Из Указа Петра I о введении должности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Фискалов

Вопросы и задания к документу № 79:

1. Каковы были, на ваш взгляд, причины и цели введения должности фискала?

2. На основе текста определите обязанности, права и меры ответст­венности фискалов.

3. Кому подчинялись фискалы и почему?

4. Обоснуйте последствия введения фискальства для управления страной и жизни общества.

Каждому коллегию надлежит своего фискала иметь, который должен смотреть, чтоб все порядочно по данным регламентам и указам управляемо было правдою и доброю ревностию. А кто в том погрешит, о том он о всем фискальски в коллегии доносить должен, как его инструкция повелевает.

128


И никого безвинно в подозрение не приводить. А ежели по страсти, или собственной корысти ради винных обойдет, или для оного затеет, то оной подлежит тому, чему бы тот виноватый был достоин. А буде не все докажет, однако ж одно или несколько правды явится, и ему в вину не ставить, понеже всего ему акку­ратно ведать невозможно. А ежели он за президентом, или кто в его небытность управляет, что противного увидит, о том должен донести генеральному прокурору.


Документ № 80

Из Манифеста о создании Духовной

Коллегии ( от 25 января 1721 г .)

Вопросы и задания к документу № 73:

1. Выделите причины ликвидации патриаршества и создания Духов­ной коллегии, указанные в Манифесте. Какая из причин, на ваш взгляд,главная?

2. Сформулируйте цели и последствия создания Духовной коллегии для церкви; для верующих.

3. Как этот Манифест характеризует власть монарха и методы управ­ления страной?

Между многими, по долгу богоданной нам власти, попече­нием о исправлении народа нашего, и прочих подданных нам государств, несмотря и на духовный чин, и видя много нестроения и великую в делах его скудость. Уставляем духовную коллегию, то есть духовное соборное правительство, которое имеет всякие духовные дела во всероссийской церкви управлять. И повелева­ем всем верным подданным нашим, всякого чина, духовным и мирским, иметь сие за важное и сильное правительство и указов его слушать во всем, под великим за сопротивление и ослушание наказанием.

Велико и сие, что от соборного правления не опасаться Отечеству мятежей и смущения, каковые происходят от единого собственного правителя духовного. Ибо простой народ не ведает,

129


как различается власть духовная от самодержавной; но великою высочайшего пастыря честью и славой удивляемый, помышля­ет, что таковой правитель есть, то второй государь, самодержцу равносильный, или больше его, и что духовный чин есть другое и лучшее государство.

Документ №81

Из Указа Петра I от 17 мая 1722 года :


Об исповеди

Вопросы и задания к документу № 81:

1. Можно ли утверждать, что указ от 17 мая 1722 г. фактически отменял тайну исповеди? Как данный указ отражает представление Петра I о взаимоотношениях Церкви и государства?

2. Выскажите свое мнение об обязанности священников доносить, присягать государю.

3. Как русское общество отнеслось к нововведениям Петра I в церков­ной сфере? Каким образом это повлияло на восприятие личности государя? При ответе используйте знания по истории.

Ежели кто на исповеди духовному отцу своему некое злое и нераскаенное умышление на честь и здравие государево, наипаче же измену или бунт объявит, то должен духовник донести вско­ре о том, в Преображенский приказ, или Тайную канцелярию. Ибо сим объявлением не порокуется [не является порочным] исповедь и духовник не преступает правил евангельских, но еще исполняет учение Христово: обличи брата, аще же не послушает, повеждь церкви. Когда уже так о братнем согрешении Господь повелевает, то кольми паче о злодейственном на государя умыш-лении. И таковые духовники, которые о злом намерении объявят и по исследовании явится то объявление истинно, награждены будут достойно, по мере верности милостью. А ежели кто из священников его не исполнит тот без всякого милосердия, как противник, и таковым злодеям согласник по лишении сана и имения, лишен будет и живота [жизни].

130


Присяга.

Я нижеименованный обещаю и клянусь: буду доносить и объявлять имея страх лишения чести и живота.

Документ № 82

Из Указа 1711 г. об армии

Вопросы и задания к документу № 82:

1. Определите причины и цели принятия данного указа.

2. Что изменилось в сравнении с XVII в. в формировании армии?

3. Заполните таблицу: Последствия действия Указа 1711г.


Для армии                 Для государства               Для крестьян    


                                     


1711 года, марта 1, великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич указал с бояр и с других вышних чинов. Также с дворян и с воевод, и с гостинных людей, и иноземцев, за которыми есть деревни и дворовые люди свои, для предначинаемои с султаном турецким войны собрать в даточные на время треть людей их.

У кого в службу годных не будет, брать деньгами по расчету дворов по 30 рублей за каждого человека.

Выбрать из дворовых людей в службу годных от 15 до 40 лет, а больше свободных и не крепостных.

Документы № 83 и 84

По «делу царевича Алексея»

Вопросы и задания к документам 83 н 84:

1. Можно ли на основании письма Петра I судить о вине царевича Алексея?

2. Определите причины и цели обращения Петра I к духовенству.

3. Как вы оцениваете ответ духовенства царю? Мог ли быть другой ответ? Вспомните, как на Руси Церковь относилась к осужденным на казнь, особенно политическим.

131


4. Чем, на ваш взгляд, было вызвано применение к царевичу столь жесткой и суровой меры?

5. Выделите в тексте места, характеризующие личность самого Петра.

83. Обращение Петра ! к духовенству (1718 г .)*

Преосвященным митрополитам, и архиепископам, и еписко­пам, и прочим духовным. Понеже вы ныне уже довольно слышали о малослыханном в свете преступлении сына моего против нас, яко отца и государя своего, и, хотя и довольно власти над оным, по божественным и гражданским правам, имею, а особливо по правам Российским учинить за преступление по воле моей, без совета других, однако ж, боюсь Бога, дабы не погрешить. Я с клятвою суда Божия, письменно обещал оному своему сыну прощение и потом словесно подтвердил, — ежели истинно вины свои скажет. Но, хотя он сие и нарушил утайкою наиважнейших дел и особливо замысла своего бунтовного противу нас, яко родителя и государя своего, однакож мы желаем от вас архиереев и всего духовного чина, яко учителей слова Божия, не издадите каковый о сем декрет, но да взыщите и покажете от Священного Писания нам истинное наставление и рассуждение, какого наказания сие богомерзкое намерение сына нашего по божественным заповедям и прочим Святого Писания прикладам и по законам достойно. И то нам дать за подписанием рук своих на письме, дабы мы, из того усмотри, неотягченную совесть в сем деле имели. Судом Божиим и священством вашим заклинаем, да без лицемерства и пристрастия в том поступите.

Петр.






Дата: 2019-03-05, просмотров: 433.