Причинами плохой коммуникации могут быть:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

· стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

· "предвзятые представления" – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно ("Мы верим тому, чему хотим верить"). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

· плохие отношения между людьми – поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

· отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;

· пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

· ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.;

· неверный выбор стратегии и тактики общения.

Лекция 5. Интерактивная сторона общения

План лекции:

  1. Проблема взаимодействия (интеракция) людей в социальной психологии.
  2. Компоненты процесса взаимодействия. Виды взаимодействия.
  3. Проблемы кооперации, конкуренции и конфликта в социальной психологии.
  4. Психологическое содержание построения единой стратегии взаимодействия.

Цель лекции: ознакомление с интеракцией как одной из сторон общения

Ключевые слова (Глоссарий): общение, интеракция, процесс общения, межличностное взаимодействие

Иллюстративный и раздаточный материал: Сетка Томаса; таблицы

Список рекомендуемой литературы:

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. М., 1988.
  2. Бородкин Ф.М., Каряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1983.
  3. Ершов П.Н. Режиссура как практическая психология. М., 1972.
  4. Крижанская Ю.С., Третьяков Г.П. Грамматика общения. Л., 1987.
  5. Кудрявцев С.В. Конфликт и насильственное преступление. М., 1991.

Типы взаимодействий

       Существует еще один описательный подход при анализе взаимодействия – построение классификаций различных его видов. Интуитивно ясно, что практически люди вступают в бесконечное количество различных видов взаимодействия. Для экспериментальных исследований крайне важно как минимум обозначить некоторые основные типы этих взаимодействий. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Разные авторы обозначают эти два основных вида различными терминами. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются "позитивными" с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе "расшатывающие" совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

       Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н.Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности:

а) разделение единого процесса деятельности между участниками;

б) изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что "предмет" и "мотив" деятельности не совпадают (Леонтьев, 1972).

Подход к взаимодействию в концепции "символического интеракционизма"

Важность интерактивной стороны общения обусловила тот факт, что в истории социальной психологии сложилось специальное направление, которое рассматривает взаимодействие исходным пунктом всякого социально-психологического анализа.

Г. Мид - направление "символического интеракционизма". Выясняя социальную природу человеческого "Я", Мид вслед за В.Джемсом пришел к выводу, что в становлении этого "Я" решающую роль играет взаимодействие. Мид использовал также идею Ч.Кули о так называемом "зеркальном Я", где личность понимается как сумма психических реакций человека на мнения окружающих. Однако у Мида вопрос решается значительно сложнее. Становление "Я" происходит действительно в ситуациях взаимодействия, но не потому, что люди есть простые реакции на мнения других, а потому, что в этих ситуациях формируется личность, в них она осознает себя, не просто смотрясь в других, но действуя совместно с ними. Постоянная рефлексия "I" при помощи "me" необходима для зрелой личности, ибо именно она способствует адекватному восприятию личностью себя самой и своих собственных действий

Дата: 2019-02-25, просмотров: 231.