Тема 8: Прикладная психофизиология
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План лекции:

1. Межполушарная асимметрия и сферы деятельности и отношений.

2. Современные проблемы экологической психофизиологии.

3. Измененные состояния сознания. Управляемое поведение. Психотропные воздействия на человека

4. Психофизиология алкоголизма. Нейронные системы и этанол.

5. Психофизиология наркомании. Опиатные рецепторы. Эндорфины.

 

Для правильного развития ребенка в первые 7-10 лет очень важным является строгий режим дня, то есть определенная последовательность чередования сна, бодрствования, кормления, прогулок. Динамический стереотип является своеобразной реакцией адаптации организма к быстро меняющейся внешней среде, которая компенсирует на ранних этапах онтогенеза недостаточность силы и подвижности нервных процессов. На основе динамического стереотипа у ребенка формируются умения, навыки и привычки, то есть потребность в реализации определенных рефлексов. Сформированные в этот период комплексы условных рефлексов очень прочны, а их переделки идут с трудом и отрицательно отражаются на состоянии ребенка. Поэтому так важно с первых лет жизни использовать правильные приемы воспитания ребенка. Нарушения стереотипа всегда бурно переживаются ребенком как результат депривации выполнения действий, приносящих ребенку удовлетворение (ребенок капризничает, плачет, проявляет все признаки отрицательных эмоций). Чем больше выработано динамических стереотипов, тем легче вырабатываются новые и тем легче они подвергаются переделке или торможению без отрицательного влияния на ребенка. Постепенно, как и при выработке любых условных рефлексов, требуется введение элемента вариативности. Это путь к расширению возможностей динамического стереотипа как механизма адаптации к внешней среде.

Утомление – нормальное физиологическое состояние, связанное со снижением познавательной потребности (интереса к уроку) и характеризуется временным уменьшением функциональной подвижности клеток коры головного мозга. Это защитная реакция организма. Проявляется в падении внимания, замедлении принятия решения (мышления), нежелании продолжать данную работу. Причины утомления. Стадии развития утомления: двигательное беспокойство и фаза успокоения с явлениями вялости и сонливости.

Усталость – субъективный признак развивающегося утомления.

Переутомление – патологическое состояние, связанное с нарушением функций организма и здоровья. Оно характеризуется снижением желания учиться, падением работоспособности, успеваемости, нарушением аппетита, сна, ухудшением памяти, внимания, неуравновешенностью, раздражительностью, рассеянностью, безразличием, снижением сопротивляемости к инфекциям и вегетативными нарушениями.

Недостаточная функциональная зрелость КБП мозга детей и подростков, слабость их ВНД проявляется следующим образом:

· Повышенной утомляемостью и низкой работоспособностью;

· Слабой концентрацией и легким переключением внимания;

· Преобладанием конкретного (образного) мышления.

Эти особенности необходимо учитывать при организации учебного процесса в школе, который должен осуществляться при определенном чередовании различных видов деятельности, то есть на основе режима. В основе всех режимных мероприятий лежит динамический стереотип - вид деятельности, представляющий цепочку условных рефлексов, следующих в определенном порядке друг за другом и через определенные интервалы времени, когда конец одного условного рефлекса служит сигналом для начала следующего.

На формируемом в процессе учебы динамическом стереотипе строится педагогическая практика. Он лежит в основе режима учебного года, недели, дня; режимов труда и отдыха, питания и т.д.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 223.