Меры противокоррупционной защиты государственной службы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В целях борьбы с коррупцией общеизвестно, что к проблемам, порождающим коррупцию, относятся те, которые свойственны большинству стран, находящихся в стадии модернизации, в первую очередь — переживающим переходный период от централизованной системы к рыночной экономике. Во-первых, различные интерпретации причин коррупции противоречат друг другу, во-вторых, ни одну из них нельзя считать безупречной. Следовательно, только изучив должным образом причины и условия, порождающие коррупцию, можно определять и вырабатывать конкретные меры по ее ограничению и снижению.

В целях постоянной борьбы с данным социальным злом и повышения требований к морально-нравственному облику и деловым качествам государственных служащих, а также укрепления дисциплины и повышения ответственности административных государственных служащих в России в июле 2008 г был утверждён Президентом РФ Национальный план противодействия с коррупцией. Он включает 4 раздела:

Раздел I. Меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции: Этот раздел посвящён первоочередным законодательным мерам борьбы с коррупцией.

Раздел II. Меры по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции

Данный раздел плана предусматривает принятие мер, направленных на:

- упорядочение использования государственного и муниципального имущества;

- обеспечение конкуренции на товарных и финансовых рынках;

- совершенствование механизмов проведения государственных закупок и выполнения государственных контрактов;

- разработку методики оценки эффективности внутренних систем выявления и профилактики коррупционных рисков в государственных и муниципальных органах и ряд других мероприятий такого рода.

Раздел III. Меры по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению. Данный раздел плана предполагает проведение мероприятий, направленных на повышение качества юридического профессионального образования в России и пропаганду правовых знаний среди населения.

Раздел IV. Первоочередные меры по реализации настоящего Национального плана. В разделе определяются конкретные мероприятия, призванные способствовать успешной реализации плана, и содержатся соответствующие поручения органам власти и должностным лицам.

В целом, в этом плане предусмотрены основания для прекращения государственной службы. Тем самым, лицо, запятнавшее себя, совершившее коррупционное правонарушение при вступлении в законную силу обвинительного приговора суда о совершении уголовного преступления в дальнейшем лишено права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью. В случае совершения коррупционных правонарушений государственные служащие несут как уголовную, так и административную и материальную ответственность на основаниях и в порядке, установленных законами РФ.

В этой связи в целях исключения различных злоупотреблений, связанных со служебной деятельностью государственных служащих, возникает необходимость введения в действующее антикоррупционное законодательство РФ - норм, направленных, прежде всего, на недопущение лоббирования руководящими чиновниками интересов коммерческих и иных организаций, а также норм, запрещающих заниматься предпринимательской деятельностью через членов своей семьи в случаях, если организация, где работает член семьи госслужащего, находится в какой-либо зависимости от органа государственной власти.

Предусматривается ответственность за укрывательство коррупционных преступлений. Подготовлены изменения и дополнения в действующее законодательство по части установления уголовной ответственности должностных лиц иностранных государств и международных организаций за посредничество, взяточничество, укрывательство коррупционных преступлений. Введена конфискация полученных преступным путем доходов у третьих лиц, усилена уголовная ответственность за посредничество и дачу взятки. При правительстве образована и действует межведомственная комиссия по вопросам совершенствования действующего законодательства в части противодействия коррупции. Проводится ревизия правовой базы на предмет внесения в нее норм, исключающих условия для совершения коррупционных правонарушений и преступлений. Активизируется работа над введением антикоррупционной экспертизы законов и подзаконных актов.

 

4 Карьера и карьеризм

 

Карьера — быстрое достижение успехов в какой-либо деятельности. Слово «карьера» в переводе с французского означает «бег».

Профессиональная карьера — достижение человеком успехов в профессиональной деятельности.

В содержание понятия «профессиональная карьера» включают: профессиональный рост, мастерство, высокую оплату труда, улучшение бытовых и жилищных условий, продвижение по служебной лестнице, занятие определенных постов и должностей, приобретение свободы в принимаемых решениях, адекватную оценку обществом трудовых заслуг, личную удовлетворенность профессиональной деятельностью. Различают вертикальную и горизонтальную карьеру.

Есть карьера, а есть карьеризм. Термины «карьера» и «карьеризм» родственны, но не идентичны по содержанию. Карьера и карьеризм — антонимы.

Весьма часто карьеризм рассматривают как беспринципную погоню за личным успехом в каком-либо виде деятельности и связывают с понятием «карьера». Карьера представляет собой неразрывно связанный с социализацией и развитием личности профессионально-жизненный путь, все этапы которого реализуются личностью, нацеленной на достижение двух глобальных результатов: развитие личности, включая ее профессионализм, и/или обретение социальных и материальных достижений, включая профессионально-должностной статус, признание, материальное благополучие.

Карьеризм как многоаспектный и многоплановый феномен содержательно представляет собой специфический адаптационный вариант профессионального становления, особый вид карьерной стратегии.

В литературе встречается несколько значений термина «карьеризм». Рассмотрим их.

По Ефремовой: «Карьеризм - Стремление сделать карьеру, добиться личного успеха, продвижения в какой-либо сфере деятельности, не считаясь с интересами дела».

По Ожегову: «Карьеризм - Погоня за карьерой, стремление к личному благополучию, продвижению по службе в личных интересах».

В Энциклопедическом словаре: «Карьеризм - беспринципная погоня за личным успехом в любых видах деятельности».

Карьеризм - это качество, характеризующее поведение и личность человека, который подчиняет всю свою общественную деятельность цели продвижения по службе.

Честолюбивый человек готов выполнять предъявляемые к нему требования лишь постольку, поскольку это способствует улучшению его официального положения.

Признаки карьеризма как специфического адаптационного варианта профессионального становления предполагают:

1. требуемый уровень выполнения должностных обязанностей, к которым стремится субъект, выше актуального уровня их выполнения;

2. преобладание процессов адаптации (функционирования) личности над процессами развития в профессии;

3. невозможность самореализации в профессии, наличие лишь самоутверждения;

4. осуществление внешне активной деятельности, результат которой не соответствует требованиям должности, самой профессиональной деятельности;

5. осуществление профессиональной деятельности на уровне планирования, а не проектирования;

6. устойчивая ориентация субъекта на преимущественное установление специфических контактов с социально-профессиональным окружением, не связанных с решением профессиональных задач.

К признакам карьеризма как особого вида карьерной стратегии относятся конкретно-специфические действия субъекта, способствующие должностному продвижению:

- использование случая в целях должностного продвижения и практики «подсиживания» (готовность указать начальству на ошибки своего коллеги, невзирая на особенности сложившейся ситуации);

- избирательное общение с «нужными» людьми (начальством, коллегами и т.д.).

Признаки карьеризма как интегрального личностного феномена:

- доминирование среди других мотивов жизнедеятельности мотива должностного (карьерного) продвижения как крайней степени приверженности идее достижения и организации человеком своей карьеры (большая важность в жизни сферы карьеры для человека, стремление ее построить);

- доминирование среди других мотивов жизнедеятельности мотива достижения престижного положения в обществе (мотива повышения социального статуса, престижа);

- доминирование среди других мотивов жизнедеятельности мотивов материального обогащения и личного жизнеустройства;

- преобладание внешнего локуса контроля в сфере производственных отношений (ориентация на помощь в должностном продвижении со стороны других людей);

- конформность преимущественно по отношению к вышестоящим на фоне терпимости к фактам служебных аномалий с их стороны; доминирование направленностей на себя и на общение (преобладание верности руководству (личной преданности) для достижения личных целей).

Функциями карьеризма являются:

- мотивация; данная функция состоит в воплощении в жизнь карьерных мотивов и целей субъекта, связанных не с содержанием профессиональной деятельности и повышением специальной профессиональной компетентности, а с достижением более высоких статусно-должностных позиций;

- адаптация; данная функция связана с выживанием в социально-профессиональных средах путем лишь функционирования (адаптации) личности в профессии, а не развития;

- самоутверждение; данная функция состоит в осуществлении субъектом защитного поведения, реализуемого в карьере и заключается в стремлении субъекта «казаться таким человеком, каким бы ему хотелось быть, хотя в действительности он таким не является». В основе данной функции лежит мотив превосходства над другими людьми. Указанная функция проявляется в особых позициях самоутверждения у карьериста, связанных с ориентациями на других и на себя, отражающие нормативный уровень, который ориентирован на нормы и ценности референтной группы («быть не хуже…» и «казаться таким, как…»);

- регулирование отношений; данная функция заключается в установлении и регулировании межличностных отношений в социально-профессиональных средах; благодаря указанной функции «карьерист» осуществляет избирательное общение с «нужными» людьми, ищет защитников в лице руководителя или всей административной системы, на которых он может положиться, стремится если не стать «элитой», то просто приблизиться к ней;

- образец (эталон) поведения; данная функция связана с тем, что в условиях, когда социально-профессиональная среда поощряет и закрепляет карьеризм, то и личность, принимая, делает его, тем самым, образцом (эталоном) поведения.

 

5 Моральный конфликт в государственной службе

 

В условиях модернизации политической системы и проведения экономических реформ происходит переоценка общественных ценностей, создавая нестандартные ситуации, которые невозможно урегулировать правовыми нормами ввиду их отсутствия или несоответствия. Вследствие этого именно от профессиональной этики и служебного поведения государственных служащих во многом зависит не только авторитет государственной службы, но и уровень социально-духовного развития общества.

Специфика государственной службы в целом и отдельных ее видов в частности предопределяет наличие многообразия противоречивых интересов – индивида, социальных групп, общества и самого государства, столкновения которых в процессе управленческой деятельности создают огромное количество конфликтов. В этой связи в научной литературе принято говорить о «конфликтном потенциале государственной службы», связанном как с внешней средой, в которой государственные органы осуществляют свою функциональную деятельность, так и с внутренними особенностями их организации.

В то же время существуют конфликты, значимость которых выходит за рамки собственно государственной службы и во многом определяет характер и содержание взаимоотношений государства и общества, к таковым относятся конфликты, корни которых имеют тесную связь с моральными качествами личности государственного служащего.

Государственный служащий, обладая специальным правовым статусом, является одновременно выразителем публичных интересов государства, а также носителем своих частных интересов. В процессе исполнения государственными служащими своих должностных обязанностей могут возникать ситуации, в обобщенном виде получившие название «конфликт интересов», когда личная заинтересованность государственных служащих влияет или может повлиять на исполнение ими своих должностных обязанностей.

Термин конфликт от лат. conflictus — столкновение — определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Использование категории «конфликт интересов» для характеристики процессов и явлений в сфере публичного управления было вызвано необходимостью предотвращения воздействия на государственного служащего каких-либо частных интересов, способных повлиять на выполнение им своих должностных обязанностей. Вместе с тем отмечается, что эта правовая категория, обладает неоднозначной характеристикой, размытыми границами между частными, государственными и общественными интересами, тяжело поддается внутреннему и внешнему контролю, имеет нечеткий, неясный и неполный механизм предотвращения и урегулирования.

Различают несколько видов конфликта интересов: реальный, потенциальный и мнимый.

Реальный — осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов.

Потенциальный — потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм.

Мнимые конфликты в отличие от реальных, когда есть адекватное осознание действительных интересов и как следствие этого активизация действий с целью их защиты, могут возникнуть и по причине неадекватной реакции на ситуацию, ее излишней драматизации и выбора радикальных способов действий, опирающихся, как правило, на силу.

В отечественной практике, определяя конфликт интересов на государственной службе как противоречие между частными интересами государственного служащего и его должностными обязанностями, формирование механизмов по его разрешению впервые было предусмотрено в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г.

Принятый во исполнение данной Концепции Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[4] определил конфликт интересов на государственной гражданской службе как ситуацию, при которой личная заинтересованность государственного гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, способное привести к причинению им вреда.

Дальнейшее правовое развитие исследуемой категории связано с законодательным обеспечением государственной антикоррупционной политики и принятием ряда федеральных законов. В ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»[5] дано определение конфликта интересов на государственной службе, под которым понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Под личной заинтересованностью государственного служащего понимается возможность получения государственным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Таким образом, конфликтом интересов должна считаться ситуация, связанная с влиянием личной заинтересованности государственного служащего на надлежащее исполнение им не только должностных, но и общих служебных обязанностей. При этом служебные обязанности, установленные ст. 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», получили свое распространение на служащих органов внутренних дел, прокуратуры, таможенных органов, органов наркоконтроля, а также военнослужащих.

Предусмотренное законодателем нормативное определение конфликта интересов на государственной службе в целом соответствует международным правовым актам, в соответствии с которыми государственный служащий не имеет права извлекать личную выгоду из своего официального положения в своих взаимоотношениях с другими государственными институтами, бизнесом, общественными организациями, гражданами. Он не должен допускать, чтобы его частные интересы сталкивались с его публичными служебными обязанностями. На государственном служащем лежит правовая и моральная ответственность по недопущению подобных явлений – будь они реальными или потенциальными.

Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной службе установлен ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», согласно которой государственный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности его возникновения.

Очевидно, что в разрешении реального или потенциального конфликта интересов на государственной службе особую роль будет играть развитость морально-психологических качеств и нравственных принципов государственного служащего. Государственный служащий вправе отказаться от участия в деятельности с лицом, с которым у него есть личные интересы, от подарков, услуг или иной выгоды, поручить другому должностному лицу выполнение действий в отношении заинтересованной стороны и т.д. Принятие государственным служащим решения в целях недопущения, предотвращения или снижения негативных последствий развития конфликта интересов, кроме всего, представляет из себя ситуацию «морального выбора», тем самым определяя морально-этический аспект рассматриваемой проблемы.

Необходимость морального выбора проявляется в конфликтных ситуациях, когда сталкиваются между собой интересы личности и общества, что обуславливается наличием социальных противоречий, несогласованностью разных обязанностей, непродуманными действиями отдельных лиц или случайными обстоятельствами. Моральные требования, предъявляемые к лицу, находящемуся в ситуации выбора, предполагают учет последствий принимаемого решения, ориентируя предпочесть выбор, минимизирующий негативные факторы.

Конфликтная ситуация в системе государственной службы должна регулироваться в немалой степени нравственными средствами и способами, путем формирования соответствующих кодексов и создания реальных механизмов их внедрения в повседневную деятельность государственных служащих, которые должны принимать моральные решения.

Моральное решение есть интеллектуальная фаза морального выбора, рациональная процедура морального сознания, осуществляющего выбор поступка, отдавая предпочтение определенным нравственным ценностям. Правильность, оптимальная гуманность принятого морального решения зависит от способности личности принимать его со знанием дела, что, в свою очередь, обусловлено личным нравственным опытом человека, нравственной культурой личности. Способность сделать правильный моральный выбор и принять правильное моральное решение являются показателями целостности духовной культуры личности, основанной на стремлении к общему благу, сознательном выборе направления деятельности, чувстве ответственности перед своей совестью и перед общественным мнением за последствия и результаты своей деятельности.

Применительно к государственной службе моральные принципы и ценности индивида конкретизируются в профессиональной (административной) этике государственного служащего, представляющей собой систему морально-этических норм, предписывающих определенный тип человеческих взаимоотношений на государственной службе.

В целях поддержания и защиты авторитета государства и уважения к его служащим со стороны общества каждый государственный служащий в рамках персональной ответственности обязан соблюдать требования таких стандартов поведения, которые соответствуют его высокому статусу. Морально-этическая составляющая государственной службы определяет уровень развития государства и его правовых институтов.

Вопросы этики и поведения государственных служащих признаются международным сообществом одним из приоритетных направлений деятельности, которое в последние годы приобретает все большую значимость. В 2000 году Комитетом Министров Совета Европы принят Модельный кодекс поведения для государственных служащих[12], в котором главный акцент сделан на привлечении внимания общественности и продвижении этических ценностей как важнейших механизмов по предупреждению коррупции. Принятие и соблюдение этики поведения государственных служащих будет способствовать предотвращению ущерба, наносимого коррупцией государственным интересам и повышению качества принятых официальных решений.

В Российской Федерации общие принципы служебного поведения государственных служащих определены Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»[14], они представляют собой краткие основы поведения, которыми государственным служащим надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей.

В мае 2010 года Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации разработан проект Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации (далее – Типовой кодекс) в соответствии с решением Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 28 апреля 2010 г.

Типовой кодекс основан на положениях Конституции Российской Федерации, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г.), Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

Типовой кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные служащие. Его целью является установление этических норм и правил служебного поведения государственных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных служащих, доверия граждан к государственным органам и обеспечение единых поведенческих норм.

Типовой кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными служащими своих должностных обязанностей.

Конфликт интересов в системе государственной службы нельзя рассматривать односторонне, как простое противоречие личных интересов государственного служащего интересам государства, общества и граждан. Это сложное социальное явление, в основе которого находятся множество различных факторов объективного и субъективного свойства, определенных условий и обстоятельств, в том числе морально-этического характера. От развитости морально-психологических качеств и нравственных принципов государственного служащего будет зависеть моральный выбор и принятие морального решения в целях недопущения, предотвращения или снижения негативных последствий развития конфликта интересов.

 

6 Социальная ответственность государственной службы

 

Общественный контроль соблюдения государственными служащими должной морали осуществляется посредством обращения граждан в соответствующие, предусмотренные законом, государственные органы, через политические и другие общественные организации, средства массовой информации, в том числе и посредством созданных при Федеральной антимонопольной службе и при территориальных органах ФАС России Общественно-консультативных советов.

Гражданские служащие должны уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе ФАС России, оказывать содействие в получении достоверной информации в рамках установленного порядка.

Характерным для всех видов государственной службы является наличие "общих" санкций, таких как: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Однако для отдельных видов службы установлены иные виды санкций.

Очень важным является вопрос о механизме привлечения к дисциплинарной ответственности, порядке наложения и приведения в исполнение дисциплинарного взыскания для государственных служащих. Здесь имеется ряд особенностей.

Во-первых, для гражданских государственных служащих, военнослужащих, а также для сотрудников ОВД, таможенных органов и органов Госнаркоконтроля этот механизм тщательно разработан, а для судебных приставов его практически нет. Вплоть до настоящего времени сотрудники Федеральной службы судебных приставов Минюста России привлекаются к дисциплинарной ответственности на основании и в порядке, предусмотренном нормами Трудового кодекса РФ.

Во-вторых, правом применения дисциплинарного взыскания на гражданской государственной службе обладает представитель нанимателя, которым, как правило, является руководитель государственного органа, а на правоохранительной государственной службе взыскание назначает прямой начальник. На военнослужащих же дисциплинарные взыскания могут налагаться не только вышестоящим по должности, но и по званию, в соответствии с дисциплинарной властью командира.

В-третьих, решение о привлечении к ответственности должно быть реализовано на гражданской службе непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Аналогичный порядок предусмотрен и для сотрудников таможенных органов. А на военной службе, службе в органах внутренних дел и в службе Госнаркоконтроля - не позднее 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке.

В-четвертых, запрещается за один и тот же проступок налагать несколько дисциплинарных взысканий или соединять одно взыскание с другим.

В-пятых, на военной службе запрещено налагать взыскание на весь личный состав подразделения.

В-шестых, наложение дисциплинарного взыскания за проступки, совершенные военнослужащим во время несения службы в составе суточного наряда, производится после смены или замены другим военнослужащим.

В-седьмых, по отношению к лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, дисциплинарные взыскания могут применяться только после вытрезвления.

В-восьмых, состояние наказанности для военнослужащих не прекращается автоматически, как для других государственных служащих по истечении определенного срока (как правило - один год со дня наложения взыскания), так как Дисциплинарным уставом ВС РФ установлено, что взыскание может быть снято приказом только в порядке поощрения. Для тех государственных служащих, на кого распространяется Положение о службе в ОВД РФ, и сотрудников органов Госнаркоконтроля установлены сроки для снятия взысканий в зависимости от того, каким порядком они были объявлены. Устные снимаются через месяц со дня наложения, а объявленные в приказе, через год.

Это лишь некоторые особенности применения дисциплинарных взысканий для отдельных видов государственной службы. Представляется, что закрепление данных правил в современных условиях развития законодательства о государственной службе не соответствует самому духу, смыслу ее существования по ряду причин.

Во-первых, это нарушает принципы единства государственной службы и принципы законности при применении административной ответственности, в частности, закрепленный в ст. 1.4 КоАП РФ принцип равенства перед законом.

Во-вторых, как правило, действие этой нормы означает либо необоснованное смягчение ответственности, либо наоборот - необоснованное ее усиление.

В-третьих, если это дополнительная гарантия для государственных служащих со специфическими условиями служебной деятельности, то почему вопрос о возможности применения мер дисциплинарного характера отдан на "откуп" органам (должностным лицам), которым предоставлено право назначать административные наказания.

Таким образом, в современных условиях совершенствование правовой базы в этом направлении представляется крайне необходимым условием для повышения эффективности данного вида федеральной государственной службы.

Актуализация социальной ответственности государственного служащего:

1. Моральное самораскрытие;

2. Человековедческое и социальное образование;

3. Человековедческое и социальное образование;

4. Развитие служебного мастерства;

5. Развитие чувства социальной ответственности;

6. Внутрислужебный социальный контроль;

7. Формирование чувства долга;

8. Профессионализм;

9. Служебная культура;

10. Поддерживания традиций государственной службы;

11. Официальные санкции.

 

 

Тема 8 Этика государственных служащих зарубежных стран

 

1 Совершенствование профессиональной этики служащих как мировая тенденция

 

Основные модели государственной службы сложились в другую эпоху и долгое время не подвергались значительным изменениям. Однако последние десятилетия в большинстве развитых стран в этой сфере происходят серьезные перемены. Поэтому принципы организации и функционирования госслужбы, еще сравнительно недавно считавшиеся близкими к идеалу, ныне во многом устарели, не отвечают современным и тем более перспективным экономическим и социальным потребностям, новым вызовам времени и возросшим общественным ожиданиям.

Организационная. Технологически и методически сближаясь с коммерческими структурами, госслужба не должна и не может утратить свою специфику, принципиально отличающую ее от других организаций и общественных институтов. Главное этой специфики — ее назначение — служить общественным интересам и интересам граждан. А чтобы обеспечить это в условиях изменений, необходимо особое внимание к моральным принципам и ценностям госслужащих. В противном случае госслужбу неизбежно захлестывает вал коррупции и прочих злоупотреблений, связанных возможностью торговли влиянием и разного рода ресурсами от имени государства.

Политическая. Падение уровня доверия населения к чиновничеству справедливо лишь отчасти и во многом связано с более широкими причинами — общим кризисом доверия к государственным институтам, а также с возросшими требованиями и ожиданиями граждан, — но реагировать на данное обстоятельство необходимо. Во-первых, доверие граждан — одна из фундаментальных основ демократии, во-вторых, люди, как известно, во многом живут в мире своих субъективных представлений, в том числе власти, которая в демократическом обществе обязана стремиться улучшать эти представления. Поэтому моральный аспект поведения государственных служащих очень важен и с точки зрения публичной политики.

Нормативная. В основе же этических кодексов лежат принципы поведения, отклонения от которых, их меру и характер гораздо легче соотнести с административной реальностью. Специфика многих вроде бы даже очевидных административных проступков или нарушения норм политической этики такова, что бывает крайне трудно доказать наличия вины. А без этого нельзя применять правовую санкцию. Моральные же санкции в том числе — моральное осуждение коллег или руководителей, принятие во внимание моральных качеств сотрудника при решении вопроса о его продвижении, аттестации и т.п. в данном случае вполне работают и зачастую бывают более эффективны, чем скажем, выговор или даже лишение премии. К тому же не следует преувеличивать  возможности права: ряд действий по самой своей природе не может быть предметом эффективной правовой регламентации, а регулируется нормами групповой морали или индивидуальной нравственности. Это — не менее действенные инструменты, так как именно они являются базовыми основаниями поведения человека.

Психологическая. Этика, публично одобренные стандарты поведения апеллируют к лучшей стороне человеческой природы (совести), также к нормам групповой в данном случае административной морали, в то время как действенные правовые акты с их неизбежным акцентом на карательные меры апеллируют к страху наказания. Иными словами, первые как бы возвышают человека вторые — его принижают. Это различие немаловажно с точки зрения воспитания сознающих свою социальную ответственность и честных служащих.

 

2 Зарубежный опыт противодействия коррупции в системе государственной службы США

 

Коррупция сопровождает человечество с древнейших времён. Наказание за взяточничество предусматривалось ещё законами Хаммурапи (4 тыс. лет назад), устанавливалось египетскими фараонами. Пагубное воздействие этого асоциального явления ощущается в любой стране, независимо от государственного устройства или традиций. Резкий всплеск коррупции был отмечен в период становления рыночных отношений в XIX веке. Одновременно появились и первые попытки противодействия ей на законодательном уровне. Но существенного изменения антикоррупционной ситуации ни в мире, ни в отдельных государствах не произошло.

Только во второй половине XX столетия, когда борьба с коррупцией в ряде стран была возведена в ранг государственной политики, удалось добиться минимизации её влияния на все сферы жизнедеятельности общества. В этом отношении представляет интерес опыт тех государств, которые сравнимы с Россией по численности управленческого аппарата. Это, прежде всего, США, Германия, Великобритания, Франция, Китай и ряд других стран.

В США антикоррупционное законодательство характеризуется чрезвычайной жёсткостью. Так, за различные виды коррупции - взятка, кикбэкинг (выплата части незаконных денег участнику сделки) и др. - предусмотрены штрафы в тройном размере взятки или тюремное заключение от 15 лет, либо то и другое одновременно, а при отягчающих обстоятельствах - лишение свободы до 20 лет.

Законодательство США предусматривает наказание за дачу и получение вознаграждения за услуги, входящие в круг обязанностей должностного лица. Поощрения, по американскому праву, чиновник может получить только официально - от правительства. Наказание за нарушение этой нормы - штраф или лишение свободы до 2 лет, или совокупность наказаний. Коррупционными признаются сделки между любыми лицами по поводу устройства на федеральную государственную службу. Так, уголовно наказуемым является требование денег или имущественных благ, или их получение для содействия в устройстве на государственную службу.

Виновный наказывается лишением свободы на один год или штрафом в размере требуемой или полученной суммы, или совмещением обоих видов наказания. Исключение составляет деятельность специальных агентств по найму, имеющих разрешение участвовать в наборе на государственную службу.

Антикоррупционное законодательство США носит системный характер. Оно состоит также из правовых актов, регламентирующих лоббистскую, банковскую, биржевую и иные виды деятельности. И хотя это не является гарантией полного искоренения коррупции, в США её уровень значительно ниже, чем в других государствах.

Борьба с коррупцией облегчается тем, что в США фактически нет иммунитетов для должностных лиц. Любой чиновник, включая президента, конгрессменов и сенаторов, может быть привлечён к уголовной ответственности, хотя и в особом порядке, после отстранения его от должности.

Другим важнейшим направлением антикоррупционной стратегии США является профилактика коррупции в системе государственной службы. Она основывается на внедрении так называемой «административной морали», представляющей собой этические и дисциплинарные нормы.

Впервые Кодекс этики правительственной службы был принят в 1958 г. в виде резолюции Конгресса, в которой было закреплено, что каждое лицо, находящееся на правительственной службе, должно:

1. ставить преданность моральным принципам и государству выше преданности лицам, партии или государственным органам;

2. исполнять Конституцию, законы США, постановления органов власти и никогда не поддерживать тех, кто уклоняется от их исполнения;

3. работать весь трудовой день за установленную плату, прилагая необходимые усилия и мысли для выполнения своих обязанностей;

4. находить и применять наиболее  эффективные и экономичные способы решения поставленных задач;

5. никогда не прибегать к дискриминации, предоставляя кому-либо специальные блага или привилегии как за вознаграждение, так и без него, не принимать для себя и своей семьи блага или подарки при обстоятельствах, которые могут быть истолкованы как воздействие на исполнение должностных обязанностей;

6. не давать никаких обещаний, касающихся должностных обязанностей, поскольку государственный служащий не может выступать как частное лицо при исполнении государственной должности;

7. не вступать ни прямо, ни косвенно в коммерческие отношения с правительством, если это противоречит добросовестному исполнению должностных обязанностей;

8. никогда не использовать конфиденциальную и служебную информацию для извлечения личной выгоды;

9. вскрывать случаи коррупции при их обнаружении;

10. соблюдать эти принципы, сознавая, что государственная должность является выражением общественного доверия.

Кодекс, хотя и имел рекомендательный характер, в дальнейшем стал основой правовой регламентации «административной этики» госслужащих США.

В развитие Кодекса в 1962 г. Конгрессом США были приняты так называемые «официальные нормы поведения выборных должностных лиц (членов обеих палат парламента) и публичных должностных лиц органов исполнительной власти».

В 1965 г. распоряжением президента Л. Джонсона были установлены стандарты поведения, этические нормы должностных лиц. В 1978 г. эти правила обрели форму Закона «Об этике служащих государственных органов».

С конца 80-х годов XX в. этические начала государственной службы стали объектом ещё более жёсткой правовой регламентации. В 1989 г. Конгрессом США был принят Закон «О реформе Закона об этике», который внёс существенные изменения в нормы, регулирующие этику поведения должностных лиц, и распространил их на все ветви федеральной власти - законодательную, исполнительную и судебную.

В октябре 1990г. Закон был подкреплён исполнительным приказом президента США № 12731 «Принципы этики поведения должностных лиц и служащих государственного аппарата». Эти принципы были распространены не только на чиновников высшего ранга и на рядовых госслужащих.

Согласно приказу госслужащие:

1. не должны участвовать в финансовых операциях, при проведении которых предполагается использование закрытой правительственной информации или использование такого рода информации в личных целях;

2. не могут в какой бы то ни было форме поощрять подношения или принимать подарки от любых лиц или группы лиц, добивающихся от них совершения каких-либо официальных действий, имеющих вместе с ними какие-либо общие дела или осуществляющих деятельность, регулируемую органом, в котором работают эти служащие;

3. принимать подарки от лиц, интересы которых зависят от выполнения или невыполнения этими служащими своих должностных обязанностей;

4. обязаны докладывать «в соответствующие инстанции обо всех замеченных случаях разрушения собственности, обмана, злоупотребления и коррупции».

Контролем за исполнением этих установлений занимаются специально назначаемые в любом государственном управлении или департаменте лица или группы лиц, комиссии, которые при необходимости могут запрашивать дополнительную информацию, вызывать на беседу самих чиновников, проводить служебное расследование.

Для чиновника последствия обнаружения допущенных им нарушений могут выразиться в виде применения к нему одной из следующих мер воздействия:

частичная или полная дисквалификация;

перемещение на низшую должность;

предложение прекратить «конфликтные» финансовые связи. При серьёзных нарушениях возможно привлечение к уголовной ответственности.

Кроме того, ограничивается право государственного служащего на побочный (по совместительству) заработок, размер которого не должен превышать 15% оклада по должности. Это ограничение распространяется на должностных лиц всех ветвей власти, за исключением членов Сената США. Чиновники, назначаемые президентом США, вообще не могут получать «какой бы то ни было доход в течение всего срока службы за услуги и деятельность, выходящую за рамки непосредственных служебных обязанностей». Что касается бывших государственных служащих, то ограничение их деловой деятельности действует в течение двух лет после выхода в отставку. Им запрещается выполнять представительские функции при разрешении органами исполнительной власти конкретных дел, которые относились к ведению этого государственного служащего в течение года, предшествующего прекращению его службы. Двухлетний запрет распространяется и на бывших «старших чиновников» исполнительной власти. Они не должны поддерживать контакты с прежним местом работы, не могут представлять чьи-либо интересы по любому вопросу перед тем ведомством, в котором они служили, или каким-либо государственным служащим этого ведомства.

Ещё одним важнейшим положением антикоррупционной стратегии США являются единые для всех ветвей государственной власти правила, ограничивающие получение должностным лицом подарков от частных лиц и организаций.

Так, сенатор США, а также сотрудники его аппарата не должны принимать подарки от частных физических и юридических лиц, которые могут оказаться заинтересованными в одобрении Сенатом конкретных законов, если стоимость подарков в течение календарного года в совокупности превышает 100 долл. Стоимость подарков, получаемых сенатором из других источников (исключая родственников) в течение календарного года, не должна превышать в совокупности 300 долл. Закон об этике налагает ограничения на оплату частным лицам подарков в форме поездок. Сенат установил лимит в три дня (и две ночи) для поездок внутри страны и в семь дней (и шесть ночей) для поездок за границу. Эти ограничения распространяются также и на членов семей сенаторов.

Член палаты представителей Конгресса США имеет право получать подарки в течение календарного года общей стоимостью не более 250 долл. из одного источника. Такое ограничение распространяется и на сотрудников его аппарата. При этом каждый подарок, включая подарки супругам должностных лиц, «справедливая рыночная цена» которого превышает 100 долл., должен декларироваться. Эти ограничения распространяются на все подарки, кроме подарков от родственников.

Для остальных категорий государственных служащих также существуют ограничения на получение подарков. Государственный служащий и его супруга (супруг) могут в течение календарного года принять подарки, цена которых в совокупности не превышает 100 долл. Получив подарок выше допустимой стоимости, государственный служащий обязан в течение 60 дней сдать его в соответствующий орган своего ведомства.

Особое внимание уделено правилам, регламентирующим условия получения подарков и наград от представителей иностранных государств. Государственный служащий, например, имеет право принять подарок от представителя иностранного государства в том случае, если этот подарок предлагается в качестве сувенира или знака вежливости и не превышает «минимальной стоимости». Принять подарок выше «минимальной стоимости» должностное лицо вправе, если такой подарок способствует развитию связей США в сфере науки или медицины, а также, если отказ принять подарок может обидеть дарителя и каким-то образом повлиять на международные связи.

Как показывает анализ, в США выстроена достаточно эффективная система, создающая условия для действенной борьбы с коррупцией.

 

 

3 Аспекты этики поведения чиновника на опыте Великобритании

 

В Великобритании основу уголовного законодательства о взяточничестве (коррупции) составляют Закон о взяточничестве в публичных организациях 1889 г. и законы о предупреждении коррупции 1906 и 1916 гг. Первый из названных законов осуждает «требование взятки или получение, или согласие на получение подарка, ссуды, вознаграждения или чего-либо иного, имеющего ценность как средства побуждения служащего сделать что-либо или воздержаться от выполнения чего-либо».

Лицо, признанное виновным в таком поступке, присуждается к тюремному заключению или к уплате стоимости подарка, ссуды или вознаграждения, полученных им. Дополнительно он лишается права быть избранным или назначенным на какую-либо публичную должность сроком на семь лет. В случае повторного осуждения виновный может быть приговорён к лишению служебных прав навсегда, а также к лишению права на какую-либо компенсацию или пенсию, на которые он бы рассчитывал в качестве должностного лица.

Закон 1906 г. о предупреждении коррупции предусматривает уголовную ответственность независимо от того, совершило ли лицо, получившее взятку, те действия, за которые она была дана, и от мотивов, которыми руководствовался взяткодатель.

Закон 1916 г. об исправлении Закона о предупреждении коррупции и дополнениях к нему устанавливает ответственность за взяточничество в тех случаях, когда делом или сделкой, по поводу которых взятка была дана, был договор или предложение договора с центральным правительством или с отдельными правительственными ведомствами. Предусмотренное Законом 1916 г. взяточничество карается тюремным заключением на срок от 3 до 7 лет.

В отдельный состав коррупционного преступления британское законодательство выделяет подкуп с целью получения почётных наград. Причём ответственность предусмотрена как для дающих, так и для получающих взятку. Взяткодатель наказывается лишением свободы на срок до двух лет или (и) штрафом по усмотрению суда. Взяткополучатель -лишением свободы до 3 месяцев или (и) штрафом в пределах предусмотренного законом максимума (Закон о предупреждении злоупотребления с наградами 1925 г.).

Законом о продаже должностей 1809 г. в редакции Закона об уголовном праве 1967 г. предусмотрена ответственность за коррупцию в виде продажи, покупки, сделок с целью получения какой-либо должности, в том числе и работы по найму как в пределах Соединённого Королевства, так и в британских владениях. Виновные наказываются лишением свободы на срок до 2 лет и лишением права навсегда занимать соответствующую должность. Британское законодательство рассматривает в качестве самостоятельного преступления подкуп судей и судебных чиновников. Лица, которые предлагают или дают судебному чиновнику какой-либо дар или денежное вознаграждение с целью повлиять на его служебное поведение или действие, и судебный чиновник, принимающий вознаграждение, совершают преступление, наказуемое штрафом или лишением свободы до 2 лет. Что же касается коррупции на финансовых рынках, то британская правовая система обязывает финансистов сообщать обо всех подозрительных операциях в правоохранительные органы. И если банкир этого не сделает, то его привлекут к уголовной ответственности в качестве соучастника.

В рамках антикоррупционной стратегии в Великобритании реализуется и программа утверждения принципов честности и неподкупности во всех сферах жизни общества, в том числе на государственной службе. В октябре 1994 г. был создан независимый консультативный Комитет по стандартам (поведения) в общественной (государственной) жизни под председательством лорда Нолана. В состав Комитета вошли 10 авторитетных общественных деятелей, в том числе два члена парламента. В задачи Комитета входило: «изучение и оценка норм поведения всех руководителей общественных учреждений, включая все действия, относящиеся к их финансовой и коммерческой деятельности»; выработка рекомендаций по улучшению моральных критериев участников «публичной жизни». К их числу были отнесены все министры, государственные служащие, члены национального и Европейского парламентов, высшие чиновники всех неправительственных общественных учреждений, представители местных властей. При этом Комитету не рекомендовалось рассматривать частные случаи нарушения стандартов поведения, а сосредоточиться на формировании общих принципов достойного участия в общественной жизни. В результате уже в 1995г. Комитет сформулировал семь принципов государственной работы чиновников - своеобразный Кодекс поведения:

- нестяжательство - служение только общественным интересам, отказ от каких-либо действий для достижения материальных и финансовых выгод для себя, своей семьи и друзей;

- неподкупность - недопущение какой-либо финансовой или иной зависимости от внешних лиц или организаций, которые могут повлиять на исполнение официального долга;

- объективность - непредвзятое решение всех вопросов;

- подотчётность - ответственность за принятые действия перед обществом и предоставление полной информации в случае публичной проверки;

- открытость - максимальное информирование общества обо всех решениях и действиях, их обоснованности (при этом сокращение информации допустимо при необходимости соблюдения высших общественных интересов);

- честность - обязательное сообщение о своих частных интересах, связанных с общественными обязанностями, принятие всех мер для разрешения

- возможных конфликтов в пользу общественных интересов;

- лидерство - соблюдение принципов лидерства и личного примера в исполнении стандартов общественной жизни.

Хотя сами по себе нарушения данных стандартов не влекли за собой судебных последствий и рассматривались только как нарушение «Кодекса чести», они сыграли роль сдерживающего фактора в борьбе с коррупцией.

 

 

4 Аспекты этики поведения чиновника на опыте Франции

 

Антикоррупционное законодательство Франции направлено на борьбу с должностными преступлениями государственных чиновников, принимающих политико-административные решения, а также противодействие деятельности политических партий, применяющих незаконные методы финансирования и проведения избирательных кампаний. Первое направление получило развитие ещё в 1919 г., когда в Уголовный кодекс была включена статья, запрещающая государственным чиновникам в течение 5 лет после отставки работать в компании, которую они контролировали, находясь на государственной службе. Неисполнение этого требования наказывалось лишением свободы до двух лет и штрафом в размере 200 тыс. франков. В 1946 г., затем в 1992 г. в связи с принятием Устава о государственной службе ответственность по данной статье была ужесточена.

И всё же французское законодательство уделяет больше внимания административным, а не уголовным мерам наказания. При этом преследуется главная цель - предотвращение «недолжного соединения личных финансовых интересов и исполнения должностных функций государственного служащего». Французские законодатели менее суровы, чем американские. От чиновников не требуется подача декларации о доходах, а соблюдение ограничений на профессиональную деятельность после увольнения чиновника с государственной службы контролируется менее строго.

Особенность французского антикоррупционного законодательства, по сравнению с американским, заключается в том, что государственные чиновники могут участвовать в выборах, не утрачивая своего статуса. Им разрешается совмещать свою работу с выборной должностью на местном уровне. Если же они избраны в общенациональный парламент, то обязаны уйти в отпуск со службы, но по истечении срока депутатских полномочий вправе вернуться на прежнюю должность без каких-либо ограничений. Особый статус устанавливается для министров, к которым относятся все члены правительства независимо от ранга. По Конституции Франции правительственным чиновникам запрещено совмещать свою должность с депутатским или сенатским мандатом и с любой другой профессиональной деятельностью в общественном или частом секторе. После отставки министры в течение шести месяцев не имеют права занимать руководящие посты в государственных или частных компаниях. Это не относится к лицам, которые до назначения на министерский пост уже работали в указанных сферах.

Во Франции созданы правовые и организационные основы гласности деклараций о доходах и имуществе высокопоставленных работников государственного аппарата.

Среди актов, направленных на борьбу с коррупционными преступлениями, следует назвать также решение правительства страны от 11 марта 1988 г. о публикации актов политических партий и данных о расходах на проведение избирательных кампаний, об обязательном декларировании доходов министров и парламентариев.

В 1990 г. был принят Закон о финансировании политических партий, который ввёл ограничения на предоставление средств, в том числе на проведение избирательных кампаний, политическим партиям от физических лиц или предприятий. В 1993 г. была создана Национальная комиссия по счетам избирательных кампаний и финансированию политических партий, наделённая контрольными функциями.

В 1991 г. во Франции была создана Межведомственная комиссия по контролю за рынками государственных заказов и общественных работ, а в 1993 г. был расширен круг мероприятий, направленных на соблюдение правил заключения контрактов на проведение общественных работ. В этот же период в законодательство была введена такая форма коррупции, как покровительство. Под ним понимаются действия чиновников, ведающих распределением заказов, которые предоставляют частному предприятию незаконные льготы.

В 1995 г. был принят Закон Сегена, дающий Счётной палате право контролировать процесс назначения на государственную службу. Практически одновременно была создана Комиссия по финансовой гласности политической жизни, которая контролирует имущественное положение парламентариев. В соответствии с Законом, каждый депутат Национального собрания Франции после своего избрания обязан предоставить финансовые счета о средствах, израсходованных на предвыборную кампанию, а также «декларацию чести» с указанием размеров личной собственности. Такие же декларации представляют депутаты Европейского парламента, члены генеральных и региональных советов. В системе противодействия коррупции функционируют специальные подразделения криминальной полиции, МВД, прокуратуры, таможенной службы и налоговой инспекции. Координация этой деятельности возложена на Центральную межведомственную службу при Минюсте по предотвращению коррупции.

Немаловажную роль в противодействии коррупции играет и созданная в 1991 г. при министерстве экономики и финансов Франции служба «Тракфин» (Tracfin). Этот орган создавался для борьбы с «отмыванием» нелегальных доходов от незаконного оборота наркотиков. Затем в поле его зрения попали дела о ввозе и вывозе капитала, полученного от незаконной торговли оружием, и, как следствие, о коррупции крупных французских госчиновников.

В настоящее время «Тракфин» занимается всем комплексом проблем, связанных с отмыванием «грязных» денег через банковскую сеть.

 

 

5 Аспекты этики поведения чиновника на опыте Германии

 

Антикоррупционная система Германии базируется на 10 основных принципах:

- охранять государственную казну и конкуренцию посредством регистра коррупции;

- создавать стимулы для новой этики предпринимательства; запрещать должностным лицам, уволенным со службы за оказание протекции, в течение 5 лет иметь отношение к предпринимательству; ликвидировать пробелы в законах;

- вести санкционированный контроль за телефонными разговорами; урегулировать положение главного свидетеля посредством смягчения наказания;

- улучшать уголовное преследование путём создания центров по борьбе с коррупцией;

- обеспечивать широкую гласность своей деятельности;

- создать «телефон доверия»;

- усилить контроль с целью предупреждения самообогащения, и злоупотребления субъективным правом.

Следует отметить, что для противодействия коррупции в Германии были приняты меры законодательного и административного характера. В 1997 г. вступил в силу Закон о борьбе с коррупцией с одновременным внесением изменений в Уголовный кодекс (УК) Германии. Был расширен перечень коррупционных преступлений:

- получение выгоды (§331);

- получение взятки за нарушение служебного долга (§332);

- обещание, предложение выгоды, взятки (§333); дача взятки за нарушение служебного долга (§334);

- получение и дача взятки в хозяйственном обороте (§299);

- ограничивающие конкуренцию соглашения при конкурсах (§298).

В УК Германии была внесена статья о даче и получении взятки в частноправовом обороте, которая ранее содержалась в Законе против неразрешённой конкуренции (подкуп служащего - §12).

В качестве организационно-правовой меры министерствам и федеральным органам управления был представлен пакет документов, который получил название «Директива федерального правительства о борьбе с коррупцией в федеральных органах управления».

В Директиве содержатся положения, направленные на предупреждение коррупции:

1. определение перечня должностей, наиболее подверженных коррупции;

2. усиление внутриведомственного контроля в форме ревизий;

3. особенно тщательный подход при назначении лиц на должности, исполнение которых допускает возможность совершения коррупционных действий;

4. обучение и повышение квалификации сотрудников для неприятия ими действий, подпадающих под состав коррупционных преступлений;

5. усиление служебного надзора руководством федерального органа;

6. ротация персонала, занимающего должности, наиболее подверженные коррупции;

7. строгое соблюдение предписанных процедур при выделении и оформлении государственных заказов;

8. чёткое разделение этапов, связанных с планированием, выделением и расчётами при оформлении государственных заказов;

9. исключение из конкурса участников аукциона в случае серьёзного нарушения установленных правил.

Одновременно с Директивой были разработаны Рекомендации по соблюдению «Кодекса антикоррупционного поведения». К Рекомендациям прилагалось «Руководство к действию», предназначенное для руководителей, поскольку эффективность мер воздействия и предупреждения коррупции в первую очередь зависит, по мнению германских законодателей, от руководящих лиц государственной службы.

В соответствии с этими документами государственные служащие не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в деятельности правления, наблюдательного совета или в ином органе общества, товарищества или предприятия любой другой правовой формы.

Для всякой иной работы, помимо службы, служащий обязан получить предварительное разрешение высшей служебной инстанции. Разрешение не требуется для: принятия опекунства, ухода за больным или немощным, выполнения обязанностей по завещанию, отправления «свободной» профессии, управления собственным имуществом, деятельности, связанной с обучением и исследованиями в научных институтах и учреждениях.

Среди мер, направленных на противодействие коррупции, следует отметить порядок трудоустройства лиц, ушедших с высоких государственных постов.

В течение установленного срока они должны получить разрешение правительства на работу в частном секторе или занятие коммерческой деятельностью, если они к ней имели отношение. В противном случае их поведение может рассматриваться как коррупционное.

В Германии служащий и по истечении срока службы должен держать в тайне сведения и факты, ставшие ему известными в процессе служебной деятельности. Без разрешения служащий не имеет права давать показания или делать заявления по известным ему фактам (делам) даже в суде. Разрешение такого рода даёт руководитель службы или, если служебные отношения прекращены, последний руководитель службы. Сведения для прессы вправе оглашать только правление учреждения или уполномоченный им служащий.

Повышенные требования и ограничения, связанные с государственной службой, компенсируются в Германии соответствующим государственным жалованием и другими выплатами, гарантиями, обеспечивающими стабильность рабочего места и продвижение по службе, а также достойный уровень жизни. Всё это способствует эффективности антикоррупционной стратегии ФРГ.

 

 

6 Аспекты этики поведения чиновника на опыте Финляндии

 

Заслуживает внимания опыт противодействия коррупции Финляндии, у которой, по международным оценкам, один из самых высоких антикоррупционных рейтингов.

Низкому уровню коррупции в органах государственной власти и управления Финляндии способствуют:

- наличие развитых институтов гражданского общества, в том числе СМИ;

- стремление к минимизации вмешательства государства в экономический сектор;

- прозрачность и гласность процесса принятия решений должностными лицами, открытость и доступность большинства нормативных и подзаконных актов;

- политическая, финансовая и кадровая независимость системы правосудия от исполнительной власти, действительная гарантия защиты лиц, оказавших содействие компетентным органам в борьбе с коррупцией;

- эффективная организация административной системы, характеризующейся компактностью, малой степенью бюрократизации, отсутствием кастовости;

- адекватная система внутреннего и внешнего контроля за действиями должностных лиц, широкие полномочия в этой области у канцлера юстиции и парламентского уполномоченного по правам человека, парламента;

- достойный уровень зарплаты государственных служащих, наличие так называемого «социального пакета» (пенсионного обеспечения и выходного пособия), размер которого устанавливается по итогам выслуги лет; морально-психологический настрой общества и всего корпуса должностных лиц на неприятие коррупции.

Основные антикоррупционные принципы финского государства -прозрачность процесса отправления власти, обеспечение законности в государственной администрации, ответственность и добропорядочность государственных должностных лиц и служащих - закреплены в Конституции.

Государственная политика профилактики и пресечения коррупции изложена в общенациональной «Программе по борьбе с преступлениями в экономической сфере» 1996 г. Другие специализированные антикоррупционные проекты, а также специальные правоохранительные службы в стране отсутствуют.

Под должностным взяточничеством как основным видом коррупции в Финляндии понимается противоправная сделка между представителем органа власти или управления любого уровня и лицом (группой лиц, организацией), заинтересованным в его определённом поведении. При этом обоюдно извлекаемая выгода может носить как материальный (деньги, имущество, ценные бумаги и т.д.), так и нематериальный (лоббирование чьих-либо интересов, помощь в проведении избирательной кампании и т.д.) характер. В соответствии с Законом «О государственных служащих» чиновникам запрещается принимать подарки, угощения, пользоваться услугами увеселительного характера за счёт заинтересованных лиц, на прохождение дел которых они могут оказать влияние. Высшие должностные лица страны (в том числе члены правительства и депутаты парламента) обязаны периодически представлять декларации о своих доходах и их источниках, которые обычно предаются публичной огласке. В Уголовном кодексе Финляндии за совершение государственными должностными лицами коррупционных преступлений предусмотрены различные наказания: от штрафа до 2 лет лишения свободы (с освобождением от занимаемой должности, запретом занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок от 2 месяцев до 4 лет при наличии отягчающих обстоятельств). Они назначаются по следующим составам преступлений: получение государственным должностным лицом взятки либо принуждение к её даче, равно как и сама дача взятки; злоупотребление должностными полномочиями; служебный подлог; фальсификация доказательств; подкуп для дачи ложных показаний или неправильного перевода официального текста и т.д. Опыт борьбы с коррупцией в Японии свидетельствует о том, что отсутствие единого кодифицированного акта не препятствует эффективному решению этой проблемы. Нормы антикоррупционного характера содержатся во многих национальных законах.

 

 

7 Аспекты этики поведения чиновника на опыте Японии

 

Особое значение законодательство Японии придаёт запретам в отношении политиков, государственных и муниципальных служащих. Они, в частности, касаются многочисленных мер, которые политически нейтрализуют японского чиновника в отношении частного бизнеса, как во время службы, так и после ухода с должности.

Законодательство Японии квалифицирует как преступление действия политиков, лоббирующих за вознаграждение от заинтересованного лица выгодное дня него решение путём воздействия на государственных и муниципальных служащих, а также служащих юридических лиц с 50-процентным капиталом государства или органов местного самоуправления. Как и во многих странах, в Японии одним из важнейших направлений борьбы с коррупцией является кадровая политика. Государственное администрирование построено здесь на принципе меритократии и ориентировано на службу. Японским чиновникам гарантирована достойная оплата труда.

Большое внимание законодательство Японии уделяет этичному поведению политиков и служащих. С апреля 2000 г. в стране действует Закон «Об этике государственных служащих», а также утверждённые правительственным указом этические правила государственного служащего и нормы административных наказаний за их нарушение. В этических правилах государственного служащего даётся развёрнутое определение «заинтересованного лица» и подробный перечень неэтичных действий, что исключает произвольное толкование норм Закона.

В 2001 г. в Японии вступил в силу Закон «О раскрытии информации». Этот акт гарантирует гражданам право на доступ к официальной информации, имеющейся у правительственных учреждений, и возможность подать апелляцию в Совет по контролю за раскрытием информации в том случае, если правительство откажется её обнародовать.

В Японии, в соответствии с законом, ведётся реестр лиц, против которых выдвинуты обвинения в коррупции или причастности к организованной преступности. Этот факт доводится до сведения общественности через средства массовой информации, может повлечь за собой установление контроля за поведением конкретного лица, применение к нему ряда правоограничений.

Японское законодательство устанавливает строгие ограничения в отношении финансирования избирательных кампаний, партий и иных политических организаций. Прежде всего, это касается порядка пожертвований в пользу кандидатов на выборах, политических фондов. Нарушение положений Закона влечёт за собой применение санкций, распространяющихся на ответственных лиц как предоставляющей, так и получающей пожертвования стороны, а также на посредников.

Антикоррупционная политика Японии предполагает подотчётность политического руководства, реформу финансирования политических партий и избирательных кампаний; поддержание престижа государственной службы; обеспечение гражданских свобод.

 

 

8 Аспекты этики поведения чиновника на опыте Республики Корея

 

Приоритетным направлением антикоррупционной государственной политики Республики Корея является внедрение «культуры прозрачности». На практике она реализуется посредством программы «OPEN» - онлайновой системы контроля за рассмотрением заявлений граждан чиновниками городской администрации, которая произвела настоящую сенсацию среди национальных антикоррупционных программ.

Свободный доступ к информации о состоянии дел исключает необходимость личных контактов с чиновниками или предложения им взяток за ускоренное принятие решений. В результате реализации этой программы коррупция среди чиновников в столице уменьшилась в 6 раз.

 Эталонным считается новый Закон Республики Корея «О борьбе с коррупцией», вступивший в силу 1 января 2002 г. и получивший широкое международное признание. В соответствии с ним право начинать расследование о коррупции фактически предоставлено любому совершеннолетнему гражданину страны. Комитету по аудиту и инспекции (так называется в стране главный антикоррупционный орган) вменено в обязанность начинать расследования соответствующих обвинений по любому заявлению граждан.

 

9 Аспекты этики поведения чиновника на опыте Сингапура

 

Заслуживает внимания и антикоррупционная политика Сингапура. Её центральным звеном является постоянно действующий специализированный орган по борьбе с коррупцией - Бюро по расследованию случаев коррупции, обладающее политической и функциональной самостоятельностью. Этот независимый орган расследует и стремится предотвращать коррупцию в государственном и частном секторе экономики страны.

Бюро проверяет факты злоупотреблений государственных чиновников и сообщает о них соответствующим органам для принятия дисциплинарных мер, а также изучает методы работы потенциально подверженных коррупции государственных органов для обнаружения слабых звеньев в системе управления.

Главная идея антикоррупционной политики Сингапура заключается в «стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий». Это достигается за счёт целого ряда антикоррупционных принципов, в частности:

- оплата труда государственных служащих согласно формуле, привязанной к средней заработной плате успешно работающих в частном секторе лиц;

- контролируемая ежегодная отчётность государственных должностных лиц об их имуществе, активах и долгах, при этом прокурор вправе проверять любые банковские, акционерные и расчётные счета лиц, подозреваемых в нарушении Акта о предотвращении коррупции;

- большая строгость в делах о коррупции в отношении высокопоставленных чиновников для поддержания морального авторитета неподкупных политических лидеров;

- ликвидация излишних административных барьеров для развития экономики.

Таким образом, в трёх наиболее динамично развивающихся странах Азии, несмотря на национальную специфику, реализуются комплексные антикоррупционные программы, предусматривающие наряду с репрессивными профилактические меры предупреждения коррупции.

 

 

10 Аспекты этики поведения чиновника на опыте Китая

 

Существенно отличается от рассмотренных выше антикоррупционная стратегия Китая. В её основе лежит превалирование репрессивных мер воздействия. С этой целью в 2003 г. был создан Антикоррупционный комитет, который занимается не только расследованием коррупционных преступлений, за которые предусмотрена смертная казнь, но выполняет также исполнительные функции. Достаточно сказать, что этот Комитет «подвёл под расстрельную» статью около 1200 чиновников разного ранга, часть из них покончила жизнь самоубийством. Свыше 8 тысяч покинули страну.

Кроме самых жёстких мер в Китае используют и профилактические. Например, ЦК Коммунистической партии Китая запрещает заниматься бизнесом и выступать агентами или советниками в этой сфере детям и родственникам «руководящих работников». Такая мера призвана ограничить коррупцию в высших эшелонах власти. Этой категории лиц категорически запрещено содержать увеселительные заведения, которые «противоречат интересам общества». Помимо этого в КНР действует «горячая» телефонная линия, по которой любой житель может анонимно сообщить о фактах взяточничества или злоупотребления служебным положением тех или иных чиновников.

Таким образом, анализ действующих антикоррупционных стратегий США, стран Европы и Азии показывает, что полностью искоренить коррупцию не удаётся ни одному государству, но снизить её порог вполне возможно.

 

 

11 Реформирование государственной службы Российской Федерации как способ регулирования управленческих аномалий

 

В настоящее время реформа государственной службы — один из важнейших приоритетов развития России. Некоторые исследователи настаивают на том, что мы сейчас только в начале пути реформирования государственной службы. Переустройство российской власти имеет три составляющих:

- первая — это перераспределение ответственности и полномочий власти различных уровней;

- вторая — это административная реформа устройства исполнительной власти;

- третья — это реформа государственной службы.

Таким образом, реформирование государственной службы — совокупность последовательных действий государственных органов власти различного уровня и компетенции по изменению системы государственной службы с целью ее реорганизации для достижения максимальной эффективности. Реформы могут быть поверхностными и частичными или радикальными, ведущими к качественному переустройству объекта, затрагивающему его глубинные основания. Но в любом случае путь реформ — это путь постепенного, эволюционного изменения. Результаты и социальные последствия реформ могут отвечать поставленным целям, но могут быть и непредвиденными, выходящими за их пределы, противоречащими первоначальному замыслу и так далее. Причем реализация целей реформы тем сложнее, чем большее количество действующих в обществе факторов вовлекается в этот процесс. Успех реформы зависит от многих обстоятельств:

- точности определения целей реформы;

- выявления возможностей их осуществления;

- активной поддержки тех, кто заинтересован в их проведении; и т.д.

Реформа государственной службы в Российской Федерации началась вместе с принятием в 1990-1994 гг. новых законов и других нормативных актов. О необходимости проведения реформы государственной службы много писали. Однако мероприятия осуществлялись без специально разработанного плана реформирования, без четких представлений о сути и этапах нововведений в сфере государственной службы. Предметное поле реформирования государственной службы Российской Федерации включает в себя двухуровневую структуру: макро и микро. Макро-уровень касается институционального аспекта реформирования государственной службы, а микро-уровень — поведенческого, что позволяет рассмотреть реформирование госслужбы с точки зрения социолого-синергетического подхода, во всех социальных системах и элементах, их составляющих.

Ориентация государственной службы на рынок общественных интересов определяет приоритет профессиональных качеств чиновников. Для этого необходимы законодательно закрепленные рекрутация и ротация кадров: конкурсный отбор работников, контрактный механизм взаимоотношений служащего и административного учреждения, периодическая оценка персонала.

Cоциальные аспекты реформирования государственной службы разделены на две группы, которые достаточно условно можно назвать внутренними и внешними по отношению к государственной службе[2] :

1. Социальное действие самих государственных служащих, профессионально подготовленных и постоянно участвующих в исполнении компетенции различных государственных органов. Это внутренний социальный аспект, включающий трудовое поведение, его мотивы, социально-профессиональные ценности и установки, определяющие профессиональное поведение, этические моменты и т.д.

2. Взаимодействие общества и органов государственной власти. Это внешний социальный аспект, включающий отношение общества к государственной службе и влияние на нее, социальную эффективность деятельности государственной службы в интересах гражданского общества и другие моменты.

Наиболее существенными аномалиями, подлежащими приоритетному регулированию, государственные служащие в процессе социологических опросов называют уход от ответственности 40%, коррупцию 38%, некомпетентность кадрового корпуса 27% и раздутость госаппарата 26%. Наиболее приоритетными мерами регулирования данных аномалий государственные служащие считают повышение заработной платы, четкое определение обязанностей, полномочий и ответственности, обучение сотрудников новым методам работы и борьбу с коррупцией. Только эти меры в совокупности помогут изменить ситуацию в государственной службе к лучшему, на что и нацелена реформа государственной службы. Концепция реформирования государственной службы Российской Федерации определяет следующие этапы реформы:

1 конституирование института федеральной государственной службы

2 установление статуса федерального государственного служащего

3 систематизация и унификация процесса прохождения федеральной государственной службы

4 формирование единой системы государственной службы Российской Федерации.

В числе основополагающих документов по реформе государственной службы, подготовленных к настоящему времени, перечислим следующие:

1. Концепция реформирования государственной службы РФ, утвержденная в августе 2001 г.

2. Программа реформирования государственной службы на 2003-2005 гг., включающая финансирование реформ. Она была утверждена Президентом в ноябре, и предусмотренные ею расходы учтены в федеральном бюджете на 2003 г.

3. Закон о системе государственной службы РФ, устанавливающий сопоставимость чинов и званий и отвечающий на многие другие вопросы.

4. Федеральный закон о государственной гражданской службе РФ.

5. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг.

Пример. Принятая Концепция административной реформы, направленная, прежде всего на исполнительные органы государственной власти, предполагает решение следующих задач:

- ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования коррупция

- исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти патология

- развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики

- организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам

- завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Целями административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг. являются:

- повышение качества и доступности государственных услуг

- ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования

- повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

I. Регулирование конфликта интересов, носящего коррупциогенный потенциал

Основными элементами системы управления административной этикой в целях повышения антикоррупционного потенциала регулирования конфликта интересов должны стать следующие взаимосвязанные между собой комплексы мер:

1 принятие кодексов поведения, интеграция их в законодательство и обеспечение их исполнения

2 формирование и поддержание организационной административной культуры государственной службы, нетерпимой к коррупции и запрещающей конфликт интересов.

Одной из основных ценностей административной культуры государственной службы должно стать служение обществу как конечная цель государственного органа и доминирующий мотив деятельности государственного служащего. Государственные служащие должны внутренне принимать, что при принятии управленческого решения важно игнорировать соображения личной выгоды.

II. Совершенствование кадровой политики, позволяющей регулировать карьерную аномалию

Для снятия карьерной аномалии в государственной службе необходимы значительные изменения в законодательстве и практике реализации кадровой политики. Кадровая политика — одно из основных средств повышения эффективности функционирования системы государственной службы. Во-первых, следует обратить внимание на вход системы государственной службы:

1. Необходимо четко определить квалификационные требования к кандидату на ту или иную должность государственной службы в законе они прописаны рамочно. Обязательным требованием к кандидату должно быть наличие специального образования или временной стажировки.

2. Закрепление конкурсной контрактной системы поступления на службу. Поступление на государственную службу по конкурсной процедуре должно составлять около 90% от общего количества принятых.

Во-вторых, необходимо кадровые перемещения внутри системы государственной службы законодательно закрепить и строго регламентировать систему продвижения по службе.

В-третьих, должен быть создан банк данных о кадрах государственной службы, где будут сохраняться и обновляться не только все статистические данные о кадрах, но и информация о кадровом резерве, выпускниках по специальности ГМУ, кадровых перемещениях госслужащих, за счет чего будут формироваться ретроспективные динамические ряды, которые в дальнейшем послужат основой как для анализа динамики функционирования госорганов, так и для прогноза их деятельности.

В-четвёртых, деятельность государственного служащего должна быть ориентирована на результат. Необходимо использовать операционные показатели планирования и оценки деятельности практически всех государственных служащих независимо от специфики выполняемых функций. Необходим текущий мониторинг данных показателей.

 



Дата: 2019-03-05, просмотров: 239.