Паспорт фонда оценочных средств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Этапы формирования компетенций и шкала оценивания

 

Шкала оценивания
Этапы формирования
Код компетенции
                                                           

 

 

             
     

 

 


1.3. Перечень тем дисциплины нормальная физиология


Раздел 1. Общая физиология

Тема №1: «Введение в курс нормальной физиологии. Физиологические свойства и процессы возбудимых тканей».

Тема №2 «Физиология нервно-мышечного синапса, скелетных и гладких мышц».

Тема №3 «Основные виды, принципы, механизмы и уровни регуляции физиологических функций».

Тема №3 «Физиология нервного центра».

Тема №5 «Торможение и координационная деятельность ЦНС.».

Тема №6 «Физиология двигательной активности».

Тема №7 «Физиология вегетативной нервной системы».

Тема №8 «Физиология желез внутренней секреции».

Раздел 2. Частная физиология

Тема №9 «Форменные элементы крови».

Тема №10 «Физико-химические свойства крови».

Тема №11 «Иммунологические свойства крови».

Тема №12 «Внешнее дыхание».

Тема №13 «Регуляция дыхания».

Тема №13 «Физиологические свойства сердечной мышцы. Одиночный цикл сердечной деятельности».

Тема №15 «Методы исследования деятельности сердца».

Тема №16 «Регуляция деятельности сердца».

Тема №17 «Физиология кровеносных сосудов. Артериальное давление и его регуляция».

Тема №18 «Пищеварение в полости рта и желудке».

Тема №19 «Пищеварение в кишечнике. Двигательная активность и всасывательная функции пищеварительного тракта».

Тема №20 «Метаболические основы физиологических функций».

Тема №21 «Физиология системы выделения».

Раздел 3. Интегративная физиология

Тема №22 «Общие свойства и закономерности функционирования сенсорных систем (анализаторов). Физиология зрительного анализатора».

Тема №23 «Физиология слухового, вестибулярного и кожного анализаторов».

Тема №23 «Врожденные и приобретённые формы поведения».

Тема №25 «Физиологические основы высших психических функций человека».

Тема №26 «Зачетное занятие по практическим навыкам»

 

 

Перечень практических навыков, которыми должен обладать

студент после освоения дисциплины нормальная физиология

1. определение групп крови и резус принадлежности крови;

2. определения содержания гемоглобина в крови по методу Сали;

3. оценка результатов общего анализа крови;

4. оценка времени свертывания крови;

5. оценка осмотической устойчивости эритроцитов;

6. подсчет эритроцитов и лейкоцитов;

7. пальпация пульса;

8. измерение артериального давления;

9. спирометрия;

10. динамометрия;

11. определение остроты зрения;

12. периметрия;

13. проведение слуховых проб Вебера и Риннэ;

14. исследование биноурального слуха;

15. выслушивание тонов сердца;

16. исследование реакции зрачков на свет.

 

 

Раздел 1. Общая физиология.

1. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании материалистических основ в физиологии. Принцип нервизма.

2. Понятие о норме и здоровье. Физиология, как научная основа диагностики здоровья и прогнозирования функционального состояния и работоспособности организма.

3. Уровни регуляции функций. Виды и механизмы регуляции. Понятие о саморегуляции.

4. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. История развития учения о рефлексе. Философские принципы рефлекторной теории. Определение рефлекса. Структурная основа рефлекса, характеристика её компонентов.

5. Учение П.К. Анохина о функциональных системах и саморегуляции функций. Классификация функциональных систем. Принципиальная схема гомеостатической функциональной системы и анализ её элементов.

6. Возрастные особенности формирования и регуляции физиологических функций. Системогенез.

7. Виды гуморальной регуляции, характеристика и классификация физиологически и биологически активных веществ. Взаимоотношение нервных и гуморальных механизмов регуляции.

8. Понятие о гомеостазе и гомеокинезе. Принципы саморегуляции постоянства внутренней среды организма.

9. Строение и функции возбудимых мембран. Ионные каналы мембран. Ионные градиенты клетки, механизмы их образования.

10. Раздражимость, возбудимость как основа реакции ткани на раздражение. Раздражители, их виды и характеристика. Другие физиологические свойства возбудимых тканей.

11. Мембранные потенциалы, их классификация. Потенциал покоя и механизм его возникновения.

12. Потенциал действия, его фазы и биофизические механизмы происхождения.

13. Возбудимость. Меры возбудимости. Электрофизиологические механизмы изменения возбудимости. Соотношение фаз возбудимости с фазами потенциала действия.

14. Законы раздражения возбудимых тканей.

15. Механизм проведения возбуждения по миелиновым и безмиелиновым нервным волокнам. Функциональная классификация нервных волокон. Законы проведения возбуждения по различным возбудимым тканям.

16. Строение и классификация синапсов. Механизм передачи возбуждения в синапсах (электрических и химических). Ионные механизмы формирования постсинаптических потенциалов. Особенности строения и передачи возбуждения в нервно-мышечных синапсах.

17. Современная теория мышечного сокращения и расслабления. Физические и физиологические свойства мышц. Типы мышечных сокращений. Сила и работа мышц.

18. Одиночное мышечное сокращение и его фазы. Тетанус и его типы. Оптимум и пессимум частоты раздражения. Лабильность.

19. Двигательные единицы, их классификация. Механизм возникновения тетануса в естественных условиях.

20. Особенности строения и функций гладких мышц.

21. Нейрон, как структурно-функциональная единица ЦНС. Классификация нейронов, их функциональные структуры. Механизм возникновения возбуждения. Интегративная функция нейрона.

22. Типы нейронных цепей и основные принципы распространения возбуждения по ним. Типы иррадиации и конвергенции процесса возбуждения.

23. Широкое и узкое понятие нервного центра и его основные физиологические свойства.

24. Торможение в ЦНС, его виды и механизмы.

25. Современные представления об интегративной деятельности ЦНС. Взаимодействие между различными уровнями ЦНС в процессе регуляции функций организма. Общие принципы координационной деятельности ЦНС.

26. Основные функции спинного мозга и их морфофункциональная характеристика. Кожные и сухожильные рефлексы у человека, их значение в клинике. Основные спинальные вегетативные рефлексы.

27. Спинальные механизмы регуляции мышечного тонуса и фазных движений. Роль проприоцептивных рефлекторных дуг в саморегуляции этих функций.

28. Супраспинальные механизмы регуляции мышечного тонуса. Децеребрационная ригидность и механизм ее возникновения.

29. Статические и статокинетические рефлексы (Р. Магнус). Саморегуляторные механизмы поддержания равновесия тела.

30. Ретикулярная формация ствола мозга и ее нисходящее влияние на рефлекторную деятельность спинного мозга.

31. Восходящее активирующее влияние ретикулярной формации ствола мозга на кору больших полушарий. Участие ретикулярной формации в формировании целостной деятельности организма.

32. Физиология мозжечка и его влияние на моторные и вегетативные функции организма. Нарушение двигательной функции при поражении мозжечка.

33. Лимбическая система мозга. Круги Пэйпса, их роль в формировании мотиваций и эмоций.

34. Гипоталамус. Роль гипоталамуса в интеграции вегетативных, соматических и эндокринных функций организма, отношение к организации мотиваций, эмоций, биоритмов.

35. Современные представления о локализации функций в коре больших полушарий мозга. Динамическая локализация функций.

36. Сравнительная характеристика соматической и вегетативной нервной системы.

37. Сравнительная морфо-функциональная характеристика симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. Синергизм и антагонизм их влияний. Понятие об адренергических и холинергических рецепторах.

38. Гормоны, их характеристика, механизмы действия на уровне клетки. Саморегуляция эндокринной системы

39. Гормональная регуляция уровня кальция в крови.

40. Гормональная регуляция уровня глюкозы в крови.

41. Физиология надпочечников. Роль гормонов коры и мозгового вещества в регуляции функций организма.

42. Гормоны гипофиза, его функциональные связи с гипоталамусом и эндокринными железами.

43. Гипоталамо-гипофизарная система, ее роль в адаптации организма к изменениям внешней среды.

44. Физиология щитовидной железы.

45. Половые железы. Мужские и женские половые гормоны и их физиологическая роль в формирования пола и регуляции процессов размножения.

Паспорт фонда оценочных средств

I. Цель, задачи дисциплины нормальная физиология

Цель дисциплины

Задачи дисциплины

В результате освоения дисциплины/практики обучающийся должен

Знать

Уметь

Владеть
Сформировать у студентов системные знания о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей, об основных закономерностях функционирования физиологических функций и механизмах их регуляции при взаимодействии между собой и с факторами внешней среды и их особенностях у детей и подростков, о физиологических основах клинико-физиологических методов исследования, применяемых в функциональной диагностике и при изучении интегративной деятельности человека, о физиологических основах здорового образа жизни

-формирование у студентов системных знаний о жизнедеятельности организма как целого, системного подхода в понимании физиологических механизмов, лежащих в основе взаимодействия с факторами внешней среды и реализации адаптивных стратегий организма человека и животных осуществления нормальных функций организма человека с позиции концепции функциональных систем;

- изучение студентами методов и принципов исследования оценки состояния регуляторных и гомеостатических систем организма в эксперименте, с учетом их применимости в клинической практике;

- изучение студентами закономерностей функционирования различных систем организма человека и особенностей межсистемных взаимодействий в условиях выполнения целенаправленной деятельности с позиции учения об адаптации;

-обучение студентов методам оценки функционального состояния человека, состояния регуляторных и гомеостатических при разных видах целенаправленной деятельности;

- изучение студентами роли высшей нервной деятельности в регуляции физиологическими функциями человека и целенаправленного управления резервными возможностями организма в условиях нормы и патологии;

ознакомление студентов с основными принципами моделирования физиологических процессов и существующими компьютерными моделями (включая биологически обратную связь) для изучения и целенаправленного управления висцеральными функциями организма;

- формирование у студентов основ клинического мышления на основании анализа характера и структуры межорганных и межсистемных отношений с позиции интегральной физиологии для будущей практической деятельности врача.

-основные свойства и состояния возбудимых тканей, механизмы биоэлектрических явлений и их роль в кодировании биологической информации;

- структурно-функциональные свойства и особенности регуляции процессов сокращения поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры;

- уровни, принципы и механизмы регуляции физиологических функций;

- принципы организации и функционирования центральной нервной системы (ЦНС) у человека и других млекопитающих, цефализации функций в процессе эволюции;

- роль различных отделов и структур ЦНС в регуляции соматических и висцеральных функций организма. Рефлекторные дуги с висцеральным и соматически компонентами;

-индивидуальные особенности организации и рефлекторной деятельности автономной нервной системы, ее участие в формировании целостных форм поведения;

-механизмы функционирования и принципы регуляции эндокринных клеток, желез внутренней секреции и особенности их взаимодействия в условиях целенаправленного поведения и патологии;

- систему крови и её роль в поддержании и регуляции гомеостатических констант организма, функции крови, характеристику и функциональные особенности физиологических констант крови; группы крови и методы их определения, резус фактор и его роль в патологии, правила переливания крови, процессы гемостаза;

 основные этапы, механизмы и показатели функции внешнего дыхания, дыхательный центр и его строение, особенности регуляции дыхания при различных нагрузках;

основные свойства сердечной мышцы и их отличия от скелетных мышц, механизмы электромеханического сопряжения;

основные механизмы регуляции деятельности сердца, сердечный цикл;

- физиологическую роль отделов сосудистой системы, линейную и объемную скорость кровотока, нейрогормональные механизмы регуляции сосудистого тонуса и системной гемодинамики;

- особенности структурно-функциональной организации микроциркуляторного русла различных регионов организма здорового человека, транскапиллярный обмен и его регуляция;

- роль белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов и воды в обеспечении жизнедеятельности организма;

- физиологические особенности регуляции обмена веществ и энергии в организме в условиях действия экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности, основы здорового и адекватного питания, принципы составления рационов;

- пищеварение как процесс, необходимый для реализации энергетической и пластической функций организма; особенности и закономерности структурно-функциональной организации функций желудочно-кишечного тракта, формирование голода и насыщения;

-основные процессы и механизмы поддержания постоянства температуры тела;

- основные этапы образования мочи и механизмы их регуляции;

- основные невыделительные (гомеостатические) функции почек;

-основные морфо-функциональные особенности организации различных отделов сенсорных систем;

- понятие и классификацию боли; особенности морфо-функциональной организации ноцицептивной и антиноцицептивной систем;

- формы проявлений высшей нервной деятельности (ВНД) у человека, классификацию и характеристику типов ВНД, варианты межполушарной асимметрии и её значение в деятельности врача;

- механизмы образования условного рефлекса и его торможения, роль в клинической практике, компоненты функциональной системы поведенческого акта;

- механизмы и особенности формирования основных функциональных систем (ФУС) организма (поддержания постоянства уровня питательных веществ в крови, артериального давления, температуры внутренней среды, сохранения целостности организма и др.).

- основные закономерности развития и жизнедеятельности организма детей и подростков на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования;

- анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового и больного организма ребенка и подростка;

- функциональные системы организма детей и подростков, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме и при патологических процессах;

Использовать знания о:

методологических подходах (аналитическом и системном) для понимания закономерностей деятельности целостного организма;

- теории функциональных систем для понимания механизмов саморегуляции гомеостаза и формирования полезного результата в приспособительной деятельности;

свойствах и функциях различных систем организма при анализе закономерностей формирования функциональных систем организма здорового человека;

механизмах формирования специфических состояний и интегративных функций, их зависимости от факторов внешней среды и функционального состояния организма;

- видах и механизмах формирования проявлений высшей нервной деятельности при анализе организации ФУС здорового человека, для понимания механизмов психической деятельности; различных состояний мозга, целенаправленного поведения человека;

Анализировать:

-закономерности функционирования возбудимых тканей, центральной нервной системы и желез внутренней секреции;

- проявления функций крови;

особенности - организации разных этапов дыхания и их регуляции;

функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной пищеварительной и терморегуляторной систем при обеспечении целенаправленной деятельности организма;

- закономерности функционирования сенсорных систем человека;

-особенности высшей нервной деятельности человека;

закономерности деятельности различных систем организма при разных функциональных состояниях;

- динамику физиологических процессов при стрессе

 

методами: - определение групп крови и резус принадлежности крови; - определения содержания гемоглобина в крови по методу Сали; - оценки резуль-татов общего анализа крови; - оценки времени свертывания крови; - оценки осмоти-ческой устойчи-вости эритроци-тов; - подсчета эритроци-тов и лей-коцитов; - пальпа-ции пуль-са; - измере-ния арте-риального давления; - спиро-метрии; - динамо-метрии; - опреде-ления ост-роты зре-ния; - перимет-рии; - проведе-ния слухо-вых проб Вебера и Риннэ; - исследо-вания би-ноурального слуха; - выслу-шивания тонов сердца; - исследо-вания ре-акции зрачков на свет.  

II. Этапы формирования компетенции и оценка результатов освоения дисциплины/практики

Контролируемые

компетенции

(или их части)

Контролируемые знания, умения, навыки

 (№ раздела дисциплины)

Наименование контрольно-оценочного средства

Количество

Формы оценивания 

ОК- 1.

 

ПК – 2, 3, 9, 16, 31, 32

 

 

Разделы № 1, 2, 3

 

 

Разделы № 1, 2, 3, практические навыки

 

Теоретические вопросы для экзамена   Тестовые задания (к-во вариантов бесконечно) Перечень практических умений Теоретические вопросы для экзамена Экзаменационные билеты

141

 

50

 

 

16

 

141

 

 

49

Собеседование по теоретическим вопросам

 

Тестирование,

Собеседование по теоретическим вопросам

Проверка выполнения практических навыков

                 

 

1.1. Содержание компетенций, формируемые в результате освоения дисциплины нормальная физиология                    

ОК-1 - владеть способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико- биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

ПК-2 - способности и готовности выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат ;

ПК-3 - способности и готовности к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности;

ПК-9 - способности и готовности к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач;

ПК-16 - способности и готовности анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов;

ПК-31 - способности и готовности изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования;

ПК – 32 - способности и готовности к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 252.