ПОДБОР, ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ И СОСТАВЛЕНИЕ ЕЕ СПИСКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Студент после выбора темы курсовой работы должен самостоятельно подобрать необходимую литературу (не менее 15 источников), используя электронный каталог фондов библиотеки филиала, а также фондов Российской государственной библиотеки или иных научных библиотек. Отметим, что курсовая работа не пишется только на основе учебной литературы. Необходимо ознакомиться с нормативными документами по данной теме, монографиями, статистическими справочниками, а также статьями, публикуемыми в журналах и газетах.

Чтение монографий и статей нужно начинать в порядке, обратном хронологическому, т.е. вначале целесообразно изучить самые свежие пуб­ликации, затем - прошлогодние, потом - двухгодичной давности и т.д. Помимо книг и статей, следует использовать экономические энциклопедии и словари. При работе с различными публикациями необходимо обращать внимание на сноски и библиографические списки, приводимые в них - они дают информацию о дополнительных источниках.

Важнейшее требование, предъявляемое к курсовой работе - само­стоятельность. От студента, изучающего микроэкономику, не требуется, чтобы в курсовой работе он открывал новые научные истины, но он обязан в процессе работы над темой выработать самостоятельное суждение об изучаемой проблеме, с точки зрения уже открытых в экономической науке истин, и выразить свою позицию.

Не следует заимствовать текст из источников дословно. Механическое списывание опубликованных работ не принесет удовлетворительной оценки.

Чтобы хорошо понять содержание книги или статьи, читать её надо внимательно, вдумчиво, стараясь выявить существенное.

Основным методом изучения литературы является ее конспектиро­вание. Конспект можно составлять в виде:

• тезисов (сжатого изложения основных идей прочитанного материала);

• аннотации (очень краткого изложения содержания прочитанной работы);

• резюме (краткой оценки прочитанного, отражающей выводы);

• развернутого конспекта.

В последующем законспектированный материал редактируется и создаётся отдельный фрагмент будущей работы, представляющий собой связанное и сжатое изложение обработанного материала. При использовании средств компьютерной техники целесообразно конспектировать путём набора материала в одном из текстовых редакторов с указанием ссылок и соблюдением того формата, который требуется при оформлении работы.

Если по изучаемой проблеме в экономической литературе ведутся дискуссии, то необходимо определить точку зрения автора и свое отношение к данному вопросу.

При конспектировании материала не забывайте указывать фамилию автора произведения, название работы, издательство, год ее выпуска, страницу.

В ссылках на журнальную статью (документ) в тексте сноски указываются ее полные библиографические данные, а также название журнала, год и номер выпуска, страница.

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или документу, то ссылку следует начинать словами: «Цит. по: » либо «Цит. по кн .: » либо «Цит. по ст.: ». Например, Цит. по: Рязанов В.Т. Хозяйственный строй России: на пути к другой экономике. Сб. статей. - СПб.: Питер, 2016. С. 445.

При оформлении в курсовой работе сносок предпочтительным является подстрочный вариант (постраничный) со сквозной их нумерацией. Такое расположение сносок, во-первых, удобно для чтения и работы с текстом, а, во-вторых, при внесении в него изменений и дополнений сноски практически «застрахованы» от сбоя в нумерации. Данное обстоятельство существенно облегчает студенту работу над текстом и экономит время.

Современные текстовые редакторы Microsoft Word позволяют без труда устанавливать в автоматическом режиме сноски такого вида.

При использовании материалов из Интернет-источников следует указывать автора, название работы, сайт.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Костяк курсовой работы, ее основа - это план. От правильного его составления во многом зависит содержание, раскрытие темы, логическая связь частей курсовой работы и их качество.

Составляется он только после изучения литературы (учебной и научной), материалов периодических изданий и статистических сборников, Интернет-ресурсов.

Предварительный вариант плана курсовой работы согласовывается с научным руководителем.

План курсовой работы должен включать:

• Введение;

• Основную часть (2-4 главы);

• Практикум;

• Заключение;

• Библиографический список;

• Приложения (если это необходимо).

Главы и параграфы Основной части курсовой работы не следует пе­регружать большим количеством вопросов, так как это приведет к поверхностному изложению материала. Следует остановиться на наиболее важных вопросах темы, раскрывающих ее содержание.

Материал курсовой работы должен быть расположен в следующей последовательности:

Титульный лист (См.: Приложение А);

Содержание с указанием страниц глав, параграфов курсовой работы, заключения, библиографического списка и приложений (См.: Приложение Б);

Введение;

Основная часть, включающая не более четырех глав. Каждая глава должна начинаться с новой страницы;

· Практикум, содержащий  результаты выполнения практической части курсовой работы;

Заключение, в котором делаются основные выводы по итогам рас­смотрения каждого вопроса, главы, обосновываются возможные пути ре­шения поставленных задач (объем: 2-3 страницы);

Библиографический список (не менее 15 источников).

Приложения (если они необходимы).

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, формулиру­ются цель работы и задачи исследования. Дается краткий обзор использован­ной литературы, описание структуры работы. Объем введения - 2-3 страницы.

Актуальность изучаемой темы необходимо обосновать, например, тем, что данная проблема в настоящее время действительно представляет интерес для изучения и рассмотрения в силу ее малоизученности или специфичности.

Освещение актуальности не должно быть многословным. Главное - это отразить суть проблемной ситуации. Краткость в изложении свидетельствует об умении выделить главное, показать, что известно науке, практике, а что необходимо исследовать.

Формулировка цели курсовой работы заключается в решении проблемной ситуации путем ее анализа, выявления закономерностей, тенден­ций, недостатков и разработке конкретных рекомендаций. Цель исследования выделяется во введении отдельным абзацем.

Исходя из цели, определяются задачи курсовой работы. Они отражают содержание основных разделов (глав, параграфов) работы. Поэтому студенту необходимо обратить особое внимание на формулировку задач, используя такие «ключевые» слова, как: проанализировать, выявить, изучить, определить, описать, установить, показать, выяснить, разработать, обобщить и т.п.

В кратком обзоре литературы студент указывает (без подробных библиографических указаний): на работы каких ученых, практиков он опирался при подготовке работы, какие информационные источники ис­пользовал.

Описание структуры работы не должно быть подробным. Достаточно кратко описать содержание основных ее разделов.

Пример структуры Введения курсовой работы на тему: «Рынок труда: формирование его структуры и функционирование на макроуровне».

ВВЕДЕНИЕ

Обоснование выбора темы и её актуальность. Проблема занятости населения является важнейшим направлением исследования в экономической теории. Занятость – необходимое условие воспроизводства населения, поскольку от неё зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство и материальную поддержку тех, кто лишился работы. Занятость – условие осуществления гражданами трудовых функций, обеспечивающих удовлетворение личных и общественных потребностей и приносящих доход (заработок).

Занятость связана со всеми сторонами жизнедеятельности людей: производством, распределением, потреблением, доходами, культурой, об­разом жизни. Поэтому проблемы занятости населения, условия, необходимые для его воспроизводства, в настоящее время приобретают особую актуальность. Эти проблемы оказывают воздействие на экономическую и социальную жизнь общества, становятся существенным фактором углубления кризисных явлений, сдерживания структурных преобразований экономики и создания условий для устойчивого развития той и или иной территории.

Курсовая работа посвящена анализу и выработке методов регулиро­вания рынка труда на макроуровне. В основу исследования положены ста­тистические данные по России. Выводы, сделанные в работе, в которых отражены общие закономерности функционирования рынка труда, могут найти практическое применение при решении проблем занятости в от­дельных регионах России.

Степень изученности проблемы. В целом различные вопросы занятости нашли отражение в исследованиях как зарубежных, так и отечественных учёных. Основы теории занятости, заложенные представителями классической школы в конце XIX и на протяжении XX в., развивали такие выдающиеся экономисты, как Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт, А. Маршалл, А. Пигу, П. Самуэльсон, М. Фридмен, Ф. Хаек и многие другие. На рубеже XX — XXI вв. в зарубежной научной литературе исследованием данной проблемы занимались Г. Беккер, Я. Корнай, Р. Коуз, С. Кларк, Д. Норт, Р. Смит, Г. Стендинг, М. Фишер, Р. Эренберг и другие. Среди российских учёных следует выделить работы Капелюшникова Р.И., Костина JI.A., Котляра А.Э., Масловой И.С., Озерниковой Т.Г., Самарухи В.И., Трофимова Е.А., Чукреева ПА. и других.

Анализ работ по исследуемой проблеме показал, что в настоящее время в целом сформированы основные принципы и положения теории занятости. Но при всём многообразии имеющегося материала по рынку труда и занятости населения недостаточно внимания уделяется вопросам совершенствования механизма регулирования занятости. Актуальность темы исследования, её практическая значимость определили выбор темы данной курсовой работы.

Целью исследования является анализ факторов, влияющих на динамику занятости, выявление устойчивых зависимостей между ними, выработка предложений по регулированию рынка труда в России.

Достижение указанной цели определило постановку и решение сле­дующих задач:

• изучение различных моделей рынка труда;

• исследование факторов, влияющих на формирование рынка труда;

• определение специфики и закономерностей функционирования рынка труда;

• выработка основных предложений по совершенствованию регу­лирования рынка труда на макроуровне.

Объектом исследования является рынок труда России.

Предметом исследования являются рыночные отношения в трудовой сфере, причины и особенности безработицы в Российской Федерации.

Теоретико-методологической основой и информационной базой исследования являются труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные вопросам рынка труда. В качестве информационной базы использованы материалы Госкомстата России.

Структура и объём работы . Курсовая работа состоит из введения, трёх глав и заключения (общий объём 35с., 2 рисунка, 3 таблицы), библиографического списка и трех приложений.

Во введении обоснована актуальность курсовой работы, указаны цели и задачи.

В первой главе «Теоретические концепции рынка труда и их эволюция» изучены теоретические подходы к определению рынка труда в современной экономике, раскрыто социально-экономическое содержание понятия «занятость населения».

Во второй главе «Формирование и функционирование рынка труда» выявлены основные проявления деформации рынка труда (на примере структуры занятости населения в России в отдельных регионах).

В третьей главе «Основные направления развития рынка труда и по­вышения уровня занятости в России» рассмотрены институциональные преобразования в современной экономике России и их влияние на развитие рынка труда, формирование новых форм занятости населения.

В заключении сформулированы основные выводы.

Основная, аналитическая часть курсовой работы должна раскрывать содержание рассматриваемой темы (историю вопроса, уровень разрабо­танности темы, анализ различных точек зрения, позицию автора. Как правило, она содержит 2-4 главы. Каждая глава подразделяется на несколько параграфов. Каждый параграф главы должен иметь заголовок.

В конце параграфа рекомендуется формулировать основные выводы. Это позволит студенту логически связать параграфы между собой и облегчить написание заключения курсовой работы.

Минимальный объем основной части - 25 страницы компьютерного набора шрифтом 14 (без Приложений).

Заключение содержит выводы, к которым пришёл автор в результате исследования, рекомендации. Примерный объем Заключения - 2 страницы.

Пример структуры Заключения курсовой работы на тему: «Рынок труда: формирование его структуры и функционирование на макроуровне».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с поставленной целью — анализ факторов, влияющих на динамику занятости, выявление устойчивых зависимостей между ними, выработка предложений по регулированию рынка труда в России, в курсовой работе решены следующие задачи:

1. Определена специфика российского рынка труда.

Особенностью российского рынка труда, отличающей его от моделей рынков труда, сложившихся в странах Центральной и Восточной Европы, является то, что при формировании рынка труда в 90-е годы ХХ в. высвобождение рабочей силы было незначительным, уровень безработицы был сравнительно низким. В условиях экономического спада и сокращения объёмов производства спрос на рабочую силу падал, а рынок труда на это практически не реагировал, во всяком случае, заметного снижения числа занятых не происходило.

С углублением кризисных явлений на рынке труда своеобразную роль амортизатора взял на себя и неформальный рынок труда, где безработные могли получить более или менее стабильные доходы.

2. Определены особенности и исследованы факторы, влияющие на формирование отдельных региональных рынков труда:

• неразвитость транспортной инфраструктуры;

• низкий уровень освоения природных ресурсов;

• низкий уровень развития промышленного производства;

• снижение объёмов сельскохозяйственного производства;

• энергообеспечение.

• уровень жизни и финансовая обеспеченность.

3. Рассчитаны экономические потери от безработицы. При расчёте экономических потерь от безработицы использовался закон А. Оукена.

Расчёты, проведённые автором курсовой работы, показали, что по России наибольшие потери от безработицы имели место в 2008-2009 годах (10,05% ВВП по закону Артура Оукена), что связано с последствиями ми­рового финансового кризиса, а также в 2014-2015 гг., в период введения США и странами Запада экономических санкций (10,575% ВВП). К концу 2015 года рост численности занятых при существенном снижении уровня безработицы привел к уменьшению потерь от безработицы.

4. Предложены меры по сокращению безработицы и совершенство­ванию регулирования рынка труда на региональном уровне.

В первую очередь в регионах необходимо развивать малое предпри­нимательство.

Основными мерами по повышению занятости сельского населения могут стать государственные и внебюджетные инвестиции в сферы сельской экономики, в развитие социальной инфраструктуры села.

Для преодоления безработицы среди молодёжи необходимо введение государственного заказа на подготовку специалистов, подготовленных в рамках целевых программ. Целесообразно поощрять (посредством льготного налогообложения, кредитования) предприятия, создающие ра­бочие места для молодёжи.

Для расширения возможностей трудоустройства женщин, имеющих малолетних детей, и многодетных матерей предприятиям и организациям можно рекомендовать использование гибких графиков работы, расширение масштабов организации надомного труда.

В целях расширения возможностей занятости населения с ограни­ченными возможностями трудоустройства рекомендуется предоставить право региональным и местным органам власти установления налоговых льгот и субсидий предприятиям и организациям, обеспечивающим трудоустройство наименее защищённых групп населения.

Реализация данных мер, по мнению автора курсовой работы, позволит ежегодно создавать новые рабочие места, повысит занятость и доходы населения.

Библиографический список оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.05-2008 «Библиографическая ссылка» (см. Рабочая инструкция «Структура и оформление библиографического списка к письменным и научным работам» http://www.tula.ranepa.ru/studentam-i-slushatelyam/docs/biblio_spisok.pdf и составляется в следующей последовательности:

• Законы Российской Федерации;

• Указы президента Российской Федерации;

• Постановления Правительства Российской Федерации;

• Монографии, учебная литература и книги (в алфавитном порядке авторов или названий работ);

• Периодические издания (статьи из журналов: «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал» (РЭЖ), «Вестник МГУ. Серия 6 «Экономика», «Финансы», «Финансовый журнал», «Экономист», «Деньги и кредит», «Вопросы экономики и права», «Теоретическая экономика», «Эксперт» и др.; газет: «Российская газета», Экономика и жизнь» (еженедельник), «Вести», «Экономические новости», «Коммерсант», «Финансовая газета», «Новые известия» и др.);

• Справочники, энциклопедии, словари, статистические сборники;

• Интернет-ресурсы.

Приложения (таблицы и другие дополнительные материалы иссле­дования).

Подготовленная курсовая работа должна отвечать следующим ос­новным требованиям:

написана на основе изучения не менее 15 источников информации и содержать ссылки (сноски) на них (в библиографическом списке не должно быть более пяти учебников или учебных пособий);

иметь высокий теоретический уровень и содержать последовательное изложение рассматриваемых вопросов и проблем;

отражать различные точки зрения экономистов и их подходы к решению дискуссионных вопросов, а также позицию самого студента;

содержать соответствующий понятийный и терминологический аппарат;

раскрыть тему и показать умение студента использовать методы экономического анализа: научной абстракции, анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии, экономико-математические, графические и др.;

содержать статистический и фактический материал (и их анализ).

Вопросы, возникающие в процессе изучения темы курсовой работы и ее написания, обсуждаются с научным руководителем.

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВЫХ РАБОТ

Курсовая работа оформляется в соответствии с требованиями, изложенными в «Положениии о ВКР», размещенном на сайте филиала по адресу http://www.tula.ranepa.ru/studentam-i-slushatelyam/docs/wkrpolog.pdf .

Курсовая работа может содержать приложения. Приложение – это часть работы, которая имеет дополнительное, обычно справочное значение, но является необходимой для более полного освещения темы. По содержанию приложения очень разнообразны: копии подлинных документов, статистические данные, выдержки из отчетных материалов, отдельные положения из инструкций и правил и т. д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, рисунки.

В приложения не включаются вспомогательные указатели всех видов, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата работы, помогающими пользоваться ее основным текстом. Приложения располагают после основного текста.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь заголовок, ссылку на источник. При наличии в работе более одного приложения их следует нумеровать.

Нумерация страниц приложений должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки на них (например, см.: Приложение).

Каждое приложение имеет самостоятельное значение.

Курсовая работа должна быть вложена в папку-скоросшиватель, иметь титульный лист, оформленный в соответствии с Приложением А.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 197.