Вопрос 3. Физиологическое обоснование применения средств физкультуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Существуют разнообразные средства физической культуры, применяемые как в домашних, амбулаторных и санаторно-курортных условиях, так и в оздоровительных секциях (группах здоровья).

При соответствующем подборе упражнений можно избирательно воздействовать на моторно-сосудистые, моторно-кардиальные, моторно-пульмональные, моторно-желудочно-кишечные и другие рефлексы, что позволяет повышать преимущественно тонус нужных систем и органов.

Гимнастика. Особенностью гимнастических упражнений является их естественно-биологическое содержание, так как в профилактических целях используется одна из основных функций, присущая всякому живому организму – функция движения. Она представляет собой биологический раздражитель, стимулирующий процессы роста, развития и формирования организма.

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ). Она включает в себя комплекс физических упражнений с предметами (гимнастическая палка, гантели, эспандеры, набивные мячи, эластичные резиновые бинты и др.) и без предметов. При этом различают пассивные, активные и смешанные формы упражнений.

УГГ вызывает повышение деятельности кардиореспираторной и эндокринной систем, ускоряет процессы метаболизма в тканях, ликвидирует застойные явления. После выполнения комплекса УГГ легочная вентиляция, ЧСС, поглощение кислорода увеличиваются.

Производственная гимнастика (ПГ). Существуют производственная гимнастика и гимнастика после урока (уроков) у школьников. В комплекс включается несколько упражнений (3-5) продолжительностью 3-7 мин.

Цель гимнастики – активный отдых. В основе активного отдыха лежит феномен, установленный И. М. Сеченовым, – деятельность одних мышечных групп (конечностей) способствует устранению утомления в других мышечных группах при их работе.

Гимнастика в воде. Плавание и выполнение физических упражнений, игры в воде оказывают общее воздействие на организм, способствуют улучшению подвижности в суставах (при травмах, контрактурах и др.), повышению тренированности мускулатуры, снятию болевого синдрома, а также действуют как закаливающий фактор при температуре воды 26-28,5°С и вызывают релаксацию мышц при ее повышении (свыше 38°С).

Занятия на тренажерах. Занятия на тренажерах позволяют целенаправленно воздействовать на тот или иной сегмент, орган, функциональную систему и пр. Особая ценность тренажеров состоит в том, что, включая те или иные упражнения, можно их дозировать по силе, темпу, амплитуде движений. Они предназначены для развития силы, выносливости мышц, разработки суставов и для ликвидации последствий гиподинамии.

Применяемые на тренажерах упражнения воздействуют на определенные (отдельные) группы мышц и суставы. Кроме того, выполнение таких упражнений требует определенного исходного положения. 

Спортивные игры. В современном физическом воспитании спортивные игры нашли полное признание и среди физических упражнений,  они в целом составляют значительную часть активного отдыха.

В процессе спортивных игр формируются ловкость, координация движений и моторика. Прыжки, броски (метания), сгибание, разгибание, вращение, повороты, толчки и другие действия положительно влияют на рост, развитие и осанку занимающегося.

Туризм. Туризм делится на водный, горный, пешеходный, лыжный и велотуризм. Это составная часть физической культуры и спорта, поскольку он служит ведению здорового образа жизни, развитию, совершенствованию и сохранению физической работоспособности и всесторонней подготовки.

Оздоровительный эффект туризма связан с воздействием трех важнейших факторов: внешней среды, климатических условий (весна, лето, зима, осень) и вида деятельности (пеший, лыжный, водный и т. п.).



СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

 

1. Логвин, В.П. Лабораторный практикум по учебной дисциплине «Физиология спорта» / В.П.Логвин, Т. В.Лойко, Н.В.Жилко; под общ. ред. В.П.Логвин; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – 3-е изд., испр. и доп. – Минск : БГУФК, 2013. – 88 с.

2. Логвин, В. П. Учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по дисциплине «Физиология спорта» / В.П.Логвин, Т.В.Лойко, Н.В.Жилко; под общ. ред. В. П. Логвин; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск: БГУФК, 2013. – 78 с.

3. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А.С.Солодков, Е.Б.Сологуб. – изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2008. – 620 с.

4. Физиология человека: общая, возрастная, спортивная: лаборатор. практикум / Ю.М.Досин [и др.]; под общ. ред. Ю.М.Досина.– Мн.: БГПУ, 2009. – 159 с.

Дополнительная

5. Дубровский, В.И. Спортивная физиология : учеб. для сред. и высш. учеб. заведений по физ. культуре / В.И. Дубровский. – М.: Владос, 2005. – 462с.

6. Захарьева, Н.Н. Спортивная физиология: курс лекций / Н.Н. Захарьева. – М.: Физическая культура, 2012. – 284 с.

7. Земцова, И.И. Спортивная физиология: учеб. пособие для студентов вузов / И.И.Земцова. – К.: Олимпийская литература, 2010. – 219 с.

8. Лойко, Т.В. Физиология спорта в схемах и таблицах: пособие / Т.В.Лойко; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск : БГУФК, 2015. – 108 с.

9. Петров, С.В. Спортивная физиология: учеб. пособие / С.В.Петров. – Гродно: ГрГУ, 2003. – 103 с.

10. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта / В.М.Смирнов, В.И.Дубровский. – М.: Владос-Пресс, 2002. – 608 с.

11. Солодков, А.С. Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для высш. учеб. заведений физической культуры / А.С.Солодков, Е.Б.Сологуб. – М.: Терра-Спорт, 2001. – 518с.

12. Спортивная физиология: учеб. для ин-тов физической культуры / Под ред. Я.М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 200с.

13. Уилмор, Дж. Х. Физиология спорта и двигательной активности / Дж. Х. Уилмор, Д.Л.Костилл. – К.: Олимпийская литература, 1997. – 459 с.



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 Студент должен:

- ознакомиться с темой, перечнем вопросов (заданий), подлежащих изучению (выполнению) и планом изложения материала;

- ознакомиться с требованиями по форме и срокам выполнения заданий, а также по форме их контроля;

- изучить рекомендованные источники литературы, проанализировать, обобщить и законспектировать материал согласно плану (выполнить задание);

- подготовить и представить выполненную работу (реферат, презентацию, доклад, задание), согласно срокам и форме контроля.

Требования к форме и срокам выполнения самостоятельной работы студентов:

-все контрольные вопросы по теме (разделу) дисциплины должны быть раскрыты согласно предложенному преподавателем плану;

- задание может быть выполнено в виде презентации или в форме реферата (в рукописном варианте в отдельной тетради для УСРС);

- наличие списка ли­тературы с полным библиографическим описанием обязательно. Например: Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А.С.Солодков, Е.Б.Сологуб. – изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2008. – 620 с.

Студенты, не выполнившие задания по УСР, считаются не выполнившими учебный план и не допускаются к итоговой форме контроля (экзамен) по дисциплине.



ПРАВИЛА И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ (РЕФЕРАТОВ)

Письменные студенческие работы (рефераты), являясь письменной частью изучения студентами курса «Физиология спорта», способствуют углубленному изучению предмета, прививают навыки самостоятельной работы с литературой, учат последовательно и правильно излагать свои мысли при анализе сложных теоретических вопросов.

Выбор темы реферата осуществляется в соответствии с предлагаемой  преподавателем тематикой.

После изучения рекомендуемой литературы по выбранной теме составляется план в отношении каждого вопроса письменной работы. Выделение пунктов плана способствует осмыслению материала, т.к. каждый пункт плана – как обобщенный заголовок определенной части текста, а переход от одной части к следующим частям представляется логической последовательностью основной мысли текста. В последующем при воспроизведении текста материал концентрируется вокруг заголовков плана, стягивается к ним, что, несомненно, облегчает его припоминание. В план включается 5-6 наиболее важных вопросов темы.

При оформлении работы необходимо соблюдать следующие требования:

– объем работы не должен превышать 15 страниц машинописного текста формата А4, включая рисунки и схемы (не более 3);

– при использовании рисунков и схем необходимо приводить подписи к ним (максимально краткие); в тексте должны быть ссылки на приводимые иллюстрации;

– на титульном листе следует указать вуз, факультет, тему работы, фамилию, имя, отчество автора работы;

– на следующем листе приводится план;

– страницы должны быть пронумерованы;

– на каждой странице обязательно оставлять поля для замечаний преподавателя;

– в конце работы приводится в алфавитном порядке список литературы, использованной при выполнении контрольной работы.

Качество письменной работы оценивается по тому, насколько самостоятельно и грамотно освещены вопросы избранной темы и показаны знания рекомендованной литературы.



СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Дубровский, В.И. Спортивная физиология : учеб. для сред. и высш. учеб. заведений по физ. культуре / В.И. Дубровский. – М.: Владос, 2005. – 462с.

2. Захарьева, Н.Н. Спортивная физиология: курс лекций/                                                                         Н.Н. Захарьева. – М.: Физическая культура, 2012. – 284 с.

3. Земцова, И.И. Спортивная физиология: учеб. пособие для студентов вузов / И.И.Земцова. – К.: Олимпийская литература, 2010. – 219 с.

4. Караулова, Л.К. Физиология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.К.Караулова, Н.А. Красноперова, М.М.Расулов. – М.: Академия, 2009. – 384 с.

5. Логвин, В. П. Учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по дисциплине «Физиология спорта» / В.П.Логвин, Т.В.Лойко, Н.В.Жилко; под общ. ред. В. П. Логвин; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск: БГУФК, 2013. – 78 с.

6. Логвин, В.П. Лабораторный практикум по учебной дисциплине «Физиология спорта» / В.П.Логвин, Т. В.Лойко, Н.В.Жилко; под общ. ред. В.П.Логвин; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – 3-е изд., испр. и доп. – Минск : БГУФК, 2013. – 88 с.

7. Лойко, Т.В. Физиология спорта в схемах и таблицах: пособие / Т.В.Лойко; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск : БГУФК, 2015. – 108 с.

8. Петров, С.В. Спортивная физиология: учеб. пособие / С.В.Петров. – Гродно: ГрГУ, 2003. – 103 с.

9. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта / В.М.Смирнов, В.И.Дубровский. – М.: Владос-Пресс, 2002. – 608 с.

10. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А.С.Солодков, Е.Б.Сологуб. – изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2008. – 620 с.

11. Солодков, А.С. Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для высш. учеб. заведений физической культуры / А.С.Солодков, Е.Б.Сологуб. – М.: Терра-Спорт, 2001. – 518с.

12. Спортивная физиология: учеб. для ин-тов физической культуры / Под ред. Я.М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 200с.

13. Уилмор, Дж. Х. Физиология спорта и двигательной активности / Дж. Х. Уилмор, Д.Л.Костилл. – К.: Олимпийская литература, 1997. – 459 с.

14. Физиология человека: общая, возрастная, спортивная: лаборатор. практикум / Ю.М.Досин [и др.]; под общ. ред. Ю.М.Досина.– Мн.: БГПУ, 2009. – 159 с.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 264.