Лекция 2. Методологические проблемы социально - психологического исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План лекции:

1. Понятие методологии научного исследования.

2. Основные требования к научному исследованию в социальной психологии.

3. Соотношение методологии и методики исследования.

4. Основные методы социально-психологических исследований.

Цель лекции: ознакомить студентов с методологической базой социальной психологии

Ключевые слова (Глоссарий): методология, метод, эмпирический материал, классификация методов исследования

Иллюстративный и раздаточный материал: таблица методов

Список рекомендуемой литературы:

  1. Андреева Г. М. Социальная психология - М., 2004
  2. Методы социальной психологии (под ред.Е.С.Кузьмина) - Л., ЛГУ, 1977
  3. Современная зарубежная социальная психология. Тексты М., 1984
  4. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии (под ред. Г.М.Андреевой) - М., МГУ, 1977

       Социально-психологическое исследование — вид научного исследования с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные (большие и малые) группы, а также психологических характеристик самих этих групп. Специфика социально-психологического исследования по сравнению с другими социальными науками характеризуется:

· использованием в качестве полноправных как данных об открытом поведении и деятельности индивидов в группах, так и характеристик сознания (представлений, мнений, установок, ценностей и т.п.) этих индивидов;

· социальным контекстом исследования, влияющим на отбор, интерпретацию и изложение фактов;

· неустойчивостью и постоянным изменением социально-психологических явлений;

· культурно обусловленной относительностью социально-психологических закономерностей;

· работой с реальными конкретными объектами исследования (индивидами и группами).

В социальной психологии различают три уровня исследования:

1. эмпирический

2. теоретический

3. методологический

       Эмпирический уровень представляет собой сбор первичной информации, фиксирующей социально-психологические факты, и описание полученных данных, обычно в рамках определенных теоретических концепций.        Теоретический уровень исследования обеспечивает объяснение эмпирических данных путем соотнесения их с результатами других работ. Это уровень построения концептуальных, теоретических моделей социально-психологических процессов и явлений.

       Методологический уровень с содержательной стороны рассматривает многоуровневую, системную организацию социально-психологических явлений и составляющих их элементов, соотношение принципов и категорий, определяет исходные принципы изучения этих явлений.

       С формальной стороны методология определяет операции, при помощи которых происходит сбор и анализ эмпирических данных. Иногда выделяют и четвертый уровень — процедурный (Г. М. Андреева, 1972). Это система знаний о методах, приемах исследования, обеспечивающая надежность и устойчивость психологической информации. В совокупности эти уровни создают условия для разработки исследовательской программы.

Основные тенденции развития социально-психологических методов исследования:

· повышение надежности методов, применяемых для сбора эмпирической информации, за счет формализации процедуры измерения (повышение качества операционализации понятий, характеризующих эмпирические свойства изучаемого объекта, использование процедур шкалирования признаков объекта, стандартизация правил сбора первичной информации и ее обработки), а также путем алгоритмизации самого исследования;

· «компьютеризация» методов — разработка компьютерных вариантов (аналогов) существующих методик исследования., создание компьютерных технологий сбора эмпирической информации, в том числе компьютерных сетевых вариантов;

· комплексное использование методов сбора эмпирической информации, сочетание разнообразных приемов измерения, а также источников информации (тесты, опросники, экспертные оценки и т.п.)

· усиление значения методов, минимизирующих субъективное влияние исследователя и исследуемого(ых) на процесс сбора эмпирической информации (применение технических средств фиксации информации, проведение исследований в естественных условиях, фиксация объективных показателей, характеристик поведения и деятельности, их продуктов, состояний социального взаимодействия);

· разработка «провоцирующих методов» сбора информации, «активной стратегии» исследования, т.е. целенаправленное создание в естественных условиях ситуаций социального взаимодействия с целью вызвать (актуализировать) определенное социально-психологическое явление (например, ситуации конфликта, социальной взаимопомощи и т.п.).

Дата: 2019-02-25, просмотров: 207.