СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Тема 1. Предмет, задачи и методы психофизиологии. Психофизиология – наука о нейронных механизмах психических процессов и состояний. Схема психофизиологического исследования: человек-нейрон-модель. Психофизиологические методы: сочетание адекватной стимуляции с регистрацией электрофизиологических реакций; сочетание электрофизиологической стимуляции с поведенческими реакциями. Полиграфическая регистрация речевых, двигательных, электроэнцефалографических, вегетативных реакций. Вызванные потенциалы, компьютерная полиграфия. Картирование мозга. Локализация источников активности. Магнитоэнцефалография. Компьютерная томография. Экстраклеточная и внутриклеточная регистрация реакций нейронов. Электрическое и химическое раздражение мозга. Разрушение участков мозга. Применение радиоактивных изотопов. Построение модели из нейроноподобных элементов с использованием ЭВМ. Прикладные отрасли психофизиологии: психофизиология труда, психофизиология обучения, психофизиология спорта, медицинская психофизиология.

Тема 2. Психофизиология функциональных состояний и эмоций Функциональное состояние. Подходы к определению функциональных состояний: состояние адекватной мобилизации, состояние динамического рассогласования. Уровень бодрствования. Нейрофизиологические механизмы регуляции бодрствования. Генерализованная активация. Локальная активация. Исследование функциональных состояний: ЭЭГ показатели функциональных состояний, исследования вегетативного тонуса, оценка вегетативных показателей, статистические показатели сердечного ритма (мода, вариационный размах, амплитуда моды). Сон. Стадии сна. Фазы сна. Медленный сон. Быстрый или парадоксальный сон. Циклы сна. Электроэнцефалография сна. Активирующая и инактивирующая ретикулярная система. Нейронные механизмы регуляции цикла «сон-бодрствование». Информационные процессы в быстром сне. Регуляция вегетативных функций во сне. Условно рефлекторный сон. Утомление и сон. Потребность во сне. Депривация сна. Сновидения. Функциональное значение сна. Стресс. Значение стресса. Стрессоры. Физиологический и психологический стресс. Нейронные и гуморальные механизмы стресса. Информационная нагрузка. Ин- формационный стресс. Эмоциональный стресс. Стресс депривации. Индивидуальная устойчивость к стрессу. Общий адаптационный синдром. Тренировка и переносимость стресса. Эмоции. Субстрат эмоций. Потребностно-информационная теория эмоций. Когнитивные процессы в генезе эмоций. Классификация эмоций. Самораздражение. Центры удовольствия и избегания. Центры агрессивного поведения и страха. Гуморальные механизмы эмоций. Выражение эмоций в мимике, жестах, позе, голосе. Активность лицевых мышц, связанных с различными эмоциями. Связь эмоциональных переживаний с индивидуальными различиями. Тревожность. Агрессивность. Депрессия. Любознательность. Функциональная асимметрия мозга и эмоции, семантическое пространство эмоций. 

Тема 3. Психофизиология внимания и ориентировочно-исследовательской деятельности. Проблема внимания в психологии. Виды внимания: непроизвольное, произвольное (активное), постпроизвольное. Непроизвольное внимание и ориентировочный рефлекс. Концепция нервной модели стимула. Произвольное внимание. Механизмы активизации. Ориентировочный рефлекс. Ориентировочно-исследовательская деятельность. Компоненты ориентировочного рефлекса. Угасание и растормаживание ориентировочного рефлекса. Соотношение ориентировочного и условного рефлекса. Ориентировочный рефлекс в условиях дифференцирования сигналов. Роль речевых сигналов в протекании ориентировочного рефлекса.

Тема 4. Психофизиология памяти и обучения. Формирование детекторов в онтогенезе. Критический период. Влияние внешней стимуляции и неспецифической активации на пластические изменения детекторов. Формирование связей детекторов с командными нейронами. Импринтинг и его нейронные механизмы. Привыкание. Ассоциативное обучение. Стимул-зависимое и эффект-зависимое обучение. Мнемическое пространство. Нейроны долговременной памяти. Квантовый механизм выхода медиатора. Пресинаптический механизм пластичности. Долговременная память. Ферментативная адаптация. Научение. Реактивное поведение. Оперантное поведение. Когнитивное научение, научение путем рассуждений.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА МНОГОАСПЕКТНОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 5. Психофизиология профессиональной деятельности. Теоретические основания применения психофизиологии для решения практических задач в психологии труда. Методическое обеспечение психофизиологического аспекта прикладных исследований. Психофизиология профессионального отбора и профпригодности. Психофизиологические компоненты работоспособности. Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности. Типичные психофизиологические функциональные состояния для профессиональной деятельности. Исследования биологической обратной связи в целях произвольного управления функциональным состоянием на основе объективной информации о динамике психофизиологических показателей. Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности.

Тема 6. Возрастная психофизиология Онтогенез. Психофизиологическое созревание. Критерии созревания: морфологические критерии созревания, функциональные критерии созревания. Темп созревания. Акселерация и ретардация. Критические и сензитивные периоды. Психофизиологическая характеристика младенческого и раннего возраста. Психофизиология дошкольного возраста. Особенности функционального состояния мозга младших школьников. Взаимодействие внешних и внутренних факторов развития в младшем школьном возрасте. Функциональное состояние мозга подростков. Под- ростковый возраст как критический этап развития Психофизиология школьных трудностей. Понятие «школьные трудности». Причины 10 школьных трудностей. Психофизиологические особенности познавательной деятельности у детей 6-7 лет и механизмы школьных трудностей.

Тема 7. Психофизиология бессознательного. Понятие бессознательного в психофизиологии. Индикаторы осознаваемого и неосознаваемого восприятия. Семантическое дифференцирование неосознаваемых стимулов. Временные связи (ассоциации) на неосознаваемом уровне. Функциональная асимметрия полушарий и бессознательное. Обратные временные связи и бессознательное. Роль обратных временных связей в нервном механизме «психологической защиты». Значение неосознаваемых стимулов обратной связи в когнитивной деятельности.

Тема 8. Прикладная психофизиология. Экологическая психофизиология. Психофизиология и экология. Психофизиология анормального поведения. Психотропные вещества, их влияние на организм человека. Стимуляторы. Нейродепрессанты. Наркотики. Психофизиология алкоголизма. Нейронные механизмы действия этанола. Нейронные системы и этанол. Постсинаптические механизмы пластичности и этанол. Генетические исследования алкоголизма. Психофизиология наркомании. Наркотики и боль. Опиатные рецепторы. Эндорфины и энкефалины. Функции эндорфинов. Роль эндорфинов в лечении. Привычное использование психотропных веществ.

Содержание

учебной дисциплины «Психофизиология»

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 229.