Этапы тьюторского сопровождения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как и любая организованная педагогическая деятельность тьюторское сопровождение осуществляется поэтапно.

I . Предварительный этап включает в себя получение запроса на сопровождение. Решение о необходимости сопровождения осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Хороший контакт тьютора со специалистами психолого-медико-педагогического консилиума не только существенно облегчает работу тьютора, но и делает более эффективным процесс включения ребенка с ООП в новую сферу деятельности. На предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом; встречается со специалистами и представителями психолого-медико-педагогического консилиума учреждения для получения рекомендаций по индивидуальному образовательному плану.

Важнейшим элементом данного этапа являются непосредственное наблюдение тьютора за ребенком, его окружением. Происходит важный момент непосредственного знакомства и постепенное установление контакта с ребенком. Получив общие сведения, тьютор знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Здесь важно разъяснить детали, касающиеся поведения ребенка, узнать об уровне развития его социально-бытовых представлений. Тьютору необходимо дать почувствовать родителям, что он заинтересован в работе с их ребенком и искренне нацелен на положительный результат. Следует ознакомить родителей с функциональными обязанностями тьютора, где четко определены ответственность и обязанности сторон, в рамках общего договора между родителями и образовательным учреждением. На данном этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, расположением классов и кабинетов, спортзала, столовой, туалетов. Тьютору целесообразно заранее провести встречи с родителями, обучающимися, педагогическим коллективом для их информирования и подготовки к приходу в образовательное учреждение ребенка с особыми потребностями  а также для формирования социального интереса к инклюзивному образованию у всех участников. Это могут быть беседы на родительском собрании, показ фильмов о детях с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью и об инклюзивном образовании.

II .  Адаптационный этап

Адаптация ребенка в образовательной среде и среды к нему. На этапе адаптации идет повседневная, последовательная работа тьютора и ученика по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь, постепенное включение ребенка в различные учебные и внеучебные ситуации. Под адаптацией понимается также приспособление помещений школы, режима дня, учебных программ и методических пособий к нуждам особого ребенка. Сроки адаптации детей в школе очень разнятся и зависят от индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Они варьируются в пределах нескольких месяцев, у некоторых детей могут растягиваться до года. Период адаптации значительно сокращается у детей, которые посещали дошкольные образовательные учреждения: дошкольные образовательные учреждения, центры психокоррекционной поддержки и т.д. На этом этапе тьютор осознает составляющие и особенности задач, стоящих перед ребенком, и потенциальные возможности их решения, определяет позитивные и негативные факторы, влияющие на ситуацию. Ведется индивидуальная работа с ребенком по формированию личностной мотивации к обучению. Важным моментом на этом этапе должна стать работа тьютора, направленная на успешное вхождение ребенка с особыми потребностями  в школьный коллектив. У детей с ОВЗ нередко наблюдается незрелость форм межличностного взаимодействия и коммуникативных навыков; хорошо, если тьютор использует любую возможность общения своего подопечного с другими детьми (на переменах, прогулках, в столовой, на праздниках, классных часах 25 и т.д.). Здесь надо отметить, что общество сверстников, не отвергающее «особого» ребенка, – один из ведущих факторов успешной инклюзии.

III . Основной этап

Освоившись в новой среде, при условии постоянного получения положительной эмоциональной поддержки, ребенок с особыми образовательными потребностями  переходит на новый этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения. Это этап взаимодействия с ребенком по поводу и в ходе обучения, оценка первых результатов. Теперь акцент тьюторства переносится в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения. Здесь важно поддерживать мотивацию ребенка, дать ему возможность почувствовать свои успехи. Постепенно увеличивается доля самостоятельности ребенка при выполнении той или иной деятельности, а кроме того, постепенно обеспечивается его способность взаимодействовать с другими взрослыми, в первую очередь с учителем, и с другими детьми. Помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности. На данном этапе проводятся диагностика в процессе обучения и наблюдения в ходе внеклассной деятельности, дается анализ и оценка первых результатов, оценка ресурсов и дефицитов в интеллектуальной, коммуникативной и других сферах деятельности ребенка, при необходимости вносятся корректировки в индивидуальную образовательную программу. Тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребенка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями (образом будущего). На каждом этапе тьютор информирует родителей и всех участников образовательного процесса об успехах и неудачах в обучения и социализации ребенка, проводит мониторинг усвоения содержания обучения, анализ результатов сопровождения. При необходимости тьютор организует консультации ребенка у ведущих специалистов: логопедов, дефектологов, психологов.

IV . Заключительным этапом, если это возможно при определенном статусе ребенка с особыми образовательными потребностями, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности в учебе с последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.

 

Участие тьютора в разработке адаптированной образовательной программы

В инклюзивной школе необходимо создать условия, при которых любой желающий обучаться в данной школе, сможет это сделать и при этом быть успешным. В связи с этим основной задачей образовательного учреждения является адаптирование образовательных программ для решения задач разноуровневого обучения для всех детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями, и создание условий для их реализации.

Гэри Банч, автор книги «Поддержка учеников с нарушением интеллекта в условиях обычного класса», отмечает, что основная задача педагога (как тьютора, так и учителя) заключается в предоставлении обучающимся возможности осваивать знания. Иногда для создания этой возможности и не нужно затрачивать много усилий. Просто надо знать особенности детей. Кому-то нужно предложить вместо десяти примеров решить пять. Кому-то вместо ответа у доски предложить сделать задание письменно. Кому-то поработать, сев за отдельную парту. Быть может, ребенок блестяще решит все примеры, но при условии, что в это время у него в наушниках будет играть любимая им музыка.

Учебная программа должна быть ребенку по силам. И тьютору, и учителю придется решать вопрос о том, каким образом адаптировать учебную программу для ребенка с ООП. Современный подход к дифференцированному обучению исходит из того, что «подгонять» каждого ребенка под образовательный стандарт бессмысленно. Если главными целями обучения ребенка в школе является социализация и усвоение знаний для раскрытия его творческого потенциала, то адаптация учебного материала под способности ребенка – это не фантастика, а необходимость.

С 1 сентября 2016 года в нашей стране разрабатываются адаптированные образовательные программы, включающие в себя все аспекты психолого-педагогического сопровождения индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ. Существуют и применяются на практике, а также описаны в научно-методической и практико-ориентированной литературе различные варианты составления индивидуальных программ обучения, индивидуальных учебных планов индивидуальных комплексных коррекционно-образовательных программ, индивидуальных программ развития в дошкольных образовательных организациях и т.д.

В условиях российского образования в разработке и реализации адаптированной образовательной программы, программы коррекционной работы как части основной образовательной программы, индивидуального учебного плана ребенка с ООП принимают участие педагоги и специалисты в составе психолого-педагогического консилиума. При организационной работе по проектированию, разработке и утверждению адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида учитываются возрастные и индивидуальные особенности, медицинские рекомендации, рекомендации ПМПК или ИПРА, запрос родителей, четко формулируются цели и задачи, обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного плана, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов. Адаптированная образовательная программа разрабатывается на основе основной образовательной программы образовательной организации по соответствующему уровню образования. В ходе работы специалисты ОО используют примерные адаптированные основные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ или умственной отсталостью или специальные требования к реализации основных образовательных программ на уровнях дошкольного, начального, основного и среднего общего образования. Эти программы и учебные пособия могут помочь в адаптации учебного материала.

Корректировка содержания программы осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой планово и внепланово, но не менее двух раз в течение учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики вносятся изменения и корректировки в АОП для конкретного ребенка.

В конце учебного года по итогам реализации адаптированной программы психолого-медико-педагогическим консилиумом проводится итоговая диагностика различных сфер развития ребенка, обосновывается внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ, инвалидностью на следующем этапе его обучения. Также проводится итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ОО, даются рекомендации, советы, консультации.

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ содержит: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО обучающимися; учебный план; программы отдельных учебных предметов; программу коррекционной работы; программу нравственного развития; программу формирования универсальных учебных действий обучающихся; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программу внеурочной деятельности; систему условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

Данные разделы могут быть представлены последовательно, а могут быть объединены в блоки:

- целевой (пояснительная записка, планируемые результаты освоения АООп, система оценки достижений планируемых результатов

- содержательный (отдельные программы)

Определяет общее содержание образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных предметных и метапредметных результатов (в зависимости от варианта ФГОС): программу формирования универсальных учебных действий; программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности; программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ при получении начального общего образования; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы; программу внеурочной деятельности.

- организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации АООП и включает: учебный план, план внеурочной работы, систему условий реализации АООП.

Кроме указанных разделов программа может иметь и дополнительные разделы, которые учитывают специфические особенности и возможности образовательной организации. Например, в качестве дополнительных разделов в программу могут быть включены паспорт программы, основные понятия, детальная характеристика контингента обучающихся по различным параметрам, имеющим значение для дальнейшей организации обучения (например, особенности контингента по различным сопутствующим заболеваниям, требующим существенного медицинского сопровождения, или большое количество детей-инвалидов, для которых предусматривается программа реабилитации).

При разработке адаптированной программы учитывается, что данный документ является локальным нормативным актом, описывающим содержание образования и механизм реализации стандартов. В ней конкретизируются положения образовательных стандартов применительно к особенностям конкретной образовательной организации, составу обучающихся, месту расположения, педагогическим возможностям. В образовательной организации может быть разработано несколько адаптированных программ для детей с различными психофизическими нарушениями.

Материально-техническое обеспечение адаптированной программы должно отвечать особым образовательным потребностям обучающихся с ООП, что обуславливает необходимость предъявления специфических требований к: организации процесса обучения, организации пространства, организации временного режима обучения; организации рабочего места обучающегося; техническим средствам обучения, учебникам, учебным принадлежностям, дидактическим материалам и средствам наглядности.

Тьютор принимает активное участие в разработке адаптированной программы в составе консилиума и может вести любые записи, помогающие объективно оценивать возможности ребенка, выявить проблемы, с которыми необходимо работать, конкретизировать задачи в индивидуальной работе с с ребенком.

Адаптация образовательной программы включает следующие направления деятельности:

- анализ содержания учебного предмета;

- изменение структуры, объема и временных рамок изучения учебного материала в соответствии с особенностями ребенка;

- использование форм организации учебной деятельности, соответствующих особенностям ребенка;

- использование технологических приемов, соответствующих особенностям ребенка;

- использование дидактических материалов, соответствующих особенностям ребенка.

Деятельность по адаптации образовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется командой специалистов и педагогов образовательной организации с участием тьютора, если тьюторское сопровождение рекомендовано ПМПК, в несколько этапов:

1. Педагогическая диагностика: определение возможностей и затруднений в освоении образовательной программы.

2. Определение цели и задач помощи ребенку с ОВЗ в освоении того или иного учебного предмета (не обязательно должны быть все предметы)

3. Анализ образовательной программы по предмету (предметной области) с целью выделения наиболее важных, существенных дидактических единиц, универсальных учебных действий, обязательных для освоения ребенком.

4. Календарно-тематическое планирование по предмету. Единое календарно-тематическое планирование, являющееся составной частью адаптированной программы, разрабатывается совместно педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами при участии тьютора. Задачи этого документа – обеспечение единого подхода специалистов сопровождения в распределении учебного времени; включение в содержание коррекционно-развивающей работы материалов из образовательной программы (школа), программ воспитания и обучения в детском саду, реализуемых в режиме фронтальных учебных и развивающих занятий. Составление единого календарно-тематического планирования поможет так организовать образовательную и коррекционно-развивающую работу, чтобы ребенок не испытывал излишней нагрузки, осваивая учебный и дополнительный материал.

5. Разработка индивидуального учебного плана.

6. Планирование результатов, системы и методов их оценивая.

Положительная динамика развития ребенка, прогресс в освоении образовательной программы, формирование социальной компетентности – важнейшие показатели эффективной работы специалистов психолого-педагогического сопровождения. При этом содержание оценки «движения» ребенка в определенный период времени напрямую связано с теми задачами, которые поставили учитель, родители, специалисты сопровождения при разработке адаптированной программы. Проектирование методов и форм оценки результатов образовательной деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья также является одним из ключевых вопросов при разработке и реализации адаптированной программы.

 

Взаимодействие тьютора с педагогами и специалистами образовательной организации

Сотрудничество разных специалистов – залог успешности инклюзии. Взрослые, работающие с «особым» ребенком, должны составлять одну команду, задача которой в объединении разносторонних усилий с целью успешного вовлечения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида в школьную жизнь. Основными членами такой команды должны стать учитель, социальный педагог, логопед, дефектолог, психолог, тьютор. В составе команды могут быть и другие специалисты, в зависимости от кадрового состава образовательной организации. Кроме того, для разрешения сложных проблем могут привлекаться и внешние специалисты из ресурсных центров.

Прежде всего взаимодействие тьютора с другими специалистами и педагогами реализуется на психолого-медико-педагогическом консилиуме, где происходит обследование ребенка и разрабатываются образовательные маршруты программы образования и психолого-педагогического сопровождения, разрабатываются рекомендации о режиме посещения обучающимся уроков/занятий, отслеживается динамика.

Тьютор принимает активное участие в работе консилиума, так как является самым близким к ребенку человеком в процессе обучения (особенно в первое время). Консилиум формулирует для тьютора задачи в работе с ребенком. Если тьютор и учитель не могут справиться с возникшей в процессе учебы проблемой – они могут попросить консилиум собраться для оперативного ее разрешения либо привлечь внешних специалистов.

Задачи тьютора – собрать воедино всю информацию о ребенке и рассказать о том, каковы его успехи и достижения, над чем сейчас идет работа, какие необходимо решить вопросы. Для этого тьютор может обратиться к специалистам – психологу, дефектологу, логопеду.

Совместно с учителем тьютор: осуществляет работу по адаптации учебной программы для ребенка; помогает учителю в изготовлении наглядных пособий.

Совместно с психологом, социальным педагогом, дефектологом, логопедом: помогает выявить возникшие проблемы в школьной жизни ребенка; выполняет рекомендации специалистов по разрешению тех или иных проблем.

Учитель и тьютор – это одна команда. Тьютор должен помнить, что для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья лидером должен оставаться учитель, а тьютор должен восприниматься как помощник.

В зависимости от компетенций тьютор может выполнять различные роли.

Тьютор – помощник учителя. Если учитель готов занимать максимально лидерскую позицию в учебной деятельности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, а тьютор при этом не имеет специального образования, то в такой паре самое оптимальное – стать для учителя помощником в реализации его идей относительно обучения ребенка с особыми образовательными потребностями. В этом случае учебная нагрузка для обучающегося формируется педагогом, а тьютор выступает его помощником в организационных моментах.

Тьютор – персональный сопровождающий обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Когда учитель инклюзивного класса не является специалистом в области специальной педагогики, а тьютор, наоборот, имеет соответствующее специальное образование то последний берет на себя функцию специалиста, который тонко и четко выстраивает образовательный процесс для обучающегося, помогая учителю приспособиться к потребностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, не снижая при этом качества образования всего класса.

Тьютор следит за тем, что излагает учитель на уроке, и подает материал в том объеме и на том уровне, который понятен ребенку. Ребенок при этом находится в классе, слушает и учителя и ответы других детей, но выполняет столько заданий, сколько ему по силам. Процесс активности обучающегося находится под контролем тьютора. Тьютор может говорить ребенку, сколько, к примеру, записать слов с доски, направлять его при переходе от одного задания к другому, подсказать, в какой момент лучше поднять руку и на какой вопрос педагога лучше ответить. Таким образом, тьютор как бы берет под контроль обучение своего подопечного, постепенно расширяя его знания и адаптируя ребенка к обучению в классе

Тьютор – второй учитель в классе. Такой подход распространен в американских школах. В силу того, что признание ребенка не способным учиться самостоятельно считается нарушением его прав, в классе, где занимается ребенок с особыми образовательными потребностями, работают два учителя, которые попеременно помогают учиться всем детям но ребенку с ограниченными возможностями здоровья – в большей степени.

В качестве примера использования такого подхода в нашей стране можно привести опыт одной из московских школ. В инклюзивном классе общее руководство уроком осуществлял один учитель, а другой (условно – тьютор) проверял домашнее задание у всех обучающихся. Следил за ходом самостоятельной работы каждого, в том числе и за работой ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В то время как основной педагог объяснял новый материал, второй учитель находился рядом со своим подопечным.

При разработке педагогом совместно с тьютором планов урока необходимо учитывать соотношение цели и задач урока в соответствии с предполагаемым уровнем освоения ребенком с ограниченными возможностями здоровья данной темы и запланированными результатами. Разрабатывая индивидуальные и дифференцированные задания, включать ребенка в различные формы активности на уроке, в различные формы учебного взаимодействия (индивидуальная работа, работа в парах, мини-группах, фронтальная работа).

Таким образом, тьютор и учитель, по сути, становятся одной командой, в которой экспертом в отношении обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью может быть как педагог, так и тьютор.

Для образовательной организации, выбравшей путь инклюзивной практики, важно создать доступную, «безбарьерную» образовательную среду, которая будет отвечать образовательным потребностям всех без исключения обучающихся.

Образовательная среда – это совокупность образовательных условий. Для характеристики образовательной среды образовательной организации используются следующие параметры:

- физическое окружение;

- человеческий фактор;

- программы обучения.

Инклюзивная образовательная среда характеризуется инклюзивной культурой и совокупностью ресурсов (внутренних и внешних условий) для реализации индивидуальных образовательных стратегий обучающихся при совместном обучении.

Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность изменяться с учетом индивидуальных потребностей детей.

Создание инклюзивной образовательной среды реализуется в соответствии с двумя важными принципами – принципом адаптации с учетом дефицитов внутренних и внешних и принципом избыточности с учетом ресурсов внутренних и внешних.

Одним из показателей эффективной работы педагогического коллектива в области реализации инклюзивной практики является гибкий, индивидуализированный подход к созданию специальных условий обучения и воспитания для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой подход проявляется прежде всего в разработке индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья в рамках образовательного учреждения разработке индивидуальной образовательной программы, создании инклюзивной образовательной среды специальных образовательных условий, соответствующих потребностям разных категорий детей с ОВЗ инвалидностью.

Инклюзивная образовательная среда формируется всеми участниками образовательного процесса, включая коллектив детей, родителей, педагогов и администрацию.

Цель работы тьютора заключается в организации комфортных условий для успешного включения ребенка с особенностями развития в среду школы.

Комфортные условия – это условия, при соблюдении которых ребенок с особенностями развития сможет усваивать адаптированную для него образовательную программу в удобном темпе и в соответствующем объеме. При этом деятельность по сопровождению ребенка с особенностями развития не должна нарушать образовательного и коммуникативного пространства той группы детей, в которой он находится.

Достижение цели тьюторского сопровождения достигается последовательным решением следующих задач:

· Создание условий для успешного обучения ребенка;

· Создание условий для успешной социализации ребенка;

· Максимальное раскрытие потенциала его личности.

Перечисленные задачи достигаются следующими средствами:

1. Организация и адаптация жизненного пространства (рабочего места, других мест, где бывает ребенок в школе).

2. Понимание зон ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, опора на его внутренние скрытые ресурсы, дозирование нагрузки, адаптация учебного материала, адаптация учебных пособий.

Помощь тьютора ребенку с особыми образовательными потребностями в инклюзивном классе:

 • В социализации ребенка:

 - способствует развитию интересов ребенка с ООП в классе;

- способствует развитию интереса ребенка с ООП к общению со сверстниками;

 - помогает ребенку с ООП справиться с конфликтными ситуациями;

 - способствует развитию самостоятельности ребенка с ООП;

- информирует родителей ребенка с ООП о его успехах, трудностях.

• В учебной деятельности ребенка:

 - помогает учителю в адаптации учебной программы;

 - осуществляет поиск способов эффективного усвоения материала учеником с ООП (осуществляет подбор карточек, компьютерных программ, специальных дидактических пособий и канцтоваров).

• В адаптации образовательной среды:

- организует рабочее и другие места для ученика с ООП, в соответствии с его особенностями.

Адаптация образовательной среды – залог успешного включения учащегося с ОВЗ в жизнь образовательной организации. К нуждам такого ребенка необходимо приспособить помещение школы, режим дня, учебные программы и методические пособия. Адаптация среды подразумевает выявление и возможное устранение основных барьеров, с которыми может столкнуться ребенок, придя в школу или детский сад. Этими барьерами могут быть:

Физические барьеры – отсутствие пандусов, крутые лестницы, узкие двери неудобные туалеты недостаточное освещение, плохая акустика, неприспособленность резмеров и формы рабочего места под конкретного ребенка; нехватка материально-технического, программно-методического, информационного обеспечения.

Социальные барьеры – недостаточная подготовка кадров; неготовность учителей к тому, что в их классе будут обучаться дети с ограниченными возможностями здоровья инвалидностью; неготовность обучающихся к тому, что один или несколько детей отличаются поведением или имеют физические особенности.

Работы по созданию доступной, «безбарьерной» образовательной среды проводятся в рамках Федеральной целевой программы развития образования «Доступная среда» и соответствующей региональной программы развития сферы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Каждым учреждением, объектом социальной инфраструктуры создаются паспорта доступности, в которых отражаются: состояние доступности объекта для инвалидов и других маломобильных групп населения; заключение о состоянии доступности объекта; состояние доступности основных структурно-функциональных зон объекта; рекомендации по адаптации основных структурных элементов объекта.

Одним из основных направлений создания инклюзивной образовательной среды является атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной учебной мотивации. Это направление реализуется через различные школьные мероприятия, в которых тьютор принимает активное участие («уроки доброты», организация взаимопомощи совместные проекты и мероприятия).

Другим важным направлением является организация архитектурной среды. Вместе с одноклассниками ребенок с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью бывает в классных кабинетах, в рекреации во время перемены, на улице, в столовой. В спортзале, в раздевалке, на лестнице между этажами, в туалетной комнате. Учитывая индивидуальные особенности ребенка, необходимо вместе с ним и его окружением продумать маршрут и учесть трудности, которые могут возникнуть во время пребывания в этих местах, предусмотреть условия его сопровождения. Так, например, тьютор может обсудить в классе условия сопровождения ребенка с сенсорными нарушениями – кто и каким образом это может сделать из детей и взрослых, как обучиться навыкам сопровождения таких детей установить дежурство, предусмотреть внешние опоры и технические средства для того, чтобы ребенок постепенно сам смог передвигаться по школе.

Если по каким-либо причинам ребенку приходится покидать класс во время урока, то необходимо подобрать помещение (свободный класс, кабинет специалиста, выделенное место в рекреации), где тьютор с обучающимся могут провести некоторое время. Помещение должно быть всегда одним и тем же. Лучше, чтобы оно находилось рядом с классом – тогда на перемещение из одного места в другое не будет уходить много времени. В отдельном помещении ребенок может активно подвигаться, снять напряжение от малоподвижного сидения на уроке. Здесь с ребенком можно обсудить возникшую на уроке проблему, если ее не получилось разрешить в классе. Также в свободном помещении удобно проводить индивидуальные занятия во время тех уроков, которые пока можно пропустить ради усвоения тех тем, которые определены в индивидуальной программе ребенка.

Организация рабочего места. Ребенку с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, как правило, лучше сидеть близко к учителю и доске. Однако это не всегда оптимально, так как нередко он может отвлекать остальных учеников. Если тьютору необходимо сидеть рядом с ребенком, то оптимальным будет место ребенка в правом или левом ряду (если в классе три ряда парт), за второй или третьей партой. При этом за партой ребенок должен сидеть ближе к среднему ряду, а не к окну или к стене – это место для тьютора. Нередко ребенка приходится выводить с урока по ряду объективных причин: необходимость сходить в туалет, усталость, неконтролируемое яркое эмоциональное состояние. Поэтому важно найти такое место, чтобы уход с урока и возвращение не сильно отвлекали остальных детей. Рабочее место должно быть помечено определенным образом (обычно это делают с помощью цветных кружков или картинок). Возможно у ребенка есть любимый персонаж или изображение нравящегося ему предмета наличие такой картинки сможет снизить тревогу и быть подспорьем во время обучения.

Для определенных категорий детей важной является организация питания и медицинского сопровождения. Тьютор должен быть знаком с диагнозом ребенка и с особенностями его питания, для того чтобы знать, как вовремя оказать ребенку медицинскую помощь и как организовать его питание. Если ребенку необходимы реабилитационные медицинские процедуры, тьютор должен знать, где и как ребенок эти процедуры получает.

При организации психолого-педагогического сопровождения в работе с ребенком оказываются задействованными многие специалисты: педагог, психолог, социальный работник, дефектолог, логопед. В их функции входит решение коррекционно-развивающих задач, в обсуждении которых участвует и тьютор. Тьютор – один из необходимых и активных участников команды психолого-педагогического сопровождения. При отсутствии в образовательной организации должности координатора по инклюзии тьютор может взять на себя функции по координации деятельности необходимых ребенку специалистов.

При отсутствии в образовательной организации необходимых специалистов должна быть организована система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров: ПМПК, Центры ППМС-помощи, ресурсные центры, отдельные образовательные организации, реализующие адаптированные основные образовательные программы, учреждения социальной защиты, организации здравоохранения, общественные организации, т.е. сетевое и межсетевое взаимодействие.

При организации образовательного процесса для обучающихся с особыми образовательными потребностями в рамках индивидуальной программы адаптируется содержание программных областей, применяются специальные технологии, методы, приемы формы организации учебной работы а также учебные и дидактические материалы, используются адекватные возможностям детей способы оценки их образовательных результатов.

Важным компонентом является создание условий для адаптации детей в группе сверстников; организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни коллектива.

При создании «безбарьерной» среды обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью становится более комфортным и естественным для него. Тьютор может стать для такого обучающегося посредником, помогающим преобразовать образовательную среду школы или детского сада в среду, учитывающую особенности ребенка.

Для организации полноценного образовательного процесса важна не только адаптация существующей в образовательной организации образовательной среды в соответствии с образовательными потребностями детей, но и создание избыточной среды для расширения диапазона образовательных потребностей детей.

Избыточная образовательная среда – насыщение образовательного пространства образовательными ресурсами:

- носителями знания (партнерами по учебной коммуникации являются не только учитель или учебник, но и другие обучающиеся, эксперты из внешних организаций: сотрудники музеев, специалисты центров ППМС-помощи, педагоги дополнительного образования и т.п.)

- наличием разнообразной литературы (не только учебники);

- использованием телекоммуникационных сетей (Интернет, локальные электронные ресурсы);

- организацией предметно-практической деятельности (работа с лабораторным оборудованием, с артефактами культуры, реальная продуктивная деятельность).

Избыточная образовательная среда включает в себя не только ресурсы самого образовательного учреждения, но и ресурсы других учреждений и организаций).

Такая избыточная образовательная среда, богатая ресурсами для построения индивидуальной программы, дает возможность каждому обучающемуся накопить необходимый для развития личного знания опыт деятельности, выстроить личную образовательную траекторию.

Работа тьютора состоит в организации разнообразной деятельности обучающихся в образовательной среде. Избыточность и перегруженность информацией стала обычной составляющей современной жизни, в случае организации избыточной образовательной среды важно помнить о целесообразности и тщательно продумывать, организовывать образовательную среду, исходя из возможностей и потребностей ребенка. Например, для детей с ООП не вся информация может оказаться понятной и доступной. Поэтому задача тьютора – особое внимание обратить на то, в каком виде ребенок может пользоваться информацией. Также необходимо подобрать комплект адаптированных обучающих пособий, учебников. Обучающийся должен иметь возможность выбора, с помощью каких пособий он будет учиться сегодня, завтра и, вероятно, эти пособия будут неоднократно меняться

Уникальность пути развития каждого конкретного ребенка, строго индивидуальный набор его актуальных потребностей и возможностей значительно усложняет процесс определения тактики и стратегии в работе с ребенком. Именно поэтому наличие тьютора в инклюзивной практике столь необходимо. Если такой возможности нет, то педагоги инклюзивных классов должны развивать тьюторские компетенции, руководствуясь принципами тьюторского сопровождения и ресурсной схемой общего тьюторского действия.

 

Взаимодействие команды специалистов
в процессе обучения


     Взаимодействие учителя и тьютора осуществляется как минимум в трех
основных направлениях:

1) в процессе обучения детей;

2) в процессе социализации ребенка;

3) в процессе работы с родителями «особого ребенка».

Одна из основных форм взаимодействия учителя и тьютора в процессе
обучения – индивидуальная помощь «особому ребенку». Основная задача учителя и тьютора в процессе обучения – помочь ребенку с проблемами в развитии в формировании основ учебной деятельности. На организационном этапе в зависимости от задачи, которую ставит учитель перед всем классом, тьютор помогает ребенку освоить понятия «урок», «перемена», поясняет, что нужно делать, когда звенит звонок, обращая внимание ребенка на требования учителя и действия других детей.

Следующий этап взаимодействия – организация рабочего места в соответствии с учебным предметом, поиск страницы в учебнике, тетради и т.д. На этом этапе важно, что педагог сопровождения не выполняет за ребенка необходимые действия, а помогает только тогда, когда это необходимо для организации дальнейшей работы ребенка на уроке или когда он сам просит о помощи. Очень важно, что иногда необходима помощь тьютора на этапе постановки учителем учебной задачи и принятия ее детьми. Когда учитель работает со всем классом, тьютор вместе с ребенком индивидуально анализирует, что ему нужно сделать. Часто требуется помощь и в решении учебной задачи, выполнении определенного алгоритма действий.
Еще один важный момент, требующий взаимодействия учителя и тьютора, – формирование у детей умения контролировать свою деятельность и оценивать ее. Создание ситуации успеха для «особого ребенка», возможность
гордиться своими достижениями – результат взаимодействия двух педагогов на
уроке. Следует сказать и о стратегии помощи «особому ребенку» со стороны
тьютора – от «большой» помощи к «маленькой», от положения «рядом все время» к положению «рядом, когда нужна помощь и поддержка» до полной самостоятельности (как правило, дети и в 1, и во 2 классах легко и сами
отказываются от помощи взрослого, когда чувствуют силы работать на уроке
самостоятельно). Ребенок получает помощь, но при этом он должен очень многое делать самостоятельно, совершать ошибки и по возможности самостоятельно их исправлять. Кроме индивидуальной помощи «особому ребенку», на уроке существуют и другие формы взаимодействия учителя и тьютора:
а) индивидуальная помощь тьютора другим обучающимся класса;
б) проведение части урока;

в) при организации работы на уроке по подгруппам работа с одной из
подгрупп;
г) помощь всем детям при реализации какого-либо проекта на уроке.
Взаимодействие учителя и тьютора в процессе обучения осуществляется
и в методическом плане.

В триаде «учитель – тьютор – дефектолог» – это:
– разработка индивидуального образовательного плана для ребенка с
ООП;

– постановка цели и конкретных задач в организации помощи ребенку
при освоении им образовательной программы;

– решение вопросов о способе и средствах подачи и закрепления нового
материала с учетом особенностей познавательной деятельности конкретного
ребенка или группы детей, составление и оформление индивидуальных карточек с заданиями;

– планирование системы уроков, включая проектную деятельность;
– совместное решение вопросов преподавания и оценки успешности
учебной деятельности «особых» детей в классах на методических совещаниях,
составление методических рекомендаций;

– помощь учителю в оформлении методических пособий и др.
Взаимодействие в процессе адаптации и социализации ребенка в группе
сверстников
Для нормальной полноценной жизни ребенка в школе важны не только учебные навыки, но и его возможность взаимодействовать с другими детьми, коммуникативные умения и такие качества личности, как отзывчивость, чуткость, доброта, внимание к эмоциональному состоянию другого ребенка. Постановка задач и планирование работы учителя и тьютора основываются на данных о состоянии коммуникативных навыков и потребности в общении особого ребенка, а также на данных об отношении к нему детей и взаимоотношениях в классе. Основными задачами тьютора в этом  направлении при сопровождении ребенка с ООП будут: помощь в инициации и построении контактов с другими детьми, с учителями и другими специалистами; развитие коммуникативных навыков и возможностей, формирование направленности на других детей; помощь в формировании психологического климата класса, доброжелательных, дружеских взаимоотношений между детьми и адекватных форм коммуникации
друг с другом и с «особым» ребенком.


Основные направления совместной работы команды специалистов
1. С учителем (классным руководителем) и воспитателем тьютор планирует и проводит праздники, коллективные творческие дела, экскурсии и т.д.
2. С учителем и психологом – наблюдает, обсуждает и оценивает социальную ситуацию в классе, вырабатывает стратегию дальнейшей работы по
формированию сплоченности в детской группе.

Формы совместной работы:

– проведение в классе структурированного занятия «Круг» в начале дня;
– проведение игровых перемен, включение «особого ребенка» в сферу
общения всех детей;

– внеучебные и внеклассные мероприятия: реализация совместных проектов, экскурсии, праздники и др.

Взаимодействие в процессе работы с родителями «особого ребенка»
Направления работы учителя и тьютора

1. Координация действий педагогов и родителей в процессе помощи ребенку в освоении образовательной программы и социализации.
2. Разъяснение способа подачи учебного материала и его закрепления дома, разработка памяток для совместной работы родителей и детей.
Таким образом, в результате взаимодействия учителя и тьютора решаются такие важнейшие задачи, как:

– помощь ребенку в адаптации к школьной среде, группе сверстников;
– помощь всему классу в создании атмосферы благожелательности, принятия друг друга независимо от физических, личностных и интеллектуальных
особенностей;
– помощь родителям в понимании собственной роли в инклюзивном образовательном пространстве;

– помощь учителю в освоении нового вида профессиональной деятельности.
Решение проблем организации и содержания образования особого ребенка – это всегда деятельность мини-команд, где тьютор один из активных ее участников.

 

Основные направления, формы и содержание взаимодействия
специалистов образовательного учреждения (по С.В. Алехиной)

 

Миникоманда Основные направления взаимодействия Примерное содержание взаимодействия Формы взаимодействия специалистов
Учитель Координатор Тьютор Родители Организация взаимодействия с родителями ребенка с ООП Определение и реализация стратегии по формированию эффективного взаимодействия с родителями ребенка на основе сотрудничества и разделения ответственности; – определение наиболее адекватного режима и расписания фронтальных и индивидуальных занятий для ребенка с учетом его возможностей, требований к максимальной учебной нагрузке; – определение стратегии и тактик совместной помощи ребенку (режим выполнения домашних заданий, единые требования учителя, тьютора, родителей; формирование у ребенка самостоятельности и ответственности, развитие творческих способностей в системе дополнительного образования и др.) ПМПК, специально организованные встречи, консультации в заранее предусмотренное время
Учитель педагог-психолог социальный педагог тьютор воспитатели педагоги допобразования Адаптация ребенка с ОВЗ в школе, группе сверстников. Формирование коммуникативных и иных компетенций, способствующих наиболее полному включению ребенка в образовательный процесс, жизнь школьного сообщества Планирование и организация предварительной работы, способствующей наиболее легкой адаптации ребенка в новой среде: - предварительное знакомство с семьей, организация «Школы радости», знакомство с ребенком в детском саду или диагностическом классе и др.;  – организация деятельности по облегчению адаптации ребенка в школьной среде: наглядное расписание, визуальные поддержки с алгоритмом действий, дополнительная маркировка рабочего места и классной комнаты, фотоальбом с портретами педагогов и одноклассников и т.д.;  – планирование и организация работы по формированию в классе атмосферы  сотрудничества и взаимопомощи, толерантных установок всех участников образовательного процесса; – защита прав ребенка и его родителей, предотвращение конфликтных ситуаций среди детей и родителей Рабочие встречи, «мини консилиумы» по текущим вопросам адаптации и социализации ребенка; подготовка и проведение внеучебных и внеклассных мероприятий, праздников (День толерантности), «уроков доброты», тренингов взаимодействия; проведение игровых перемен, динамических пауз и др. Рабочие встречи, «мини консилиумы»; взаимопосещение; разработка и (или) адаптация учебных, дидактических, вспомогательных материалов; разработка и совместное проведение уроков и др.
Учитель учитель-дефектолог учитель-логопед тьютор Создание условий для освоения ребенком образовательной программы. Выбор и использование наиболее эффективных методов, приемов, подходов при обучении ребенка с ОВЗ и всего класса – Анализ требований ФГОС к планируемым результатам освоения образовательной программы на каждом этапе обучения; – Разработка рабочей программы по предметам с учетом специальных условий, необходимых детям с ООП; – Разработка, подбор и (или) адаптация учебных материалов для использования на фронтальных и индивидуальных учебных и коррекционно-развивающих занятиях; – Определение и использование наиболее эффективных подходов, приемов, методов для использования учителем на фронтальном уроке с целью наиболее полного включения ребенка с ОВЗ в учебный процесс, в том числе его мотивации; – Подбор и использование наиболее эффективных для условий данного класса форм организации учебной деятельности обучающихся, в том числе ребенка (детей) с ООП; – Определение содержания, форм, подходов к оцениванию учебных достижений ребенка. Рабочие встречи, «мини консилиумы»; взаимопосещение; разработка и (или) адаптация учебных, дидактических, вспомогательных материалов; разработка и совместное проведение уроков и др.
Учитель (классный руководитель) учителя предметники тьютор Формирование единых подходов к организации обучения и социализации ребенка с ООП Выработка единых требований и подходов к детям; – обсуждение и реализация методов и приемов обучения ребенка с ООП, апробированных «основным» учителем; – организация совместной деятельности по включению детей с ООП в школьное сообщество, развитию их творческих способностей, расширению контактов со сверстниками Методические объединения, консультации, взаимопосещения, проведение «парных», интегрированных уроков, подготовка и проведение внеурочных и внеклассных мероприятий

 











































Дата: 2019-02-19, просмотров: 747.