Специальная психология и коррекционная педагогика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

                              

 

 

I блок II блок
Психолого-педагогические науки                          Медико-биологические науки

 

общая психология                                          анатомия

педагогическая психология                          физиология

возрастная психология                                  психиатрия

социальная психология                                 невропатология

патопсихология                                              психопатология

общая педагогика                                           генетика

возрастная педагогика                                   патологическая анатомия

методики обучения                                        отоларингология и др.

 

Рис. 2. Взаимосвязь специальной психологии и коррекционной педагогики со смежными дисциплинами.

 

Нетрадиционные методы воздействия на ребенка

С проблемами в развитии

Причины чрезмерного увлечения нетрадиционными методами воздействия:

- ухудшение экологической обстановки;

- увеличение количества больных с разными патологиями;

- возрастающий интерес к немедикаментозным методам лечения и профилактики, что приводит к увеличению количества связанных с этим осложнений, побочных явлений (рис. 3).

 

Нетрадиционные методы воздействия  

 

официальные   неофициальные

психотерапия   лечение у экстрасенса  

 

иглорефлексотерапия   посещение знахарей, колдунов

 

гомеотерапия   соблюдение разнообразных диет

фитотерапия   посещение религиозных сект  

 

Рис. 3. Нетрадиционные методы воздействия

 

Несмотря на широкую рекламу собственных исключительных способностей со стороны разных "целителей", в 85-90% случаев они используют разные официальные методики психотерапии:

в 4% - методы пальцевого массажа;

в 1-5% - практикуют религиозные высказывания;

5% - применяют травы.

В основном используют "смешанную" методику. Из психотерапевтических методов чаще практикуется внушение наяву, аутогенная тренировка, релаксация, плацебоэффект, пассы и др., при этом используют как индивидуальные, так и коллективно-групповые методы психотерапии, гипнотерапии, - но перед публикой не афишируют и даже отрицают использование гипнотического воздействия.

Механизм возникновения побочных эффектов следует объяснять как результат грубого психотерапевтического воздействия на отдельных лиц или массовую аудиторию.

Надо отметить, что проблема отрицательных воздействий данного метода привлекла внимание как отечественных, так и зарубежных авторов (И.В. Бокий, М.И. Буянов, А.И. Захаров, К.И. Платонов, В.М. Рахманов, А.П. Слободяник, В.И. Сухоруков и др.)

Исходя из собственного опыта применения релаксационных методов для лечения различных заболеваний, R. Jacobson, J. Edinger (1982) сообщают, что примерно в 5% случаев у больных развивается ряд нежелательных побочных эффектов.

По сообщениям В.В.Иванова (1990г.) независимо от наличия или отсутствия психической патологии у "экстрасенсов" феномен экстрасенсорных возможностей появляется под влиянием социальных действий как специфический адаптационный механизм, что позволяет им субъективно компенсировать личностную дезадаптацию. Автор изучил психические аспекты "экстрасенсорности" у 67 лиц, объявивших себя "экстрасенсами". Так, у 5 из них - психическая патология; у 25 - личностная патология; у 37 - акцентуация характера. Подобные же закономерности природы сверхценных идей у большинства экстрасенсов выявлены и др. авторами.

Действия и высказывания лиц, считающих себя экстрасенсами, не только вызывают реальные осложнения (у больных и здоровых), но и косвенно подрывают веру в официальную медицину, что также наносит ущерб здоровью населения. При этом ущемляется как личность больного, так и авторитет специалистов: "Вот вас не мог вылечить ваш врач, а я вылечу".

Экстрасенсы и др. "целители" добившись положительных результатов в лечении функциональных расстройств, которые самим врачом были ошибочно диагностированы как органические, начинают публично афишировать, что их лечение помогает и при органических патологиях. Нет сомнения, некоторым лицам это лечение дает кратковременные улучшения, но в дальнейшем состояние неизменно ухудшается. Фактор веры, ожидания, необычный подход может при лечении оказать психотерапевтический эффект, могут наступить временные положительные результаты. Тем не менее, с их исчезновением развиваются вторичные нервно-психические расстройства.

Публичные заявления экстрасенсов об излечении ими больных с нарушением слуха, тугоухостью, глухотой и глухонемотой преследуют очевидную цель - привлечь к себе как можно больше клиентов. Они неоправданно обнадеживают больных и их родителей, что является дополнительной психотравмой, отвлекают от принятия своевременных мер для развития речи и остатков слуха с помощью более адекватных, проверенных методов лечения и педагогической коррекции. Это ведет и к материальным затруднениям семьи.

Результаты применения нетрадиционных методов воздействия:

1. Больные отвлекаются от своевременных и адекватных методов воздействия.

2. Болезнь прогрессирует.

3. Улучшение, наступающее в ряде случаев у лиц с органической патологией, является временным.

4. Многие экстрасенсы не только ущемляют личность больного, но и подрывают доверие к традиционным методам лечения своим поведением и высказываниями.

5. Благосостояние семьи ухудшается.

6.Осложнения и несвоевременное обращение за медико-психологической помощью снижают эффективность лечебно-реабилитационных и коррекционно-педагогических мероприятий.

Материалы для самостоятельной работы:

Вопросы для самоконтроля:

1. Что является предметом и объектом специальной психологии и коррекционной педагогики?

2. Каковы основные задачи курса специальной психологии и коррекционной педагогики?

3. Каково место специальной психологии и коррекционной педагогики среди других наук, как осуществляется взаимосвязь?

4. Как складывается история становления и развития специальной психологии и коррекционной педагогики в истории развития человеческого общества?

5. Какие направления и ведущие тенденции можно выделить в истории изучения аномального детства?

6. Что такое коррекционно-педагогическая деятельность и в чем ее психолого-педагогическая суть?

7. Каковы основные элементы коррекционно-педагогической деятельности?

Список литературы: 19, 20, 23, 27, 30, 74, 77.

 

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 353.