Обслуживание электрооборудования в действии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Грамотное вахтенное обслуживание электротехнических уст­ройств создает предпо

сылки к длительной эксплуатации исправного электрооборудования.

Вахтенному персоналу положено не реже одного раза за вахту, а электромеханику - не реже одного раза в сутки проверять чистоту электрооборудования, состояние аппарату-

ры управления, контроля и защиты, отсутствие недопу­стимой вибрации и шума, нагрев подшипников, корпусов электро­двигателей и различной электротехнической аппаратуры, нагруз­ку генераторов и двигателей по показаниям электроизмеритель­ных приборов.

       Своевременное удаление пыли и влаги, осевших на изоляцион­ных поверхностях, исключает появление токоведущих мостиков, поверхностный пробой и разрушение изоля

ции. Пыль и влага уда­ляются чистой ветошью, пылесосом или (из труднодоступных мест) сжатым воздухом давлением не выше 2 at ) из шлангов с мягкими наконечниками.

Аппаратуру контроля и защиты устанавливают только штат­ную. При появлении недопустимого уровня вибрации электротех­нической установки, ненормального шума в работающем электрическом аппарате принимаются немедленные меры для перехода на резервную и выключения дефектной.

Температуру подшипников и нагрев машин проверяют на ощупь или термометром. Применение спиртовых термометров ис­ключает погрешности измерений, создающиеся в ртутных термо­метрах в результате влияния переменных магнитных полей. Предельно до-

пустимые температуры нагрева подшипников качения + 95° С, подшипников скольжения +80° С.

Постоянное наблюдение за .показаниями приборов позволяет вахтенному персона-

лу следить за работой и нагрузкой электриче­ских генераторов и двигателей. Чрезмерное увеличение отдавае­мой генератором или потребляемой двигателем электрической мощно-

сти приводит к срабатыванию защитной аппаратуры и от­ключению электрической маши-

ны от сети, поэтому принимают не­обходимые меры к переводу нагрузки на резервный ге-

нератор, а электропривод отключают.

       При произвольном отключении автоматического воздушного выключателя генера-

тора автомат можно включить вновь. После повторного его срабатывания генератор выво-

дится из работы, включается резервный и выясняется причина неисправности.

       Все электрические переключения производятся с ведома и раз­решения электромеха

ника или вахтенного механика. Немедленное отключение ответственных механизмов и машин производится в том случае, если промедление может вызвать аварию судна или несчастный случай.

Меры электробезопасности при эксплуатации судового электрообрудования

Основные положения

Вопросам электробезопасности на современных судах, имею­щих широкую сеть электрифицированных механизмов, средств электрической автоматики контроля, сигнали

зации, измерения и защиты в условиях высокой влажности, тесноты судовых помеще­ний и наличия металлических конструкций, придается первостепенное значение.

       Эксплуатация судовых электротехнических устройств и систем объединяет комп-

лекс работ по вахтенному и техническому обслу­живанию, которые требуют от обслужива

ющего персонала глубо­ких профессиональных и технических знаний, выполнения правил безопасности при эксплуатации судовых установок, что в конеч­ном итоге является самым главным по предупреждению травма­тизма на судах.

       В процессе эксплуатации судового электрооборудования не исключается возмож-

ность повреждения изоляции электроустано­вок, заземляющих устройств, нарушения раз-

личного вида блоки­ровок и других технических неисправностей, в результате которых об-

служивающий персонал подвергается опасности воздействия электрического напряжения.

ёК обслуживанию судового электрооборудования допускаются работники не моложе 18 лет, годные по состоянию здоровья, имеющие необходимое электротехническое образова

ние и навыки самостоятельной работы на данных элект­ротехнических установках.

Обслуживание электрооборудования, выполняемое судовым персоналом в процесс

се текущей эксплуата­ции, разделяется по степени опасности и необходимым мерам защи-

ты на три категории: при полном снятии напряжения, при ча­стичном снятии напряжения и без снятия напряжения.

Работы, выполняемые при полном снятии напряжения, проводятся на обесточен-

ных участках или электроустановках, на кото­рые исключается подача напряжения от дру-

гого электрооборудо­вания, находящегося под напряжением. К работам этой категории от-

носятся все профилактические мероприятия, необходимый ре­монт кнопок, магнитных пу-

скателей, реостатов, автоматических; воздушных выключателей и смена плавких вставок на различные величины токов.

       Работы, выполняемые при частичном снятии напряжения, про­водятся на обесто-

ченном участке, но соседние участки находятся под напряжением. Для исключения сопри-

косновения людей с участками, находящимися под напряжением, принимаются техни­че-

ские и организационные меры: ограждение рабочих мест, нало­жение переносных заземлений, вывешивание плаката «Работать здесь».

       Для предотвращения подачи напряжения к месту работы на включающих аппара-

тах устанавливаются механические замки,, изолирующие прокладки между контактами, и снимаются предо­хранители. На рукоятках коммутационной аппаратуры, при помо­щи кото

рой может быть подано напряжение к месту работы, вы­вешивается табличка «Не вклю-

чать - работают люди».

Вывеши­вание плакатов производится лицом, занимающимся отключени­ем установ

ки и подготовкой места работ. Он проверяет отсутствие напряжения.

       Работы, выполняемые без снятия напряжения, проводятся в аварийных случаях, в виде исключения на установках до 500 В судовым квалифицированным и опытным элект-

ротехническим пер­соналом под непосредственным руководством электромеханика.

Допускается под напряжением установка перемычек для шунти­рования неисправ-

ных приборов, рубильников, выключателей, шун­тирующих разъединителей, подтягивание гаек и болтов на выво­дах распределительных устройств.

Работающий под напряжением должен быть в головном уборе и в одежде  с рука-

вами, застегнутыми у кистей рук, работать в диэлектрических перчатках и стоять на ди-

электрическом коврике или быть в диэлектрических галошах, пользоваться электромон-

тажным инструментом с изолиро­ванными рукоятками, при этом не касаться других токове

дущих частей, переборок и лиц, стоящих рядом на изолированной палу­бе, а также не применять для работы ножовки, напильники и ме­таллические мерительные инструменты.

В порядке текущей эксплуатации судовому персоналу разрешается без снятия на-

пряжения производить обтирку и чистку корпусов электрических машин и оборудования, смазку подшипников, смену электрических ламп и перегорев­ших плавких вставок на вели

чину тока до 15 А с обязательным, применением изолирующих клещей, стоя на изолирую-

щем коври­ке в защитных очках.

Все работы, выполненные в порядке текущей эксплуатации, записывают в электро

техническом формуляре с указанием содер­жания и места их проведения и фамилии испол

нителя. Журнал ежедневно проверяет электромеханик.

Электромонтажные работы и смену ламп на высоте проводят с обязательным их отключением и при снятых предохранителях. Работы, выполняемые на высоте более 5 м над поверхностью па­лубы, считаются верхолазными. Их проводят с разрешения электро-

механика или старшего механика. С работающим на высоте, перед началом работы прово-

дят специальный инструктаж, выда­ют ему испытанный монтерский предохранительный пояс и стра­хующий канат. На предохранительном поясе должен стоять номер и дата оче-

редного испытания, которое проводится через каждые 6 мес при статической нагрузке 225 кг в течение 5 мин. Предохра­нительный пояс регистрируется в журнале учета и хранения средств защиты.

Ответственные оперативные переключения производятся по устному или телефон

ному распоряжению командного состава суд­на с последующим оформлением в вахтенном электротехническом журнале.

Наиболее ответственным мероприятием с точки зрения пожар­ной безопасности счи

тается промывка электрических машин и обо­рудования специальными моющими средства

ми. Для этого используются там­поны, кисти или струйные шприцы. Рукоятки и обоймы кистей выполняются из материалов, не вызывающих искрообразования. На месте протир-

ки или промывки машины устанавливают поддон емкостью не менее 3 л.

При протирке запас бензина на рабочем месте не должен превышать 0,25 л, а при промывке - 2 л. Емкости под бензин должны быть из латуни, алюминия или пластмасс с хорошо закрывающимися крышками.

Место промывки ограждают, устанавливают противопожарное оборудование, выве

шивают плакаты предупреждения и включают все виды вентиляции. Обтирочный матери-

ал после использования убирают в металлический ящик, закрывающийся крышкой.

Для обеспечения безопасности работ на судне эксплуатируемое электрооборудова-

ние надежно соединяют с корпусом судна. Переносный электроинструмент и переносные лампы подключают к сети переменного тока через разделяющие трансформаторы и соеди

няют с корпусом судна третьей жилой питающего кабеля. Сечение провода защитного за-

земления устанавливается равным сечению токопроводящей жилы кабеля до 16 мм  вклю

чительно, но не менее 50% сечения токоведущих проводов, если сечение их более 16 мм . Однако применение защитного заземляющего про­вода сечением свыше 70 мм  считается нецелесообразным.

Минимально допустимое сечение заземляющего медного про­вода устанавливается не менее 4 мм  для силовых установок и не менее 2,5 мм  для установочной арматуры и сетей освещения. В аппаратуре связи, сигнализации и теплового контроля сечение заземля

ющего провода выбирается не менее 1,5 мм . Установка предохранителей в проводах за-

земления не допускается.

Для соз­дания надежного контакта между оборудованием и заземляющим проводом используются болтовые соединения при тщательной за­чистке и лужении соприкасающих

ся поверхностей.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 233.