Очно-заочная форма обучения на базе СПО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
№ темы дисциплины Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудоемкость в часах
1 - 16 Составление опорного конспекта, составление схем, диаграмм, таблиц. Работа с учебной (основной и дополнительной) литературой, нормативными правовыми актами и актами судебной практики. Работа с Интернет-ресурсами, материалами электронно-библиотечных и справочно-правовых систем. 26
1 Дополнение конспектов лекций недостающей информацией 4
4, 10 Изучение вопросов для обсуждения на семинарском занятии (подготовка к семинарскому занятию в форме устного фронтального опроса) 14
1 – 16 Подготовка вопросов, выносимых на самостоятельное изучение, выполнение индивидуальных заданий 16
4 Решение практических задач 6
7, 8 Составление налогово-процессуальных актов 5
7 Подготовка к ролевым играм 5
4 Подготовка докладов 5
8 Анализ конкретной практической ситуации (кейса) 5

Самостоятельная работа в сессию

  Подготовка к экзамену 6

Итого:

92

 

5.4.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

студентов

При выполнении заданий в контексте самостоятельной (внеаудиторной) работы рекомендуется начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся. Обязательно следует вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе аудиторных занятий. Затем – приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью представленной в программе основной и дополнительной литературы (см.раздел 7 настоящей программы, карту обеспеченности литературой).

Выполняя задания, студент должен обратиться к списку рекомендуемых нормативных правовых актов, выбрать основные из них, изучить, а затем из списка специальной литературы выбрать одну из монографических работ и две-три научных статей, относящихся к изучаемой теме. Списки нормативных правовых актов, основной и дополнительной учебной литературы по темам курса содержатся в планах семинарских (практических) занятий (раздел УМК).

 

5.4.4. Методические рекомендации по написанию курсовой работы по дисциплине «Налоговое право»

Учебным планом написание курсового проекта (курсовой работы) не предусмотрено.

5.4.5. Методические указания для студентов по освоению дисциплины

 

Изучение дисциплины предполагает освоение теоретического материала на лекционных и семинарских занятиях, в также уточнение и углубление полученных знаний в ходе семинарских и практических занятий, серьезной самостоятельной (внеаудиторной) работы студента по изучению нормативных правовых актов, материалов судебной практики, учебной и научной литературы.

Виды аудиторной учебной работы

Лекция как вид аудиторного занятия представляет собой логически стройное, системное, глубокое и ясное изложение учебного материала. Основное назначение современной лекции в учебном процессе - помощь обучающимся в освоении фундаментальных проблем учебной дисциплины, овладении методами научного познания, а также возможность предложить новейшие достижения научной правовой мысли. В учебном процессе лекция выполняет методологическую, организационную и информационную функции. В ряде случаев лекция является основным источником информации, например, при отсутствии учебников, учебных пособий по новым курсам. Лекция раскрывает категориально-понятийный аппарат дисциплины, указывает на существующие проблемы, дает цельное представление о предмете исследования, показывает взаимосвязь с другими дисциплинами и т.д. Преподаватель раскрывает наиболее важные, принципиальные вопросы каждой темы, способствующие пониманию логики построения курса, структуры и содержания основных институтов, понятий и категорий учебной дисциплины. На лекции объясняются также вопросы, понимание которых вызывает наибольшие затруднения у студентов. Все другие формы учебных занятий связаны с лекцией, опираются на ее фундаментальные положения и выводы.

Лекции могут сопровождаться слайдами и иными формами визуализации. Фотографировать представленный материал или вести аудиозапись лекции можно только с разрешения преподавателя.

На лекции студент может задавать вопросы по заинтересовавшей его проблематике, отвечать на вопросы преподавателя. Можно подойти к преподавателю после лекции и подробнее обсудить заинтересовавший студента или неясный для него вопрос. Студент имеет право на получение индивидуальных консультаций лектора.

Рекомендации: перед лекцией желательно заранее ознакомиться с вопросами, вынесенными на предстоящую лекцию, прочитав соответствующие материалы, выбрав их из источников, представленных в списках рекомендованной основной и дополнительной литературы.

Как правило, обучающийся должен на лекционном занятии (не зависимо от формы его проведения) вести конспект лекций, оставляя место для дополнения их записями на семинарских занятиях, выписками из учебника и научной литературы.

Семинар как вид аудиторного занятия, направлен на углубленное изучение теоретического материала. Семинарские занятия способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся, формированию самостоятельности суждений, умению отстаивать собственные мысли, аргументировать их на основе научных фактов. Они способствуют овладению фундаментальными знаниями, помогают развивать логическое мышление, формировать убеждение, овладевать культурой толерантности, активно влиять на социальное становление личности. На семинарских занятиях студент получает возможность более глубокого изучения темы, уточнения теоретических и получения практических знаний, формирования профессиональных навыков. Формы проведения семинарских занятий многообразны и выбираются преподавателем в зависимости от изучаемой темы и особенностей подготовки студентов. На семинарских занятиях применяются методы и формы как индивидуальной, так и коллективной работы студентов.

В процессе преподавания дисциплины используется традиционный (тематический) семинар, ориентированный на обсуждение группы проблем, которые изучались обучающимися самостоятельно или обрабатывались на лекции. Тематические семинары по дисциплине проводятся с использованием пассивных, активных и интерактивных форм проведения занятий. Например, к пассивной форме можно отнести устный фронтальный опрос, тематическое тестирование различных форм (закрытой, открытой), аудиторные контрольные (проверочные) работы. К активной форме в рамках проведения семинаров по дисциплине можно отнести семинар-дискуссию (интерактивная форма), подготовку творческого задания с использованием мультимедиа средств (активная форма) и т.д.

Рекомендации: при изучении тем, вынесенных на обсуждение на семинарском занятии, необходимо изучить сначала конспекты лекций, а затем соответствующий раздел (главу) учебника для вузов. При этом полезно воспользоваться учебниками разных авторов, сравнивая их взгляды на тот или иной вопрос. Следует также обратиться к списку рекомендованных по соответствующей теме федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации, актам судебной практики, выбрав соответствующий материал из общего списка. Аналогичная работа предполагается при подготовке заданий для практических занятий и контрольных работ, в том числе для решения задач.

При решении задач необходимо проанализировать и дать обстоятельную оценку обстоятельств дела, учесть как материальные, так и процессуальные нормы права, применяемые в ситуации, изложенной в условиях задачи. Вывод по конкретному делу должен быть обоснован ссылками на нормы, содержащиеся в статье (статьях) избранного для решения задачи закона или иного нормативного правового акта.

Уважайте свой труд и сохраняйте все записи, сделанные во время лекций и семинарских занятий. Подготовленные вами конспекты не только помогут подготовиться к проверочным и контрольным работам, зачету и экзамену, но также обеспечат понимание предмета и сохранение полученных знаний в долговременной памяти.

В случае пропуска семинарских занятий обучающийся должен по согласованию с преподавателем подготовить и сдать соответствующий материал.

Методические рекомендации по отдельным формам
самостоятельной (внеаудиторной) работы

Особое место среди основных видов занятий, предусмотренных учебным планом Российского государственного университета правосудия, занимает самостоятельная работа, предполагающая детальное изучение нормативных правовых актов, судебной практики и специальной литературы по учебному курсу. Особое значение самостоятельная работа приобретает для студентов заочной формы обучения, для которых учебным планом на самостоятельную работу отводится до 90 % учебного времени.

Самостоятельная работа представляет собой не только учебную, но и учебно-исследовательскую, научно-исследовательскую работу обучающихся, требующую подчас творческого подхода в организации. Самостоятельная работа может выполняться как по инициативе непосредственно обучающегося, так и по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без непосредственного участия последнего.

Основной целью самостоятельной работы обучающихся по дисциплине является формирование умений использовать, применять, толковать, анализировать источники права; формирование самостоятельности мышления, способностей к самосовершенствованию и самореализации; развитие исследовательских умений.

Основной задачей самостоятельной работы обучающихся по дисциплине является формирование юриста, обладающего достаточным уровнем правосознания, правовой культуры, способного к обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; формирование опыта собственной поисковой, творческой, научно-исследовательской деятельности в налогово-правовой сфере.

В качестве основных (обязательных) видов самостоятельной (внеаудиторной) работы при изучении дисциплины можно выделить следующие.

1. Самостоятельное изучение теоретического материала, т.е. работа как с основной, так и с дополнительной литературой. Приступая к самостоятельному изучению вопросов, студенту необходимо определить их место в программе курса, ознакомиться с содержанием каждой темы, а также списком нормативных правовых актов и литературой, рекомендованной для изучения указанных вопросов. Сначала следует проработать материал, записанный на лекции, затем изучить соответствующие разделы учебника. Особое внимание следует обратить на официальные разъяснения высших судебных органов и дополнительную литературу, рекомендованные по теме.

Умение обучающихся быстро и правильно подобрать литературу, необходимую для выполнения учебных заданий и научной работы, является залогом успешного обучения. Самостоятельный подбор литературы осуществляется в процессе подготовки к семинарским, практическим занятиям, написания курсовых работ, научных рефератов, докладов и научных сообщений, эссе и т.д. В процессе изучения отдельных проблем налогового права можно использовать не только книжные источники, но и материалы Интернет-ресурсов[1] (в частности, электронно-библиотечных систем, специализированных интернет-журналов и т.д.), а также материалы справочно-правовых систем «Гарант», «Консультант плюс» и пр.

2. Подготовка к семинарскому занятию в форме устного фронтального опроса – приема обучения, при котором вопрос задается всей группе и только потом называется обучающийся, который будет отвечать на данный вопрос. Фронтальный опрос – наиболее эффективное средство для формирования «базового» уровня знаний по изучаемой дисциплине. В процессе подготовки к семинарскому занятию, проводимому в форме устного фронтального опроса, обучающимся рекомендуется заранее ознакомиться с тематикой вопросов, вынесенных на обсуждение. Целесообразно составить письменный план-конспект ответов по каждому вопросу, выносимому на обсуждение, провести самоанализ ответа на предмет полноты, глубины, последовательности, актуальности, и т.п.

3. Подготовка к экзамену. Изучение дисциплины «Налоговое право» завершается сдачей экзамена. Для полноты учебной информации и ее сравнения при подготовке следует использовать не менее двух источников как основной, так и дополнительной литературы по дисциплине. Также, основным источником подготовки к экзамену является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к экзамену обучающимся необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем. Желательно, по каждому вопросу попытаться составить план-конспект ответа на вопрос.

Обучающимся, наиболее заинтересованным в изучении налогового права, предлагается использовать дополнительные виды (формы) самостоятельной (внеаудиторной) работы, к которым можно отнести следующие.

1. Составление опорного конспекта как вида внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника. Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами. Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) – опорные сигналы. Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответу и в процессе ответа. Данный вид внеаудиторной работы особенно актуален при вынесении целых тем дисциплины на самостоятельное изучение.

2. Составление терминологического словаря как вида самостоятельной работы, которая выражается в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы по дисциплине «Налоговое право». Составление терминологического словаря развивает у обучающихся способность выделять главные понятия темы и формулировать их. Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.

3. Составление схем, иллюстраций (рисунков), графиков, диаграмм, представляющее собой более простой вид графического способа отображения информации. Цель - развитие умения обучающегося выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход развития, изменения какого-либо процесса, явления, находить как особенное, так и отличительное исследуемых объектов и т.д.

4. Подготовка докладов, информационных сообщений, творческих заданий, написание эссе и т.п. по проблемам налогового права с последующим представлением результатов проведенной самостоятельной работы на семинарском занятии. Задания такого рода планируются заранее и выполняются под непосредственным контролем преподавателя, который определяет тему и цель, место и сроки подготовки задания, окажет консультативную помощь при формировании структуры, обязательно порекомендует основную и дополнительную литературу для наиболее полного раскрытия проблемы.

Обучающийся самостоятельно:

- осуществляет сбор и изучение литературы по теме;

- составляет план или графическую структуру сообщения (различной формы);

- выделяет основные понятия;

- вводит в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;

- оформляет текст письменно;

- сдает на контроль преподавателю и озвучивает в установленный срок.

Критериями оценки работы служат: актуальность темы, соответствие содержания теме; глубина проработки материала; грамотность и полнота использования источников; наличие элементов наглядности (мультимедиа презентация, видеоматериалы, результаты социологического опроса и т.п.).

5. Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Данный вид работы требует координации навыков обучающихся по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. Создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у обучающихся навыки работы на компьютере. Материалы-презентации готовятся обучающимся в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций. Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем.

При подготовке контрольных работ необходимо давать обстоятельный анализ норм законодательства и иных нормативных правовых актов, судебной практики и научной литературы по теоретическому вопросу и практическим задачам и обосновывать свою позицию по рассматриваемому вопросу со ссылкой на нормативные правовые акты и судебную практику. При решении задач следует разобрать все доводы сторон и обстоятельства спора и дать им правовую оценку.

Студент может подготовить научный реферат, целью которого является более глубокое усвоение темы, подготовка к выступлению на научно-практической конференции, публикация в сборнике студенческих научных работ.

Структура научного реферата (объем его, как правило, составляет 10-15 страниц) должна быть определена в плане. Во введении необходимо охарактеризовать значимость избранной темы, ее актуальность в современный период и цели, поставленные автором при написании работы.

Тема должна излагаться последовательно, могут выявлять проблемные вопросы, рассматриваться возможные варианты их решения. При анализе конкретных норм закона или подзаконного нормативного правового акта и цитировании положений, содержащихся в научной литературе, необходимо делать соответствующие ссылки на источники.

В заключении следует суммировать выводы, к которым автор пришел в результате проведенного исследования, в том числе обосновать предложения по совершенствованию законодательства.

Преподаватели кафедры могут оказывать помощь студенту в ходе подготовки реферата, организовать его обсуждение на семинарском занятии или рекомендовать реферат к опубликованию в издаваемых в Российском государственном университете правосудия сборниках работ студентов

 

5.4.6. Методические указания для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по освоению дисциплины

 

В освоении дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья большое значение имеет индивидуальная работа. Под индивидуальной работой подразумевается две формы деятельности: самостоятельная работа по освоению и закреплению материала; индивидуальная учебная работа в контактной форме, предполагающая взаимодействие с преподавателем (в частности, консультации), т.е. дополнительное разъяснение учебного материала и углубленное изучение материала. Индивидуальные консультации по предмету являются важным фактором, способствующим индивидуализации обучения и установлению воспитательного контакта между преподавателем и обучающимся.

В целях освоения учебной программы дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья возможно:

- использование специальных технических и иных средств индивидуального пользования, рекомендованных врачом-специалистом;

- присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь.

На лекционном занятии рекомендуется использовать звукозаписывающие устройства и компьютеры, как способ конспектирования.

Для освоения дисциплины (в т.ч. подготовки к занятиям, при самостоятельной работе) лицами с ограниченными возможностями здоровья предоставляется возможность использования учебной литературы в виде электронного документа в электронной библиотечной системе Book.ru имеющей специальную версию для слабовидящих; обеспечивается доступ к учебно-методическим материалам посредством СЭО «Фемида»; доступ к информационным и библиографическим ресурсам посредством сети «Интернет».

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 

6.1. Краткое описание контрольных мероприятий, применяемых контрольно-


Дата: 2019-02-18, просмотров: 236.