Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ В РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ В РФ.. 5

1.1. Понятие бюджета и бюджетного дефицита на федеральном, региональном и местном уровнях. 5

1.2. Источники финансирования дефицита бюджета РФ на федеральном, региональном и местном уровнях. 7

1.3. Факторы, оказывающие влияние на формирование дефицита бюджета РФ на различных уровнях. 12

Глава 2. АНАЛИЗ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ.. 16

2.1. Особенности дефицита бюджета РФ.. 16

2.2. Особенности финансирования федерального бюджета. 22

2.3. Особенности финансирования дефицита дотационных регионов РФ (региональных и местных) 34

Глава 3. ПРОБЛЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.. 44

3.1. Пути преодоления дефицита бюджета РФ.. 44

3.2. Проблемы сбалансированности федерального бюджета Российской Федерации и методы уменьшения дефицита. 46

3.3. Перспективы государственного долга и пути его уменьшения. 48

Заключение. 57

Список использованной литературы.. 61



Введение

 

Среди всех проблем нынешнего общественной жизни наибольшее внимание привлекают к себе финансовые вопросы, в том числе доходы и расходы государства, дефицит бюджета, государственный долг. Актуальность выбранной темы обусловлена разбалансированностью бюджета в условиях постоянных реформ, кризисов и усиленная действием взаимосвязанных между собой внутренних и внешних факторов. Непоследовательность в проведении социально-экономических изменений, перманентные политические противоречия и неблагоприятная экономическая конъюнктура обострили проблемы в системе государственных финансов. Во-первых, экономические трудности привели к бюджетному дефициту, что приводит к возникновению различным финансовым и социальным неприятностям. Во-вторых, в условиях дефицитности бюджета не предложено адекватной требованиям времени стратегии развития национальной экономики. В - третьих, неэффективный механизм привлечения займов как источника финансирования дефицита и непродуктивное их использование привели к быстрому накоплению долга и концентрации платежей по его обслуживанию. Таким образом, функционирование бюджетного механизма во многом зависит от решения проблемы дефицита государственного бюджета и обеспечения эффективного управления им. Требуется исследование проблемы комплексного изучения причин, последствий и направлений снижения дефицита государственного бюджета в современной России.

Цель выпускной квалификационной работы - осмысление теоретических основ формирования, особенностей финансирования и путей преодоления бюджетного дефицита и разработка рекомендаций по снижению дефицита государственного бюджета в современной России.

Реализация поставленной цели обусловила выполнение следующих задач:

1. Раскрыть экономическую природу бюджетного дефицита;

2. Исследовать методы расчета показателей бюджетного дефицита

3. Определить факторы, оказывающие влияние на формирование дефицита бюджета РФ;

4. Проанализировать финансирование бюджетного дефицита в России;

5. Выявить пути уменьшения бюджетных расходов;

6. Определить условия для обеспечения роста доходов государственного бюджета.

Объект работы - дефицит государственного бюджета РФ на различных уровнях.

Предмет работы - особенности финансирования дефицита государственного бюджета РФ на различных уровнях.

Теоретической базой исследования являются труды классиков финансовой науки, научные исследования зарубежных и российских ученых в сфере государственных финансов, различные финансовые журналы. Информационную основу выпускной квалификационной работы составляют данные Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, материалы Федеральной службы государственной статистики, Федерального казначейства, Счётной палаты Российской Федерации и экономические отчеты научно-исследовательских центров.



Глава 3. ПРОБЛЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

Заключение

Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т.д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Сбалансированность бюджета - это один из самых главных и важных механизмов формирования, а так же исполнения бюджета. Главный принцип состоит в соотношении между бюджетными расходами и источниками их финансирования.

Такой механизм сбалансированности бюджета позволяет достигать равенства между всей суммой поступления в бюджет и объемом расходов, даже при наличии дефицита (превышение расходов, над доходами) бюджета. Если бюджет не использует механизм бюджетной сбалансированности, значит, нарушается равенство, то есть расходы начинают превышать поступления в бюджет, как следствие несбалансированный бюджет заведомо не исполним.

Сбалансированность бюджета служит для обеспечения эффективного функционирования всей структуры органов власти. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов может привести к задержке или отмене финансирования государственных программ, к сбоям в финансово-бюджетной сфере, а так же различным социальным выплатам и льготам. Для России проблема сбалансированности

бюджета особенно актуальна, так в настоящее время отечественная экономика находится в стадии глубокого и затяжного кризиса. По данным Росстата реальные доходы россиян в 2017г. Сократились на 1,7% по сравнению с предыдущим годом. На сегодняшний день это четвертый год падения: в 2014-2016 гг. доходы падали на 0,7%, 3,2% и 5,8% к предыдущему году соответственно. Так же более 20 млн человек в России живут за чертой бедности, имея доход ниже прожиточного минимума.

Самый оптимальный и эффективный вариант сбалансированности бюджета - разработка бездефицитного бюджета, в котором будет регулироваться объем доходов и расходов, в следствии чего объем расходов не будут превышать величину доходов.

Государственный бюджет в качестве экономической категории является совокупностью экономических (денежных) отношений, которая возникает в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.

Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социальнокультурных мероприятий.

Для осуществления его функций государству требуются соответствующие финансовые ресурсы, поэтому в его собственность и распоряжение направляется часть национального дохода страны в виде различных денежных платежей и поступлений.

После кризисного спада эпохи радикальных экономических реформ и застоя 1996–1999 гг. в 2000–2006 гг. экономика России продемонстрировала серьезную положительную динамику, при которой реальный ВВП вырос на 47,4 %. А ежегодный рост ВВП составил около 7 %.

Таким образом, начиная с 2002 года по 2009 год, доходы государственного бюджета стабильно превышали расходы. То есть, имел место профицит бюджета. Это связано с впечатляющим непрерывным экономическим ростом в 1999 - 2008 годах, с резким увеличением реальных доходов населения и повышением качества жизни.

Последние 15 лет бюджет РФ является дефицитным. В 2008 году произошел мировой экономический кризис, который отразился и на российской экономике. В 2009–2010 годах экономика находилась в состоянии экономического спада и стагнации.

Затем состояние экономики стабилизировалось, в 2011 году российская экономика вошла в фазу экономического роста и дефицит бюджета России стал стремительно сокращаться.

Однако, существенное падение цен на нефть в 2015г. вызвало сокращение доходов государственного бюджета РФ. Это способствовало резкому увеличению дефицита бюджета.

Анализ доходов и расходов бюджета России показал следующие результаты. Доходы бюджета за 2012-2014 гг. выросли. Основным источником доходов государства являются доходы от внешнеэкономической деятельности. Налоги в совокупности составляют половину источников поступлений в федеральный бюджет.

Государственные расходы за аналогичный период увеличились в большей мере, чем доходы бюджета. Основным направлением финансирования государства в 2014 году является социальная политика. Однако в последнее время ее доля сократилась в пользу национальной экономики.

На современном этапе развития Российский бюджет является дефицитным, но есть определенные способы достичь сбалансированности бюджета.

Основные средства, за счет чего будет закрываться дефицит бюджета - это сверхдоходы от продажи нефти за рубеж. Есть определенные шансы, что котировки в очередной раз поднимутся, если участники ОПЕК (OPEC) продлят соглашение о снижении нефтедобычи. Вероятность наступления такого развития событий достаточно высока. Это обеспечит России сверхдоходы от продажи нефти, которые можно направить на покрытие дефицита.

Так же известно, что с конца 2016 года национальная экономика начала показывать небольшой рост после рецессии, это означает, что потенциально есть шанс в умеренном росте ВВП, который может обеспечить дополнительный доход в бюджет.

Как вариант устранения дефицита бюджета может выступать сокращение бюджетных расходов, нахождение дополнительных доходов.

А именно в первую очередь стоит сократить расходы в части выделения субсидий (в силу их неэффективности), кроме субсидирования сельского хозяйства и инфраструктуры строительства. Также есть смысл сократить финансирование дефицита Пенсионного фонда за счет средств федерального бюджета и использовать на эти цели средства Стабилизационного фонда. Кроме этого, неплохим предложением будет являться увеличение доходов государственного бюджета путем выпуска облигаций федерального займа. Что в совокупности будет вести к сбалансированности бюджета.

Логично, что наилучшим состоянием государственного бюджета является сбалансированное. Но достичь такого состояния в реальности крайне сложно.

 


 


Список использованной литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.11.2018)

2. Федеральный закон от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

3. Проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

4. Указ Президента РФ от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года».

5. Правила разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 года

6. Методические рекомендации по разработке прогноза социально-экономиче­ского развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. Утверждены приказом Министерства экономического развития Россий­ской Федерации от 30 июня 2016 г. № 423

7. Приказ Минфина России от 15.11.2017 № 1029 «Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 5 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации».

8. Пояснительная записка к Проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

9. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов

10. Ахатова Л.А., Салимова Ф.Н. Влияние бюджетного дефицита и государственного долга на развитие экономики // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2017. № 8 (8). С. 26-29.

11. Ахинов Г. Бюджетная политика: вопросы теории и практики / Г.Ахинов, Ю.Закирова // Пробл. теории и практики управления - 2016. - № 7 – С. 56-58

12. Блохина И.М., Пустовалова Е.А. Дефицит государственного бюджета российской федерации и пути его преодоления // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 9. С. 359-362

13. Бурханова И. В. Бюджетная система Российской Федерации / И. В. Бурханова. – М.: Эксмо, 2015. – 160 с

14. Бюджетная политика и бюджетные отношения в 2012-2014 годах // Финансы. - 2014. - № 6 – С. 44-49

15. Дашян К.А. Проблемы сбалансированности и финансирования государственного бюджета страны // Актуальные вопросы совершенствования бухгалтерского учета, статистики и налогообложения. Материалы VII международной научно-практической конференции. 2018. С. 245-251.

16. Домрачева М.В., Яруллин Р.Р. Меры налоговой политики России в период кризиса // Инновационная наука: международный научный журнал: в 3 ч. 2016. № 8. Ч. 1. С. 50-52

17. Егоркина Т.А., Михальченко Е.А. Бюджетный дефицит и направления его преодоления // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. 2018. № 7 (7). С. 258-261

18. Калитвенцев Д.А. Государственный долг и методы управления им // Аллея науки. 2018. Т. 2. № 5 (21). С. 271-274.

19. Левин В.С. Государственные облигации Российской Федерации как источник покрытия дефицита бюджета: история и современность // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. – 2015. – №12 – С. 260-263.

20. Мамедова Н.С., Дубынина А.В. Структура и динамика федерального бюджета // Современная экономика и общество глазами молодых исследователей. Сборник статей участников Международной научно-практической конференции V Уральского вернисажа науки и бизнеса. В 3-х томах. Под общей редакцией Е.П. Велихова. 2018. С. 243-246.

21. Михайлов А.В. Обеспечение сбалансированности федерального бюджета // Аллея науки. 2018. Т. 3. № 6 (22). С. 616-624.

22. Мусаева А.М., Оруджева Л.Ш., Саадуева Х.С. Проблема дефицита бюджета и пути повышения эффективности расходования бюджета РФ // Повышение качества и безопасности пищевых продуктов. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 257-260.

23. Овчарова К.И., Мохов И.А. Обоснование методов покрытия бюджетного дефицита // Молодежь и системная модернизация страны. Сборник научных статей 3-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых. В 4-х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2018. С. 231-234

24. Паршутич О.А., Куль Т.Ю. Проблема бюджетного дефицита в мировой экономике//Экономика и социум. – 2015. – № 2-3 (15). – С. 1104-1107

25. Петрова С.С., Алешкина О.В. Влияние бюджетного дефицита на государство // Economics. 2018. № 4 (36). С. 10-13.

26. Сделка ОПЕК не по карману // Ведомости. 1 августа 2017 г.

27. Скворцова Е.И., Шароваров И.А. Банковский кредит как источник покрытия дефицита бюджета // Вестник современных исследований. 2018. № 6.4 (21). С. 311-313.

28. Тиманкина Ю.И. Государственный бюджет РФ: дефицит или профицит? // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2013. – №2 (6) – С. 106-110

29. Фешина М.Н. Проблема выбора оптимального метода финансирования дефицита бюджета // Новая наука: финансово-экономические основы. – 2017. – №3 – С. 254-257

30. Яруллин Р.Р. Внебюджетные фонды в системе социального страхования // Финансово-кредитная система: региональный аспект / Коллективная монография / отв. ред. Г.А. Галимова, Л.Р. Курманова, Л.З. Байгузина, А.А. Сукиасян. Уфа: БашГУ, 2016. С. 105–126

 


[1] Бюджетная политика и бюджетные отношения в 2012-2014 годах // Финансы. - 2014. - № 6 – С. 44-49

[2] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.11.2018)

[3] Бурханова И. В. Бюджетная система Российской Федерации / И. В. Бурханова. – М.: Эксмо, 2015. — 160 с

[4] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.11.2018)

[5] Левин В.С. Государственные облигации Российской Федерации как источник покрытия дефицита бюджета: история и современность // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. – 2015. – №12 – С. 260-263.

[6] Фешина М.Н. Проблема выбора оптимального метода финансирования дефицита бюджета // Новая наука: финансово-экономические основы. – 2017. – №3 – С. 254-257

[7] Тиманкина Ю.И. Государственный бюджет РФ: дефицит или профицит? // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2013. – №2 (6) – С. 106-110

[8] Паршутич О.А., Куль Т.Ю. Проблема бюджетного дефицита в мировой экономике//Экономика и социум. – 2015. – № 2-3 (15). – С. 1104-1107

[9] Правила разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 года

[10] Методические рекомендации по разработке прогноза социально-экономиче­ского развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. Утверждены приказом Министерства экономического развития Россий­ской Федерации от 30 июня 2016 г. № 423

[11] Сделка ОПЕК не по карману // Ведомости. 1 августа 2017 г.

[12] Приказ Минфина России от 15.11.2017 № 1029 «Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 5 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации».

[13] Указ Президента РФ от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года».

[14] Егоркина Т.А., Михальченко Е.А. Бюджетный дефицит и направления его преодоления // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. 2018. № 7 (7). С. 258-261; Овчарова К.И., Мохов И.А. Обоснование методов покрытия бюджетного дефицита // Молодежь и системная модернизация страны. Сборник научных статей 3-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых. В 4-х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2018. С. 231-234; Петрова С.С., Алешкина О.В. Влияние бюджетного дефицита на государство // Economics. 2018. № 4 (36). С. 10-13.

[15] Домрачева М.В., Яруллин Р.Р. Меры налоговой политики России в период кризиса // Инновационная наука: международный научный журнал: в 3 ч. 2016. № 8. Ч. 1. С. 50-52

[16] Яруллин Р.Р. Внебюджетные фонды в системе социального страхования // Финансово-кредитная система: региональный аспект / Коллективная монография / отв. ред. Г.А. Галимова, Л.Р. Курманова, Л.З. Байгузина, А.А. Сукиасян. Уфа: БашГУ, 2016. С. 105—126

[17] Мусаева А.М., Оруджева Л.Ш., Саадуева Х.С. Проблема дефицита бюджета и пути повышения эффективности расходования бюджета РФ // Повышение качества и безопасности пищевых продуктов. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 257-260.

[18] Ахатова Л.А., Салимова Ф.Н. Влияние бюджетного дефицита и государственного долга на развитие экономики // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2017. № 8 (8). С. 26-29.

[19] Блохина И.М., Пустовалова Е.А. Дефицит государственного бюджета российской федерации и пути его преодоления // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 9. С. 359-362


СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ В РФ.. 5

1.1. Понятие бюджета и бюджетного дефицита на федеральном, региональном и местном уровнях. 5

1.2. Источники финансирования дефицита бюджета РФ на федеральном, региональном и местном уровнях. 7

1.3. Факторы, оказывающие влияние на формирование дефицита бюджета РФ на различных уровнях. 12

Глава 2. АНАЛИЗ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ.. 16

2.1. Особенности дефицита бюджета РФ.. 16

2.2. Особенности финансирования федерального бюджета. 22

2.3. Особенности финансирования дефицита дотационных регионов РФ (региональных и местных) 34

Глава 3. ПРОБЛЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.. 44

3.1. Пути преодоления дефицита бюджета РФ.. 44

3.2. Проблемы сбалансированности федерального бюджета Российской Федерации и методы уменьшения дефицита. 46

3.3. Перспективы государственного долга и пути его уменьшения. 48

Заключение. 57

Список использованной литературы.. 61



Введение

 

Среди всех проблем нынешнего общественной жизни наибольшее внимание привлекают к себе финансовые вопросы, в том числе доходы и расходы государства, дефицит бюджета, государственный долг. Актуальность выбранной темы обусловлена разбалансированностью бюджета в условиях постоянных реформ, кризисов и усиленная действием взаимосвязанных между собой внутренних и внешних факторов. Непоследовательность в проведении социально-экономических изменений, перманентные политические противоречия и неблагоприятная экономическая конъюнктура обострили проблемы в системе государственных финансов. Во-первых, экономические трудности привели к бюджетному дефициту, что приводит к возникновению различным финансовым и социальным неприятностям. Во-вторых, в условиях дефицитности бюджета не предложено адекватной требованиям времени стратегии развития национальной экономики. В - третьих, неэффективный механизм привлечения займов как источника финансирования дефицита и непродуктивное их использование привели к быстрому накоплению долга и концентрации платежей по его обслуживанию. Таким образом, функционирование бюджетного механизма во многом зависит от решения проблемы дефицита государственного бюджета и обеспечения эффективного управления им. Требуется исследование проблемы комплексного изучения причин, последствий и направлений снижения дефицита государственного бюджета в современной России.

Цель выпускной квалификационной работы - осмысление теоретических основ формирования, особенностей финансирования и путей преодоления бюджетного дефицита и разработка рекомендаций по снижению дефицита государственного бюджета в современной России.

Реализация поставленной цели обусловила выполнение следующих задач:

1. Раскрыть экономическую природу бюджетного дефицита;

2. Исследовать методы расчета показателей бюджетного дефицита

3. Определить факторы, оказывающие влияние на формирование дефицита бюджета РФ;

4. Проанализировать финансирование бюджетного дефицита в России;

5. Выявить пути уменьшения бюджетных расходов;

6. Определить условия для обеспечения роста доходов государственного бюджета.

Объект работы - дефицит государственного бюджета РФ на различных уровнях.

Предмет работы - особенности финансирования дефицита государственного бюджета РФ на различных уровнях.

Теоретической базой исследования являются труды классиков финансовой науки, научные исследования зарубежных и российских ученых в сфере государственных финансов, различные финансовые журналы. Информационную основу выпускной квалификационной работы составляют данные Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, материалы Федеральной службы государственной статистики, Федерального казначейства, Счётной палаты Российской Федерации и экономические отчеты научно-исследовательских центров.



Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ В РФ

 

1.1. Понятие бюджета и бюджетного дефицита на федеральном, региональном и местном уровнях

 

Бюджетная политика государства это меры, которые предпринимает государство по управлению, как доходами, так и расходами бюджета. Одной из актуальных проблем в нашей стране является бюджетный дефицит[1].

Понятие дефицита бюджета дано в ст. 6 Бюджетного кодекса: дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами[2].

Виды бюджетного дефицита представлены на рис. 1.

 

Рисунок 1 – Виды бюджетного дефицита

 

В России причины бюджетного дефицита разнообразны. Дефицит характеризуется и экономическим спадом, и ростом предельных издержек общественного производства, а так же массового выпуска необеспеченных денег, существенное развитие «теневого» капитала, и другие. Исходя из этого, можно говорить о разном качестве самого дефицита:

1) необходимость осуществления крупных государственных вложений в развитие отечественной экономики;

2) возникновение чрезвычайных обстоятельств;

3) неэффективные финансово-кредитные связи, сложность удержания под контролем финансовой ситуации в стране, кризис в экономике.

Бюджетный дефицит рассматривается как явление, которое требует принятия срочных, эффективных экономических мер и политических решений[3].

Свое отражение концепция систематического дефицита государственного бюджета получила в практике различных бюджетов, существующих в некоторых странах. Но все же в большинстве стран государственная политика направлена на идею бездефицитных бюджетов. На основе мирового опыта и существующих концепции, можно выделить стратегию борьбы с дефицитом бюджета. Большим злом для экономики является устранение бюджетного дефицита, путем мнимого его устранения, с помощью чисто математических операций. После чего происходит переход в скрытые формы, которые гораздо труднее «вылечить».

Постоянный баланс финансовой системы и не большое превышение доходов над расходами не нужно рассматривать как особую черту развивающейся экономики. Временный дефицит бюджета вполне допустим.

Величина бюджетного дефицита не должна превышать предельно допустимого размера, составляющего 2-3% ВНП.

Для того чтобы покрыть дефицит можно использовать различные способы. Например, использование внутренних и внешних займов, увеличение налоговых поступлений, монетизация бюджета.

Чтобы преодолеть бюджетный дефицит, необходимо «лечить» саму экономику. Если не обеспечить динамичное развитие экономики, то невозможно будет добиться финансовой устойчивости страны. Вне зависимости от принятых прогрессивных финансовых мер.

Чтобы снизить дефицит бюджета, государство проводит ряд мероприятий, которые стимулируют поступления в бюджет с одной стороны, а так же способствуют сокращению расходов государства с другой.

Таким образом, нельзя однозначно сказать полезен или наоборот вреден бюджетный дефицит. Бюджетный дефицит влияет на развитие инфляционных процессов и как следствие разрушают экономику страны. Политика в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников, что поспособствует повышению эффективности рынка и усовершенствованию механизма управления внутренним долгом.

Разрешение проблемы дефицита бюджета зависит от правильности подхода правительства к ее оценке и введение обдуманных мер направленных на сокращение бюджетного дефицита. Последствия бюджетного дефицита абсолютно полностью зависят от решений правительства, поскольку если же финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них быстро возместят произведенные затраты, а если правительство не имеет возможности разработать нужную программу развития экономики государства, то бюджетный дефицит приведет к развалу экономики данного государства.

 

1.2.  Источники финансирования дефицита бюджета РФ на федеральном, региональном и местном уровнях

 

В соответствии со ст. 94 Бюджетного кодекса РФ для финансирования дефицита федерального бюджета, а также погашения ранее возникших долговых обязательств Российской Федерации могут привлекаться как внутренние, так и внешние источники[4].

Источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета:

- поступления от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации;

- бюджетные кредиты в валюте Российской Федерации, предоставленные из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

- кредиты международных финансовых организаций в валюте Российской Федерации;

- остатки средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;

- иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета:

- поступления от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

- кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте;

- кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;

- иные источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Экономистами выделено три основных способа покрытия дефицита государственного бюджета:

- за счет денежной эмиссии;

- за счет внутренних и внешних государственных займов;

- повышение налоговых ставок, введение специальных налогов.

Доктор экономических наук В.С. Левин в своей статье рассматривает государственные облигации, как один из источников финансирования дефицита бюджета[5]. Проведённый им анализ практического использования эмиссии государственных облигаций показал, что Российская Федерация способна эффективно использовать долговые обязательства. Об этом свидетельствуют исторические факты, достаточно успешная реализация основных направлений долговой политики. Действительно, государственные облигации являются эффективной формой кредита, которая дает возможность привлекать финансы для покрытия бюджетного дефицита.

М.Н. Фешина выделяет следующие меры по снижению бюджетного дефицита[6]:

- конверсия (изменение условий займа, касающихся доходности);

- переход от финансирования к кредитованию;

- ликвидация дотаций убыточным предприятиям;

- снижение расходов на управление государством;

- изменение системы налогообложения;

- повышение роли местных бюджетов;

- сокращение военных расходов;

- сохранение финансирования только самых важных программ;

- создание условий для привлечения иностранных инвестиций;

изыскание дополнительных источников дохода.

Методы, применяемые на данный момент, показали себя неэффективными, а уровень бюджетного дефицита достиг наибольшего объема за последние годы.

Одним из таких методов стало повышение доходов. Показатели доходов федерального бюджета  отражают значительное их снижение, причиной которого стало замедление динамики экономической деятельности по большинству ее видов, а также падение темпов экономического роста.

Действия, которые предпринимало правительство для повышения доходов, не оказали воздействия. К примеру, для влияния на величину налоговых доходов было предпринято:

- изменение налогового законодательства, главным образом за счет введения повышающих коэффициентов, изменения ставок, снижения величины налоговых льгот, связанных с экспортом.

- введение в 2014г. нового источника – был установлен норматив зачисления в федеральный бюджет налога на доходы физических лиц, уплачиваемый иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа в размере 50 %.

При этом мероприятия, влияющие на неналоговые доходы, остались незамеченными.

Неналоговым доходам должно уделяться значительное внимание, т.к. рост доходов от внешнеэкономической деятельности и доходов от продажи материальных и нематериальных активов в 2014г. позволил бюджету быть исполненным с профицитом, притом, что налоговые доходы (зависящие во многом от цен на нефть) не стали главным источников формирования бюджета.

Однако, несмотря на все мероприятия, направленные на повышение доходов существуют факторы, отрицательно сказавшиеся на этом показателе. К примеру, изменение курса доллара США на рубль и цен на нефтепродукты, отсутствие поступлений по некоторым статьям доходов, изменение некоторых аспектов законодательства, усложняющих процесс оформления отчетности для организаций, а также большое количество пересмотров проекта бюджета, в результате которых не были учтены некоторые виды доходов.

Другой метод – это оптимизация расходов, которая также не смогла помочь снижению уровня дефицита бюджета. Произошли серьезные преобразования в администрировании расходов, усилен контроль за направлением средств на различные цели. Достаточно много мелких организаций было объединено под одним руководящим центром, к примеру, в сферах здравоохранения и образования, что позволило сократить излишние расходы на управление ими.

Помимо этого произошло снижение финансирования по отдельным разделам классификации расходов, что позволило исполнять бюджет с меньшим финансированием, чем предусмотрено по плану. Однако данные мероприятия могли нанести урон качеству услуг, финансирование которых обеспечивает государство.

Данная величина должна стать оптимальной для того, чтобы государство могло выполнять все государственные программы и выполнять долговые обязательства, а значит оптимизация расходов, как основной метод снижения дефицита не будет использоваться, а скорее станет лишь фактором повышения результативности и качества финансирования.

На основании проведенного исследования сравним способы финансирования бюджетного дефицита в табл. 1.

 

Таблица 1 – Сравнительная характеристика способов финансирования бюджетного дефицита

Способ финансирования бюджетного дефицита Достоинства Недостатки
Эмиссионный способ (денежная эмиссия) 1. Повышается совокупный спрос и растет объем производства. 2. Стоимость кредита снижается, что стимулирует инвестиции, приводящие к увеличению совокупных расходов. 1. В долгосрочной перспективе увеличение денежной массы приводит к инфляции. 2. Обратная сторона уменьшения процентной ставки – увеличение совокупных доходов, рост деловой активности и увеличение инфляционного разрыва.
Внутренний долг 1. Объем денежной массы остается неизменным. 2. Дает быстрый финансовый результат для государства. 1. Привлеченные суммы зависят от уровня жизни населения – чем он ниже, тем меньше можно привлечь. 2. Необходимость платить по обязательствам.
Внешний долг 1. Привлечение крупных сумм для покрытия дефицита бюджета. 2. Дает быстрый финансовый результат для государства. 1. Высокие проценты по долгам. 2. Выведение денег из экономики.
Усиление налоговой нагрузки (повышение налоговых ставок, введение новых налогов и т.д.) 1. Увеличение доходов бюджета.   1. Увеличение налоговой нагрузки ведет к развитию теневой экономики.

 

Таким образом, сравниваемые способы имеют достоинства и недостатки. Государству необходимо выбирать несколько способов покрытия бюджетного дефицита.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 1567.