Оценка производственных запасов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При приобретении производственные запасы учитываются либо по фактической себестоимости, либо по учетным ценам.

Учет производственных запасов по фактической себестоимости.

Этот способ целесообразно использовать организациям, у которых небольшая номенклатура используемых материалов, небольшое количество поставок материалов и все данные для формирования фактической себестоимости материалов поступают в бухгалтерию единовременно.

Если производственные запасы учитываются по фактической себестоимости все затраты, связанные с их приобретением должны отражаться непосредственно на счете 10 «Материалы».

Порядок формирования фактической себестоимости зависит от способа поступления материалов в организацию.

Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законо­дательством Российской Федерации).

К фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику;

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;

- таможенные пошлины;

- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы;

- затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования (например, затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов, затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации, затраты за услуги транспорта по доставке материально-производственных запасов до места их использования, если они не включены в цену материально-производственных запасов, установленную договором);

- затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (например, затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг);

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.

 Не включаются в фактические затраты на приобретение производственных запасов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением производственных запасов.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов при их изготовлении силами организации складывается из фактических затрат, связанных с производством данных за­пасов.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капи­тал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной с учредителями (участниками) организации.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полу­ченных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

 Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, которая, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.

При невозможности установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость материально-производственных запасов, определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные материально-производственные запасы.

Материально-производственные запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к бухгалтерскому учету на забалансовые счета в оценке, предусмотренной в договоре (счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», счет 003 «Материалы, принятые в переработку»).

Учет производственных запасов по учетным ценам.

Этот способ учета производственных запасов целесообразно использовать тем организациям, у которых большая номенклатура используемых материалов и документы, необходимые для формирования фактической себестоимости производственных запасов, могут поступать в бухгалтерию не единовременно, а с разрывом во времени.

Учет производственных запасов по учетным ценам организуют с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденным приказом Минфина России от 28.12.2001г. №119н в качестве учетных цен на материалы применяются:

а) договорные цены;

б) фактическая себестоимость материалов по данным предыду­щего месяца или отчетного периода (отчетного года);

в) планово-расчетные цены;

г) средняя цена группы материалов.

Порядок определения учетных цен должен быть закреплен в учетной политике организации.

Учет транспортно-заготовительных расходов.

Фактическая себестоимость материалов включает транспортно-заготовительные расходы.

Транспортно-заготовительные расходы – это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию. К таким расходам относятся:

- расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;

- расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников;

- расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок (кроме расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды);

- наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;

- плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;

- расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;

- стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча), в пределах норм естественной убыли;

- другие расходы.

Транспортно-заготовительные расходы можно учитывать одним из следующих способов:

1) включать в фактическую себестоимость производственных запасов (то есть учитывать эти расходы на том же субсчете счета 10, что и сами производственные запасы);

2) отражать на отдельном субсчете счета 10 (например, на субсчете 12 «Транспортно-заготовительные расходы»);

3) учитывать на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Организация может выбрать любой из этих способов учета транспортно-заготовительных расходов. Этот выбор нужно отразить в учетной политике.

Включение транспортно-заготовительных расходов в фактическую себестоимость материалов.

Этот способ целесообразно использовать в организациях с небольшой номенклатурой материалов. При этом способе транспортно-заготовительные расходы списываются на счета по учету затрат вместе со стоимостью материалов, переданных в производство.

Пример

В марте ООО «Вояж» приобрело 1000 кг це­мента на общую сумму 12 000 руб. (в том числе НДС – 2 000 руб.). Расходы по доставке цемента на склад организации составили 1 800 руб. (в том числе НДС – 300 руб.). В апреле 500 кг цемента было отпущено в основ­ное производство.

Бухгалтер ООО «Вояж» составит следующие проводки:

В марте:

Дт 10-1 Кт 60  10 000 руб. (12 000 руб. – 2 000 руб.) – оприходован цемент;

Дт 19-3 Кт 60     2 000 руб. – учтен НДС по оприходованному цементу;

Дт 10-1 Кт 60     1 500 руб. (1 800 руб. – 300 руб.) – учтены транспортно-заготови­тельные расходы по оприходованному цементу;

Дт 19 Кт 60    300 руб. – учтен НДС по транспортно-заготовительным расходам.

В апреле:

Дт 20 Кт 10-1     5 750 руб. ((10 000 руб. + 1 500 руб.) х 500 кг : 1 000 кг) - списана стоимость цемента, переданного в производство (с учетом транспортно-заготовительных расходов).

Отражение транспортно-заготовительных расходов на отдельном субсчете счета 10 «Материалы».

В этом случае списание транспортно-заготови­тельных расходов на счета по учету затрат происходит следующим образом. Бухгалтеру необходимо определить:

- процент транспортно-заготовительных расходов, подлежащих списанию;

- сумму транспортно-заготовительных расходов, которая должна быть списана.

Процент транспортно-заготовительных расхо­дов (ТЗР), подлежащих списанию, определяется по формуле:

 

             Остаток ТЗР на начало месяца + общая сумма ТЗР за месяц

% ТЗР =                                                                                                            х 100%

                              Стоимость материалов на начало месяца +

                         + Стоимость материалов, поступивших за месяц

  

Сумма ТЗР, которая должна быть списана, рассчитывается следующим образом:

 

     Сумма ТЗР,                Стоимость материалов,               % ТЗР,

подлежащая списанию =  отпущенных в производство х подлежащих списанию

 

Пример

По состоянию на 1 апреля в учете ООО «Викинг» числятся:

- 800 кг цемента (дебетовое сальдо по счету 10-1) на общую сумму 7 200 руб.;

- транспортно-заготовительные расходы, связанные с приобретением цемента (дебетовое сальдо по счету 10-12) на общую сумму 960 руб.

В апреле ООО «Викинг» приобрело 1 000 кг цемента на общую сумму 12 000 руб. (в том числе НДС – 2 000 руб.). Расходы по доставке цемента на склад ООО «Викинг» составили 2 100 руб. (в том числе НДС – 300 руб.).

В апреле расход цемента составил:

- в основном производстве – на общую сумму 2 800 руб.;

- во вспомогательном производстве – на общую сумму 1 500 руб.

Бухгалтер ООО «Викинг» составит следующие проводки:

Дт 10-1  Кт 60     10 000 руб. (12 000 руб. – 2 000 руб.) – оприходован цемент;

Дт 19-3  Кт 60  2 000 руб. – учтен НДС по оприходованному цементу;

Дт 10-12  Кт 60     1 800 руб. – учтены транспортно-заготовительные расхо­ды, связанные с приобретением цемента;

Дт 19   Кт 60     300 руб. – учтен НДС по транспортно-заготовительным расходам.

Процент ТЗР, подлежащих списанию на счета по учету затрат, составит:

(960 руб. + 1 800 руб.): (7 200 руб. + 10 000 руб.) х 100 % = 16,05 %.

Сумма транспортно-заготовительных расходов, которая должна быть списана на счета по учету расходов основного производства, составит:

2 800 руб. х 16,05% : 100% = 449 руб.

Сумма транспортно-заготовительных расходов, которая должна быть списана на счета по учету расходов вспомогательного производства, составит:

1 500 руб. х 16,05% : 100% = 241 руб.

При списании транспортно-заготовительных расходов бухгалтер ООО «Викинг» составит следующие проводки:

Дт 20   Кт 10-1     2 800 руб. – списана стоимость цемента, переданного в основное производство;

Дт 20  Кт 10-12    449 руб. – списана часть транспортно-заготовительных расходов по цементу, переданному в основное производство;

Дт 23  Кт 10-1   1 500 руб. – списана стоимость цемента, переданного вспомогательному производству;

Дт 23  Кт 10-12    241 руб. – списана часть транспортно-заготовительных расходов по цементу, переданному вспомогательному производству.

Учет транспортно-заготовительных расходов на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

Этот способ могут применять только организации, которые приходуют материалы по учетным ценам.

Как учитывать транспортно-заготовительные расходы в этом случае, смотрите счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Порядок определения стоимости отпущенных материалов зависит от применяемого варианта их оценки при поступлении – по фактической себестоимости или учетным ценам.

При оценке производственных запасов по фактической себестоимостизаготовления их списание производится одним из следующих методов:

- по себестоимости каждой единицы (specific identification method);

- по средней себестоимости (average cost);

- по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов – метод ФИФО (first in – first out).

Порядок списания производственных запасов должен быть установлен в учетной политике организации.

По каждой группе (виду) материально-производственных запасов в течение отчетного года применяется один способ оценки.

Метод себестоимости каждой единицы основан на индивидуальной оценке производственных запасов. Прежде всего, это относится к запасам, используемым организацией в особом порядке (драгоценным металлам, драгоценным камням и т. п.) и запасам, которые не могут обычным образом заменять друг друга. Единица таких материалов, как правило, уникальна, то есть существует в единственном экземпляре. В большинстве случаев такие материалы являются весьма дорогостоящими.

Средняя себестоимость определяется по каждому виду (группе) запасов. При данном методе необходимо определить среднюю себестоимость единицы материалов:

 

                            Стоимость остатка материалов на начало отчетного периода +

   Средняя             + Стоимость материалов, поступивших в отчетном периоде

себестоимость =      Количество материалов на начало отчетного периода +

                                 + Количество материалов поступивших в отчетном периоде

Затем устанавливается стоимость материалов, которая подлежит списанию:

Стоимость материалов,         средняя              количество материалов,

подлежащих списанию = себестоимость х списанных в производство

Метод ФИФО предполагает списание производственных запасов по себестоимости партий в порядке их поступления, с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца.

На себестоимость будут отнесены производственные запасы по ценам первых по времени закупок, тогда как остаток ценностей на складе будет оценён по ценам последних по времени закупок.

В случае оценки производственных запасов по учетным ценам фактическая себестоимость отпуска представляет собой сумму их учетной стоимости и величины отклонений, приходящиеся на списанные ресурсы.

Порядок списания отклонений в стоимости производственных запасов.

Дебетовое сальдо по счету 16 списывается в конце отчетного месяца на те счета, на которые были списаны израсходованные или проданные материально-производственные запасы, пропорционально стоимости материально-производственных запасов, отпущенных в производство или проданных покупателям. Сумма отклонений, подлежащая списанию, рассчитывается по формуле:

 

                        Сальдо по дебету счета 16 на начало месяца +

Сумма               + Оборот по дебету счета 16 за месяц            Оборот по кредиту

отклонений =                                                                                       х       счета 10

                        Сальдо по дебету счета 10 на начало месяца +               за месяц

                               + Оборот по дебету счета 10 за месяц

Кредитовое сальдо по счету 16 сторнируется в конце отчетного месяца в корреспонденции с теми счетами, на которые были списаны материально-производственные запасы, пропорционально стоимости материально-производственных запасов, отпущенных в производство или проданных покупателям. Сумма отклонений, подлежащая списанию, рассчитывается по формуле:

 

                        Сальдо по кредиту счета 16 на начало месяца +

Сумма               + Оборот по кредиту счета 16 за месяц           Оборот по кредиту

отклонений =                                                                                       х       счета 10

                        Сальдо по дебету счета 10 на начало месяца +              за месяц

                              + Оборот по дебету счета 10 за месяц

3.2. Документальное оформление движения производственных запасов

 

Производственные запасы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, собственного производства, от списания пришедших в негодность основных средств и в других случаях.

В отделе снабжения по приобретению производственных запасов ведут журнал учета поступающих грузов (ф. №МХ-4). В нем содержится информация о поступлении грузов, включая согласие на оплату или отказ от акцепта.

Для получения материалов со склада поставщиков представителю организации (экспедитору) выдают доверенность (ф. №М-2 или М-2а), в которой указывают перечень материалов, подлежащих получению. При приемке материалов экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку.

Принятые грузы экспедитор доставляет на склад организации и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами (ф. №М-4). Приходный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор.

В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет акт о приемке материалов (ф. №М-7), который служит основанием для предъявления претензии поставщику.

Если перевозка материалов осуществляется автотранспортом, то в качестве первичного документа применяется товарно-транспортная накладная, получаемая от грузоотправителя.

Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства и др. оформляют требованиями-накладными (ф. №М-11), которые выписывают цехи-сдатчики в двух экземплярах. Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф. №М-35).

Подотчетные лица приобретают материалы в организациях торговли, у других организаций, у физических лиц за наличные деньги. Документами, подтверждающими стоимость приобретенных материалов, являются товарные чеки, счета магазинов, квитанции к приходному кассовому ордеру, акты или справки о покупке у населения или на рынке, которые прикладываются к авансовому отчету.

Материалы отпускают со склада организации на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов.

Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды ежедневно, оформляют лимитно-заборными картами (ф. №М-8).

Один экземпляр лимитно-заборной карты передается в цех-получатель, другой на склад. Материалы со складов отпускают в пределах установленного лимита. Лимиты устанавливаются отделом снабжения или другими подразделениями на основе норм расхода материалов. Сверхлимитный отпуск материалов и замена одного материала другим (при отсутствии материала на складе) оформляются требованием-накладной на замену (дополнительный отпуск материалов).

Если материалы со склада отпускаются нечасто, то их отпуск оформляют требованиями-накладными (ф. №М-11), которые выписывает цех-получатель в двух экземплярах: первый (с распиской кладовщика) остается в цехе, второй (с распиской получателя) у кладовщика.

Сдача подразделениями на склад материалов оформляется накладными на внутреннее перемещение материалов  в случаях, когда:

- продукция, изготовленная подразделениями организации, используется для внутреннего потребления в организации или для дальнейшей переработки;

- подразделениями организации осуществляется возврат материалов на склад или цеховую кладовую;

- производится сдача отходов, образующихся в процессе производства продукции (выполнения работ), а также сдача брака;

- осуществляется сдача материалов, полученных от ликвидации (разборки) основных средств;

- в других аналогичных случаях.

Операции по передаче материалов из одного подразделения организации в другое оформляются также накладными на внутреннее перемещение материалов.

Отпуск материалов сторонним организациям или структурным подразделениям организации, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону (ф. №М-15), которые выписывает отдел снабжения в двух экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов.

При перевозке материалов автотранспортом вместо накладной применяется товарно-транспортная накладная.

Списание материалов оформляют актом на списание материалов, который составляет специально созданная комиссия, с участием материально ответственного лица.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 311.