Вопрос 1. Предмет, цели и задачи физиологии спорта ее связь с другими науками
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Физиология спорта является как учебной, так и научной дисциплиной. Ее изучение осуществляется во всех высших и средних физ­культурных учебных заведениях, на факультетах физического воспитания педагогических вузов, а также на отдельных кафедрах государственных университетов и медицинских вузов. В преподавании предмета, практиче­ской деятельности тренеров, физиологов и спортивных врачей используют­ся материалы, полученные при выполнении научно-исследовательских ра­бот, которые проводятся в соответствующих НИИ, лабораториях и на ка­федрах.

Физиология спорта – специальный раздел физиологии человека, изучающий изменения функций организма и их механизмы под влиянием мышечной (спортивной) деятельности и обосновывающий практические мероприятия по повышению ее эффективности.

Физиология спорта включает в себя две относительно самостоятельные и вместе с тем связанные между собой части. Содержанием первой – об­щей спортивной физиологии – являются физиологические основы адап­тации к физическим нагрузкам и резервные возможности организма, функ­циональные изменения и состояния организма при спортивной деятельно­сти, а также физическая работоспособность спортсмена и физиологические основы утомления и восстановления в спорте. Вторая часть – частная спортивная физиология – включает в себя физиологическую классифика­цию физических упражнений, механизмы и закономерности формирования и развития двигательных качеств и навыков, спортивную работоспособ­ность в особых условиях внешней среды, физиологические особенности тренировки женщин и детей разного возраста, физиологические основы массовых форм оздоровительной физической культуры.

Основная цель дисциплины – сравнительное изучение функцио­нального состояния организма человека до, во время и после двигательной активности.

Основная задача – обоснование, разработка и реализация мероприятий, обеспечивающих высокие достижения спортивных результатов и сохранения здоровья спортсменов. Следовательно, физиология спорта — наука прикладная и в основном профилактическая.

Физиология спорта по своему месту в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту связана с тремя группами учебных и на­учных дисциплин.

Первую группу составляют фундаментальные науки, теоретиче­ские достижения и методики исследования которых используются в физиологии спорта как основа для понимания физиологических процессов, происходящих в организме человека (биология, физиология человека и животных, химия и физика).

Во вторую группу входят учебные и научные дисциплины, взаимодей­ствующие с физиологией спорта таким образом, что они взаимно обога­щают или дополняют друг друга (анатомия, биохимия, биомеханика, гигиена и психология).

Третья группа включает дисциплины, которые используют научные достижения и методики исследования физиологии спорта в своих целях (теория и методи­ка физической культуры, педагогика, спортивно-педагогические дисцип­лины, спортивная медицина, лечебная физкультура).

Вопрос 2. Методы исследования в физиологии спорта

Отличительной методической особенностью физиологии спорта является то, что ее материалы могут быть получены только на чело­веке, где применение ряда классических методов физиологии невозможно.

Методы исследования в физиологии спорта используются для определения функционального состояния организма спортсмена в условиях относительного покоя, в процессе активной физической деятельности и в течение определенного времени после ее прекращения. Все методы исследования делят на:

1. Натурные – заключаются в регистрации основных показателей функциональных систем в натурных (нативных) условиях;

2. Лабораторные – исследования проводят в искусственно созданных условиях. Для этого чаще всего применяют функциональные пробы (тесты), при помощи которых определяется физиологическое состояние человека и его систем: мышечной, ССС, ЦНС, нейрогуморальной, дыхательной и т.д.

      К основным лабораторным методам относят:

- эргометрию – применяется для определения физической работоспособности. Для этого при нагрузках в определенных условиях у спортсмена регистрируются величины выполняемой работы и различные физиологические параметры: частота дыхания, пульс (ЧСС), артериальное давление (АД), объем циркулирующей крови (МОК), величина регионарного кровотока, потребляемого О2, выдыхаемого СО2 и т.д.  Для эргометрии используют эргометры (греч. эрго – работа; метр – мера), которые позволяют контролировать (стандартизировать) и измерять количество и интенсивность физической работы, выполняемой человеком. В качестве эргометров используют велоэргометры, бегущие дорожки (тредбаны), ступеньки разной высоты, лестницы. В последнее время применяют специальные эргометры и целые системы, которые позволяют следить за состоянием спортсмена в процессе тренировок (а не только в лабораториях), регистрировать его изменения, проводить анализ и архивировать данные в компьютерах для дальнейшей обработки.

- электромиографию – медод исследования скелетной мускулатуры человека. Применяется в физиологической и клинической практике. В зависимости от задач исследования проводят регистрацию и анализ суммарной электромиограммы (ЭМГ) или потенциалов отдельных мышечных волокон. При регистрации суммарной ЭМГ чаще используют накожные электроды, при регистрации потенциалов отдельных мышечных волокон — многоканальные игольчатые электроды.

- специальные медицинские методы – включают клинические и параклинические методы обследования.

Физиология спорта занимает важное место в теории физической куль­туры, составляя фундамент знаний, необходимых тренеру и преподавате­лю для достижения высоких спортивных результатов и сохранения здоро­вья спортсменов. Поэтому тренер и педагог должны хорошо знать об из­менениях физиологических процессов, происходящих в организме спорт­смена во время тренировочной и соревновательной деятельности с тем, чтобы научно обоснованно строить и совершенствовать эту работу, уметь аргументировать свои распоряжения и рекомендации, избегать переутом­ления и перенапряжения и не причинить вреда здоровью тренирующихся. Они также должны понимать суть изменений, возникающих в организме спортсмена в реабилитационном периоде, чтобы активно и грамотно вли­ять на них, ускоряя восстановительные реакции.

 

ЛЕКЦИЯ 2-3

Дата: 2019-02-19, просмотров: 252.