Модуль 2. Модели макроэкономического равновесия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Семинар 2.1 Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель AD-AS

(2 часа)

Программная аннотация темы:

Совокупный спрос и определяющие его факторы. Совокупное предложение. Эндогенные и экзогенные факторы совокупного предложения. Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели AD-AS. Позитивные и негативные шоки спроса и шоки предложения, их последствия.

Основные вопросы:

1. Совокупный спрос. Ценовые и неценовые факторы.

2. Совокупное предложение в краткосрочном, среднесрочном  и долгосрочном периодах. Кривая совокупного предложения, ее особенности.

3. Взаимосвязь совокупного спроса и совокупного предложения. Варианты равновесия в модели AD-AS.

4. Позитивные и негативные шоки спроса и шоки предложения, их последствия.

Методические рекомендации.

При подготовке ответа на 1-й вопрос в первую очередь необходимо обратить внимание на то, что с помощью модели « совокупный спрос – совокупное предложение» оценивается состояние  равновесия национальной экономики преимущественно на основе анализа сферы обращения. В данной модели система координат базируется на обобщающих показателях: общем уровне цен и объеме выпуска (общем количестве произведенных товаров и услуг).

Кривая совокупного спроса, иллюстрирующая характер закона совокупного спроса, лишь по форме совпадает с кривыми спроса отраслевых рынков. Изменение в объеме совокупного спроса не может быть теперь объяснено с помощью эффектов дохода и замещения.

Перемещение вдоль кривой совокупного спроса, как и раньше, связано с действием ценовых факторов. При изучении этих факторов важно иметь в виду, что эффект процентной ставки, эффект реального богатства и эффект импортных закупок ведут к изменению объема совокупного спроса на продукцию национального производства.

Действие неценовых факторов целесообразно рассматривать в их воздействии на субъекты национальной экономики – домашние хозяйства (потребительские расходы), фирмы ( инвестиционные расходы), государство (правительственные расходы), заграницу (изменение расходов на чистый экспорт).

По аналогичной схеме необходимо готовить ответ и на 2-й вопрос.Необходимо только особое внимание обратить на то, что каждый отрезок совокупного предложения отражает различное состояние экономики в целом и характеризует ее либо в краткосрочном периоде (горизонтальный отрезок – кейнсианский), либо в долгосрочном периоде (вертикальный – классический), либо в среднесрочном периоде (промежуточный отрезок). Кроме этого, необходимо дать описание видов кривых совокупного предложения в соответствии с неокейнсианским подходом.

Рассматривая проблему равновесия в модели «совокупный спрос – совокупное предложение» (3-й вопрос семинарского занятия), следует иметь в виду, что движение от одного состояния равновесия национальной экономики к другому имеет свои особенности для каждого периода развития (краткосрочного, среднесрочного, долгосрочного). Различные варианты равновесия надо будет проиллюстрировать с помощью перемещения кривых совокупного спроса и совокупного предложения. При этом необходимо обратить внимание на то, как это отражается на динамике уровня цен и равновесного производства и как это связано с эластичностью совокупного спроса и изменением заработной платы, процентной ставки. Особое внимание необходимо обратить на причины действия «эффекта храповика».

Подготовку 4-го вопроса следует начать с выяснения того, что понимается под шоками совокупного спроса и совокупного предложения, каковы их причины и последствия, дать графические иллюстрации каждого из видов шока и привести примеры позитивных и негативных шоков AD и AS из отечественной и зарубежной практики.

Необходимо особо выделить влияние шоков предложения (которые часто встречаются в современном обществе) на изменение равновесного объёма выпуска и общего уровня цен (резкое изменение цен на энергоресурсы, экстремальные ситуации и т.д.).

Вопросы для обсуждения.

1.Используя собственное толкование эффекта импортных закупок, объясните причины роста российского ВВП в период после девальвации рубля в августе 1998 года и замедления его позитивной динамики в связи с укреплением обменного курса рубля по отношению к доллару и евро в отдельные периоды развития национальной экономики.

2.  Какое влияние на объем реальных инвестиций в нашей стране оказывает чрезмерно низкая и чрезмерно высокая инфляция?

3. В чем состоит суть разногласий классиков и кейнсианцев по поводу кривой совокупного предложения? Какие практические выводы можно сделать по результатам данной дискуссии?

4. Какое влияние окажут следующие факторы на равновесный уровень цен и на равновесный реальный объем национального производства:

а) увеличение совокупного спроса на классическом отрезке кривой совокупного предложения;

б) одинаковое увеличение как совокупного спроса, так и совокупного предложения;

в) уменьшение совокупного спроса на кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения;

г) увеличение совокупного спроса и уменьшение совокупного предложения;

д) уменьшение совокупного спроса на промежуточном отрезке кривой совокупного предложения?

5. Раскройте противоречивые последствия либерализации цен на топливо и сырье для российской и мировой экономики.

Семинар 2.2 Классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия (2 часа).

Программная аннотация темы:

Основные положения классической школы о равновесии в экономике. Рыночный механизм установления равновесия: сбережения и инвестиции. Роль процентной ставки. Эластичность цен и заработной платы.

Критика теории потенциального равновесия классической школы в теории Д.М. Кейнса. Основные положения кейнсианской теории равновесия.

Основные вопросы:

1. Классическая модель макроэкономического равновесия:

а) классическая теория занятости и объема выпуска;

б) закон Cэя;

в) уравнение количественной теории денег.

2. Критика кейнсианцами классической модели макроравновесия.

3. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия.

Методические рекомендации:

При рассмотрении классической модели равновесия национальной экономики следует обратить внимание на ее общие положения: государственное невмешательство в функционирование рыночной экономики и деление экономики на два сектора – реальный и денежный, которые не связаны между собой (принцип дихотомии). После этого рассмотреть основные составляющие этой модели: а) объяснить, каким образом обеспечивается функционирование национальной экономики на потенциале (связать рынок труда и рынок товаров и услуг через гибкость заработной и производственную функцию); б) показать, как используя закон Cэя, классики объясняют сбалансированное соотношение сбережений и инвестиций, регулируемое только процентной ставкой; в) объяснить, как используя уравнение количественной теории денег, классики делают вывод о нейтральности денег по отношению к реальным экономическим процессам, в результате чего делается вывод, что государственная политика стимулирования выпуска и занятости является неэффективной.

При подготовке ответа на 2-й вопрос необходимо обратить внимание на два основных момента. Во-первых, обосновать, почему кейнсианцы считают несостоятельными утверждения классиков о том, что сбережения равны инвестициям и что фирмы будут инвестировать больше, если домашние хозяйства повысят уровень сбережений. Во-вторых, обосновать отсутствие прямой связи между сокращением объемов выпуска и снижением цен и заработной платы.

Рассмотрение кейнсианской модели макроэкономического равновесия (3-й вопрос)основано на опровержении основных положений классической модели. Необходимо обосновать следующие положения: а) денежный и реальный сектор тесно взаимосвязаны; б) на рынках товаров и рабочей силы действует несовершенная конкуренция; в) цены являются жесткими. Жесткость цен приводит к тому, что равновесие на рынках устанавливается, но не на уровне полной занятости ресурсов. В условиях неполной занятости основной проблемой становится проблема совокупного спроса, а не совокупного предложения, как у классиков, поэтому главным рынком становится товарный рынок. Рассмотрение и обоснование данных теоретических положений позволит перейти к графической иллюстрации кейнсианской кривой совокупного предложения.

Вопросы для обсуждения.

1. Какое теоретическое значение имеет закон Cэя для классической модели макроэкономического равновесия?

2. Какие рыночные структуры используются в классической модели равновесия?

3. Что является регулятором обеспечения равенства между инвестициями и сбережениями в классической модели?

4. Как вы понимаете принцип нейтральности денег, о котором говорили классики?

5. Дайте объяснение классической дихотомии. В чем ее смысл?

6. В чем заключается основной недостаток классической школы?

7. В чем принципиальное отличие кейнсианской модели экономического равновесия от классической?

8. В чем заключаются исходные принципы кейнсианской модели макроэкономического равновесия? Сравните их с классическими принципами.

9. какую роль играют деньги в кейнсианской модели макроэкономического равновесия?

 

Семинар 2.3Совокупные расходы. Модель равновесия доходов–расходов (2 часа).

Программная аннотация темы:

Конечное потребление и сбережение, факторы на них влияющие. Основные теории потребления. Средняя и предельная склонность к потреблению и к сбережению. Основной психологический закон.

Инвестиции, факторы на них влияющие. Виды инвестиций и их источники. Основные теории инвестиций. Проблема инвестиций в современной России. Кейнсианский мультипликатор автономных расходов и механизм его действия. Модель равновесия доходов-расходов («кейнсианский крест»). Инфляционный и рецессионный разрывы. Модель инвестиции – сбережения (I-S). Парадокс бережливости.

Основные вопросы:

1. Взаимосвязь потребления и сбережений. Основные теории потребления.

2. Инвестиции, их основные формы и направления. Факторы, влияющие на инвестиции. Источники инвестиций. Основные модели инвестиций.

3. Модель равновесия доходов-расходов («кейнсианский крест»). Рецессионный и инфляционный разрывы. Кейнсианский мультипликатор автономных расходов в модели равновесия Д. Кейнса.

Методические рекомендации:

В 1-м вопросе необходимо уяснить, что по Кейнсу количество произведенных товаров и услуг зависит от уровня совокупных расходов. Основным компонентом совокупных расходов являются потребительские расходы домашних хозяйств, величина которых зависит от располагаемого дохода. Поскольку часть располагаемого дохода уходит на сбережения, то возникает необходимость выяснения взаимосвязи потребления м сбережений, какие факторы оказывают влияние на их величину.

При рассмотрении кейнсианских показателей склонности к потреблению и сбережениям необходимо уяснить их в динамике и сформулировать кейнсианский психологический закон склонности к сбережениям.

Поскольку потребительские расходы зависят не только от величины располагаемого дохода, то возникает необходимость рассмотрения понятия автономного потребления, факторов, его определяющих и как вывод – выведения кейнсинской функции потребления.

Далее следует рассмотреть модели потребления: кейнсианскую, неоклассическую, модель жизненного цикла (Модильяни) и модель перманентного дохода (Фридмена).

Основное различие первых двух моделей: Кейнс рассматривает потребление как функцию текущего дохода, а классики – как функцию сбережения. Модель жизненного цикла и перманентного дохода целесообразно вынести на обсуждение в виде сообщений.

При рассмотрении 2-го вопроса следует рассмотреть валовые и чистые инвестиции; автономные и индуцированные; реальные и финансовые. К основным направлениям инвестирования можно отнести: вложения в основной капитал, в увеличение товарно-материальных запасов и резервов, в строительство жилья. Следует также уяснить кейнсианскую, неоклассическую модели инвестиций, а также теорию инвестиций Тобина.

При подготовке ответа на 3-й вопрос прежде всего следует уяснить структуру совокупных расходов: AD=C+I+G+Xn, а также отличие планируемых расходов от фактических.

Модель равновесия доходов-расходов Д. Кейнса («кейнсианский крест») абстрагируется от изменения уровня цен, это модель короткого периода. Следует рассмотреть неравновесные состояния модели.Уровень производимого общественного продукта может не совпадать с равновесным уровнем национального продукта в условиях полной занятости (потенциальный национальный продукт). Возникающие разрывы между потенциальным уровнем национального производства и его реальным уровнем – результат избытка спроса или депрессивного состояния экономики. Для их характеристики вводятся понятия инфляционного и рецессивного разрывов. Их появление – следствие отклонений величин реальных инвестиций и сбережений в национальной экономике.

 Колебания равновесного уровня выпуска необходимо уяснить с учётом действия кейнсианского простого мультипликатора автономных расходов, особое внимание надо обратить на наличие условий, при которых возможно проявление мультипликативного эффекта изменения инвестиционных расходов.

Кейнсианский мультипликатор инвестиций можно проиллюстрировать таблицей и показать его воздействие на объём ВВП.

При ознакомлении с кейнсианской моделью «изъятия – инвестиции» следует обратить внимание на парадокс бережливости и выяснить сущность возникающего экономического противоречия.

Вопросы для обсуждения:

1.В чем заключаются исходные принципы кейнсианской модели? Сравните их с классическими принципами.

2. Каково функциональное назначение различных компонентов личного располагаемого дохода? Какой из них является более изменчивым?

3. Чем отличаются функции потребления Дж.Кейнса и С.Кузнеца? Объясните существование автономных потребительских расходов в трактовке Дж.Кейнса. Какие факторы определяют их размер в той или иной стране? В чем состояла практическая значимость исследований потребления С.Кузнеца?

4. Раскройте суть перманентного дохода. Каковы основные факторы, определяющие размер потребления в современной трактовке?

5. Согласны ли вы с основным психологическим законом Дж.Кейнса? Какие факторы могут повлиять на конкретные формы его реализации в той или иной национальной экономике?

6. В чем, на ваш взгляд, состоит практическая значимость выявления параметров функции потребления в той или иной стране на том или ином этапе ее развития?

7. Как повлияют на графики функций потребления и сбережения следующие факторы:

а) угроза ядерной войны;

б) сообщение о сокращении выплат по программам социального обеспечения;

в) ожидаемое сокращение общего уровня цен;

г) снижение реальной ставки процента за кредит.

8. Как вы считаете, какие факторы воздействовали на динамику предельной склонности к сбережению в России за последние 10-15 лет (информацию об изменении сбережений взять в Российском статистическом ежегоднике)?

9. Почему в трактовке кейнсианцев увеличение сбережений не гарантирует наращивания инвестиций?

10. В чем состоит суть парадокса бережливости? Проявляется ли он в современной российской экономике?

11. Что важнее для современной России – стимулирование сбережений или разработка мер по их трансформации в инвестиции?

12. Какие факторы препятствуют в российской экономике трансформации сбережений домохозяйств в инвестиции фирм?

13. В чем состоит суть эффекта мультипликатора в трактовке Дж.Кейнса? Проявляется ли данный эффект в условиях полной занятости?

14. В чем состоит опасность высокого значения мультипликатора для экономики страны?

15. Что представляет собой модель равновесия, основанная на методе изъятий и инъекций?

Темы сообщений (рефератов):

1. Основные положения теории жизненного цикла Модильяни.

2.Современные формы сбережений и их влияние на национальную экономику.

3. Проблема роста инвестиций в современной России.

Напишите эссе на тему:

1. При оценке экономической ситуации в стране эксперты пришли к выводу, что уровень сбережений устойчиво и значительно превышает инвестиционные намерения предпринимательского сектора. Какие меры могут быть приняты правительством, чтобы предотвратить возможные негативные последствия сложившейся ситуации?   

Пример итогового теста по модулю:

Дата: 2019-02-25, просмотров: 386.