Внутренняя политика России в XVIII – первой пол. XIX века: цели, способы их достижения, итоги
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Главной целью и стержнем всех реформ Петра 1 стало создание регулярной современной армии и практически «с нуля» военно-морского флота, способного добиться превосходства над первоклассным шведским флотом, а также превращение России в крупнейшую мировую державу. Чтобы добиться этого, Петру потребовалось провести комплекс реформ, затрагивающих все стороны организации и жизни российского общества. Реформы в хозяйственной жизни стали основой экономического роста государства. По его инициативе создаются цеховые организации ремесленного и промышленного производства, а также строятся многочисленные мануфактуры по западноевропейскому типу с привлечением иностранных специалистов. Организуется рудное дело и металлургическая промышленность, развиваются текстильная, суконная промышленность, пушечное и оружейное производство, пороховые предприятия. К концу его царствования Россия полностью себя обеспечивала продукцией всего современного производства, выйдя на первое место в мире по выплавке чугуна. Число предприятий достигло свыше 100 (от нескольких десятков). Однако основная их масса принадлежала казне, и почти все они работали на основе крепостного труда (рабочие мануфактур и заводов были приписаны к ним) в отличие от западноевропейских, имевших свободную рабочую силу.

Большое внимание Пётр уделил расширению внешней торговли, видя в ней источник финансовых накоплений и возможности расширения связей с Европой. Сельскохозяйственное производство было при этом одним из ведущих источников экспорта.

Реформы – социальные, государственного управления и военная – привели развитой российский феодализм к высшей форме. Крепостное право получило дальнейшее ужесточение в результате введения подушной подати, рекрутской повинности с крестьянской общины в регулярную армию и ревизских переписей населения.

Административная реформа создала прочную структуру феодального государства, позволяющую управлять обществом в первую очередь в интересах укрепления военной мощи и незыблемости самодержавия. Произошла крутая ломка всего государственного аппарата. Боярская дума и приказы отменялись.

Военная реформа стала главным стержнем преобразований. Создание в короткий срок постоянной, мощной, обученной армии с единой организацией, однотипным современным вооружением, обмундированием, чётким управлением, разработанной тактикой и системой воспитания, что позволило победить в Северной войне и превратить Россию в мощную мировую державу.

Петровская эпоха стала переломным периодом в российской истории. Реформы во всех областях общественной жизни произвели модернизацию российского средневекового феодализма с использованием достижений западноевропейской цивилизации. В короткие сроки достигнут рост военно-экономического могущества страны, образования и развития науки, что позволило во многом преодолеть отставание от европейских государств. С победой над Швецией и утверждением на Балтике Российская империя установила прочные экономические и культурные связи с Европой и утвердилась как великая европейская держава.

Весь период с 1725 по 1762 (до воцарения Екатерины II) насыщен серией переворотов. Они совершались с необыкновенной лёгкостью, так как не меняли нового содержания самодержавия, которое стало, по существу, орудием высшего дворянства. Власть просто переходила от одной группировки к другой. В период дворцовых переворотов не было поставлено каких-либо высоких целей о возвышении России, так как фактически власть принадлежала дворянам и фаворитам. В период дворянского всевластия шёл процесс всё большего закабаления крепостных крестьян и расширения прав дворянства.

«Дворцовые перевороты» завершились воцарением Екатерины 2. Взойдя на престол, она направила свою деятельность на поддержку интересов дворян и решение исторической задачи «в продолжение дел Петра 1». Своё правление она начала с политики «просвещённого абсолютизма». Данная политика в России, как и в ряде других стран Европы, заключалась лишь в использовании просветительской идеологии лишь для сохранения основ феодального строя в условиях его начавшегося разложения и носила демагогический характер. В первую очередь Екатерина 2 принимает меры к прекращению дворянского диктата над троном и восстанавливает самодержавные абсолютистские основы монархии. Разделив Сенат на 6 департаментов, императрица сводит его деятельность к административным функциям, а законодательную и исполнительную власть концентрирует в своих руках, осуществляя управление через генерал-прокурора и личную канцелярию. При Екатерине 2 завершился длительный процесс формирования социальной структуры российского феодального общества, сохранившийся до 1917. Оно официально делилось на 5 сословий: дворянство, духовенство, купечество, мещанство и крестьянство. В целом в эпоху Екатерины 2, можно считать, завершился период модернизации российского общества с широкими европейскими связями и использованием достижений европейской цивилизации. Однако усиление крепостного права, связанное с ростом потребностей дворянства, сдерживало развитие капиталистического уклада.

XVIII в. принёс российскому обществу существенные перемены. Используя западноевропейский опыт на русской основе, дворянская Российская империя расширяет свою территорию, выходит в число самых крупных и мощных держав мира. Армия и флот стали одними из сильнейших в мире.

Усилившиеся связи и влияние Запада определили быстрый переход феодального общества к последней, завершающей его стадии – позднему феодализму с его стадиальными противоречиями. Обострились внутренние противоречия российского феодального общества, и в первую очередь усилились кризисные явления крепостнических отношений.

Главная цель внутренней политики царского правительства в XIX в. со­стояла в том, чтобы усилить Россию как великую державу. С одной стороны, на­блюдалось стремление укрепить существующую экономическую и социально-политическую систему, а с другой - усовершенствовать ее в соответствии с по­требностями времени. Поэтому в методах проведения внутренней политики не­которые нововведения сочетались с мероприятиями, консервировавшими преж­нее социально-политическое устройство России. В целом же во внутренней по­литике доминировала тенденция, направленная на сохранение абсолютизма, привилегированного положения дворянства, подавление инакомыслия и анти­правительственных действий.

Александр I (1801-1825) до 1815г. проводил политику просвещенного аб­солютизма. В это время были проведены незначительные реформы государст­венного управления: в 1802г. устаревшие коллегии были заменены министерст­вами, реформирован Сенат, в 1810г. учрежден Государственный совет, которому были приданы совещательные функции при разработке важнейших законов. Наиболее активным сторонником реформирования системы государственного управления был М.М. Сперанский. Однако против реформаторов выступили кон­сервативные дворяне во главе с Н.М. Карамзиным. В практическом плане реак­ционную политику стал проводить граф А.А. Аракчеев. В последнее десятилетие правления Александра I во внутренней политике доминировала консервативная тенденция. По имени ее проводника она получила название "аракчеевщина". Эта политика была нацелена на упрочение абсолютизма и крепостного права. Наи­более ярким проявлением "аракчеевщины" стали военные поселения - особая форма комплектования и содержания армии. В царствование Николая I (1825-1855) консервативно-охранительная тенденция во внутренней политике еще бо­лее усилилась. Была уменьшена роль Государственного совета, система мини­стерств подменялась канцелярией императора, особое место занимало 3-е отде­ление канцелярии и приданный ему корпус жандармов, осуществлявшие полити­ческий сыск в России и за ее пределами.

Важнейшей проблемой внутренней политики России являлись взаимоот­ношения помещиков и крестьян. В решении крестьянского вопроса Россия значи­тельно отставала от европейских государств. Крепостное право и не заинтересо­ванность крестьян в результатах труда делали сельское хозяйство все менее эффективным, а отсутствие свободной рабочей силы сдерживало развитие про­мышленности. Александр I и Николай I понимали необходимость изменения су­ществующего положения. По их поручению государственные деятели и Секрет­ные комитеты разрабатывали проекты освобождения или хотя бы улучшения по­ложения крестьян. Однако практического воплощения они не получили. Ряд при­нятых законов по крестьянскому вопросу привел к частичным изменениям, не ме­нявшим сути крепостнических отношений в деревне.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 964.