Из «Наставления о воспитаний внуков» Екатерины II (1783 г .)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Запрещать и не допускать до того, чтобы их высочества учинили вред себе или жизнь имеющему, следовательно, бить или бранить при них не надлежит и их не допускать, чтоб били, щипали и бранили человека или тварь, или какой вред или боль причиняли. Не допускать их высочеств до того, чтобы мучили или убивали невинных животных, как то птиц, бабочек, мух, собак, кошек или иное, но поваживать их, чтоб попечение имели о принадлежащей им собаке, птице, белке или ином животном и оным доставляли выгоды свои, и даже до цветов в горшках, поливая оные...

Ложь и обман запрещать надлежит как детям самим, так и окружающим их, даже в шутках не употреблять, но отвращать их от лжи... Ложь представлять им как дело бесчестное и влеку­щее за собою презрение и недоверие всех людей.,. Отделять от воспитания разговоры, рассказы и слухи, умаляющие любовь к добру и добродетели или умножающие пороки...

Главное достоинство наставления детей состоять должно в любви к ближнему (не делай другому, чего не хочешь, чтоб тебе сделано было), в общем благоволении непрерывном, в добро­желательности ко всем людям, в ласковом и снисходительном обхождении ко всему, в добронравии непрерывном, в чистосер­дечии и благородном сердце, в истреблении горячего сердца, пустого опасения, боязливости, подозрения.

118. Из книги «Гражданское начальное учение» * Екатерины II

Сделав ближнему пользу, сам себе сделаешь пользу.

Не делай другому, чего не хочешь, чтоб тебе сделано было.

* Сочинения «Гражданское начальное обучение» и «Продолжение начального учения» были написаны Екатериной II и служили учебником грамоты в народных училищах. Они состояли из 209 нравоучительных вопросов и ответов, а также поучений и сентенций. Екатерина II отоб­рала для научения внуков также 126 выбранных русских пословиц.

168

I


Или же:

Вопрос: Кто есть ближний?

Ответ: Всякий человек.

Спросили у Солона: «Как Афины могут добро управляемы бы­та?

Солон ответствовал: «Не инако, как тогда, когда начальст­вующие законы исполняют».

Русские пословицы: Беда — глупости сосед.

Всуе [напрасно] законы писать, когда их не исполнять. Гневаться без вины не учися и гнушаться бедным стыдися. Горду быть — глупым слыть. Красна пава перьем, а человек — ученьем. Кто открывает тайну, тот нарушает верность. На зачинающего [зачинщика] — Бог. Не люби друга потаковщика [потакающего тебе], люби встретника [не соглашающегося с тобой].

Не так живи, как хочется, а так живи, как Бог велит.

Посеянное — взойдет.

С людьми мирись, а с грехами бранись.

Упрямство есть порок слабого ума.

Чего не поищешь, того, верно, не сыщешь.

Чужой дурак — смех, а свой — стыд.


Документ № 119 Договор о признании царем Карталинским и Кахетинским Ираклием II покровительства и верховной власти России ( Георгиевский Трактат )

Вопросы и задания к документу № 119:

1. Привлекая знания по истории, назовите причины подписания договора.

169


2. Перечислите условия договора. Выделите его главнуу идею.

3. Определите значение договора для подписавших его сторон.


Июля 24/ 4 августа 1783 г.

Во имя Бога всемогущего единого в Троице святой слави­мого.

От давнего времени Всероссийская империя по единоверию с грузинскими народами служила защитой, помощью и убежищем тем народам и светлейшим владетелям их против угнетений, коим они от соседей своих подвержены были. Покровительство всероссийскими самодержцами царям грузинским, роду и подданным их даруемое, произвело ту зависимость последних от первых, которая наипаче оказывается из самого российско-императорского титула. Е. и. в., ныне благополучно царствующая, достаточным образом изъявила монаршее свое к сим народам благоволение и великодушный о благе их промысел сильными своими стараниями, приложенными о избавлении их от ига рабства и от поносной дани отроками и отроковицами, которую некоторые из сих народов давать обязаны были, и продолжением своего монаршего призрения ко владете­лям оных. В сем самом расположении снисходя на прошения, ко престолу ее принесенные от светлейшего царя карталинского и кахетинского Ираклия Теймуразовича о принятии его со всеми его наследниками и преемниками и со всеми его царствами и облас­тями в монаршее покровительство е. в. и ее высоких наследников и преемников, с признанием верховной власти всероссийских императоров над царями карталинскими и кахетинскими, все-милостивейше восхотела постановить и заключить с помянутым светлейшим царем дружественный договор, посредством коего, с одной стороны, его светлость, именем своим и своих преемников признавая верховную власть и покровительство е. и. в. и высоких ее преемников над владетелями и народами царств Карталинс­кого и Кахетинского и прочих областей, к ним принадлежащих, ознаменил [ознаменовал] бы торжественным и точным образом обязательства свои в рассуждении Всероссийской империи; а с другой, е. и. в. такожде могла бы ознаменить торжественно, ка­ковые преимущества и выгоды от щедрой и сильной ее десницы даруются помянутым народам и светлейшим их владетелям.

170


К заключению такого договора е. и. в. уполномочить изволила светлейшего князя Римской империи Григория Александровича Потемкина, войск своих генерал-аншефа, <...>, со властию, за отсутствием своим избрать и снабдить полною мочью от себя, кого он за благо рассудит, который по тому избрал и уполномочил превосходительного господина от армии е. и. в. генерал-поручика <...> Павла Потемкина, а его светлость карталинский и кахетин­ский царь Ираклий Теймуразович избрал и уполномочил с своей стороны их сиятельств своего генерала от левой руки князя Ивана Константиновича Багратиона и его светлости генерал-адъютанта князя ГарсеванаЧавчавадзева. Помянутые полномочные, приступив с помощью Божией к делу и разменяв взаимные полномочия, по силе их постановили, заключили и подписали следующие артикулы.


Артикул первый

Его светлость царь карталинский и кахетинский именем своим, наследников и преемников своих торжественно навсегда отрицается от всякого вассальства или под каким бы то титулом ни было, от всякой зависимости от Персии или иной державы и сим объявляет перед лицом всего света, что он не признает над собой и преемниками иного самодержавия, кроме верховной власти и покровительства е. и. в. и ее высоких наследников и преемников престола всероссийского императорского, обещая тому престолу верность и готовность пособствовать пользе го­сударства во всяком случае, где от него то требовано будет.

Артикул второй

Е. и. в., приемля со стороны его светлости толь чистосердечное обещание, равномерно обещает и обнадеживает императорским своим словом за себя и преемников своих, что милость и покро­вительство их от светлейших царей карталинских и кахетинских никогда отъемлемы не будут. В доказательство чего е. в. дает им­ператорское свое ручательство на сохранение целости настоящих владений его светлости царя Ираклия Теймуразовича, предполагая распространить таковое ручательство и на такие владения, кои в течение времени по обстоятельствам приобретены и прочным образом за ним утверждены будут.

171



Артикул четвертый

Для доказательства, что намерения его светлости в рассуж­дении толь тесного его соединения со Всероссийской империей и признания верховной власти и покровительства всепресвет-лейших той империи обладателей суть непорочны, обещает его светлость без предварительного соглашения с главным погранич­ным начальником и министром е. и. в., при нем аккредитуемым, не иметь сношения с окрестными владетелями. А когда от них приедут посланцы или присланы будут письма, оные принимая, советовать с главным пограничным начальником и с министром е. и. в., о возвращении таковых посланцев и о надлежащей их владетелям отповеди.

Артикул пятый

Чтоб удобнее иметь всякое нужное сношение и соглашение с Российским императорским двором, его светлость царь желает иметь при том дворе своего министра или резидента, а е. и. в., милостиво то приемля, обещает, что оный при дворе ее прини­маем будет наряду с прочими владетельных князей министрами равного ему характера, и сверх того соизволяет и со своей сто­роны содержать при его светлости российского министра или резидента.

Артикул шестой

Е. и. в., приемля с благоволением признание верховной ее власти и покровительства над царствами Карталинским и Гру­зинским, обещает именем своим и преемников своих:

1. Народы тех царств почитать пребывающими в тесном союзе и совершенном согласии с империей ее и, следственно неприятелей их признавать за своих неприятелей; чего ради мир, с Портой Оттоманской или с Персией, или иной державой и областью заключаемый, должен распространяться и на сии покровительствуемые е. в. народы.

2. Светлейшего царя Ираклия Теймуразовича и его дома наследников и потомков сохранять беспеременно на царстве Карталинском и Кахетинском.

172


3. Власть, со внутренним управлением сопряженную, суд и расправу и сбор податей предоставить его светлости царю в полную его волю и пользу, запрещая своему военному и гражданскому начальству вступаться в какие-либо распоряжения.


Артикул седьмой

Его светлость царь приемля с достодолжным благоговением толь милостивое со стороны е. и. в. обнадеживание, обещает за себя и потомков своих:

1. Быть всегда готовым на службу е. в. с войсками своими.

2. С начальниками российскими обращаясь во всегдашнем сношении по всем делам, до службы е. и. в. касающимся, удов­летворять их требованиям и подданных е. в. охранять от всяких обид и притеснений.

3. В определении людей к местам и возвышении их в чины отменное оказывать уважение на заслуги перед Всероссийской империей, от покровительства коей зависит спокойствие и бла­годенствие царств Карталинского и Кахетинского.

Артикул осьмой

В доказательство особливого монаршего благоволения к его светлости царю и народам его и для вящего соединения с Россией сих единоверных народов, е. и. в. соизволяет, чтоб ка­толикос или начальствующий архиепископ их состоял местом в числе российских архиереев в осьмой степени, именно после Тобольского, всемилостивейше жалуя ему навсегда титул Свя­тейшего Синода члена; о управлении же грузинскими церквами и отношении, каковое долженствует быть к Синоду российскому, о том составится особливый артикул.

Артикул девятый

Простирая милость свою к подданным его светлости царя, князьям и дворянам, е. и. в. установляет, что оные во Всеросской империи будут пользоваться всеми теми преимуществами и выгодами, кои российским благородным присвоены, а его свет­лость, приемля с благодарностью толь милостивое к подданным его снисхождение, обязывается прислать ко двору е. в. списки

173


всех благородных фамилий, дабы по оным можно было знать в точности, кому таковое отличное право принадлежит.


Артикул десятый

Постановляется, что все вообще уроженцы карталинские и кахетинские могут в России селиться, выезжать и паки воз­вращаться безвозбранно; пленные же, если оные оружием или переговорами у турок и персиян или других народов освобождены будут, да отггустятся восвояси по их желаниям, возвращая только издержки на их выкуп и вывоз; сие самое и его светлость царь обещает исполнять свято в рассуждении российских подданных, в плен к соседям попадающихся.

Артикул первый на десять

Купечество карталинское и кахетинское имеет свободу отправлять свои торги в России, пользуясь теми же правами и преимуществами, коими природные российские подданные пользуются; взаимно же царь обещает постановить с главным начальником пограничным или с министром е. в. о всемерном облегчении купечества российского в торге их в областях его или в проезде их для торгу в другие места; ибо без такого точного постановления и условие о выгодах его купечества места иметь не может.

Артикул второй на десять

Сей договор делается на вечные времена; но ежели что-либо усмотрено будет нужным переменить или прибавить для взаимной пользы, оное да возымеет место по обостороннему соглашению.

В достоверие чего нижеподписавшиеся полномочные по силе их полных мочей подписали сии артикулы и приложили к ним свои печати в Георгиевской* крепости, июля 24-го дня 1783 г.

Павел Потемкин.

Князь Иван Багратион.

Князь Гарсеван Чавчавадзе.

174


Документ № 120

Из книги А . В . Суворова *

«Наука побеждать»

Вопросы и задания к документу 120:

1. Для кого, на ваш взгляд, была создана книга «Наука побеждать»? Почему она относительно легко запоминалась?

2. Какую практическую пользу могло принести знание солдатами этой «Науки»?

3. Каковы, по вашему мнению, отличительные особенности и нравст­венная направленность этого документа? Его главная идея?

4. Могла ли, на ваш взгляд, «Наука побеждать» помочь солдатам — вче­рашним крепостным — почувствовать себя личностью, поверить в собственные силы? Если да, то какое значение это могло иметь на войне?


Дата: 2019-03-05, просмотров: 219.