Характеристика театрализованных игр, их значение для развития индивидуальности, творческих способностей детей и их положительных взаимоотношений. Виды театрализованных игр, их характеристика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Театрализованные игры - это творческие игры ,в основе которых лежит лит произведение. Ценность - формируют у детей чувство партнерства, гуманность чувств,

творческие способности ,способствуют более раннему выявлению индивидуальных особенностей детей, их способностей.                           

Виды 1. Настольные театрализованные игры: настольный театр игрушек, настольный театр рисунков,конусный театр. 2.Стендовые театрализованные игры игры: стенд-книжка;. фланелеграф; теневой театр. 3.Игры-драматизаци, включающие: пальчиковый театр; театр би-ба-бо; кукольный театр, игра-драматизация с шапочками на голове; импровизация.

Особенности руководства в младшей группе: главная цель - заинтересовать и вовлечь детей в эту деятельность. Педагог решает такие задачи: а) знакомить с отдельными видами театральных игр; б) обучать элементарным приемам вождения объемных игрушек и плоскостных персонажей на столе; в) содействовать развитию речи и двигательных способностей детей. Д. просматривают спектакли, подготовленные взрослыми или детьми старших групп; разыгрывают небольшие занимательные сценки при помощи игрушек или плоскостных фигур. Воспитатель развивает у детей имитационные подражательные движения, способность к словесным импровизациям.

   В ср. группе - углублять знакомство детей с разными видами театрального искусства; продолжать обучать приемам вождения разнообразных персонажей (пальчиковый, объемный и театр би-ба-бо);содействовать развитию самостоятельности, творчества, интонационной выразительности речи; продолжать работу по развитию словесной импровизации, знакомить детей с простейшими приёмами составления сюжета; начинать знакомить с приемами организации и проведения театрализованных представлений.

В старшей группе возможности детей возрастают. Д. продолжают осваивать приемы работы с кукольным материалом, упражняются в приемах вождения персонажей театра би-ба-бо и его основной атрибутикой, осуществляется работа по развитию у детей способности к выразительной передаче образа, творческой фантазии, образного мышления; д. учатся быть в роли ведущего, режиссёра-постановщика, художника-декоратора; формируются навыки совместного творчества в процессе подготовки к театрализованным представлениям.

Подготовка к театрализованной игре осуществляется в 3 этапа

1- освоение литературного текста, который будет драматизировать­ся;

2этап реализуется в общей системе воспитания и обучения детей группы (дети приобретают и расширяют представления о пер­сонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.).

3- сама театрализованная игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки.

 

19. Значение дид. игры для развития дош-ка. Стр-ра и х-ка компонентов д/и. Виды д/и, их х-ка и значение. Осн. особенность д/и опред-ся названием, т.е. это игры обучающие. Они разрабатываются взрослыми для воспитания и обучения детей. Иными словами, «д/и» это специально созданная или приспособленная для цели обучения игра. Это игры, которые способствуют развитию познавательной деятельности.

В структуру д/и входят 4 важных компанента:

1. Обучающая или дид. задача. Это основной элемент д/и, которому подчинены все другие элементы. Для детей обучающая задача формируется как игровая: н-р, в д/и «Узнай по звуку» обуч-ей задачей является развитие у детей слухового восприятия, научить детей соотносить звук с определенным предметом, а для детей педагог предлагает игровую задачу «Будь внимательным, прислушайся, какой предмет звучит?». Либо обуч. задачей в д/и «Найди домик»,  будет закрепление у детей представлений о геом. фигурах. Игровой задачей для детей: соотнести форму предметов с геом-ми образцами - «Найди похожий».

2. Игровые действия. Это те способы проявления активности ребенка в игре, с помощью которых оно достигнет поставленной цели.

3. Игровая задача, которая ставится перед ребенком от игрового действия.

4. Игровые правила. Они определяют, что делать и как делать в игре.

И дид. задача, и игровая задача, действия и правила связаны между собой. Для детей дош. возраста д/и,  как правило, подбирается с учетом возраста и может использоваться в различные временные отрезки режима. В дош. педагогике сложилось традиционное деление д/и на три основных группы:

1) Игры с предметами; 2) настольно-печатные; 3) словесные.

1 – игры с предметами: разнообразны по содержанию, материалу, организации. В качестве материала в таких играх можно использовать: игрушки, реально существующие предметы, объекты природы.

2 – наст.-печ.: это игры типа лото, домино, игры с пазлами, мозаика. Такие игры развивают логическое мышление, способность к обобщению.

3 – словесные – которые используются в работе среднего и старшего дош. возраста, с целью закрепления представлений, полученных на занятиях.

20. Своеобразие трудовой деятельности (тр.д.) дош-ов, психологические предпосылки ее освоения и развития. О необходимости приучения детей к труду высказывались многие педагоги: Коменский, Песталотти, Макаренко, Ушинский. Говоря о трудовом воспитании подросткового поколения, педагоги особое внимание уделяли трудовому воспитанию дошкольников. Они считали, что: 1) труд укрепляет ребенка физически; 2) труд требует от ребенка сообразительности, внимательности, то есть тренирует его память; 3) труд развивает мышление ребенка, т.к. он должен что-то сравнивать, сопоставлять, устанавливать связи между своей деятельностью и результатом труда; 4) в труде воспитывается ответственность, обязательность, исполнительность.

В целом говоря о труд. воспитании дош-в следует сказать, что труд в этом возрасте способствует уважение к труду и привычке трудиться.

Своеобразие тр. д. дош-ов заключается в том, что,

во-1, труд дош-ов тесно связан с игрой. Это выражается в том, что дош-ки часто выполняя какое-либо трудовое задание переключаются на игру и наоборот, в игровой деятельности могут исполнять трудовые навыки;

во-2, тр. д. дош-ов постоянно развивается.

Развитие тр. д. дош-ов отражается в совершенствовании основных компонентов тр. д. детей:

а) трудовые навыки. В раннем и дошкольном детстве складываются основные предпосылки к овладению основными орудийными операциями. Даже старшие дош-ки к моменту поступления в школу овладевают лишь простейшими орудиями труда;

б) постановка цели тр. д. Младшие и средние дош-ки не умеют самостоятельно формулировать цель тр. д. Как правило, эту цель определяет педагог. Первые навыки постановки цели тр. д. дети приобретают в старшем дош. возрасте;

в) мотивы тр. д. У мл. д-ов мотивация трудиться часто связана с внешней привлекательностью труда (костюмов). С возрастом и под влиянием педагога мотивы тр. д. старших д-ов становятся более осознанными и нацеленными на общественную пользу:

г) планирование тр. д. Младшие и средние д-ки часто планируют само выполнение трудовой операции, не включая в этот процесс подготовку, организацию, обдумывание последовательности действий и вообще не включают анализ и контроль собственной деятельности. Старших д-ов необходимо приучать к определенному алгоритму собственной тр. д. и особенно важно – к анализу (критическому); 

д) результативность тр. д. Во-1, В процессе тр. д. педагог должен формировать у детей умение правильно, объективно оценивать результат своего труда. Во-2, Детей нужно приучать объяснять       к пониманию зависимости результата труда от планирования тр. д. С педагогической т. зр. важно оценивать любой результат тр. д. детей. В-3, тр. д. дош-ов не является профессиональной. Однако нельзя недооценивать тр. д. дош-ов, т.к. у детей формируются определенные трудовые навыки и осознание необходимости труда. В-4, детский труд не имеет материального вознаграждения. Однако, очень важно поощрять детский труд и делать вознаграждение в виде похвалы, значков и т.д. За любой труд ребенка нужно хвалить, категорически запрещается трудом наказывать.; В-5, детский труд носит необязательный, непостоянный х-р. Чаще всего х-р детского труда ситуативный. Но его отсутствие влечет негативные результаты в формировании личности ребенка; В-6, результат детского труда не является общественно значимым, т.е. в процессе тр. д. ребенок не создает никаких материальных ценностей. Однако, в процессе тр. д. важно стимулировать ребенка различными заинтересовывающими приемами (сделать что-то, чтобы всем было хорошо, чтобы было чисто и уютно, чтобы помочь помощ. воспитателя). Иными словами, ребенок должен понимать, что то, что он делает, кому-то нужно;

В-7, в связи с тем, что тр. д. дош-ов постоянно развивается, она не носит самостоятельный х-р. И дети постоянно нуждаются в прямом или опосредованном руководстве со стороны воспитателя.

Требования к организации детского труда:

1. Систематичность.

2. Посильность рабочей нагрузки. Имеется в виду определение оптимальной нагрузки, ни низкой ни высокой, т.к. неправильно определенная нагрузка может расхолаживать детей или вызывать отторжение.

3. Правильный подбор оборудования для детского труда. Оно должно быть безопасным, удобным в использовании, соответствовать физическим возможностям детей, привлекать внимание детей.

4. Создание в группе трудовой атмосферы. Организуя труд детей, педагог должен помнить, что его помощь не должна заменять труд самого ребенка и давая оценку труда детей следует обязательно дифференцировать эту оценку.

Виды труда детей. Содержание и воспитательное значение.

В дошк.пед-ке по содержнию опр-т 4 вида труда детей: 1) самообслуживание, 2) хоз.-бытовой труд, 3) труд в природе, 4) художественный (ручной) труд. Содержание труда детей определяют и формы организации труда, и возраст с которого этот вид труда вводится в программу. Так, самообслуживание планируется во всех возрастных группах, хоз.-быт. и труд в природе тоже во всех группах, ручной труд – в работе со старшими дошкольниками.

Самообслуживание – труд реб-ка, направленный на обслуживание реб-ком самого себя и выражающийся в заботе о чистоте своего тела, порядке в одежде, готовности реб-ка делать это без упоминаний и указаний.

Своеобразие: этот вид труда появляется в жизни реб-ка самым первым, рез-т С. всегда очевиден, перед реб-ком в С. стоит конкр.цель, которая понятна и жизненно необходима. С. – это вид труда, кот обеспечивает норм.жизнедеятельность реб-ка.

ХБТ – это труд, напр-й на поддержание чистоты и порядка в группе и на участке, а т.ж. на оказание помощи взрослым при проведении режимных процессов. Этот вид труда появл. в мл.дошк.возрасте, но расцвета достигает в старшем. Специфика: необходим не только в УДО, но и дома, некоторые труд.операции имеют цикличность (дежурство), рез-т ХБТ иногда не заметен, но ощутим, ему не всегда придается особое значение (убрали игрушки). ХБТ – деятельность, кот.вызывает у детей интерес и чаще всего выражается в игр.деятельности.

Труд в природе – труд по уходу за растениями и животными в уголке природы, на участке, цветнике, огороде. Специфика: рез-том явл. часто материальный продукт (овощи, цветы), часто имеет остроченный хар-р, требует особой осторожности (с обитателями жив.уголка).

Художественный (ручной) – труд, направл-й на удовлетворение эстетич.потребностей детей. Рез-ом этого труда явл.изготовленные под руководством в-ля различные поздравит.открытки, сувениры, ддр.поделки. Специфика: планируется только в работе со старшими дошк-ми под непосредственным руководством взрослого, тесно переплетается с конструированием. По своему содержанию очень разнообразен и не требует от детей опр.уровня сформированности каких-то труд.навыков.

Психолого-пед.основы сенсорного воспитания. Задачи. Содержание.

Сенсорное В. – это целенапр. процесс воздействия с целью формир-ия способов чувственного восприятия окр.действительности, совершенствования процессов ощущения и восприятия. СВ лежит в основе интеллектуального развития чел-ка. Это объясняется тем, что самые первые впечатления о предметах окр.мира реб-к получает ч/з ощущение и восприятие. Он еще не знает, как называется предмет, но уже его видит, чувствует запах и т.п. Затем реб-к знакомится с названием предмета, запоминает его, и при повторном восприятии активизируются мозговые, речевые центры, реб-к думает, вспоминает, говорит. СВ в дошк.возрасте включает: 1)ознакомление детей с опр.свойствами, качествами, признаками предметов, 2)формирование системы перцептивных (обследовательских) действий. Для того, чтобы научить различать предметы, их признаки, уже в дошк.возрасте знакомят с системой сенсорных эталонов: 1) с-ма эталонов цвета (цвета спектра + серый, белый, черный и оттенки), 2) эталонов формы (плоскостные фигуры, объемные формы), 3) величины, 4) времени, 5) пространственных направлений (право-лево, верх-низ и т.д.)

Задачи СВ: 1) формирование перцептивных действий – умения, кот.предполагают сформированность таких навыков, как: ощупывание, прокатывание, определение величинных признаков, свойств и качеств предметов и т.д.; 2) формирование системы сенсорных эталонов; 3) формирование умения сам-но применять перцептивные действия и системы сенс.эталонов (должен научиться называть все внешние характеристики предмета и уметь выявлять скрытые свойства и качества предметов).

СВ – сложный процесс. В нем выделяют 4 этапа: 1) цель – привлечь внимание детей к признаку, который д.б. усвоен (пед-г подбирает предметы одинаковой формы и обращает внимание детей на это сходство); 2) цель – сформировать перцептивные действия, большое значение имеет помощьи образец в-ля, кот. Показывает каждое новое перц.действие, учит устанавливать связь м/д особенностями предмета и теми свойствами, которые проявляются в нем (шар круглый – он катится); 3) цель – ознакомление детей с системой сенсорных эталонов. У детей начинают форм-ся педставления о каждой, напр-р, геом.фигуре (цветах, величине) в процессе таких действий как «собери все треугольные фигуры в эту коробку»; 4) цель – создание условий для сам-го применения сенсорных эталонов и перцептивных действий. Педагог м.использовать для этого все виды деятельности (собрать для игры предметы круглой формы).

Т.о., СВ и развитие оказывает решающее влияние на развитие познавательных процессов дошкольников.

23. дидактические принципы обучения, специфика их использования в дошкольном образовании.

 Дид. пр-пы обуч-я – это те законы и положения , с учетом которых строится процесс обучения. Руководствуясь дид. принципами педагог отбирает осн. мет. и приемы обучения.к осн. дид. Принципам обуч-я детей дошкольного возраста относится:

1. Принцип гуманизации и демократизации уч. процесса – он реализуется в умении педагога создать все условия для развития каждого ребенка в группе, в уважении к личности ребенка , а также в возможности педагога выбирать наиболее приемлимые для своих воспитанников формы, мет., приемы обучения.

2. Принцип восп-его обучения. Любой правильно орг. уч. процесс всегда носит воспитательный характер, т.к. педагог не только дает детям конкретные знания, но и формирует у детей культуру поведения, знакомит с нормами этикета, формирует у детей правильное отношение к отд. явлениям жизни, предмета.

3. Принцип развивающего обучения. Этот пр-п был выдвинут и предложен Л.С. Выготским. В основе его учения лежит понятие о зоне ближнего развития ребенка. Ученый утверждал, что обуч-е детей должно опережать их развитие, т.е. вызывать небольшие трудности. Только тогда обуч-е будет развивающим.

4. Принцип научности. Этот пр-п предлагает подачу детям только достоверных знаний, правдивых. Эти знания должны стать основой для обуч-я детей в школе.

5.  Принцип наглядности. Этот пр-п предполагает использование нагл. материала.

6. Принцип доступности. Весь материал должен быть понятен детям, соотв. их возрастным возможностям , не вызывать у детей умств. перенапряжения. В тоже время нельзя давать слишком облегченный. материал.

7. Принцип учета возрастных и инд. особенностей. С учетом этих особенностей педагог должен осущ. работу и на занятиях и в повседн. деят-ти.

8. Принцип системности и посл-ти. Реализация этого принципа предпол., что весь матер. усваивается постоянно, а не скачкообразно и каждая новая порция знаний опирается на то ,что уже дети знают.

9.  Пр-п связи с жизнью. Все знания , которые даются детям должны быть использаваны ими в дальнейшем. Кроме того знания , кот. даются на занятиях часто способствуют их более успешной социализации.

10. Принцип осознанности и активности детей в процессе обуч-е Успешность обуч-я зависит от прочности полученных детьми знаний. Осмысленность полученых детьми знаний проявл-ся в поведении детей , в их вопросах, в самост. выполнении, в быстроте реакции, в быстроте ответов. Задача воспитателя вызвать интерес к учебной деят-ти, добиваться позн-ой активн. ребенка в процессе обучения. .

Руководствуясь дид. принципами педагог должен обеспечить усвоение прогр. задач с каждым воспитанником группы.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 505.