Введение новой экономической политики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мировая и гражданская войны нанесли удар по благосостоянию страны. Общие потери населения, начиная с 1914 г., превысили 20 млн. человек. Миллионы инвалидов и беспризорных детей усугубили положение. Колоссальными были и экономические потери. Они составили более четверти довоенного богатства страны (свыше 40 млрд. золотых рублей). Промышленное производство сократилось в 1920 г. по сравнению с 1913 г. в 7 раз. Сельскохозяйственное производство сократилось за военные годы на треть.

Разрыв экономических связей между городом и деревней, хозяйственная разруха, двухлетняя засуха (1920 и особенно 1921 г.) обострили продовольственный вопрос. Сильный голод охватил юг Украины, Крым, Северный Кавказ, Южный Урал, особенно Поволжье. По официальным данным, от голода и эпидемии (тиф, малярия и т.п.) умерло более 1 млн. человек.

Глубокий экономический и, прежде всего, продовольственный кризис усугубил социальную обстановку в стране. Крестьянское недовольство продразверсткой вылилось в волну антибольшевистских восстаний. В 1920-1921 гг. идет борьба ориентированных на УНР подразделений Ю. Тютюнника на Волыни, двадцатитысячной повстанческой армии Н. Махно на Екатеринославщине и других небольших групп. Всего на 1921 г. в Украине действовало 200-250 повстанческих отрядов, деятельность которых была охарактеризована большевиками как политический бандитизм. По официальным данным, в конце 1920 – в начале 1921 гг.. только в больших повстанческих отрядах насчитывалось более 100 тыс. человек. О масштабах крестьянского сопротивления и серьезности угрозы советской власти свидетельствует тот факт, что на борьбу с повстанцами были брошены две трети регулярных частей Красной армии, которые действовали против Врангеля. Возглавили эти формирования известные военачальники В. Блюхер, П. Дыбенко, И. Дубовой, Г. Котовский, Пархоменко.

Недовольство города выразилось в рабочих забастовках. 24 февраля 1921 г. в Петрограде забастовщики организовали антисоветскую демонстрацию, на подавление которой были брошены войска.

Недовольство самих вооруженных сил вылилось в волнения солдат и матросов в некоторых гарнизонах. Чрезвычайную опасность они приобрели в феврале-марте 1921 г., когда восстала крупнейшая военно-морская база Балтийского флота город-крепость Кронштадт. Моряки выступили под лозунгами «Власть Советам, а не партиям!», «Советы без коммунистов!». Восстание в Кронштадте было подавлено войсками под руководством Тухачевского.

Для вывода из кризиса требовалось срочное принятие решительных мер. X съезд РКП(б) (март 1921г.) принял принципиальное решение об изменении курса внутренней политики. Новый курс заключался в смене «военно-коммунистических» методов командования народным хозяйством экономическими рычагами руководства. Он был назван «новой экономической политикой». Сущность НЭПа заключалась в восстановлении в ограниченных рамках рыночной экономики при сохранении командных высот народного хозяйства в руках партийно-государственного аппарата. Тактической целью НЭПа стал выход из кризиса путем укрепления экономического союза рабочих и крестьян, города и деревни. Стратегической целью НЭПа стало построение социализма, скачок к которому через «военный коммунизм» оказался неудачным.

Для перехода от капитализма к социализму требовался переходный период. Первостепенное внимание уделялось деревне. Первым и решающим шагом НЭПа стало решение X съезда РКП(б) о замене продразверстки натуральным налогом. Главные отличия налога от разверстки заключались в его размере и стабильности. Налог был почти в 2 раза ниже разверстки и не мог изменяться в течение хозяйственного года. Беднякам предоставлялись хозяйственные льготы, зажиточные крестьяне облагались повышенным налогом. В 1921 г. всех налогов было установлено 13. Через год их свели в единый налог. А в 1924 г. натуральный налог был заменен единым сельскохозяйственным налогом, взимаемым преимущественно в червонцах. После сдачи налога «излишки» сельхозпродукции оставались в распоряжении крестьян.

Руководство страны было вынуждено сделать второй шаг – допустить свободу частной торговли. Были открыты не только сельские базары, но и крупные городские ярмарки (Нижегородская, Бакинская, Ирбитская, Киевская и др.). В крупных городах открылись торговые биржи. Наркомпрод снял заградительные отряды на всех железных дорогах, водных и гужевых путях. Крестьяне получили право реализации продукции по своему усмотрению, не опасаясь репрессий. Торговля стала основной формой связи между промышленностью и сельским хозяйством. Государственная, кооперативная и частная торговля оживили экономические связи города и деревни. Последняя стала возрождаться. У крестьян появился интерес к увеличению производства сельскохозяйственной продукции. Город почувствовал это довольно скоро.

Третий шаг НЭПа по отношению к деревне был сделан в сентябре 1922 г. ВЦИК утвердил новый Земельный кодекс, разрешавший аренду земли и применение наемного труда в Деревне, запрещенные Декретом о земле. Крестьяне также получили право свободного выхода из сельской общины и созданных в годы войны колхозов, выбора форм землепользования. Но земля осталась в собственности государства. Купля, продажа, завещание, дарение, залог земли, как и прежде, были запрещены.

В 1921 г. началась перестройка не только аграрной, но и промышленной сферы экономики. В августе был утвержден «Наказ СТО о проведении в жизнь начал новой экономической политики», который определил основные направления деятельности Советской власти в области промышленности. Был взят курс на частичную приватизацию промышленности, вначале кустарной и мелкой, затем и средней. Крупная и часть средней промышленности оставались в руках государства (13 тыс. предприятий из 37 тыс. осенью 1920 г.). Была разрешена аренда государственных предприятий. Создавались смешанные, частно-государственные акционерные общества. Особой формой аренды стали концессии – предоставление права иностранным предпринимателям эксплуатировать и строить предприятия на территории Советского государства, а также разрабатывать земные недра, добывать полезные ископаемые и т.д. Широкого распространения концессии не получили. Национализация Советской властью иностранной собственности стала на десятилетия суровым уроком для зарубежных деловых кругов. В 1922 – 1927 гг. было заключено примерно 150 концессионных договоров. Арендные предприятия составили государственно-капиталистический уклад экономики Советского государства.

Составной частью перестройки стала децентрализация управления промышленностью. Большую часть главков и центров ликвидировали (осталось только 16). Значительная часть государственных промышленных предприятий перешла в ведение губернских советов народного хозяйства (губсовнархозов).

Большинство государственных предприятий снималось с госсодержания и переводилось на хозрасчет. Он предполагал хозяйственно-оперативную самостоятельность предприятий, их самоокупаемость и самофинансирование. Предприятия отныне сами занимались вопросами заготовки сырья и реализации своей продукции. Это привело к складыванию горизонтальных экономических связей в экономике, договорной системе между предприятиями, минуя центр. Эта система утверждала в экономике «диктат потребителя», а не производителя. К концу 20-х гг. по прямым договорам производилось 85% продукции. Наиболее крупные и технически оборудованные фабрики и заводы объединялись в тресты, которые препятствовали проникновению хозрасчета на составляющие его предприятия.

Важной чертой НЭПа стала отмена всеобщей трудовой повинности. Возникла избыточная рабочая сила, образовался «рынок труда». Трудоустройством безработных занимались биржи труда.

Наконец, на государственных предприятиях была ликвидирована уравнительная система оплаты труда. Новая тарифная политика строилась с учетом квалификации рабочих и служащих, количества и качества произведенной ими продукции. Натуроплата труда (продпайки) была заменена денежной формой зарплаты. К концу 1921 г. карточная система была свернута. Была возобновлена денежная оплата транспортных и коммунальных услуг.

Частичное возвращение от централизованного к рыночному хозяйству потребовало перестроить финансовую, прежде всего денежную систему. Деньги заняли важное место в новой экономической политике. Осенью 1921 г. был образован Государственный банк РСФСР, который через год приступил к денежной реформе (1922-1924 гг.). Вместо обесцененных соврублей в оборот были введены новые банковские билеты — червонцы, ставшие твердой денежной единицей.

Отмеченные выше основные направления НЭПа сочетались с курсом на государственное планирование народного хозяйства. По замыслу советского руководства рынок должен был не отменить план, а дополнить его. В феврале 1921 г. была создана Государственная общеплановая комиссия (Госплан).

С 1923 г. страна вступила в полосу хозяйственного подъема. К середине 20-х годов сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность в основном достигли довоенного объема производства. Восстановлению сельского хозяйства и связанных с ним отраслей промышленности во многом способствовала торговля. Страна превратилась в большой рынок. Частник стал главной фигурой розничной торговли. В оптовой торговле преобладали государственные и кооперативные предприятия. Наиболее быстро развивалась потребительская кооперация, тесно связанная с деревней. Наряду с ней получили стимулы для развития и другие формы кооперации: снабженческая, кредитная, промысловая, сельскохозяйственная, производственная, жилищная и др. Руководство страны контролировало и поощряло кооперативное движение, относя его к социалистическому сектору экономики.

К 1925 г. был завершен восстановительный процесс и в области промышленности. Относительно быстрое восстановление экономики и первые успехи НЭПа во многом были обусловлены резким сокращением военных расходов. Численность вооруженных сил была уменьшена с 5,3 млн. до 600 тыс. человек. Возрастание военной угрозы в конце 20-х годов способствовало свертыванию НЭПа вначале в сельском хозяйстве, затем, на рубеже 20-х - 30-х гг., в промышленности, а в первой половине 30-х – и в торговле.

Два крупных кризиса НЭПа произошли в 1923 г. и в 1927-1928 гг. Первый вошел в историю как «кризис сбыта», второй как «кризис хлебозаготовок».

Желание получить максимальную прибыль в условиях самофинансирования вынуждало руководителей трестов и синдикатов до предела поднимать цену на свой товар. Цены на промтовары возросли более чем в 3 раза по отношению к сельскохозяйственным. «Ножницы» цен достигли максимальной величины в октябре 1923 г. Низкая покупательная способность крестьян привела к затовариванию складов сельскохозяйственными машинами, косами, плугами и т.п. «Кризис сбыта» промышленной продукции отразился на хлебопоставках. Государство было вынуждено вмешаться в процесс ценообразования, административным путем снизить цены на промышленные товары и повысить закупочные цены на товары сельскохозяйственные, а также организовать дешевый кредит для крестьянства. Это обеспечило растущий спрос деревни. Почти весь запас сельхозмашин и инвентаря был быстро распродан, хлебопоставки не были сорваны, кризис был преодолен.

В Украине переход к новой экономической политике начался с 27 марта 1921 от принятия закона о замене продразверстки продналогом.

Для управления предприятиями угольной промышленности Донбасса еще в 1920 г. создается ЦПКП. Этому аппарату предстояло управлять сотнями «разнокалиберных» предприятий, расположенных на территории 20 тысяч квадратных верст, с более чем сотней тысяч рабочих. Донецкую губернию разделили на четыре горных округа (Луганский, Криндачев-ский, Юзовский и Шахтинский), которые включали 16 районов, разделенных на «кусты», из группы шахт. Однако эта громоздкая структура не могла эффективно управлять отраслью.

Решение проблемы было найдено в комбинировании различных отраслей производства – потребителей угля – с угольной промышленностью. Металлургическая и химическая промышленности Донбасса производили изделия, средства от продажи которых можно было пустить на «собственные» шахты. Юзовскому комбинату треста «Югосталь» были переданы рудники бывших Новороссийского, Никополь-Мариупольского и Рыковского обществ. Макеевский комбинат получил рудники акционерного общества «Унион», Петровский комбинат – шахты бывшего Русско-Бельгийского общества. Тресту «Химуголь» передали все рудники Лисичанского района, а также шахты Скальковского и Донецкого «кустов».

Позднее у группы руководителей железных дорог появилось желание обеспечить себя топливом, причем дешевым, в результате чего создается общество «Транспорткопи», получившее в середине 1923 г. Байракское и Ровенецкое рудоуправления.

При отборе рудников и прикрепления их к тому или иному тресту в основу было положено два довольно случайных признака: географическая близость рудников к заводам, юридическая связь и принадлежность в прошлом к одному акционерному обществу.

Следует отметить, что, кроме указанных трестов, в Донбассе уголь добывали также Паевое товарищество «Уголь» (ПТУ), «Аркампром», ГПУ. Но все же, несмотря на определенную децентрализацию, основное оставалось в отрасли ЦПКП, чьи рудники добывали более 70 процентов угля.

При всей своей мощи это правление не было в состоянии «осилить» все дореволюционные шахты. В первой половине г. из 284 мелких шахт работали 156 добывавших около 11 процентов всего угля в регионе. 26 июня 1921 г. (то есть задолго до выхода «Наказа СНК...») руководство ЦПКП издает приказ № 229, который разрешал сдавать шахты в аренду артелям, кооперативам и отдельным лицам. Арендаторы должны были отдавать государству 30 процентов добытого топлива, свободно распоряжаясь остальным.

Для того, чтобы контролировать плату за аренду и бороться с хищническими методами разработки угля, требовался специальный аппарат.

15 июля 1921 г. Донецкое губернское экономсовещание создало специальный орган для сдачи в аренду шахт – Комиссию по использованию мелких каменноугольных предприятий (КИМКП). В ее состав были включены член президиума А. В. Радченко, председатель губернского отдела профсоюза горнорабочих и один специалист.

Население с самого начала проявило интерес к нововведению. А вот со стороны районных управлений и райкомов профсоюза выдвигались различные препятствия и помехи.

Давало, скажем, районное управление на передачу в аренду некоторые шахты. Когда же на них начинались работы, приходил приказ – договор отменить, арендаторов-частников арестовать. Были случаи произвольного ареста промышленной милицией всех должностных лиц, приезжавших в район для сдачи шахт.

Предприятия, возвращенные «под крыло» райуправления иногда подвергались затоплению. А то и просто предпочиталось затопление шахты передаче ее в аренду.

Профсоюзные органы находили «лазейки» чисто ведомственного характера, чтобы помешать аренде мелких шахт. В циркуляре № 12 губернского отдела профсоюза горнорабочих от 2 августа 1921 г. отмечалось, что решение об открытии мелких и крестьянских шахт позволит получить дополнительно 6 миллионов пудов угля в месяц практически с минимальными затратами. Райкомам профсоюза рекомендовалось оказывать содействие передаче шахт в аренду, но при этом ставилось условие– «без разрешения центра подобных сделок не заключать». Тем самым местные органы лишались возможности активно участвовать в этом процессе. А ведь на местах лучше знали ситуацию, могли принимать более обоснованные решения.

Некоторые райкомы профсоюзов обвиняли комиссию (КИМКП) в слишком высоких ставках зарплаты У «частников», другие– чрезмерно низких, хотя по всему Донбассу действовала одна семнадцатиразрядная тарифная ставка.

Подобные помехи значительно тормозили работу КИМКП. И если комиссия не достигла значительных результатов, то это прежде всего из-за подобных «недоразумений ». Начав работу 5 августа 1921 г., комиссия через две недели вернулась в Бахмут почти без результатов. Первые 2000 пудов угля были добыты на мелких шахтах в Щербиновском районе 20 августа 1921 г. Но взаимоотношения КИМКП с государственными предприятиями не налаживались.

В результате больших усилий к 1 сентября было организовано семь арендных участков: Дружковский, Щербиновский, Марьинский, Алмазный, Успенско-Ольховский, Дебальцевский и Криндачевский.

В 1921 г. сильная засуха поразила степные губернии Украины. Урожай был катастрофически низким, всего 297 млн. пудов. Результатом стал голод 1921-1922 годов. Голод, безусловно, был результатом значительного недобора урожая вследствие засухи, а также ущерба, причиненного хозяйству семилетней войной. Однако руководство страны требовало от Украины поставок хлеба: «Чрезвычайно тяжелое продовольственное состояние пролетарских центров России, красных столиц Москвы и Питера ... обязывают советскую Украину прийти на помощь, урезая до последней ступени собственные потребности». Урезания подкреплялись вооруженными продотрядами. В начале июля Ленин предложил мобилизовать в Поволжье молодежь в количестве около 500 тыс. штыков. Предлагалось «разместить эти 1/2 млн. на Украине с тем, чтобы они помогли усилить продработу, поскольку чрезвычайно заинтересованы в ней, особенно ясно осознавая и чувствуя несправедливость ненасытных богатых крестьян на Украине». Этот план реализован не был по причине полной дезорганизации жизни в Поволжье, зато на Украину прибыло 439 тыс. беженцев.

И это в то время, когда положение на Украине становилось трагическим, запасы были изъяты полностью. Новый урожай, в частности, в Донецкой губернии, дал в среднем по 6 пудов с десятины, т. е. меньше, чем было посеяно (по 9 с дес.). Руководители Донецкого губисполкома сообщали: «Голод в Донбассе приобрел ужасные размеры. Голодают до 500 тысяч человек. Крестьяне в отчаянии роют себе могилы, не ощущая реальной помощи». Однако выкачка хлеба продолжалась. До 15 января 1922 года в губернии было изъято 120 тыс. пудов хлеба. Никакой помощи Украине правительством предоставлено не было. Ее осуществляли международные организации, особенно АРА, которая на собранные американскими рабочими средства приобрела продукты, из них готовили обеды для детей.

Изъятие запасов, в том числе и посевного материала, уменьшение численности рабочего скота обусловили сокращение посевов. Так, в 1922 г. в губернии было засеяно 1682 тыс. десятин против 2386 тыс. в 1921 г. В 1923 г. посевная площадь несколько расширилась и составила 2102 тыс. десятин, или 83% посевов 1916 г., в 1924 г– 97%, в 1925 г. были достигнуты показатели 1916 г.

В конце 1922 г. в Донецкой губернии имелось 483 коллективных хозяйства, в том числе 35 коммун, 432 артели, 16 ТСОЗов. Всего в коллективных хозяйствах было 64 тыс. десятин земли, числилось 14 334 человека, т. е. в среднем по 29 человек на хозяйство. Особой популярностью коллективные хозяйства не пользовались. Более привлекательной для крестьян была сельскохозяйственная кооперация. Она была создана на Всеукраинском Учредительном съезде в марте 1922 года под названием «Сельский господарь». Объединения кооператоров возникают и в Донецкой губернии.

В 1925 г. была упразднена Донецкая губерния (была создана в 1920 г., поделена на 10 уездов). Сохранилось деление на округа: Артемовский, Луганский, Мариупольский, кий, Старобельский (Таганрогский и Шахтинский округа с 848 тыс. чел. населения в 1924 году были переданы в состав РСФСР). Округа состояли из районов, которые делились на сельсоветы (поссоветы). В июле 1930 г. вместо 5 округов в Донбассе были созданы 17 районов. 2 июля 1932 г. образовалась Донецкая область. В июне 1938 г. ее разделили на две Ворошиловградскую (ныне Луганская) и Сталинскую (сейчас Донецкая).

Особенностью административного устройства Донбасса было создание национальных формирований– греческих, немецких, болгарских районов и сельсоветов

30 декабря 1922 г. I съезд советов СССР утвердил декларацию об образовании Союза ССР и союзный договор. Союз состоял из четырех республик – РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР (Азербайджан, Армения, Грузия). 26 января 1924 состоялся II съезд советов СССР, который окончательно утвердил первую Конституцию Советского Союза. В ней был определен круг вопросов, которые принадлежали к компетенции высших органов власти СССР: внешняя политика, границы, вооруженные силы, транспорт, связь, планирование хозяйства, объявление войны и заключение мира. Формально каждая республика имела право выхода из СССР, но механизма такого выхода не было разработано. Поэтому, не меняя своей внешней формы, «союз республик» фактически превратился в жестко централизованное, унитарное государство. В мае 1925 г. процесс вхождения Украины в состав СССР было завершено. IX Всеукраинский съезд советов утвердил новый текст Конституции УССР, в котором законодательно закреплялся вступление Советской Украины к Советскому Союзу. В 1929 г. была утверждена новая Конституция УССР. Она признавала преимущества союзных органов над республиканскими. В конституции закреплялось образования в составе УССР Молдавской АССР.

Несмотря на определенный экономический рационализм нэпа, с середины 20-х гг. началось постепенное его свертывания. Причины этого заключались не только в достижении довоенного уровня производства промышленности и сельского хозяйства, но и имели определенное политическую подоплеку.

Бурное развитие сельского хозяйства способствовал его быстрому выздоровлению. Весной 1923 г. сельское хозяйство восстановлен на 70% по сравнению с 1913 г., тогда как промышленность – на 39%. Такой дисбаланс имел негативные последствия. Обнаружив желание платить продналоге в 1923 г. в денежной форме, крестьяне вывезли на рынок большое количество зерна. Цены на него резко снизились, впрочем на промышленную продукцию не изменились. В результате крестьянам становилось невыгодно покупать промышленную продукцию и продавать зерно.

Трудности с реализацией промышленных товаров обусловили дефицит оборотных средств. Как следствие, государство прибегло к их печати, а это лишь усилило инфляцию. Цены на промышленные товары росли, однако объемы их продажи уменьшились. Падала доходность предприятий, возникали проблемы выплаты заработной платы, активизировались забастовки. Понимая необходимость кардинальных изменений, власть идет на ряд трансформаций, связанных со снижением себестоимости продукции за счет уменьшения накладных расходов, содействию загруженности предприятий, повышению производительности труда.

Реализация этих мероприятий должна была иметь положительные последствия, но поскольку большинство проблем власть пыталась решить за счет крестьянства, в 1925 г. возникает новый кризис. Из-за неурожая 1924 г. крестьянство в следующем 1925 г. придержало продажу хлеба для пополнения собственных запасов. Так государство недополучило средств от его экспорта за границу. Это привело к замораживанию строительства некоторых промышленных объектов, рост безработицы, усиление имущественной дифференциации между селом и городом. Получая деньги от продажи хлеба, крестьяне сосредоточили в своих руках значительные суммы, потратить которые не имели возможности. В последующие годы ситуация повторялась все чаще и чаще. Хлебозаготовительный кризиса1927-1928 гг. был последним аргументом в пользурешения власти о необходимости изменения концепции развития сельского хозяйства и взятия его под строгий контроль.

Изначально нэп не означал полного возврата к рыночной экономике. Несмотря на ослабление партийно-государственного контроля, система управления экономикой оставалась, по сути, командно-административной. Государство самостоятельно регулировало развитие тех или иных сфер. На селе в налогообложении полагались не на экономические принципы, а на политические. Освободив от налогов бедноту, партия формировала свою социальную базу для осуществления программы создания совхозов и колхозов. В промышленности хотя и было достигнуто уровень довоенного производства, дальнейшее развитие требовало или перехода к рыночным отношениям, что противоречило идеологии большевиков, или введениеальтернативных методов развития промышленности. НЭП был свернут и заменен коллективизацией и индустриализацией.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 372.