Методы педагогического исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методология - учение о методе (гр.) - занимается теоретическими проблемами путей и средств научного познания и закономерностями научного исследования как творческого процесса.

Методы - это пути и способы, которыми наука получает факты, знания.

Педагогическое исследование - поиск путей, средств и методов усовершенствования педагогического процесса.

Исследование представляет собою процесс, ведущий к формированию новых научных знаний. Существуют различные виды исследования. По продолжительности исследования делятся на краткосрочные и долгосрочные. По глубине познания:

а) описательные (диагностические) - например, определяют уровень готовности ребенка к школе;

б) исследования, объясняющие явления и их причины;

в) эвристические исследования (открывают новые процессы).

В зависимости от цели и задач исследование может постичь свой предмет с разной мерой полноты: частичные (специальные) и комплексные.

Основой научного исслед-я явл-ся следующие положения (принципы):

1) объективность рассмотрения явления;

2) необходимость рассмотрения фактов относительно других;

3) соединение анализа и синтеза.

Психолого-педагогическое исследование включает 5 этапов.

1 этап. Определение проблемы и постановка цели исследования.

Изучение и анализ психолого-пед. литературы, формулировка гипотезы, определение задач исследования.

П этап. Проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

Ш этап. Формирование теорет. выводов, обработка полученных фактов.

IV этап. Оформление результатов научного исследования.

V этап. Внедрение результатов исследования в практику работы.

Группы методов пед. исслед.

1. Методы исторического исследования. (изучение пед. наследия).

2. Эмпирические (наблюдение, эксперимент, опрос, изуч. продуктов детской деят-сти, изуч. пед характеристик).

Наиболее доступным методом пед. исследования является наблюдение - планомерное изучение исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Наблюдение характеризуется наличием цели, задач, программы, методики и техники наблюдения. Научное наблюдение требует объективной и точной фиксации фактов (протоколы, записи в дневнике и т.д.) и обработки результатов.

Педагогический эксперимент заключается в специальной организации педагогической деятельности учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных предположений или гипотез.( естественный, лабораторный, констатирующий, формирующий, контрольный.)

В пед. практике широко используются опросные методы: беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование.

3. Теоретические-работа с литературой.(сост. библиографий, реферирование, конспектирование, цитирование).

4. Статистические. (матем. обработка данных: ранжирование и регистрация).

7. Основн. факторы форм-ия личности реб-ка., их взаимосвязь

 В наст. вр. проблема форм-ия линости реб-ка явл. одной из наиболее обсуждаемых.

В мировой педагогике в разное время сущ. Разные взгляды на эту проблему.

«Теория свободного воспитания» Ж.Ж.Руссо, «социологическая теория ДжЛокка» (теория истой доски) и др.

В отечеств. педагогике вопросами формир. личности реб-ка занимались Тугаринов, Амосов, Анохин.

Каждый чел-к, носящий общественное сознание и являющийся общественным сущ-вом, явл. личностью.

Чел-к, только что появившийся на свет явл. индивидом, т.к. в его сознании ещё нет отпечатков социума, образования, воспитания.

Отечеств. педагоги доказали, что на формир-ие личности чел-ка оказ. влияние три основн. фактора: 1) наследственность,

2) среда, 3) воспит-ие. Их можно разделить на биологические (1) и социальные (2,3).

Наследственность – это генетич. программа биологич. признаков, к-ые реб-к получает от родит. при рождении.

Наследственная программа состоит:

1) постоянная часть (рождение чел-ка чел-ком)

2) переменная часть (особ-сти нервной системы, предрасполож. к опред. заболеваниям).

Наследственность явл. обязат. компонентом в программе восп-ия, к-ый надо учитывать, т.к. иенно по наследству могут передаваться от родит. к детям опред. задатки (к музыке, худ. деят-сти, заболеваниям).

В наст. вр. учёные исследуют проблему передачи по наследству интеллект. способн. детей, отдельных проявлений х-ра, особ-сти поведения.

Многие педагоги считают, что наследственность – важный фактор, но не определяющий.

Среда – это окружающие реб-ка обществ., материальн., духовн. условия, а также окружающие его люди.

Социальная среда в широком смысле – это то общ-во, в котором растёт и воспитывается ребёнок, впитывая в себя традиции культуры, быта, эл-ты социализации.

В узком смысле среда (микросреда) – это то социальное окружение, семья, круг друзей, к-ые окружают чел-ка.

Воспитание – наиболее целенаправленный фактор формирования личности, в отличие от среды, к-ая действует стихийно, восп-ие всегда имеет конкретные цели.

8

 

9. Понятие и сущность социально-правовой защиты детей. Основные международные и национальные акты защите прав ребенка. Структура и содержание Конвенции о правах ребенка, принятой и утвержденной Генеральной ассамблеей ООН(1989).В нашей стране права реб регулируются зак-ом о правах реб и междун конвенцией о правах реб. Закон РБ п права реб принят 25.10.2000г В законе 6 глав, где отражены права и обязанности реб,до 18 лет.14 статей. В каждой статье рассм права реб как будущего гражданина(права на жизнь, на охрану здоровья и т.д.) 2ГЛ- реб и мемья:права на жилье, на имущества права детей инвалидов.3ГЛ-ответственность и права реб:при авариях, катастрофах.В последнем варианте 3 главы получила название реб и общество, п дети в неблагоприятн усл-4ГЛ. 5ГЛ-реб и междунар отношения.6ГЛ-ответственность за нарушение данного закона. 1-ый международный документ по правам реб-Декларация прав реб-1924,Лигай Нации.Деклар не имеет обязательной силы, носит рекомендательный характер. Конвенция-соглашение,которая имеет обязател силу для гос-в,которые присоединились. В1989 генеральная асамблея ООН приняла конвенцию о правах реб Документ содержит 54 статьи. Конвенци расшифрована 20 госуд мира из разных регионов.Конвенции о правах реб явл 1-м и основным документам межд правового характера,который обязат к осполнению.В нашей стране конвенц начала действ 2 .09.1990 Конвенция универсальна Она провозглашает интересы детей.Идея Конв- создание условий для успешной реализации интересов детей.4 основных требования конв: выживание, развитие, защита, обеспечение участие в жизни общества.Конв провозглашает реб полноправным и полноценной личностью-это один из главных соц-правовых принципов построения Конвенции.Главная идея конв- обеспечение свободы каждому реб для развит моральных, интеллект, творческих способностей.Краткая хар-ка: СТ1-4-определение реб, СТ5-17-права реб на жизнь, имя,веру.СТ26-31-перечень прав детей на образование, на получение бесплатного образ-я,особенно начального.СТ32-36-защита гс-ва от экономич, сексуальн, и любой другой эксплуатации.Ст37-40- ответственность реб в случаи совершения им правонарушения или преступления.Ст41-45-это 2Ч Конвенции, где говорится о механизме контроля за соблюдение конвенции.В3Ч 46-54- проблемы госуд регулирования требований конвенции.

10.Характеристика семьи как социального воспитательного института. Роль семьи в воспитании ребенка.Семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. По составу семьи делятся: на простые, расширенные, неполные, материнские, выделяются семьи повторного брака. В настоящее время отмечается рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает детей. В такой семье детям не хватает общения, представления об опыте родительства формируются лишь наполовину. Такую же структуру имеет материнская (внебрачная) семья, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. Статистика свидетельствует о росте «внебрачной» рождаемости: каждый шестой ребенок появляется у незамужней женщины. Часто ей всего 15–16 лет, она не в состоянии ни содержать ребенка, ни воспитывать его. Зрелые женщины (возраст около 40 лет и выше) стали создавать материнские семьи, сознательно сделав выбор «родить для себя». К важнейшим функциям семьи относят следующие:1) репродуктивную, предполагающую биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личностном плане. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способность к обучению и социализации.2) защитную – во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. 3) досуговую – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов. Члены семьи, как правило, знают об интересах друг друга и разделяют их. 4) коммуникативную, предполагающую удовлетворение одной из основных потребностей человека – потребность в общении.5) экономическую – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества. 6) хозяйственно-бытовую, предполагающую организацию быта и обеспечение первичных потребностей членов семьию7) Главной функцией семьи воспитательная функция, обеспечивающая передачу социального опыта от старшего поколения младшему, воспитание личности, отвечающей запросам общества.Все формы работы с семьей можно разделить на: - индивидуальные;- коллективные;- наглядно-информационные. Индивидуальные формы: Приобщение родителей к оказанию посильной помощи в багоустройсте группы и д\у - родители могут помочь в оформлении декораций и изготовлении костюмов к праздникам, починить сломанные игрушки, обновить оборудование на участке и т.п.Коллективные формы работы:День открытых дверей дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями. Беседы групповые. Консультации. Обычно составляется система консультаций. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке.Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить специалистов (врача, юриста). Предусматриваются и выступления родителей. Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Семейные клубы. клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Совместные праздиники и развлечения. Выставки совместных работ детей и родителей К наглядно-информационным формам взаимодействия можно отнести:.Кроме того, в уголке для родителей ежденевно сменяется информация о меню, занятиях с детьми, помещаются объявления, регулярно обновляется информация по насущным, актуальным вопросам жизни детей группы ( поздравления с праздниками, благодарности за оказание помощи, краткие рекомендации по вопросам воспиния, детского чтения и т.п.) 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 216.