № 814).

2.Указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2012 № 297).

3. Омельченко Н.А. Этика и культура управления в системе государственной власти и госслужбы: учебное пособие для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление». М.: ГУУ, 2010. 226 с

4. Ионова А.И. Этика и культура государственного управления. Учебное пособие. М.: ФОРУМ, 2011. 192с.

5. Осипова И.Н. Этика и культура управления: учебное пособие. М.: ФОРУМ, 2011. 192с.

6. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций, М.: Омега-Л, 2010 (инв. 2118 у).

Дополнительная литература:

1. Апресян Р.Г. Вид на профессиональную этику // Общепрофессиональная этика. Ведомости. Вып. 28. Тюмень: НИИ ПЭ, 2006. С. 160 - 181.

2. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В.Прикладная этика: что? – к чему? – каким образом? – зачем?// Свобода и/или справедливость. Ведомости. Вып. 28. Тюмень: НИИ ПЭ, 2006. С. 135 - 203.

3. Бачинин В.А. Этика: Энциклопедический словарь. М.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. 288 с.

4. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М.: Гардарики, 2006. 472 с.

5. Гусейнов А.А. Размышления о прикладной этике // Общепрофессиональная этика. Ведомости. Вып. 28. Тюмень: НИИ ПЭ, 2006. С. 148 - 159.

6. Денис Ф. Томпсон. Возможности административной этики // Классики теории государственного управления: американская школа. М., 2003. С. 588-602.

7. Куракин А.В. Этические принципы служебного поведения государственных служащих как способ предупреждения коррупции // Право и политика. 2003. № 2. С. 33-36.

8. Магомедов К. Этические проблемы государственной службы // Государственная служба. 2004. -№ 6. С.14-21.

9. Николайчик В.М. Правовое регулирование этики официальных лиц в США // США. Экономика, политика, идеология. 1998 № 6. С. 89-105.

10. Оболонский А.В. Этические аспекты регулирования государственной службы // Общественные науки и современность. 2004. № 5. С. 53-64.

11. Оболонский А.В. Мораль и право в политике и управлении // Общественные науки и современность. 2007. № 1. С. 66-72.

12. Парламентская этика в России. Сборник материалов Комиссии Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по этике. М., 2002.

13. Согомонов Ю.В., Бакштановский В.И. Власть. Управление. Мораль // Жизнь в профессии. Ведомости. Вып. 19. Тюмень: НИИ ПЭ, 2001. С. 37-58.

14. Шувалова Н. Закон о госслужбе: нравственный аспект // Служба кадров. 2004. № 12. С.25-28.

15. Административная этика: учеб. пособие / под общ. ред. В.Л. Романова. М., 1999.

16. 2. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика профессии: миссия, кодекс, поступок. Тюмень: НИИ ПЭ, 2005.

17. Гусейнов А.А., Апрecян Р.Г. Этика. М., 2004.

18. Оболонский А.В. Мораль и право в политике и управлении. М., 2006.

19. Омельченко Н.А. Этика и культура управления в системе государственной власти и госслужбы. М., 2003.

20. Апресян Р.Г. Вид на профессиональную этику // Общепрофессиональная этика. Ведомости. Вып. 28. Тюмень: НИИ ПЭ, 2006. С. 160 - 181.

21. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. М., 2004.

22. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: цели, средства, результат. М., 1983.

23. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В., Чурилов В.А. Этика политического успеха. Тюмень - Москва, 1997.

24. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Прикладная этика: Опыт университетского словаря. Тюмень: НИИ ПЭ, 2001.

25. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Гражданское общество: новая этика. Тюмень: НИИ ПЭ, 2003.

26. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Гражданское общество: этика публичных арен. Тюмень: НИИ ПЭ, 2004.

27. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В.Прикладная этика: что? – к чему? – каким образом? – зачем?// Свобода и/или справедливость. Ведомости. Вып. 28. Тюмень: НИИ ПЭ, 2006. С. 135-203.

28. Бачинин В.А. Этика. Энциклопедический словарь. СПб., 2005.

29. Белолипецкий Л.Г., Павлова В.К., Этика и культура управления: учебно-практ. пособие. М., 2004.

30. Бербешкина З.А. Совесть как этическая категория. М., 1986.

31. Блюмкин В.А. Бюрократизм: социально-нравственные аспекты. М., 1990.

32. Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права. М., 1998.

33. Вебер М. Теория социальной и экономической организации. М., 1964.

34. Валеев Д.Ж. Происхождение морали. Саратов, 1981.

35. Волченко Л.Б. Добро и зло как этические категории. М.,1976.

36. Государственная служба: вопросы этики: зарубежный опыт. Вып.5. -М., 1995.

37. Глазунова Н.И. Государственная служба (комплексный подход): учеб. пособие / отв. ред. А.В. Оболонский. М., 2000.

38. Государственное (административное) управление: учеб. М., 2004.

39. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М., 1974.

40. Гyceйнов А.А. Введение в этику. М., 1985.

41. Гусейнов А.А. Размышления о прикладной этике // Общепрофессиональная этика. Ведомости. Вып. 28. Тюмень: НИИ ПЭ, 2006. С. 148 - 159.

42. Денис Ф. Томпсон. Возможности административной этики // Классики теории государственного управления: американская школа. М., 2003. С. 588-602.

43. Дробницкий О.Л. Понятие морали. М., 1974.

44. Ионова А.И. Этика и культура госуправления. М., 2005.

45. Зеленкова И.Л, Беляева Е.В. Этика. Минск, 2000.

46. Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. Ростов-на-Дону, 1999.

47. Капто А.С. Профессиональная этика. М., 1997.

48. Карсавин Л.П. Добро и зло. СПб., 1994.

49. Коррупция и бюрократизм: истоки и пути преодоления. М., 1998.

50. Куракин А.В. Этические принципы служебного поведения государственных служащих как способ предупреждения коррупции // Право и политика. 2003. № 2. С.33-36.

51. Лазари – Павловска И. Профессиональная этика и конфликтующие социальные нормы и правила / Идея гражданского общества. Ведомости. Вып. 22. Тюмень: НИИ ПЭ, 2003.

52. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М., 2010.

53. Лукашева Е.А. Право. Мораль. Личность. М., 1986.

54. Луман Н. Честность политиков и высшая аморальность политики // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 1.

55. Кобликов А.С. Юридическая этика. М., 2007.

56. Магомедов К. Этические проблемы государственной службы // Государственная служба. 2004. № 6. С.14-21.

57. Назаров В.Н. Прикладная этика: учебник. М., 2005.

58. Оболонский А.В. Бюрократия для XXI века? Модели государственной службы. Россия. США. Англия. Австралия. М., 2002.

59. Оболонский А.В. Этические аспекты регулирования государственной службы // Общественные науки и современность. 2004. № 5. С. 53-64.

60. Оболонский А.В. Мораль и право в политике и управлении // Общественные науки и современность. 2007. № 1. С. 66-72.

61. Парламентская этика в России. Сборник материалов Комиссии Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по этике. М., 2002.

62. Попов Л.А Этика: Курс лекций. М., 1998.

63. Протанская Е.С. Профессиональная этика. СПб., 2003.

64. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. М., 2011.

65. Скрипник А.Л. Моральное зло в истории этики и культуры. - М., 1992.

66. Смертная казнь: за и против / Сост. О.Ф. Шишов, Т.С. Парфенов. М., 1989.

67. Словарь по этике. М., 1989.

68. Согомонов Ю.В. Моральный феномен: трудности определения // Что такое мораль? М., 1998.

69. Согомонов Ю.В., Бакштановский В.И. Власть. Управление. Мораль // Жизнь в профессии. Ведомости. Вып. 19. Тюмень: НИИ ПЭ, 2001. С. 37-58.

70. Соколов В.М. Свод этических правил государственного служащего // Ежегодник РАГС 97. М., 1998.

71. Соловьев В.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Соч.: В 2-х т. Т. 1. М., 1986.

72. Степанов П.П. Этические нормы государственных служащих: Социально-философский аспект. М., 2000.

73. Халиулина В.П. Профессиональная этика юриста. М., 2006.

74. Шувалова Н. Закон о госслужбе: нравственный аспект // Служба кадров. 2004. № 12. С. 25-28.

75. Этика публичной политики. Из опыта работы Комитета по стандартам публичной сферы Великобритании. М., 2001.

76. Этика: энциклопедический словарь. М., 2011.

Периодические издания:

1. Журнал «Власть». Общенациональный научно политический журнал – http://www.isras.ru/authority.html.

2. Журнал «Государство и право»- http://www.igpran.ru/rus/magazine/index.htm

3. Журнал «Эксперт». – Режим доступа: http://expert.ru/

4. Международный научно-практический журнал «Проблемы теории и практики управления». – Режим доступа: http://www.uptp.ru/.

5. Текущие публикации в журналах и газетах по вопросам этики государственной службы: «Государственная власть и местное самоуправление», «Вопросы государственного и муниципального управления», «Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование», «Коммерсантъ» и др.

6. Информационно-правовые системы: Кодекс, Консультант плюс, Гарант и др.

Интернет-ресурсы:

1. Политика развития государства-корпорации. – Режим доступа: http://www.ng.ru/scenario/2008-02-26/20_corporation

 


Приложение


Дата: 2019-03-05, просмотров: 258.