Использование современных педагогических технологий во внеурочной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

"Ребенок - это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который нужно наполнить"

На современных кружках активно используют проектный метод обучения, который позволяет повысить познавательную активность учащихся, и интегрировать знания и умения, полученные на различных этапах обучения. На каждом занятие через проектную деятельность идёт развитие творческих способностей учащихся, его личностных качеств, необходимых для формирования личности способной в дальнейшем правильно выбрать свой жизненный путь. Построение сотворческих отношений учителя и учеников является обязательным условием обеспечения атмосферы доверия, открытости. Создаваемая на уроках ситуация успеха помогает каждому ученику справиться с возникшими трудностями при выполнении проектных работ. Метод проектирования имеет большой успех, так как полностью вовлекает детей в творческий процесс, тем самым стимулируя их творить и во внеурочное время.

Целью нашего исследования внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей. Для этого разработано не мало программ, но к сожалению не все они в достаточной мере стимулируют ребенка к творческой деятельности. Мы изучили несколько программ и пришли к выводу, что лучше и интереснее для детей свободное творчество.

Свободное творчество - принцип, согласно которому ребёнок вправе свободно выбирать направление своего творчества, темы, предметы для описания, применять любые изобразительные средства и художественные приёмы, которые он считает подходящими для достижения избранной творческой цели. Рассматривается как одно из проявлений фундаментального принципа свободы слова, предполагающего право каждого на свободное высказывание своих мыслей.

Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Творческое начало в свободном творчестве рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Мы считаем, что именно свободное творчество поможет младшим школьникам найти себя. [5, с.48]

 

Разработка программы кружка свободного художественного творчества «Волшебники».

ЭТО У ВАС ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА?

ДО ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ И ПОСЛЕ НЕГО НАДО ПРОВЕСТИ ДИАГНОСТИКУ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТОГО, ЧТО ВЫ ХОТИТЕ РАЗВИВАТЬ

Пояснительная записка.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования.

· быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

· быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Актуальность программы.

Характеризуя актуальность темы, мы видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться.

Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность.

Цель программы - формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, приобщение детей к миру творчества, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество.

Задачи программы:

· Приобщение учащихся к народному искусству и художественному творчеству.

· Формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, к искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни.

· Развитие творческих способностей и навыков работы с различными материалами, формирование практических навыков работы с различными инструментами, расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения.

· Формирование “культуры творческой личности”, развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.

· Воспитание интереса к декоративно-прикладному искусству, дизайну в разных формах, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности.

Особенностью данного курса является то, что основным содержанием изучаемого материала является такой метод, который несёт большой воспитательный потенциал. Особое значение уделяется самовыражению младших школьников посредством кружка свободного творчества.

Учебная нагрузка планируется исходя из педагогической и психологической целесообразности с учётом психологических и физических особенностей детей младшего школьного возраста. Большая часть часов отводится на практические занятия, которые являются наиболее эффективной формой обучения в объединении.

Так отработка мелкой моторики рук, четкости в действиях, мыслительного процесса и кропотливости в работе осуществляется преимущественно на творческом материале. Методы обучения в начале учебного года с учётом знаний, практических навыков, получаемых на занятиях, отличаются от методических приёмов, используемых в конце периода обучения. В начале изучения любого изделия педагог даёт основы технологии, направляет деятельность учащегося на правильное выполнение различных операций, следит за их качеством. Постепенно ребята приучаются выполнять работу самостоятельно, используя накопленный опыт, проявляя свою выдумку, фантазию и воображение. В работах должно ощущаться авторство ребёнка. Содержание тематического планирования из года в год может частично меняться и корректироваться. В план могут вноситься изменения, отражающие реальные события, а также новые достижения в области декоративно- прикладного искусства.

Планируемые результаты программы:

· активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, его эмоции и настроения и развивать личностные параметры;

· способствовать усвоению учащимися знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно учиться;

· умение правильно выражать свои мысли, чувства, эмоции через творческую деятельность, работать в коллективе и индивидуально, выполнять творческие задания.

Данная программа ориентирована на стимулирование, формирование и развитие следующихвидов универсальных учебных действий:

Личностные

· эстетические потребности, ценности, чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость;

· эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

· умение не создавать конфликтных ситуаций во время коллективной работы и находить из них выходы;

· самостоятельность и личная ответственность за свои действия, слова и поступки;

· самооценка на основе критериев успешности творческой деятельности;

· осознание ответственности учащегося за общее благополучие;

· уважительное отношение к чужому мнению, поступку и в целом самовыражению.

Регулятивные

· определять цель и пути её достижения;

· предвосхищать результат;

· выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения;

· использовать имеющиеся умения и навыки для творческой деятельности;

· вносить изменения в способ деятельности, в план действия.

Познавательные

· знать творчество великих художников, архитекторов, скульпторов родного города;

· знать традиции и обычаи коренного народа;

· знать некоторые виды искусства;

· знать некоторые приёмы, применяемые в знакомых видах искусства;

· знать творческие профессии;

· уметь составлять план действия по заданной теме;

· чувствовать и понимать заданную тему, быстро ориентироваться в работе;

· иметь представление об искусстве, о творческой культуре;

· иметь представление об устройстве некоторых видов искусства.

Коммуникативные

· умение вступать в творческий процесс;

· участие в коллективном обсуждении проблем, сотрудничество с группой сверстников, учет разных мнений и умение выразить своё;

· умение договаривать и находить общее решение в коллективной работе;

· формулировать свои затруднения;

· проявлять активность в процессе творческой работы;

· договариваться о распределении функции в совместной проектной деятельности;

· строить понятные для всех высказывания, ставить вопросы и обращаться за помощью.

Предполагаемая результативность кружка ориентируется на приобретение социальных знаний, творческих достижений, понимания социальной и духовной реальности и повседневной жизни.

Способы определения результативности.

Методы и формы диагностики могут варьироваться (беседа, игра, собеседования и занятия с классными воспитателями по достижению индивидуальных задач учащихся, наблюдение за деятельностью ребёнка во время творческой деятельности и т.д.)

Также в качестве форм контроля можно использовать:

· постановки кукольного театра;

· участие в таких проектах, как «Сказка своими руками», «Мир моими глазами» и пр.;

· изготовление декораций к постановкам;

· оформление кабинетов;

· выступление с результатом своей творческой деятельности на школьных мероприятиях;

· анкетирование учащихся и их родителей;

· создание портфолио личных достижений учащихся.

Учебно-тематический план

План

1 Введение. Вводное занятие в учебный курс 2 Тема: «Выдуманные сказочные персонажи» 3 Картина-аппликация из рваной бумаги 4 Поделки из солёного теста 5 Тема: «Леса Урала» 6 Работа с пластилином 7 Рисуем зверей, птиц и насекомых Урала 8 Работа с нитями пряжи 9 Работа с цветной бумагой и картоном 10 Аппликация из соломки 11 Тема «Волшебная флористика» 12 Экскурсия 13 Картины из гербария 14 Поделки из спичек и пластилина 15 Итоговая большая выставка творческих работ

Заключение.

В последнее время многие взрослые (педагоги и родители) проявляют интерес к развитию креативных способностей у ребенка. Стало модным заменять слово «творческий» другим словом – «креативный». Однако мне думается, что смысл этих двух терминов несколько различен. Как сказал один из блоггеров, «креативность – это способность видеть мир принципиально в другом свете и находить новые пути использования различных вещей и ресурсов. Отсюда ясно, что креативность будет котироваться всегда и это качество отнюдь не лишнее. Это возможность найти сто баксов там, где обычно находят копейку». Я считаю, что оптимальные условия для развития креативности личности младших школьников создаются в рамках интеграции учебной и внеурочной деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС позволил нам сделать следующие выводы:

Обучение творчеству возможно только в совместной деятельности учителя и ребёнка, где каждый из участников – полноправный член. При этом педагог не только демонстрирует различные творческие способы внеурочной деятельности, но организует её так, чтобы условия и обстоятельства жизни ребёнка требовали от него творческих решений. От того, насколько добросовестно и профессионально учитель начальных классов отнесётся к своему делу, насколько интересно разработана программа внеурочной деятельности, зависит уровень развития творческого потенциала детей и, в конечном итоге, весь человеческий потенциал государства.

Главной проблемой образования является ослабление мотивации к обучению. Именно внеурочная деятельность способствует развитию стремления к творчеству и в первую очередь у детей с низкой мотивацией. Ни для кого не секрет, что детям легче усваивать учебный материал в нестандартной обстановке. Именно внеурочная деятельность способствует развитию коллективного творчества, формирует коммуникативные навыки, чувство ответственности, умения свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении на уроке, создает условия для сотрудничества. Во внеурочной деятельности развиваются навыки работы с дополнительной литературой умения планировать, анализировать и обобщать. Школа и общество неразделимы. Сейчас в школе формируется новое поколение, которому предстоит преобразование общества. Сегодняшним школьникам предстоит много сделать, а для этого им надо выйти из школы всесторонне развитыми, творческими людьми. Достичь этих целей можно только во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.

Успех внеурочной работы зависит не только от активных учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Одно из основных условий успешной организации и развития внеурочной работы - это специальная подготовка педагогов.

 

Литература ЛИТЕРАТУРУ НАДО ОФОРМИТЬ ПРАВИЛЬНО.

1 Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. — М.: Академия, 2016.

2 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2018.

3 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 2017.

4 Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. — Фрунзе, 2017.

5 Гин С.И. О проведении анкетирования в экспериментальном классе // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. III регион. науч.-практ. конф. — Челябинск: ИИЦ «ТРИЗ-инфо», 2015.

6 Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2015.

7 Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 2016

8 Зеньковский В.В., проф. прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2016.

9 Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) // На пути к 12-летней школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 2015.

10 Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2015.

11 Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 2015.

12 Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – Москва – Воронеж, 2017.

13 Лейтес Н.С. Возрастная одаренность. // Семья и школа, 2017, №9. – С.31.

14 Лук А.Н. Психология творчества. — М.: Наука, 1988.

15 Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 2016

16 Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 2015.

17 Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. — М.: ВЛАДОС, 2016.

18 Российская педагогическая энциклопедия. / Под ред. В.В. Давыдова. – М., 2015.

19 Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2016.

20 Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе. / Сост. Л.В. Трубайчук. — М.: Изд. дом «Восток», 2017.

21 Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 2016

22 Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. — Магнитогорск, 2016.

23 Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Изд-во «Совершенство», 2017.

24 Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2015.

25 Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. — М.: Центр "Педагогический поиск", 2017.

26 Якобсон П.М.Эмоциональная жизнь школьника // Якобсон П.М. Психология мотивации. – М. – Воронеж, 2017.

 

Электронные ресурсы

 

1. Л.Н. Стимулирование активности младших школьников во внеурочной деятельности[Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.nauka-pedagogika.com.

2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/587343/.

3. Использование современных педагогических технологий в на основе активизации и интификации деятельности учащихся во внеурочном процессе [Электронный ресурс]: социальная сеть работников образования = nsportal.ru. - 2010-2017, ООО "Квазар". Режим доступа: http://i-mazina.ru/metodichka/pedagogiheskir_tehnologii/

4. Развитие творческой активности детей [Электронный ресурс]: Режим доступа:http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65635a3bd68a5d43a88521216d36_0.html

5. К вопросу о типологических чертах творческого кружка Режим доступа: http://ideaidealy.ru/wp-content/uploads/2012/02/A.V.Kirilova..pdf.

6Стимулирование творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-stimulirovanie-tvorcheskoy-aktivnosti-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti

7. Педагогический совет на тему «Стимулирование творческой активности учащихся в учебное и внеурочное время». Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/538273/

8. Статья по теме: «Развитие творческой активности младших школьников в учебной и внеурочной деятельности» Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/01/25/razvitie-tvorcheskoy-aktivnosti-mladshikh-shkolnikov-v .

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 229.