Модуль 4. Макроэкономическая роль государства: кредитно-денежная и бюджетно-налоговая политика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

     Семинар 4.1.  Денежный рынок: спрос на деньги, предложение денег, равновесие на денежном рынке (2 часа).

Программная аннотация темы:

Денежный рынок: понятие, структура. Роль денежного рынка в экономике. Спрос денег. Структура спроса денег. Спрос денег со стороны актива. Спрос денег для сделок. Факторы, определяющие спрос денег. Предложение денег. Структура денежного предложения. Деньги и "почти деньги". Механизм денежного рынка. Российские проблемы денежного рынка.

Основные вопросы:

1. Предложение денег. Агрегаты денежной массы.

2. Основные концепции спроса на деньги.

3. Равновесие на денежном рынке.

Методические рекомендации.

При подготовке к 1-му вопросу семинарского занятия следует вспомнить сущность и основные функции денег. Далее перейти к определению предложения денег как экономической категории и денежных агрегатов, характеризующих денежное предложение. Особое внимание необходимо обратить на структуру денежных агрегатов, показать различие между узкими и широкими денежными агрегатами, показать различие между понятиями «денежная масса» и «денежная база», проанализировать динамику уровня монетизации российской экономики, который рассчитывается в процентном выражении как отношение денежного агрегата М2 к объему номинального ВВП.

Подготовка 2-го вопроса требует четкого усвоения сути и различия классической и кейнсианской теории спроса на деньги.

Классическую или количественную теорию денег следует рассматривать в ее развитии с выделением уравнения И. Фишера (M*V = P*Y) и выяснением роли современной монетаристской концепции М. Фридмена, делающей упор на необходимость регуоирования денежной массы в обращении.

В кейнсианской концепции необходимо выделить три основных мотива, на основе которых предъявляется спрос на деньги (предпочтение ликвидности):

– трансакционный, или операционный мотив спроса, или спрос на деньги для сделок;

– спрос на деньги по мотивам предосторожности;

– спекулятивный мотив спроса, или спрос на деньги со стороны активов, или спрос на деньги как имущество.

Рассматривая каждый из мотивов спроса, следует дать характеристику факторов, определяющих величину каждого вида спроса.

Ответ на 3-й вопрос предполагает обязательный анализ графической модели спроса и предложения денег и факторов, под влиянием которых изменяется равновесная ставка процента и равновесное количество денег.

Вопросы для обсуждения:

1. . Что такое денежное предложение? Каким образом измеряется денежное предложение?

2. Опишите структуру денежного предложения в России.

3. Проранжируйте основные виды реальных и финансовых активов в современной России по степени их ликвидности и доходности.

4. Какие выводы делает классическая теория из уравнения Фишера? Согласны ли вы с этими выводами?

5. Каковы преимущества кембриджского варианта количественной теории перед вариантом Фишера?

6. Какие факторы определяют величину трансакционного спроса на деньги в трактовке Дж. Кейнса?

7. Дайте содержательную и графическую характеристику спекулятивного и общего спроса на деньги в кейнсианской интерпретации.

8. Каковы механизм и направления воздействия процентной ставки на величину спекулятивного спроса на деньги?

9. Почему возникает спрос на деньги по мотивам предосторожности?

10. Какие изменения структуры портфеля активов проявились в развитых странах за последние десятилетия? В чем заключается специфика России в данном отношении?

11. Каким образом складывается равновесие на денежном рынке?

     Темы сообщений (рефератов):

1. Факторы, определяющие объем и структуру денежной массы страны.

2. Сходство и различие в анализе денег Дж. М. Кейнсом и М. Фридманом, кейнсианцами и монетаристами?

Напишите эссе на тему:

Обоснуйте справедливость утверждения о том, что изменение общего уровня цен в экономике вызывает изменение процентных ставок в том же направлении. Дайте графическую иллюстрацию Вашего доказательства.

 

Тема 4.2. Банки и кредитно-денежная политика государства (2 часа).

Программная аннотация темы:

Структура целей и задач денежно-кредитной политики. Тактические и промежуточные цели. Цели краткосрочной и долгосрочной денежной политики. Кредитно-денежная политика Центрального банка. Операции с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Регулирование ставки рефинансирования. Изменение нормы обязательных резервов. Темп роста денежной массы и номинального объема ВВП как промежуточные цели денежно-кредитной политики. Особенности монетарной политики в современной экономике России.

Основные вопросы:

1. Банки и банковская система. Цели и функции Центрального банка и коммерческих банков.

2. Сущность, цели, основные и дополнительные инструменты кредитно-денежной (монетарной) политики Центрального банка.

3. Виды кредитно-денежной политики.

Методические рекомендации.

При подготовке ответа на 1-й вопрос следует обратить внимание на необходимость реформирования банковской системы страны, которая началась в середине 80-х годов прошлого столетия, какие цели были поставлены на каждом этапе реформы и насколько они оказались реализованными.

Основное внимание следует обратить на функции, активные и пассивные операции и роль Центрального банка как субъекта денежно-кредитной политики. Коммерческие банки можно рассматривать лишь с точки зрения их влияния на предложение денег посредством выдачи кредитов, т.е. через механизм банковского мультипликатора. При этом кредитную мультипликацию можно уяснить, используя следующую таблицу:

 

Вклады в банк (депозит) Обязательные резервы Ссуды
     

 

Раскрытие содержания 2-го вопроса требует выяснения сущности денежно-кредитной политики (ДКП) Центрального банка, как одного из методов воздействия на экономику, целей и инструментов ДКП.

К основным инструментам денежно-кредитной политики необходимо отнести:

1) учётную ставку процента (учётная политика);

2) обязательные резервы банка (резервная политика);

3) операции на открытом рынке (политика открытого рынка).

При характеристике этих инструментов, используя фактический материал, необходимо показать цели изменения учетной ставки, политику в области учетной ставки на примере РФ в 90-е годы и в современных условиях, проследить динамику изменения учетной ставки и последствия; обосновать использование обязательного резервирования как регулятора экономических процессов в РФ в90-е годы.

Далее следует дать характеристику операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами, объяснить, почему этот инструмент денежно-кредитной политики является самым эффективным.

Проводя  анализ денежно-кредитной политики, следует обратить особое внимание на то, что денежно-кредитная политика, являясь более гибкой и оперативной, имеет внешние лаги и в значительной мере зависит от степени доверия к политике ЦБ.

Рассматривая виды денежно-кредитной политики – 3-й вопрос, следует выделить политику дешёвых денег (стимулирующую) и политику дорогих денег (рестрикционную).

Завершить рассмотрение данной темы необходимо оценкой эффективности проводимой ЦБ РФ кредитно-денежной политики, показать механизм воздействия денежно-кредитной политики на занятость, объёмы ВВП и уровень инфляции.

Вопросы для обсуждения:

1. Почему банковские системы большинства стран двухуровневые? Какова роль каждого уровня? Как они связаны между собой?

2. Что такое банковский депозит?

3. Почему необходимы обязательные резервы по депозитным счетам?

4. Насколько банки заинтересованы в создании дополнительных резервов?

5. Дайте определение банковского мультипликатора. Покажите механизм его действия.

6. Как изменение учётной ставки процента влияет на объём денежной массы в обращении?

7. Как обязательные резервы коммерческих банков влияют на их кредитную политику?

8. Как операции на открытом рынке влияют на денежную массу в обращении?

9. Дайте характеристику универсальному передаточному механизму (механизму денежной трансмиссии), через который Центральный банк влияет на экономику.

10. Из каких каналов состоит денежно-кредитный трансмиссионный механизм в России?

11. Чем отличаются взгляды на денежно-кредитную политику монетаристов и кейнсианцев?

Темы сообщений (рефератов):

1. Банковская система современной России и необходимость её совершенствования.

2. Особенности денежно-кредитной политики в современной России.

 

Тема 4.3.  Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства

(4 часа).

Программная аннотация темы:

Государственный бюджет. Налогообложение и государственные расходы. Сущность, функции и виды налогов. Налогообложение и равновесный объем выпуска. Налоговый мультипликатор. Сущность, структура и функции государственных расходов. Влияние государственных расходов на выпуск продукции. Мультипликатор государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

Бюджетный дефицит и государственный долг. Способы покрытия дефицита бюджета и пути минимизации государственного долга. Эффект вытеснения частных инвестиций и эффект вымывания частного капитала. Теория «экономики предложения» и кривая А. Лаффера. Фискальная и налогово-бюджетная политика. Государство и обеспечение эффективности фискальной политики. Дискреционная и автоматическая фискальная политика.

Налогообложение и государственные расходы в отечественной экономике. Особенности бюджета и бюджетной политики. Бюджетный потенциал. Налогово-бюджетная политика в современной экономике России.

Основные вопросы:

1. Государственный бюджет и его структура. Консолидированный бюджет.

2. Бюджетный дефицит и бюджетные излишки. Источники покрытия бюджетного дефицита.

3. Государственный долг, его виды и последствия.

4. Основные виды налогов и их функции. Принципы налогообложения.

5. Воздействие налогов на экономику. Кривая Лаффера. Тенденции современного налогообложения.

6. Сущность фискальной политики, её цели и инструменты. Дискреционная политика. Политика встроенных стабилизаторов.

Методические рекомендации.

Начинать рассматривать 1-й вопрос следует с выяснения сущности государственного бюджета, его структуры. На примере бюджета текущего года, дать характеристику основных статей доходной и расходной частей бюджета. Необходимо обратить внимание на его виды (на примере России): федеральный, региональный, местный, а также следует рассмотреть структуру консолидированного бюджета.

При подготовке ответа на 2-й вопрос необходимо обратить внимание на виды бюджетных дефицитов, причины образования дефицита и способы его покрытия. Показать преимущества и недостатки инфляционного и не инфляционного способов финансирования дефицита.

Государственный долг и его виды – 3-й вопрос темы, можно рассмотреть, подготовив сообщение, в котором следует обратить внимание на причины увеличения внутреннего и внешнего долга страны в последние годы.

При подготовке 4-го и 5-го вопросов необходимо уяснить принципы налогообложения, функции налогов и их виды, при этом следует обратить особое внимание на воздействие налогов на совокупный спрос и на совокупное предложение, в том числе на основе гипотетической кривой А. Лаффера. Нужно рассмотреть современные тенденции в налогообложении, направленные в основном, на уменьшение налогового бремени, на доходы и собственность (концепция «экономики предложения»).

При рассмотрении 6-го вопроса следует особо обратить внимание на механизм дискреционной и недискреционной фискальной политики, рассмотреть встроенные стабилизаторы: прогрессивные налоги, государственные трансферты, систему участия в прибылях.

Стимулирующую и сдерживающую фискальную политику на основе регулирования объёмов государственных расходов следует рассмотреть с учётом действия кейнсианского мультипликатора.

Следует уяснить, почему налоговый мультипликатор меньше по своему воздействию, чем мультипликатор государственных расходов, а также рассмотреть взаимодействие этих двух мультипликаторов при определении мультипликатора сбалансированного бюджета.

Эффективность фискальной политики нужно выяснить на основе неокейнсианских концепций (с учётом их критики монетаристами: большие внутренние лаги, вытеснение частных инвестиций).

Вопросы для обсуждения:

1. Какие факторы определяют долю ВВП, перераспределяемую через бюджет в той или иной стране, и каковы последствия ее чрезмерного увеличения (сокращения).

2. Проанализировав бюджет страны за три последних года, назовите наиболее важные статьи доходов и расходов государственно бюджета.

3. Приведите классификацию направлений государственных расходов по различным критериям. Какие факторы определяют их соотношение в тех или иных странах на различных фазах экономического цикла?

4. Перечислите 5-7 причин, которые могут привести к бюджетному дефициту, и проранжируйте их по степени опасности для российского бюджета.

5. Каково ваше видение связи между величиной бюджетного дефицита и темпами экономического роста страны? В чем состоят опасности попыток правительства достичь бюджетного равновесия излишне быстрыми темпами?

6. Какой из вариантов размещения государственных облигаций – внутри страны или за ее пределами – представляется вам предпочтительным?

7. В чем суть эффекта вытеснения частных инвестиций государственными ценными бумагами?

8. Какие способы нейтрализации эффекта вытеснения вам известны?

9. Охарактеризуйте взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга с указанием причин нарастания последнего.

10. Признаете ли вы фискальный характер российской налоговой системы? Если да, то каковы, на ваш взгляд, причины и негативные последствия чрезмерного обложения российских налогоплательщиков?

11. Каковы социально-экономические последствия перекосов в налогообложении трудовых и природных ресурсов, сложившиеся в российской практике?

12. Оцените справедливость налогообложения различных сфер экономической деятельности в нашей стране.

13. Как государство может использовать фискальную политику для увеличения занятости и стимулирования экономического роста?

Темы сообщений (рефератов):

1. Проблема государственного долга в современной России.

2. Проблемы формирования и улучшения налоговой системы в современной России.

3. Фискальная политика и дефицит государственного бюджета.

Напишите эссе на тему:

1. Существует ли эффект вытеснения в российской экономике?

 

Пример итогового теста по модулю:

1. Дефицит государственного бюджета – это:

а) превышение налоговых поступлений над денежной массой;

б) увеличение налоговых поступлений в бюджет;

в) превышение государственных расходов над доходами;

г) увеличение государственных расходов.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 310.