Глава 1. Специальная психология и коррекционная педагогика в системе психологических и педагогических наук
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные конструктивные вопросы и понятия:

1. Специальная психология и коррекционная педагогика как психологическая и педагогическая дисциплины.

2. Л.С.Выготский и теоретические основы специальной психологии и коррекционной педагогики.

3. Предмет исследования и основные категории специальной психологии и коррекционной педагогики.

4. Основные задачи и используемая система методов в специальной психологии и коррекционной педагогике.

5. Отрасли специальной психологии и коррекционной педагогики, их общая характеристика.

6. Методология междисциплинарного подхода - основа коррекционной педагогики и специальной психологии.

7. Нетрадиционные методы воздействия на ребенка с проблемами в развитии.

 

Проблемный анализ темы:

Наука о детях с нарушениями в развитии имеет богатый исторический опыт в нашей стране. За годы изучения детей с проблемами в развитии, выявления природы и сущности их отклонений, организации коррекционной работы с ними сформировалась стройная система научных знаний.

Поскольку любой дефект, наличие различных отклонений у ребенка так или иначе сказываются на его развитии, целесообразно при изучении той или иной отрасли коррекционной педагогики выделить следующие самостоятельные и в то же время тесно взаимосвязанные аспекты: медико-клинический, психологический, педагогический и социологический, которые в истории коррекционной педагогики то развивались независимо друг от друга, то переплетались, взаимодополняя и расширяя проблему.

Вопросами изучения и воспитания аномальных детей в России, исследованиями в области психологии аномального детства, проблемами педагогической коррекции недостатков развития и поведения занимались такие выдающиеся ученые – медики, психологи и педагоги как В.М.Бехтерев, А.В.Владимирский, Н.А.Граборов, Е.К.Грачева, В.П.Кащенко, Н.М.Лаговской, А.Ф.Лазурский, В.Н.Мясищев, Ф.А.Рау, Г.И.Россолимо, Г.Я.Трошин, Н.В. Чехов и др.

В 60-70-ые годы XX столетия в коррекционной педагогике, как и во многих других отраслях научных знаний, были сделаны существенные шаги по активизации специальных исследований, разработке новых подходов в современной коррекционной психолого-педагогической деятельности с детьми и подростками, имеющими недостатки в развитии и поведении. Это связано с деятельностью психоневрологов М.С.Певзнер, Г.Е.Сухаревой, психологов А.Н.Леонтьева, Л.С.Славиной, Д.Б.Эльконина.; педагогов С.А.Бадмаева, С.А.Беличевой, Т.А.Власовой, Г.Ф.Кумариной, С.Г.Шевченко, Е.Д.Худенко и многих др.

В современной специальной психологии и коррекционной педагогике утвердилось положение о необходимости раннего выявления и преодоления различных отклонений в развитии детей. Ориентация педагогов на своевременное выявление и преодоление отставания (или отклонений) в развитии ребенка имеет исключительно важное значение для формирования его личности, для подготовки и успешного осуществления обучения. Особая ответственность в этом плане лежит на работниках образовательных учреждений, так как подавляющее большинство детей в нашей стране охвачено общественным воспитанием.

 

Задачи:

- ознакомление с необходимой терминологией;

- статистическая характеристика состояния здоровья детей (подростков);

-определение предмета, содержания основных педагогических категорий специальной психологии и коррекционной педагогики, их задач;

-формулирование условий, способствующих благоприятному протеканию компенсаторных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья;

-выявление связей между различными отраслями специальной психологии, коррекционной педагогики и научными дисциплинами медицинского, психолого-педагогического циклов;

- ознакомление с нетрадиционными методами лечения и некоторыми результатами их применения.

 

1.Специальная психология и коррекционная педагогика как психологическая и педагогическая дисциплины

Специальная психология - область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы. На основе изучения определяются возможности и пути коррекции и компенсации дефектов различной сложности, строится система обучения и воспитания лиц, имеющих аномалии психического развития.

Английский корень названия-special (особый, индивидуальный) подчеркивает личностную ориентированность этой области психологии, ее способность решать сложные индивидуальные проблемы конкретного человека.

Коррекционная педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специальных индивидуализированных методах воспитания и обучения, обусловленных наличием у него физического и (или) психического дефекта.

До недавнего времени специальная психология вместе со специальной или коррекционной педагогикой назывались одним термином - «дефектология» (от лат.defektus-недостаток и греч.logos-учение, наука)- наука о психофизических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания.

Последнее десятилетие проходит под знаком пересмотра традиционного названия науки о детях, имеющих проблемы в развитии. Происходит это по нескольким причинам.

Появление и закрепление термина «дефектология» в СССР было обусловлено определенными событиями. Становление отечественной дефектологии пришлось на тот исторический период, когда общая педагогика переживала бурное развитие педологии (20-30г.г.). Педология и дефектология оказались тесно связанными концептуальной общностью (а именно системным видением развивающейся личности ребенка и всесторонним изучением растущего человека), общим вниманием выдающихся ученых той поры, которые внесли значительный вклад в развитие и психологии и педологии (например, Л.С.Выготский).

К середине 20-х годов за рубежом успешно переболели педологией, от которой у них остался системный подход к изучению ребенка. В СССР, напротив, с 1936 г. после известного постановления «О педологических извращениях в системе наркомпросов», педология и все с ней связанное было уничтожено, репрессированы выдающиеся ученые. Так, труды Л.С.Выготского, например, были запрещены почти на 30 лет.

Дефектология была отделена от педологии, но в отличие от последней, ее проблемное поле осталось почти нетронутым репрессиями. На протяжении почти полувека под своеобразным «зонтиком» дефектологии, защитившим их, продолжали свое развитие те самостоятельные сферы психологического знания (специальная психология, психодиагностика), развитие которых было приостановлено в соответствующих научных отраслях.

На рубеже 80-х - 90-х годов с изменениями в социально-политической жизни страны, сущностный смысл термина «дефектология» был утрачен.

Кроме того, развитие контактов с мировым научным сообществом сначала 90-х г.г. со всей очевидностью показало «диагнозную» в контексте гуманистической парадигмы сущность термина «дефектология», абсолютную неприемлемость и негативное к нему отношение за рубежом. Поэтому термин «дефектология» ушел вместе с эпохой советского периода, выполнив свою функцию сохранения и развития репрессированных научных областей.

Объектом изучения специальной психологии и коррекционной педагогики соответственно являются психофизиологические особенности детей с проблемами в развитии, их обучение и воспитание.

Предметом данных наук являются теоретические и практические вопросы изучения, обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями.

Методы специальной психологии и коррекционной педагогики – это изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, эксперимент (констатирующий, обучающий или формирующий, контрольный), анализ и интерпретация полученных данных, изучение медицинской и психолого-педагогической документации, анкетирование, анализ продуктов деятельности и др. (Рис.1).

Выбор этих методов определяется постановкой целей и задач психолого-педагогического изучения ребенка, его социальной ситуации развития и выбора стратегии коррекционно-развивающего воздействия.       

Специальное образование базируется на системе общих и специфических требований, психолого-педагогических условий, направленных на развитие детей.

 

 



Рисунок 1. Методы специальной психологии и коррекционной педагогики.

Общим требованием является формирование свойственных возрасту личностных психологических новообразований и предпосылок для перехода к следующему возрастному периоду; создание адекватных условий, учитывающих особенности психического развития при разных вариантах и видах нарушений, относятся к специфическим требованиям.

Они реализуются через коррекцию психических процессов, мышления, речи и деятельности ребенка в ходе компенсации имеющихся у него нарушений, а также через гармоничную социализацию.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 318.