Некоторые особенности рынка факторов производства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В современной России

Экономическая стратегия современного, рыночного развития России предполагает ориентирование на свободу предпринимательства, способного не только оценить, какие ресурсы необходимы, но и просчитать, какое их сочетание обеспечит фирме наименьшие издержки и наибольший доход. Но пока такая ситуация в России только формируется. Минимизация издержек в условиях инфляции крайне затруднена. Закон замещения факторов более дешёвыми должен опираться на передовые технологии, а их внедрение идёт очень вяло. Дефицитность товаров и ресурсов на фоне общего роста цен ведёт к ещё большему застою в производстве. «Челночная» торговля становится куда более выгодным делом, чем восстановление и обновление производства. Положение также усугубляется дефицитом государственного бюджета.

Всё это говорит о том, что в России пока не сложились условия для равновесия факторов производства, но эта задача – одна из самых насущных для выхода России из глубокого экономического кризиса [6].

 



Понятие биржи

Торговля массовыми товарами обычно осуществляется в специально отведённом для этого процесса месте, например на базаре (рынке), ярмарке, в магазине (таблица 14).

Одно из таких мест исторически получило название – биржа. Отсюда в основе понятия биржи лежит место для торговли, для встречи продавцов и покупателей товаров. Это то, что объединяет биржу с другими формами организации торговли. В отличие от обычной торговли на бирже торговали не самими товарами, а заключали договоры на куплю-продажу по их образцам или специальным описаниям. Кроме этого, в биржевой торговле принимали участие обычно торговцы-посредники, которые продавали и покупали крупные партии товаров, а не их мелкие производители или рядовые граждане-покупатели.

Биржа – это организация с правами юридического лица, проводящая гласные публичные торги в заранее определённом месте, в определённое время и по установленным правилам [6].

 

 

Контрольные вопросы

Что представляет собой современная биржа?

а) место для оптовой торговли;

б) организацию торговых посредников;

в) некоммерческую организацию, проводящую публичные гласные торги по установленным правилам в определённое время и в определённом месте;

г) организацию, осуществляющую торговлю рыночными контрактами, акциями и облигациями.

 

 


Таблица 14

Сравнительная характеристика форм организации торговли

 

Форма торговли

Сравнительные издержки

наличие постоянного места для торговли режим работы наличие утверждаемых правил торговли наличие товара размер партии товара характер торговли
Базар + не регламентирован наличный не регламентирован частный
Ярмарка + сезонный наличный или образец не регламентирован частный
Магазин + регулярный + наличный розничный частный
Товарная биржа + регулярный + образец оптовый публичный, гласный
Оптовая база + регулярный + наличный оптовый частный

 

 


Функции современной биржи

В функциях биржи отражается деятельность, которая присуща только ей самой и которой не занимаются обычно другие организации торговли.

Основными функциями биржи являются следующие.

Организация биржевых собраний для проведения гласных публичных торгов включает: организацию и проведение биржевых торгов, разработку Правил биржевой торговли, материально-техническое обеспечение торгов, обучение персонала биржи и т.п.

Разработка биржевых контрактов включает:

Ø установление стандартных требований к качественным характеристикам биржевых товаров;

Ø стандартизацию размеров партий товаров;

Ø определение единых условий и сроков поставки биржевых товаров, расчётов по ним;

Ø стандартизацию видов биржевых товаров, расчётов по ним;

Ø стандартизацию видов биржевых контрактов;

Ø отбор товаров, продаваемых на бирже.

Биржевой арбитраж, или разрешение споров, возникающих по заключённым биржевым сделкам в ходе биржевых торгов. Данная функция биржи имеет очень большое значение, с одной стороны, как мера выявления торговцев, которые пытаются действовать путём обмана, мошенничества и т.п., с другой стороны, как способ улаживания ошибок, возникающих в ходе торгов из-за неточности записей о сделках, сбоев в системе компьютерного обеспечения и других чисто человеческих или технических ошибок.

Ценообразующая и целепрогнозирующая функция. Сосредоточение на бирже продавцов и покупателей товаров, массовый характер биржевых сделок и их огромные масштабы в силу того, что торговля ведётся обычно крупными партиями товаров, превращают биржевые цены в представительные рыночные цены на биржевые товары, которые обычно лежат в основе образования цен на многие другие товары. А так как на бирже торгую товарами с поставкой через несколько месяцев после даты заключения сделки, то тем самым происходит процесс ежедневного прогнозирования цен на будущие даты поставки товаров.

Функция хеджирования. Это страхование возможной потери прибыли на основе использования механизма биржевой торговли фьючерсными контрактами. Суть этой функции состоит в том, что торговец-хеджер (то есть тот, кто страхуется) должен стать одновременно продавцом товара и его покупателем. В этом случае любое изменение цены его товара нейтрализуется, ибо выигрыш продавца есть одновременно проигрыш покупателя, и наоборот. Такая ситуация достигается тем, что хеджер занимает, например, позицию в данном случае продавца на рынке биржевых фьючерсных контрактов. Обычно производители товара хеджируются от снижения цен на их продукцию, а покупатели - от повышения цен на закупаемую продукцию.

Биржевая спекуляция. Это форма коммерческой деятельности на бирже, имеющая своей целью получение прибыли от игры на разнице в ценах купли-продажи биржевых товаров. Спекулятивная функция биржи неразрывно связана с её функцией хеджирования. Риск, от которого избавляется хеджер на бирже, принимает на себя спекулянт. Спекулянт - это не обязательно профессиональный биржевик. Это любое лицо или компания, которые желают получить прибыль, действуя по принципу: «Купить дешевле, продать дороже».

Информационная функция. Биржа предоставляет в средства массовой информации многочисленные данные о биржевых ценах, о компаниях, торгующих на бирже, о рыночной конъюнктуре[35], о прогнозах по различным рынкам и т.д. Информационная деятельность современной биржи настолько значительна, что до 50 % своих доходов в развитых странах биржи получают от продаж биржевой информации [6].

 



Биржевой товар

Биржевой товар – это товар, являющийся объектом биржевой торговли.

Не любой из числа существующих в экономике товаров может продаваться или покупаться на бирже.

В мировой практике выделяются следующие основные классы биржевых товаров:

Ø собственно товары (вещественные товары);

Ø ценные бумаги;

Ø иностранная валюта;

Ø свободные индексы биржевых цен;

Ø процентные ставки по государственным облигациям.

Характерными чертами биржевого товара первого класса являются:

Ø массовый характер производства и потребления;

Ø стандартизируемость;

Ø хорошая сохраняемость;

Ø транспортабельность;

Ø независимость качественных характеристик товара от конкретного производителя;

Ø колебания цен под влиянием природных, сезонных, политических и других факторов.

Главными чертами ценных бумаг с точки зрения их возможности торговли на бирже являются:

Ø свободная купля-продажа без ограничений со стороны органа, выпустившего ценную бумагу (эмитента);

Ø надёжность эмитента, его безубыточная деятельность и выполнение принятых им обязательств;

Ø размеры компании-эмитента и количество свободно обращающихся акций и т.д.

Биржевая торговля иностранной валютой может быть организована в том случае, если валюта является свободно (или частично) конвертируемой, то есть отсутствуют государственные ограничения на её куплю-продажу населением и организациями.

Сводный индекс биржевых цен по группе биржевых товаров или по всем товарам, продающимся на данной бирже, есть идеальный биржевой товар, поскольку для него не характерны никакие ограничения, свойственные перечисленным ранее классам биржевых товаров. Индекс цен – это число, которое отражает состояние цен на целый ряд биржевых товаров безотносительно к конкретным видам самих этих товаров. Торговля индексом основана на прогнозировании изменения цен рынка в целом, а не цены одного товара. То же относится и к процентным ставкам государственных облигаций, которые не являются заранее фиксированными.

Первый класс биржевых товаров состоит из двух крупных групп:

а) сельскохозяйственные и лесные товары (порядка 40 видов):

Ø зерновые (пшеница, кукуруза, овёс, рожь, ячмень);

Ø маслосемена (льняное, хлопковые, соевые и другие);

Ø живой скот и мясо (крупный рогатый скот, свиньи, мясо, окорока и другое);

Ø текстильные (хлопок, джут, шерсть, шёлк, лён, пряжа);

Ø пищевкусовые (сахар, кофе, какао-бобы, растительное масло, картофель, арахис и другие);

Ø лесные (пиломатериалы, фанера, натуральный каучук и другие).

б) минеральное сырьё и полуфабрикаты (порядка 15-20 видов):

Ø цветные металлы (алюминий, медь, цинк, свинец, никель и другие);

Ø драгоценные металлы (золото, серебро, платина и другие);

Ø товары нефтяного комплекса (нефть, газ, бензин, мазут и другие).

Класс ценных бумаг включает акции и облигации акционерных обществ, а также ценные бумаги, выпускаемые государством.

Биржевой класс иностранной валюты обычно составляют: американский доллар, английский фунт стерлингов, французский франк, японская йена и ряд других валют.

В класс сводных индексов биржевых цен входят индексы нью-йоркской фондовой биржи, Международной Лондонской биржи и других ведущих бирж мира [6].

 



Дата: 2019-02-25, просмотров: 215.