Цивилизационные особенности реформ Петра I, их направленность и историческое значение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К 1725 г. в стране работали 25 текстильных предприятий, канатные и пороховые мануфактуры. Впервые построили бумажные, цементные, сахарные заводы и даже шпалерная фабрика для производства обоев. При этом нельзя не обратить внимания на одну специфическую особенность, не имевшей аналогов в Западной Европе: рост промышленного производства сопровождало усиление феодальной эксплуатации, широкое применение не наемного, как в наиболее развитых странах запада, а принудительного труда на мануфактурах использование крепостных, купленных (посессионных) крестьян, а также труд государственного крестьянства, приписанного к заводу как постоянный источник рабочей силы. Необходимо подчеркнуть, что петровские преобразования охватили и сферу мелкотоварного производства, способствовали развитию ремесла, крестьянских промыслов. В 1711 г. при мануфактурах учредили ремесленные школы. А указами 1722 г. в городах ввели цеховое устройство.

Сельское хозяйство при Петре I развивалось медленно, в основном экстенсивным путем. Однако и здесь были попытки реформ. Указ 1721 г. предписал крестьянам применять во время жатвы вместо серпа косы и грабли. Вводили новые культуры – картофель, табак, виноград, , разводили новые породы скота – молочные коровы и овцы-мериносы. В области внутренней и внешней торговли в петровское время большую роль играла государственная монополия на заготовку и сбыт основных товаров (соль, лен.), что значительно пополняло казну. Всячески поощрялось расширение торговых связей с заграницей. В 1-й четверти XVIII в. Россия поддерживала тесные торговые отношения с Голландией, Англией, Италией.

Экономическая политика правительства Петра I - типичный МЕРКАНТИЛИЗМ, предполагавший активный протекционизм отечественной и качественной продукции, экспансию торгового капитала. Высокие таможенные тарифы (до 40% в иностранной валюте) надежно ограждали внутренний рынок и молодую российскую промышленность от конкуренции с более развитой промышленностью Западной Европы, поощряли производство своей необходимой продукции, способствовали накоплению денег в стране.

Петр I преобразовал, а точнее, создал заново весь государственный аппарат, взяв за образец шведские учреждения (например, Сенат и коллегии), но приспособив их к особенностям России.

Военную службу отделили от гражданской, а так как дворяне были обязаны все без исключения пройти военную службу, а затем уже перевестись на гражданскую, то созданный Петром I аппарат можно считать военно- бюрократическим. Обязанности чиновников и военных определили регламенты. С 1711 г. в России учредили высший орган управления – Правительствующий Сенат. Он заменил Боярскую думу и во время его отсутствия в столице – царя.

В 1718-1721 гг. Вместо запутанной и громоздкой приказной системы полусотни приказов учредили 12 коллегий, в которых дела управления отраслями решало голосование. Для управления жизнью городов избирали на местах городовые магистраты

Политическим феноменом эпохи абсолютизма являлся фаворитизм, обретение влияния за счет близости к абсолютному монарху (хрестоматийный пример – А.Д. Меншиков).

Преобразования в социальном строе. Петр I не только оставил в неприкосновенности социальный строй, но и существенно укрепил его. Основные классы общества консолидировали слиянием отдельных мелких сословных групп, переход из одной группы в другую был стеснен подушным учетом и жесткими правилами. Налоги. Северная война (1700-1721 гг.) требовала увеличения финансирования. Петр I искал способы увеличить поступления в казну: стал чеканить медные деньги вместо серебряных, вводить новые налоги, повторил подворные переписи (1710 и 1715 гг.), показавшие уменьшения числа податных дворов, пытался расширить состав податного населения за счет разных чинов людей, указал провести подушную перепись всего мужского населения и ввести подушную подать, заменившую большую часть налогов. В 1718-1724 гг. при проведении подушной переписи и ее 1-й ревизии крестьянство разделили на крепостных и государственных. К крепостным причислили холопов, а крепостное право ужесточили. Многочисленные группы крепостных, лично свободных и даже неподатных помещиков- однодворцы, не владевших крепостными, включили либо в состав крепостных, либо в новое сословие государственных крестьян. Расширение состава крепостного и вообще податного населения значительно увеличило численность плательщиков подушной подати. Единицей налогообложения населения взамен крестьянского двора стала ―душа мужского пола‖. Все мужское население, от грудных детей до дряхлых стариков, записывали в ―ревизские сказки‖ (списки) и обязывали платить ежегодно денежный налог – подушную подать.

Дворянства владело основными средствами производства – землей, крепостными крестьянами, государственным аппаратом и армией, оно являлось господствующим классом. За службу они получали земли с крестьянами, титулы. Огромные пожалования получали ближайшие соратники Петра I. Меншиков стал владельцем 100 000 крепостных.

Одновременно с расширением площади дворянского землевладения росли права дворян на землю. В XVI–XVII вв. существовали 2 формы феодального землевладения: поместье (пожизненное владение, обусловленное обязательной службой) и вотчина (безусловная и наследственная собственность). В 1714 г. царь издал ―Указ о единонаследии‖, по которому дворянское поместье уравнял в правах с боярской вотчиной.

Консолидации дворянского сословия способствовала также ―Табель о рангах‖ 1722 г., вводившая для дворян новый порядок прохождения службы. В предшествующее время основным критерием служебной пригодности и продвижения по службе была родовитость происхождения. Отмена местничества в 1682 г. нанесла удар системе определения служебной годности, но полностью не ликвидировала этот принцип. Лишь ―Табель о рангах‖ на первое место поставила личные способности, образование и практические навыки дворянина. Открывалась возможность для усиления вертикальной социальной мобильности.

25 января 1721 г. Петр I утвердил ―Духовный регламент‖, разработанный его сторонником, псковским епископом Феофаном Прокоповичем. По новому закону провели церковную реформу, ликвидировавшую автономию церкви и полностью подчинившую ее государству. Вместо упраздненного в России патриаршества для управления церковью учредили Духовную коллегию, преобразованную 14 февраля того же года в Святейший правительствующий Синод. В его ведении находились церковные дела: толкование церковных догм, распоряжения о молитвах и церковной службе, цензура Духовных книг.

Военная реформа была одной из самых главных в преобразовательной деятельности Петра I. Сущность ее заключалась в создании регулярной армии и военно-морского флота на основе ноной системы комплектования, подготовки командных кадров, единообразной организационной структуры, вооружения, обмундирования, введения уставов, учреждения наград.

проведенные Петром I мероприятия окончательно превратили царя в абсолютного монарха, укреплению самодержавного государства и власти дворянства Царь получил возможность неограниченно и бесконтрольно управлять страной при помощи полностью зависимых от него чиновников.

в результате реформ Петра I произошли значительные изменения и во внешнем облике правящих слоев русского общества, и в духовном, в нравственных понятиях, в частных взаимоотношениях. эти изменения вели к обособлению дворянства в обществе, к выделению его в привилегированное сословие. однако преобразования практически не затрагивали низшие слои населения.

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМ ПЕТРА I:

- в отличие от Запада, где социально-экономические отношения складывались через конституирование прав личности, на основе системы законов и института частной собственности, в России формировались не через инициативу людей, а ―сверху, через государственный механизм, т.е. ―азиатским способом

- вроде бы равнодушный к западной модели общественного устройства, Петр I видел в западном опыте не образец, а лишь технический способ (модель) усиления России;

- отсутствие внутренних механизмов реформирования общества неизбежно приводило к насилию, разрушавшему сложившийся социум Московского царства: ―Петр I был жертвой собственного деспотизма. Он хотел насилием водворить в стране свободу и науку. Но эти родные дочери человеческого разума жестоко отомстили ему - В.О. Ключевский;

- полное отсутствие контроля со стороны общества за государством порождало взятки, казнокрадство и другие негативные явления;

- не был создан широкий класс собственников, а потому власть царя не контролировалась, гражданское общество так и не сложилось.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 1486.