Глава 1. Особенности развития творческих способностей младших школьников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Педагогика и психология творчества»

 

на тему: «Способы и средства развития мотивации творческой деятельности детей»

 

 

                                                                Выполнил:

                                                                студент группы КЗУП 24-17

                         II курсс

Грабина Алина Владимировна

(ФИО)

                                                                Научный руководитель:

                                               проф. Абрамова Л.А.

(уч. степень, звание, ФИО)

 

 

Чебоксары, 2019

 

Содержание

Введение

Глава 1. Особенности развития творческих способностей младших школьников.

   1.1.Значение творческих способностей для развития младших школьников.

1.2. Психолого-педагогические особенности стимулирования творческой активности младших школьников.

    1.3. Современное состояние проблемы  творческой активности младших школьников.

1.4. Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе творческой активности младших школьников.

Глава 2. Современные образовательные технологии, как стимулирование творческой активности учащихся во внеурочной деятельности.

2.1. Технология творчества как базис системы образования.

2.2. Использование современных педагогических технологий во внеурочной деятельности.

2.3. Разработка программы кружка свободного художественного творчества «Волшебники».

Заключение

Литература

Электронные ресурсы

СОДЕРЖАНИЕ,

ВВЕДЕНИЕ,

Названия глав,

ЗАКЛЮЧЕНИЕ,

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ,

ПРИЛОЖЕНИЕ (если есть) надо писать ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ, слово «глава» не пишется

 

 

Сиреневым цветом обозначила то, что рекомендую,

Красным цветом обозначила то, что не надо,

Зеленым цветом обозначила замечания

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ТЕМЕ!

В РАБОТЕ ГОВОРИТСЯ О РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, А ТЕМА О РАЗВИТИИ МОТИВАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ТАКОМ СЛУЧАЕ МОЖНО ТЕМУ ПРИВЕСТИ В СООТВЕТСТВИЕ С СОДЕРЖАНИЕМ

Введение

Актуальность. В связи с проблемой внедрения новой образовательной парадигмы в XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал.

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества – предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности.

Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости — все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса в процессе школьного обучения. Однако, эффект учебной деятельности снижается, прежде всего, по причине несовершенства методов или способов учения. И происходит это потому, что необходимые способы разрабатываются и укрепляются недостаточно. Не вырабатывается их мобильность, перенос в различные ситуации учебных действий, наиболее сложные задания не обеспечиваются отработкой более сложных способов, что часто приводит к безуспешной деятельности. В силу этого ученики не испытывают удовлетворения деятельностью, на пути к которой появляются препятствия, преодолеваемые далеко не каждым учеником. Вслед за этим интерес снижается, пропадает желание учиться.

На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания – философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний, так как «в наши дни талант и творческая одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа»[1] .

Полученные данные свидетельствуют о недостаточном внимании к проблеме развития творческой деятельности младших школьников в организации учебного процесса начальной школы.

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.

Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процесс формирования творческой деятельности и развития творческих способностей у детей.

Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: изучение проблемы развития творческой деятельности детей, а именно тех ее аспектов, значение которых необходимо для практической деятельности в этом направлении учителя начальной школы.

В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:

1. изучить и проанализировать разработанную проблему в психолого-педагогической литературе;

2. выявить основные компоненты творческих способностей на основе анализа изученной литературы;

3. выявить эффективные средства развития творческих способностей младших школьников.

Также были определенны методы работы:

1. Отбор и чтение анализ психолого-педагогической методической литературы;

2. Анализ и сравнение точек зрения ученых;

3. Сопоставление данных из различных источников;

4. Систематизация материалов;

5. Обобщение материала.

6. эксперимент

Выделить полужирным шрифтом:

Актуальность,

Проблема (если указана),

Цель,

Объект,

Предмет,

Задачи,

Гипотеза (если указана),

Методы исследования

Выводы по главе 1

«Дети должны жить в мире красоты, игры, фантазии, сказки, музыки, рисунка, творчества»

Василий Александрович Сухомлинский

Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит учителю. Если он будет против проявления творческой активности ученика, то творческое начало ребенка может быть подавлено.

Учитель поддерживает и улучшает самооценку и самоуважение каждого ребенка в проявлении творчества. Показывает учащимся, что оригинальность является важной чертой творчества. Климат в классе должен сводить к минимуму страх учащихся делать ошибки и поддерживать их попытки и старания проявить творческую активность даже при неудаче.

С момента своего рождения человек попадает в определенную культурную среду, со своей системой ценностей и требований реальной жизни. Превращение ценностей культуры, социума в ценности личности есть процесс воспитания. Какие же качества имеют значение, вес в реальной жизненной практике?

Наше время — время перемен. Способность преодолевать запутанные жизненные коллизии, умение находить новые, нестандартные решения проблем — эти важные качества стали весьма актуальны в условиях современного мира.

К сожалению, в современных образовательных программах остается ведущим подход к обучению как к усвоению определенной суммы знаний. Обучение носит репродуктивный характер, сводится к запоминанию и воспроизведению определенных действий, информации, способов решения заданий. А ведь требования современного мира таковы, что просто суммы усвоенных знаний явно недостаточно. Необходимо подходить к проблемной ситуации с разных точек зрения, творчески. Развитие творческой способности должно стать одним из важных звеньев современного образования.

Немаловажная роль в реализации задач обозначенной педагогической проблематики принадлежит учреждениям дошкольного образования, специфика деятельности которых позволяет успешно содействовать развитию творческих способностей воспитанников.

По мнению Василия Александровича Сухомлинского, творчество ребенка - не спонтанное явление. Ему можно и нужно учить.

Творчество невозможно без усвоения определённых знаний и овладения навыками и умениями, которые ребёнок получает на специально организованных занятиях в детском саду по изобразительной деятельности, музыкальной, на занятиях познавательного цикла, при организации наблюдений детей за окружающей жизнью. Развитие на специально организованных занятиях способов «вслушивании» в образный мир искусства, в звуки краски природного и предметного мира – это и есть путь, по которому развивается творчество. Большую роль в развитии творческой личности Сухомлинский отводил педагогу. «Если вы хотите, чтобы дети творили, создавали художественные образы, - считает выдающийся педагог, - перенесите из огонька своего творчества, хотя бы одну искорку в сознание ребенка. Если вы не умеете творить или вам кажется пустой забавой снизойти к миру детских интересов, - ничего не получится».

Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Задача педагогов – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Именно об этом будет идти речь во второй главе. [5, с. 171]

Глава 2. Современные образовательные технологии, как стимулирование творческой активности учащихся во внеурочной деятельности.

2.1. Технология творчества как базис системы образования.

«Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии»

Ковалёв А.Г.

Работая с детьми младшего школьного возраста и наблюдая за их общеобразовательным развитием, невольно сталкиваешься с проблемой: кто-то сразу большими шагами идёт вперёд в своём развитии, а кто-то долго не может сдвинуться с места. Почему так происходит? Может одни наделены от рождения гипертрофированными способностями, и они самостоятельно могут достичь результатов, недоступных для других детей ни при каких условиях обучения? Неужели других детей природа обделила какими-то важными качествами и они не в силах справиться даже с минимумом школьной программы?

К сожалению, природа не наградила человека вообще никакими знаниями, никакими практическими навыками работы, способами деятельности. Ребёнок рождается беспомощным, ничего не знающим, ничего не умеющим. Но ещё советская педагогика утверждала, что нет людей ни к чему не способных. И разница между детьми только в том, что они в различной степени награждены природой потенциальной способностью к тому или иному виду деятельности. Поэтому каждый ребёнок способен достичь выдающихся результатов в тех видах деятельности, которые соответствуют его склонностям и интересам. Важно только найти для каждого такую деятельность, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцветания его одарённости. Ведь какими бы феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне обучения, вне деятельности они развиваться не могут.

Однако задатки и способности к определённой деятельности далеко не всегда проявляются в раннем детстве. Поэтому очень рискованно развивать ребёнка в одном направлении только потому, что у него вроде бы проявились способности к какому-то виду труда или искусства. Тем самым мы отнимаем у него время и силы для занятий другими областями деятельности.

Полагаю, что ребёнка надо учить и развивать всесторонне, чтобы дать возможность проявиться его скрытым, может быть очень глубоко, способностям. Осуществить это можно только в процессе обучения под руководством взрослого.

Целенаправленно и в массовом масштабе способствовать развитию широкого спектра способностей детей может и должна начальная школа. Чтобы это осуществить, надо дать ученику возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона, начиная с самого раннего возраста. На мой взгляд, наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности.

Чтобы учитель смог работать над развитием творческой активности каждого ребёнка в классе, ему необходимо чётко знать психологические особенности детей данного возраста, уметь наблюдать, владеть методами диагностики. Кроме того важна личность самого педагога, который должен быть сам креативным человеком, т.к. креативный человек более привлекателен в общении. А разве не на общении с ребятами строится работа учителя?

Креативность – способность человека к конструктивному нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта. Это те самые творческие способности, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, характеризовать или личность в целом, или продукт его деятельности.

Только творчество учителя порождает творческую активность его воспитанников.

Принято считать, что креативный потенциал ребёнка значительно выше, чем у взрослого, но наличие творческого потенциала, тем не менее, не гарантирует реальных творческих достижений в будущем. Именно поэтому необходимо: стимулировать мотивацию учеников к творчеству; создавать условия для «запуска» процесса дивергентного (интуитивного, разнонаправленного) мышления и интеграции логического и интуитивного мышления; создавать условия для переживания и осознания интеллектуального удовольствия, сопровождающего процесс создания нового – творческий процесс, в каких бы видах деятельности он не происходил.

В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибкости, критичности, толерантности, умение находить нестандартные решения возникающих проблем. Перечисленные качества в большей степени присущи творческим личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях, быть успешными в различных социальных областях и экономических системах.

Движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности. Развитие творческих способностей учащихся пока не уделено должного внимания, но понятно, что это развитие не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Но все же глядя на современные уроки, уже можно заметить новые технологии, которые специально направлены на развитие у детей творческой активности. Современный урок - это урок духовного равноправия, на котором ученики не иллюстрируют заранее подготовленную учителем схему, а вместе с ним, а иногда и вопреки ему, сами постигают истину. Именно такой подход определяет тонус, настрой дальнейших отношений ученика и учителя.[3. с.45]

Все дети обладают природной способностью к творчеству, процесс детского творчества является глубоко преобразующим, поскольку в качестве движущего начала всякого творчества можно рассматривать стремление к самовыражению ребёнка. Важно только вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. Ведь сформированность и уровень развития самостоятельности, творческой активности учеников является важнейшим условием системного и глубокого усвоения ими образовательных и специальных знаний и умений, их актуализации в практической деятельности. И поэтому я считаю своей задачей – создать обучающую среду, которая позволит ребёнку учиться через свой опыт, находить решения самостоятельно, развивать свои когнитивные, творческие и практические способности. В недалеком будущем ребёнок на моих уроках будет рассматриваться как активный участник процесса познания а не как объект, пассивно воспринимающий информацию. Уроки развивающие в детях любовь к творчеству - это уроки жизни. Они дают учащимся необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни.

Поэтому каждому современному учителю нужно стараться вести своих воспитанников дорогой истины, добра и красоты в мир удивительных открытий, полагаясь на творческий опыт, интуитивные решения. Современный учитель должен обладать педагогической культурой, глубокой эрудицией, заниматься самосовершенствованием, уважать личность ученика. И только в такой атмосфере сотворчества можно давать детям качественное образование. Неотъемлемой задачей также является создание условий и обеспечение успешного творческого развития каждого ученика через его практическую деятельность.[1,с. 20]

 

Пояснительная записка.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования.

· быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

· быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Актуальность программы.

Характеризуя актуальность темы, мы видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться.

Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность.

Цель программы - формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, приобщение детей к миру творчества, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество.

Задачи программы:

· Приобщение учащихся к народному искусству и художественному творчеству.

· Формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, к искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни.

· Развитие творческих способностей и навыков работы с различными материалами, формирование практических навыков работы с различными инструментами, расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения.

· Формирование “культуры творческой личности”, развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.

· Воспитание интереса к декоративно-прикладному искусству, дизайну в разных формах, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности.

Особенностью данного курса является то, что основным содержанием изучаемого материала является такой метод, который несёт большой воспитательный потенциал. Особое значение уделяется самовыражению младших школьников посредством кружка свободного творчества.

Учебная нагрузка планируется исходя из педагогической и психологической целесообразности с учётом психологических и физических особенностей детей младшего школьного возраста. Большая часть часов отводится на практические занятия, которые являются наиболее эффективной формой обучения в объединении.

Так отработка мелкой моторики рук, четкости в действиях, мыслительного процесса и кропотливости в работе осуществляется преимущественно на творческом материале. Методы обучения в начале учебного года с учётом знаний, практических навыков, получаемых на занятиях, отличаются от методических приёмов, используемых в конце периода обучения. В начале изучения любого изделия педагог даёт основы технологии, направляет деятельность учащегося на правильное выполнение различных операций, следит за их качеством. Постепенно ребята приучаются выполнять работу самостоятельно, используя накопленный опыт, проявляя свою выдумку, фантазию и воображение. В работах должно ощущаться авторство ребёнка. Содержание тематического планирования из года в год может частично меняться и корректироваться. В план могут вноситься изменения, отражающие реальные события, а также новые достижения в области декоративно- прикладного искусства.

Планируемые результаты программы:

· активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, его эмоции и настроения и развивать личностные параметры;

· способствовать усвоению учащимися знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно учиться;

· умение правильно выражать свои мысли, чувства, эмоции через творческую деятельность, работать в коллективе и индивидуально, выполнять творческие задания.

Данная программа ориентирована на стимулирование, формирование и развитие следующихвидов универсальных учебных действий:

Личностные

· эстетические потребности, ценности, чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость;

· эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

· умение не создавать конфликтных ситуаций во время коллективной работы и находить из них выходы;

· самостоятельность и личная ответственность за свои действия, слова и поступки;

· самооценка на основе критериев успешности творческой деятельности;

· осознание ответственности учащегося за общее благополучие;

· уважительное отношение к чужому мнению, поступку и в целом самовыражению.

Регулятивные

· определять цель и пути её достижения;

· предвосхищать результат;

· выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения;

· использовать имеющиеся умения и навыки для творческой деятельности;

· вносить изменения в способ деятельности, в план действия.

Познавательные

· знать творчество великих художников, архитекторов, скульпторов родного города;

· знать традиции и обычаи коренного народа;

· знать некоторые виды искусства;

· знать некоторые приёмы, применяемые в знакомых видах искусства;

· знать творческие профессии;

· уметь составлять план действия по заданной теме;

· чувствовать и понимать заданную тему, быстро ориентироваться в работе;

· иметь представление об искусстве, о творческой культуре;

· иметь представление об устройстве некоторых видов искусства.

Коммуникативные

· умение вступать в творческий процесс;

· участие в коллективном обсуждении проблем, сотрудничество с группой сверстников, учет разных мнений и умение выразить своё;

· умение договаривать и находить общее решение в коллективной работе;

· формулировать свои затруднения;

· проявлять активность в процессе творческой работы;

· договариваться о распределении функции в совместной проектной деятельности;

· строить понятные для всех высказывания, ставить вопросы и обращаться за помощью.

Предполагаемая результативность кружка ориентируется на приобретение социальных знаний, творческих достижений, понимания социальной и духовной реальности и повседневной жизни.

Способы определения результативности.

Методы и формы диагностики могут варьироваться (беседа, игра, собеседования и занятия с классными воспитателями по достижению индивидуальных задач учащихся, наблюдение за деятельностью ребёнка во время творческой деятельности и т.д.)

Также в качестве форм контроля можно использовать:

· постановки кукольного театра;

· участие в таких проектах, как «Сказка своими руками», «Мир моими глазами» и пр.;

· изготовление декораций к постановкам;

· оформление кабинетов;

· выступление с результатом своей творческой деятельности на школьных мероприятиях;

· анкетирование учащихся и их родителей;

· создание портфолио личных достижений учащихся.

Учебно-тематический план

План

1 Введение. Вводное занятие в учебный курс   2 Тема: «Выдуманные сказочные персонажи»   3 Картина-аппликация из рваной бумаги   4 Поделки из солёного теста   5 Тема: «Леса Урала»   6 Работа с пластилином   7 Рисуем зверей, птиц и насекомых Урала   8 Работа с нитями пряжи   9 Работа с цветной бумагой и картоном   10 Аппликация из соломки   11 Тема «Волшебная флористика»   12 Экскурсия   13 Картины из гербария   14 Поделки из спичек и пластилина   15 Итоговая большая выставка творческих работ  

Заключение.

В последнее время многие взрослые (педагоги и родители) проявляют интерес к развитию креативных способностей у ребенка. Стало модным заменять слово «творческий» другим словом – «креативный». Однако мне думается, что смысл этих двух терминов несколько различен. Как сказал один из блоггеров, «креативность – это способность видеть мир принципиально в другом свете и находить новые пути использования различных вещей и ресурсов. Отсюда ясно, что креативность будет котироваться всегда и это качество отнюдь не лишнее. Это возможность найти сто баксов там, где обычно находят копейку». Я считаю, что оптимальные условия для развития креативности личности младших школьников создаются в рамках интеграции учебной и внеурочной деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС позволил нам сделать следующие выводы:

Обучение творчеству возможно только в совместной деятельности учителя и ребёнка, где каждый из участников – полноправный член. При этом педагог не только демонстрирует различные творческие способы внеурочной деятельности, но организует её так, чтобы условия и обстоятельства жизни ребёнка требовали от него творческих решений. От того, насколько добросовестно и профессионально учитель начальных классов отнесётся к своему делу, насколько интересно разработана программа внеурочной деятельности, зависит уровень развития творческого потенциала детей и, в конечном итоге, весь человеческий потенциал государства.

Главной проблемой образования является ослабление мотивации к обучению. Именно внеурочная деятельность способствует развитию стремления к творчеству и в первую очередь у детей с низкой мотивацией. Ни для кого не секрет, что детям легче усваивать учебный материал в нестандартной обстановке. Именно внеурочная деятельность способствует развитию коллективного творчества, формирует коммуникативные навыки, чувство ответственности, умения свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении на уроке, создает условия для сотрудничества. Во внеурочной деятельности развиваются навыки работы с дополнительной литературой умения планировать, анализировать и обобщать. Школа и общество неразделимы. Сейчас в школе формируется новое поколение, которому предстоит преобразование общества. Сегодняшним школьникам предстоит много сделать, а для этого им надо выйти из школы всесторонне развитыми, творческими людьми. Достичь этих целей можно только во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.

Успех внеурочной работы зависит не только от активных учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Одно из основных условий успешной организации и развития внеурочной работы - это специальная подготовка педагогов.

 

Литература ЛИТЕРАТУРУ НАДО ОФОРМИТЬ ПРАВИЛЬНО.

1 Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. — М.: Академия, 2016.

2 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2018.

3 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 2017.

4 Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. — Фрунзе, 2017.

5 Гин С.И. О проведении анкетирования в экспериментальном классе // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. III регион. науч.-практ. конф. — Челябинск: ИИЦ «ТРИЗ-инфо», 2015.

6 Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2015.

7 Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 2016

8 Зеньковский В.В., проф. прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2016.

9 Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) // На пути к 12-летней школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 2015.

10 Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2015.

11 Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 2015.

12 Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – Москва – Воронеж, 2017.

13 Лейтес Н.С. Возрастная одаренность. // Семья и школа, 2017, №9. – С.31.

14 Лук А.Н. Психология творчества. — М.: Наука, 1988.

15 Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 2016

16 Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 2015.

17 Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. — М.: ВЛАДОС, 2016.

18 Российская педагогическая энциклопедия. / Под ред. В.В. Давыдова. – М., 2015.

19 Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2016.

20 Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе. / Сост. Л.В. Трубайчук. — М.: Изд. дом «Восток», 2017.

21 Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 2016

22 Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. — Магнитогорск, 2016.

23 Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Изд-во «Совершенство», 2017.

24 Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2015.

25 Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. — М.: Центр "Педагогический поиск", 2017.

26 Якобсон П.М.Эмоциональная жизнь школьника // Якобсон П.М. Психология мотивации. – М. – Воронеж, 2017.

 

Электронные ресурсы

 

1. Л.Н. Стимулирование активности младших школьников во внеурочной деятельности[Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.nauka-pedagogika.com.

2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/587343/.

3. Использование современных педагогических технологий в на основе активизации и интификации деятельности учащихся во внеурочном процессе [Электронный ресурс]: социальная сеть работников образования = nsportal.ru. - 2010-2017, ООО "Квазар". Режим доступа: http://i-mazina.ru/metodichka/pedagogiheskir_tehnologii/

4. Развитие творческой активности детей [Электронный ресурс]: Режим доступа:http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65635a3bd68a5d43a88521216d36_0.html

5. К вопросу о типологических чертах творческого кружка Режим доступа: http://ideaidealy.ru/wp-content/uploads/2012/02/A.V.Kirilova..pdf.

6Стимулирование творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-stimulirovanie-tvorcheskoy-aktivnosti-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti

7. Педагогический совет на тему «Стимулирование творческой активности учащихся в учебное и внеурочное время». Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/538273/

8. Статья по теме: «Развитие творческой активности младших школьников в учебной и внеурочной деятельности» Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/01/25/razvitie-tvorcheskoy-aktivnosti-mladshikh-shkolnikov-v .

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Педагогика и психология творчества»

 

на тему: «Способы и средства развития мотивации творческой деятельности детей»

 

 

                                                                Выполнил:

                                                                студент группы КЗУП 24-17

                         II курсс

Грабина Алина Владимировна

(ФИО)

                                                                Научный руководитель:

                                               проф. Абрамова Л.А.

(уч. степень, звание, ФИО)

 

 

Чебоксары, 2019

 

Содержание

Введение

Глава 1. Особенности развития творческих способностей младших школьников.

   1.1.Значение творческих способностей для развития младших школьников.

1.2. Психолого-педагогические особенности стимулирования творческой активности младших школьников.

    1.3. Современное состояние проблемы  творческой активности младших школьников.

1.4. Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе творческой активности младших школьников.

Глава 2. Современные образовательные технологии, как стимулирование творческой активности учащихся во внеурочной деятельности.

2.1. Технология творчества как базис системы образования.

2.2. Использование современных педагогических технологий во внеурочной деятельности.

2.3. Разработка программы кружка свободного художественного творчества «Волшебники».

Заключение

Литература

Электронные ресурсы

СОДЕРЖАНИЕ,

ВВЕДЕНИЕ,

Названия глав,

ЗАКЛЮЧЕНИЕ,

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ,

ПРИЛОЖЕНИЕ (если есть) надо писать ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ, слово «глава» не пишется

 

 

Сиреневым цветом обозначила то, что рекомендую,

Красным цветом обозначила то, что не надо,

Зеленым цветом обозначила замечания

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ТЕМЕ!

В РАБОТЕ ГОВОРИТСЯ О РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, А ТЕМА О РАЗВИТИИ МОТИВАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ТАКОМ СЛУЧАЕ МОЖНО ТЕМУ ПРИВЕСТИ В СООТВЕТСТВИЕ С СОДЕРЖАНИЕМ

Введение

Актуальность. В связи с проблемой внедрения новой образовательной парадигмы в XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал.

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества – предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности.

Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости — все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса в процессе школьного обучения. Однако, эффект учебной деятельности снижается, прежде всего, по причине несовершенства методов или способов учения. И происходит это потому, что необходимые способы разрабатываются и укрепляются недостаточно. Не вырабатывается их мобильность, перенос в различные ситуации учебных действий, наиболее сложные задания не обеспечиваются отработкой более сложных способов, что часто приводит к безуспешной деятельности. В силу этого ученики не испытывают удовлетворения деятельностью, на пути к которой появляются препятствия, преодолеваемые далеко не каждым учеником. Вслед за этим интерес снижается, пропадает желание учиться.

На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания – философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний, так как «в наши дни талант и творческая одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа»[1] .

Полученные данные свидетельствуют о недостаточном внимании к проблеме развития творческой деятельности младших школьников в организации учебного процесса начальной школы.

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.

Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процесс формирования творческой деятельности и развития творческих способностей у детей.

Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: изучение проблемы развития творческой деятельности детей, а именно тех ее аспектов, значение которых необходимо для практической деятельности в этом направлении учителя начальной школы.

В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:

1. изучить и проанализировать разработанную проблему в психолого-педагогической литературе;

2. выявить основные компоненты творческих способностей на основе анализа изученной литературы;

3. выявить эффективные средства развития творческих способностей младших школьников.

Также были определенны методы работы:

1. Отбор и чтение анализ психолого-педагогической методической литературы;

2. Анализ и сравнение точек зрения ученых;

3. Сопоставление данных из различных источников;

4. Систематизация материалов;

5. Обобщение материала.

6. эксперимент

Выделить полужирным шрифтом:

Актуальность,

Проблема (если указана),

Цель,

Объект,

Предмет,

Задачи,

Гипотеза (если указана),

Методы исследования

Глава 1. Особенности развития творческих способностей младших школьников.

1.1.Значение творческих способностей для развития младших школьников.

Я.А. Пономарёв разработал универсальное определение творчества - "взаимодействие, ведущее к развитию". Творчество в самом широком смысле он рассматривал как взаимодействие людей. Уникальная творческая деятельность, по мнению автора, является специфической формой взаимодействия, а в качестве критерия творчества выступает механизм развития. Исходя из этого определения, механизмом развития творческих способностей детей является организация специфических, обогащённых форм взаимодействия ребёнка с взрослым в процессе различных видов деятельности. [7, с.7]

Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его роста и развития. Однако, возможность реализации творческого потенциала у детей не одинакова, и, как уже отмечалось раннее, это зависит от характера и качества его взаимодействия с взрослым на разных этапах детства. [7, с.17]

Для творческого мышления характерно создание субъективно нового продукта и новообразования в ходе самой познавательной деятельности. Младшие школьники претерпевают изменения в развитии с приходом в школу - психические процессы приобретают характер произвольности, то есть ребёнок учится управлять ими - управлять восприятием, мышлением, памятью, в некоторой степени и своими эмоциями и воображением. Одновременно развивается и крепнет его воля, волевая регуляция всей его жизни. А это значит, что действия ребёнка приобретают характер осознанной и осмысленной инициативы. [8, с.4]

Интерес к познанию формируют упражнения творческого характера. Плюсом этих упражнений является то, что совсем не обязательно создавать специальные уроки развития, элементы таких упражнений должны присутствовать на каждом учебном занятии и методично переплетаться с программным материалом. На практике многие учителя редко используют творческие задания, опасаясь того, что не останется времени на прохождение нового материала. И напрасно. Развивающие минутки дают общую зарядку мыслительным процессам, мотивируют ребёнка к учебному предмету - он активнее работает после таких занятий. [2, с.140]

Через организацию креативной образовательной среды развивается культура учителя и детей, реализуется гуманистические идеи жизнетворчества как высшей формы существования человека. Дети через творческую работу, самосозидание включаются в процесс жизнетворения и получают от этого удовольствие и моральное удовлетворение.

Креативность человека как творческое отношение к жизни и своей личности лежит в основе здоровьетворения - деятельности, мотивированной духовными потребностями в самосозидании и созидании вокруг себя экологически здоровой предметно-пространственной, природной, социальной и ментальной среды.

Творчество и здоровье как "норма жизни" находятся в неразрывном единстве. С одной стороны, творчество пронизывает все жизненные процессы и благотворно влияет на здоровье человека (физическое, психическое, социальное, интеллектуальное и д. р.) - выступает "нормой жизни". В то же время здоровье является своеобразным показателем творчества личности, её созидательных устремлений. Отсюда возможна и обратная связь - с помощью творчества приобщать человека к здоровому образу жизни. [13, с.43]

Физическое развитие. Такая творческая деятельность, как театральная, влияет на преодоление двигательного автоматизма, овладение пластикой движений, формирование осанки, постановки голоса, дикции. При рисовании развивается мелкая моторика рук, что способствует выработке красивого почерка.

Психоэмоциональное развитие. Формируется культура чувств детей: созидание своих ощущений, эмоций, переживаний, способность управлять ими, понимание своего внутреннего мира для достижения общего душевного комфорта. Большое значение приобретают положительные эмоциональные переживания детей, радость совместного творчества.

Главное направление развития эмоциональной сферы - это проявление способности управлять эмоциями, т.е. произвольность поведения. Эмоции постепенно становятся более осмысленными, начинают подчиняться мышлению, когда ребёнок усваивает различные способы действия и нормы поведения, соотносит результаты своей деятельности с целями и с результатами других. Поведение постепенно превращается из побуждаемого спонтанными чувствами и впечатлениями в поведение "волевое", что означает переход от внешней к внутренней регуляции, к возможности выбора собственного поведения. [9, с.22] Таким образом, осуществляется и нравственное воспитание.

Интеллектуальное развитие. Создание образов силой воображения является одним из способов совершенствования мыслительных процессов. Занятия сценической деятельностью способствуют развитию и стимулированию интеллектуально-логических (сравнение, анализ, обобщение и т.п.) и интеллектуально-эвристических способностей: генерация идей, воображение, фантазия. Способность к творчеству проявляется в неизменных стремлениях что-то фантазировать и сочинять. Фантазия - источник творческой духовности человека. Она помогает осознать действия ребёнка, понять, что творится в его душе, осознать страхи, мысли, которые ребёнок скрывает. Фантазия помогает пережить периоды деприваций (лишений чего-либо). К тому же это один из наиболее важных способов научиться, как вести себя в реальном мире. [7, 23]

Выдающийся психолог Л.С. Выготский считает: «Воображение, являясь основой творчества, проявляется во всех сторонах жизни ребёнка. Ход развития воображения тесно связан с речью, основной психологической формой общения ребёнка с окружающими». [3, с.7]

Социальное развитие. В любой творческой работе максимально проявляется личность. Погружаясь в коллективный творческий процесс, дети получают опыт и навыки сотрудничества и позитивного партнёрства, коллективного взаимодействия. Расширяется сфера межличностного общения, самооценки, самореализации и самоутверждения детей. Формируется отношение к природе и обществу, к миру культурных ценностей и к себе как субъекту и объекту культуры. [13, с.46]

Творческие задания, как, например, пересказ истории лягушки путешественницы от лица прутика, за который она держалась в полёте, формируют чувство юмора. Исследования формирования чувства комического у детей показали, что его возникновение также как и возникновение эстетического чувства, связанно с положительной нравственной оценкой изображаемых событий. Чувство юмора играет решающую роль во всём развитии ребёнка. Велика роль чувства юмора в развитии оптимизма и жизнерадости, в разрешении конфликтов, преодолении страхов, что поможет в преодолении психоэмоционального стресса, о котором говорилось выше. [7, с.24]

Кроме позитивного влияния творческих упражнений на развитие ребёнка, подобная форма организации учебной деятельности выступает важнейшей предпосылкой отказа учителя от авторитарных методов обучения.

Одним из условий повышения воспитывающей роли урока в начальных классах является включение школьников в разнообразные виды учебной деятельности с учетом активной позиции ученика в процессе обучения, что предполагает активизацию интеллектуальной и эмоционально - волевой сферы психики.

От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.

Творчество пронизывает все виды деятельности, обеспечивая её новое, более высокое качество.

В философском понимании творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество возможно лишь на основе полной свободы, не скованной узами бытия, не выводимой из бытия. В любом творчестве присутствует новизна, не детерминированная окружающей действительностью. Это и есть элемент свободы, который "приходит во всякий подлинный творческий акт; в этом тайна творчества; в этом смысле творчество - есть творчество из ничего". [7, с. 20]

В педагогике и психологии термин "творчество" рассматривается в контексте понятия "творческая деятельность". Начальный этап научного подхода к природе творческой деятельности связан с представлением о психической энергии как материальном носителе творческих способностей. Продуктами творческой деятельности выступает определенная совокупность рефлексов. Действие раздражителя, составляющего проблемную ситуацию, возбуждает рефлекс сосредоточения, который образует в мозговой деятельности доминанту. Вокруг доминанты концентрируется путем воспроизведения прошлого опыта весь материал, так или иначе относящийся к раздражителю - проблеме. Таким образом, сама проблема на определенный период становится пунктом сосредоточения - доминантой, вокруг которой и совершается творческая деятельность. [10, с.7]

Доминирующей точкой зрения среди исследователей является предположение, что креативные люди осваивают избранный вид деятельности практически на всех этапах этого процесса творчески, не прибегая к подражательным действиям. Однако выделяется и другой подход к определению творческой деятельности, который основан на предположении, что любая деятельность может включать в себя элементы творчества. [11, с.17]

В исследованиях А.Н. Лука творчество раскрывается через анализ трех групп способностей, связанных с мотивацией, темпераментом и умственной деятельностью. Среди них:

- зоркость в поисках как специфическое качество мышления, позволяющее человеку не проходить мимо случайных явлений, а видеть в них ключ к разгадке тайн;

- способность к свертыванию мыслительных операций, выражающаяся в символическом обозначении понятий и отношений между ними;

- способность к видению (постановке) проблем;

- оригинальность мышления;

- диалектичность мышления;

- гибкость мышления;

- антиконформизм мышления;

- критичность мышления;

- легкость ассоциирования и воображения;

- способность генерирования идей (умение развивать их);

- способность к оценочным действиям и выбору; [11, с.17]

- готовность памяти обеспечить необходимый объем и качество накопленных знаний: системность, динамичность, уровень обобщенности.

Наличие методической литературы и исследование реального состояния проблемы, посредством анализа уроков чтения в школе доказывают, что проблема существует. Исследуя труды многих авторов можно прийти к выводу, что творческие способности необходимы ребёнку, они несут развивающую, а также и оздоровительную функцию. Способствуют самореализации ребёнка, развития его индивидуальности.

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 446.