Методические материалы для преподавателей по применению критериев оценивания ответа при проведении собеседования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Взаимодействие обучающегося и преподавателя реализуется с соблюдением взаимного уважения.

Основными принципами процедуры оценивания ответа обучающегося являются: профессионализм, предметность, независимость, объективность, непредвзятость, беспристрастность, доброжелательность.

Зачет или оценка выставляется на основе оценки соответствия ответа установленным критериям. При этом во внимание обязательно принимаются как положительные стороны ответа, так и имеющиеся недочёты (ошибки или неточности).

При оценивании ответов преподавателю следует руководствоваться системой критериев:

1.    Содержательное соответствие – соответствие содержания ответа поставленным вопросам.

2.    При оценивании ответа учитываются ссылки на научные монографии, учебники и учебные пособия, в том числе опубликованные на иностранных языках, периодические научные издания; упоминание в ответе последних достижений, представленных в современных научных юридических изданиях.

3.    Методологическая обоснованность – построение ответа в соответствии с уровнями методологии научного знания (философской, общенаучной, конкретно-научной, методик и техник исследования), умение представить зарубежные научные подходы, теории и результаты исследований в критическом сравнении с достижениями отечественных юридических школ, подходов.

4.    Научный анализ – критический научный анализ излагаемых концепций, аргументированный результатами конкретных эмпирических исследований.

5.    Научный синтез – рассмотрение теоретических подходов, отдельных концепций и исследований в контексте научного знания в целом, демонстрирование понимания связи между отдельными элементами целостного научного знания, обобщение и систематизация научной информации при решении проблемы.

6.    Научное творчество – способность предложить несколько обоснованных вариантов решения практических задач, опираясь на действующие законы и иные нормативно-правые акты; правоприменительную практику и научную доктрину; способность преодоления пробелов в законодательстве; способность применять теоретические и практические положения при анализе и разрешении юридических коллизий; демонстрация творческих научных способностей при изложении собственных научных идей и взглядов; четкая аргументированность собственных выводов при решении профессиональных юридических задач и проблем.

7.    Научная этика – уважительное отношение к различным правовым позициям, авторам разных теоретических концепций, результатам их деятельности, избегание дискриминационных оценок и высказываний в адрес ученых и результатов их научной деятельности.

8.    Системность – четкое выделение понятий, существенных элементов теорий или концепций, их характеристика, описание связей между ними, между различными отраслями права, представление материала как цельной системы знаний.

9.    Логичность – последовательное, непротиворечивое, четко структурированное изложение материала с выделением основополагающих и второстепенных положений; ясность изложения материала.

10.  Понятийно-терминологическая обоснованность – использование при изложении материала профессиональных юридических терминов и понятий, раскрытие их полного содержания, соответствующего современному их толкованию, избегание подмены профессиональных понятий житейскими.

11.  Профессиональная коммуникативность – способность демонстрировать профессиональное владение приемами вербального и невербального общения, управление собственными эмоциями, проявление индивидуальной и профессиональной культуры.

При оценивании ответов обучающихся важно выделять достоинства ответов при их наличии, их соответствие указанным критериям, а также следующие типы несоответствий в виде неточностей или ошибок (при их наличии):

Неточность:

•     При изложении теоретического материала - незначительная погрешность, не искажающая смысла излагаемого материала, отсутствие в ответе ссылок на нормативно-правовую базу, регулирующие те или иные правоотношения.

•     При использовании терминологии – неполное представление о содержании понятий, периодическое использование житейских понятий вместо юридической терминологии при правильном изложении теоретического материала и практики правоприменения (эмпирический материал).

•     При изложении собственной правовой позиции - слабая аргументированность своей позиции, недостаточное подтверждение собственной позиции нормативно-правовым актам и практики правоприменения.

Ошибка:

•     При изложении теоретического материала - грубые искажения смысла излагаемого материала, применение нормативно-правового акта утратившего силу; неправильное толкование содержания излагаемого юридического понятия; отсутствие в тексте или устном ответе описаний одного или более из основных теоретических подходов или ключевых компонентов излагаемой теории.

•     При использовании терминологии - неумение оперировать категориальным аппаратом, незнание основных юридических терминов и понятий; использование в ответе терминов и понятий, содержание которых не соответствует их законодательному толкованию;

•     При изложении собственной правовой позиции - отсутствие аргументации своей точки зрения, неспособность обосновать новизну, теоретическую или практическую значимость своих представлений, слабость методологических обоснований, неспособность соотнесения собственных теоретических представлений с существующими теориями, концепциями, законами и закономерностями, игнорирование уже выявленных закономерностей.

 

Образовательные технологии (интерактивные методики)

 

Виды занятий

Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество часов

Очная форма обучения Заочная форма обучения Заочная форма ускоренного обучения
Лекция Лекция-презентация, наглядные пособия, использование видеозаписей, лекция-дискуссия. 12 4 2
Практическое занятие Сократический диалог, мозговой штурм, работа в малых группах, case-study, «дерево решений», «займи позицию», «круглый стол», комментирование, дискуссия, творческие задания, выступления с презентациями 20 6 6


Учебно-методическое обеспечение

8.1.Основная литература

 

Борисов Е.Ф., Петров А.А., Березкина Т.Е. Экономика. Учебник для бакалавров . — М.: Проспект, 2015.- 272 с.

8.2.Дополнительная литература:

 

1. Борисов Е.Ф., Березкина Т.Е., Петров А.А. Экономика. Учебник. — М.: Проспект, 2011.

2. Александрова А.В. Социальное законодательство России и зарубежных стран в условиях глобализации. — М.: Юристъ, 2010.

3. Альтшулер И.Г. Практика бизнеса. Записки консультанта. — М.: Дело,2006.

4. Борисов Е.Ф. Экономика. Учебное пособие. — М., КОНКТАКТ-ИН-ФРА-М, 2011.

5. Антипина О.Н. Информационная экономика: современные технологии и ценообразование. — М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2008.

6. Бюджетная система России: учебник для вузов / под ред. проф. Г.Б. По ля ка. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. (CD-версия 2011 год).

7. Верховин В.И., Зубков В.И. Экономическая социология: монография. Изд. 2-е., перераб. и доп. — М.: Изд-во РУДН, 2005.

8. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 2010.

9. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общ. ред. В.И. Кушлина. — М.: Издательство РГАС, 2005.

10. Женлезны Д. Говори на языке диаграмм: Пособие по визуальным
коммуникациям для руководителей / пер. с англ. — М.: Институт ком­
плексных стратегических исследований, 2006.

11. 11 . Деньги, кредит, банки / под ред. Е.Ф. Жукова. — 2-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

12. Инновационно-технологическое развитие экономики России: про­блемы, факторы,стратегии, прогнозы / отв. ред. В.В. Ивантер. — М.: Макс-Пресс, 2005.

13. Кочкаров Р.А. Целевые программы: инструментальная поддержка. — М.: Изд. «Экономика», 2007.

14. Лапуста М.Г. Предпринимательство. — М: ИНФРА-М, 2009.

15. Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика. Учебное пособие. — М.: Норма, 2006.

16. Национальная экономика: учебник / под ред. П.В. Савченко. — М.: Экономиста, 2005.

17. Портер М. Конкуренция. — М.: Изд. дом «Вильяме», 2005.

18. Азоева, О.В. Экономика фирмы: учебник и практикум для прикладного бакалавриата/ М.С.Мокий, О.В.Азоева, В.С.Ивановский; под ред. М.С.Мокия.- 3-е изд., перераб. и доп..-М.:Издательство Юрайт, 2018.- 284 с. (ЭБС Юрайт).

19. Евстафьев Д.С. Основы экономических знаний / Д.С.Евстафьев.-М.: Издательство Юрайт, 2018.-190 с. (ЭБС Юрайт).

20. Экономическая теория. Учебник и практикум для академического бакалавриата/ под ред. С.А.Толкачесва.- 2-е изд., перераб. и доп..-М: Издательство Юрайт, 2018.-410 с. ( ЭБС Юрайт).

 


9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

www.fsgs.ru — Федеральная служба государственной статистики, ФСГС (бывший Госкомстат России). Данные о величине и динамике номиналь­ного и реального ВВП, численности безработных, объеме и динамике промышленного производства, индексах цен, государственном бюджете, внутреннем и внешнем долге, платежном балансе РФ, основные показа­тели системы национальных счетов.

www.minfi n.ru — Министерство финансов РФ. Данные о федеральном, региональном, консолидированном бюджетах (план и кассовое исполне­ние), внутреннем и внешнем долге, платежном балансе РФ.

www.cbr.ru — Центральный банк РФ. Данные об объеме и структу­ре де нежной массы и денежной базы; процентные ставки по различным финан совым инструментам, ставка рефинансирования ЦБ, количество коммер ческих банков, нормативы обязательных резервов, международ­ные резервы ЦБ, платежный баланс, внешний долг РФ.

www.nalog.ru — Министерство по налогам и сборам РФ. Данные о бюд­жетах всех уровней власти, объеме и структуре налоговых поступлений.

www.budgetrf.ru — данные о бюджетах всех уровней власти, Бюджет­ный кодекс, Налоговый кодекс и другие нормативные акты и документы.

http://economicus.ru — экономический портал, главной целью которого яв ляется предоставление качественной информации по самому широкому спектру экономических дисциплин. Среди проектов портала:

• Галерея экономистов — работы, биографии, портреты известных экономистов, начиная с глубокой древности и до сегодняшнего дня.

• Навигатор — профессиональный каталог экономических ресурсов Интернета.

• Экономическая конференция — место, где общаются, делятся опы­том и помогают друг другу экономисты, преподаватели, студенты и школьники. —> Инфотека — учебно-методические материалы для преподающих и изучающих экономику. Совместный проект с «ОРТ-Gunzburg» (Петербург).

• Словари — подборка словарей, энциклопедий, справочников по са­мым разнообразным областям экономики и смежным дисциплинам.

• «50 лекций по микроэкономике» — наиболее полное собрание лек­ций по экономической теории, написанное лучшими российскими авторами.

• «Мир и Россия» — интересное пособие для дискуссий на уроках экономики и обществознания в старших классах. —> «Микроэконо­мика» — книга представляет собой первый полный курс микроэконо­мической теории, написанный в России. —> «Основы экономики» — учебник представляет собой вводный курс экономики. Предназначен для школьников, учащихся колледжей, техникумов и лицеев, а также всех, кто интересуется экономикой.

http: //ecsocman.edu.ru — Федеральный образовательный портал ЭСМ (экономика). Содержит большой объем материалов учебного, общеобразо­вательного и профессионального аспектов, теоретического и прикладного характера.

www.nber.org — Национальное бюро экономических исследований США.

Данные о количестве, продолжительности и амплитуде колебаний эконо мических циклов с 1834 г. по настоящее время, объем и динамика ВВП, потребительских расходов, инвестиций, индексы цен. Даты «пово­ротных точек» последних экономических циклов. Динамика безработицы и ее ес тественного уровня. Статьи по теории экономических циклов. www.oecd.org — Организация экономического сотрудничества и разви­тия (ОЭСР). Статистика платежного баланса, процентные ставки, темпы инф ляции, уровень занятости, цены акций и др. по странам ОЭСР.

www.cepa.newschool.edu/het — сайт по истории экономической мысли. Алфавитный список имен всех известных экономистов прошлого и на­стоящего, их краткие биографические данные, список основных научных трудов каждого экономиста. Обзор основных школ и направлений в эко­номической теории, в том числе и в макроэкономике — классическая, неоклассическая, кейнсианство, неокейнсианство, монетаризм, теория рациональных ожиданий и т.д. Статьи по всем основным теориям, изучаемым в курсе макроэкономики — кейнсианская теория общего эконо­мического равновесия, теории экономических циклов, теории экономи­ческого роста и др.

www.worldbank.org — Всемирный банк. Данные о различных макроэконо мических показателях стран мира — объеме ВВП и ВНД, промышленном производстве, торговле, распределении доходов.

www.imf.org — Международный валютный фонд. Система националь­ных счетов (СНС-93), ее использование по странам мира; обзор экономичес­кого развития по странам мира, ежегодные отчеты МВФ, международные рынки капитала, международная торговля, паритет покупательной способ­ности, индекс биг-мака, «отмывание» денег, коррупция и др.

www.federalreserv.gov — Федеральная резервная система США. Данные о структуре кредитно-денежной системы, объеме и структуре денежной мас сы и денежной базы, различные виды процентных ставок.

www.iet.ru — Институт экономики переходного периода (Россия). Ежеме сячные обзоры «Российская экономика — тенденции и перспекти­вы»: де нежно-кредитная и бюджетная сферы (инфляционные процессы, платеж ный баланс, номинальный и реальный обменный курс, денежное предло жение и спрос на деньги, государственный бюджет, межбюджетные отно шения); реальный сектор экономики.

www.hse.ru — Государственный университет — Высшая школа эко­номики (Россия).

http://www.libertarium.ru — Коллекция текстов российских ученых по пробле мам экономической теории и экономической политики, а также переводы статей и книг известных западных экономистов.

www.rbc.ru — Информационное агентство «Росбизнесконсалтинг» (РБК) (Россия).

www.akm.ru — Информационное агентство «АК&М» (Россия).

www.k2kapital.ru — финансовые рынки, новости, аналитика, котировки (Россия).

www.rts.ru — фондовая биржа РТС.

www.fas.gov.ru — Федеральная антимонопольная служба РФ.

www.cons-plus.ru — справочно-правовая система, состоящая из 9 ин­формационных банков. Включает в себя более 4 300 000 документов из Федерального и регионального законодательства, комментарии экспертов, шаблонов документов, законопроектов и многое другое.

www.garant,ru — справочно-правовая система, включающая в себя более 4 000 000 документов из Федерального и регионального законода­тельства, комментарии экспертов, шаблонов документов, законопроектов и многое другое.

10.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

10.1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины для студентов очной формы обучения

При изучении экономики главными требованиями являются последовательность и систематичность. Никогда не приступайте к новому разделу, не освоив материала предыдущего. В само­стоятельной работе вашими главными помощниками должны быть конспекты лекций, учебник и рабочая программа дисциплины «Экономика для юристов». Для изучения теоретического материала сначала восстановите в памяти лекцию, затем, опираясь на основные вехи, расставленные преподавателем, изучите материал соответствующего раздела учебника и, наконец, закрепите полученные знания с помощью решения задач и выполнения упражнений. Не пользуйтесь Интернетом вместо учебника! Тот, кто недостаточно компетентен, не сможет правильно сориентироваться в мире истинной и ложной или же просто фальшивой информации, которой наполнена «Всемирная Паутина». Интернет может вам помочь в поиске новых интересных задач и ситуаций, когда вы будете готовить материалы презентаций.

10.2. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины для студентов заочной формы обучения

 

В связи с ограниченным количеством аудиторных занятий особое значение приобретает посещение установочной лекции по экономике.

Лекции для студентов-заочников имеют свои специфические особенности. Цель этих лекций заключается в том, чтобы помочь студентам- заочникам разобраться в наиболее сложных вопросах экономики, раскрыть для них узловые проблемы курса, что приведет к осмыслению курса в целом.

Наиболее эффективным методом чтения лекций для заочников является применение традиционного метода, в совокупности с методами инновационными и презентационными методами лекции-диалога.

Установочная лекция - одна из важнейших форм преподавания на заочном отделении, так как она представляет собой введение к курсу, который студенты будут изучать самостоятельно. Главное назначение установочной лекции - помочь студентам осознанно войти в круг вопро­сов, изучаемых в курсе экономики, разъяснить, как правильно организовать самостоятельную работу над курсом. В установочной лекции студенты должны получить от преподавателя верное направление в организации работы над курсом, овладеть тем методическим «ключом», который будет способствовать повышению эффективности их самостоятельной работы.

Структура установочной лекции состоит из двух частей:

•  Изложения вводных, наиболее общих, принципиальных положений курса экономики.

•  Методических рекомендаций по изучению курса в межсессионный период.

Методические рекомендации включают в себя:

•  Рекомендацию основной учебной литературы.

•  Советы по пользованию учебниками и методической литературой, где обращается внимание студентов на возможность использования электронного учебного материала и лекций преподавателей кафедры, помещенных на сайте МГЮА в Интернете.

•  Советы по подготовке к практическому занятию.

•  Разъяснение требований, предъявляемых к зачету, и рекомендации к его подготовке, а также рекомендации по написанию контрольной работы.

•  Разъяснение роли и значения еженедельных консультаций преподавателей и др.

Необходимость присутствия, пусть на весьма небольшом количестве лекций и семинаров, объясняется сложностью самостоятельного изучения совершенно нового для вас предмета - экономики, с которым подавляющему большинству не приходилось иметь дела ни в школе, ни в других учебных заведениях. В личном общении с преподавателем вы получите более простое и ясное изложение, нежели в учебнике, а также сможете сразу же задать интересующие вас вопросы.

Самостоятельный контроль, так же как и для студентов дневной формы обучения, заключается в проверке своих знаний и степени овладения навыками путем выполнения упражнений, приведенных в программе и в рекомендуемой основной литературе, а также тестовых заданий. Итоговый контроль осуществляется в виде зачета. Список вопросов и рекомендуемая литература при­ведены в рабочей программе дисциплины. Дополнительная литература предназначена для более глубокого и многостороннего рассмотрения изучаемых тем, для тех, кто стремится использовать экономические знания в своей научной и практической деятельности.

11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

 

Мультимедийные системы (сканеры, видеомагнитофоны, сигналы от ноутбуков) интерактивные доски, компьютерные классы, видиокейсы компании «Решение – учебное видео», набор видеолекций по «Экономике для юристов».

 

12. Описание учебно-материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

1. Аудиторный фонд Волго-Вятского института Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

2. Библиотека Волго-Вятского института Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА).

3. Электронно-библиотечная система IPRbooks.

4. Оборудование для дистанционного проектирования в лекционных залах учебного материала.

5. Компьютерное оборудование и лицензионное программное обеспечение, включая доступ в Интернет.

 

 




Дата: 2019-02-19, просмотров: 242.