Методологические основы исторической науки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методологические основы исторической науки.

Методология исторической науки — специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания. В целом она формирует научно-познавательные предпосылки для проведения конкретно-исторических исследований.

Понятие методологии истории включает в себя принципы, способы и формы исторического познания.

Большинство историков декларирует свою приверженность таким принципам исторического исследования, как научность, объективность, историзм, диалектика. Очень немногие признаются в своей тенденциозности или партийности. Концепция, методология конкретного историка проявляется в периодизации истории, в выделении в ней наиболее крупных этапов, качественно различающихся по своему содержанию.

Объектом собственно исторической науки является развитие человеческого сообщества во всём его многообразии.

Предметом исторической науки является деятельность людей.

Главная цель исторического познания — получение исторической истины — объективного, системного, верифицируемого конкретного знания исторического процесса развития конкретного общества.

Историческая наука выполняет следующие социальные функции:

— функция социальной памяти. Социальная память — это накопление и сохранение в памяти человечества опыта всех прошлых поколений.

— коллективная

— избирательная и фрагментарная

— организованная и удостоверенная

— социально ориентированная

— примирительная

— справедливая

— научно-познавательная функция;

— воспитательная функция;

— идейно-политическая функция.

Историческая наука, достигая своей главной цели, создаёт научные предпосылки для:

— формирования позитивного общественного самосознания,

— прогнозирования развития конкретного общества,

— управления развитием общества и его отдельными сферами, и процессами.

Строение исторической науки:

1. Основные и вспомогательные исторические дисциплины.

· По эпохам (история первобытного общества, история древнего мира, история средних веков, история нового времени, новейшая история).

· По континентам (история Азии и Африки, история Америки, история Европы, история Австралии и Океании и т.д.)

· По отдельным странам (история России, Франции, Англии и т.д.)

· По этносам (история славян – славистика).

· По национально-государственной принадлежности (отечественная и зарубежная история).

2. Общие вспомогательные дисциплины:

· Историография

· Источниковедение

· Историческая библиография

· Методология

· Историческая информатика

· Историческое терминоведение

3. Специальные вспомогательные дисциплины.

· Хронология

· Метрология

· Историческая география

· Историческая картография

· Историческая демография

· Историческое языкознание

Социогенез

По­яв­ле­ния и раз­ви­тия об­ще­ства.

Примечание! Ан­тро­по­со­цио­ге­нез идет по пла­не­те при­мер­но оди­на­ко­вы­ми тем­па­ми, то со­цио­ге­нез в раз­ных рай­о­нах земли идет с раз­ной ско­ро­стью.

1. Пер­вая ста­дия со­цио­ге­не­за – пра­об­щи­на (че­ло­ве­че­ское стадо).

2. Вто­рая ста­дия – ро­до­вая об­щи­на – объ­еди­не­ние людей по кров­но­род­ствен­но­му при­зна­ку.

3. Тре­тья ста­дия – со­сед­ская об­щи­на – объ­еди­не­ние людей по тер­ри­то­ри­аль­но­му при­зна­ку

• Каменный век (3 млн лет назад - конец 3-го тыс до н.э.)

• Бронзовый век (конец 3-го тыс до н.э. - 1-е тыс до н.э.)

• Железный век (с 1-го тыс до н.э.)

Каменный век

Процесс формирования человека и человеческого общества.

Великий ледник - примерно 100 тыс лет назад значительную часть территории Европы занимал ледник. Суровый климат заставил человека добывать огонь.

Неолитическая революция - Неолит - последний период каменного века. Дальнейшее развитие человечества было ускорено благодаря экологическому фактору. Примерно 10 тыс. лет назад на всей планете происходит резкое понижение температуры, наступает великое оледенение. Это заставляет человека интенсифицировать свою деятельность с тем, чтобы уменьшить зависимость от природы. На протяжении нескольких тысячелетий происходит неолитическая революция.

Бронзовый век

Человечество освоило производство металла. Разделение труда. Возросла роль мужчины в обществе, патриархат. Складывание больших культурных общностей.

Древнейшие государства на территории нашей страны - первые рабовладельческие цивилизации.

Железный век

Изготовление железных орудий, эпоха в первобытной и раннеклассовой истории человечества, характеризующаяся распространением металлурги, железа.

5. Закономерности появления древнейших цивилизаций (государственных образований). Основные типы цивилизаций и их специфика.

Закономерности появления древнейших цивилизаций:

- это довольно длительный исторический процесс;

- этот процесс имеет объективный характер;

- возникновение государства связано с необходимостью преодоления острых противоречий в обществе, а также противоречий между природой и обществом;

- государство, возникнув на определённом этапе общества, становится одним из важнейших социальных атрибутов.

Причины:

1. Противостояние союза Германия-Италия-Япония и союза Англия-Франция-США (унизительные условия Версальского договора не устраивали Германию (большие репарации, запрет на армию и тяжелую артиллерию, отмена всеобщей воинской обязанности, ликвидация Генерального штаба)

2. Территориальные и колониальные споры (Страны, потерявшие часть территории, хотели ее вернуть, а страны, получившие территориальные приращения, стремились их сохранить или приумножить.)

3. Соперничество великих держав друг с другом, их стремление к экспансии, к европейской и мировой гегемонии. Наращивание военной мощи. Гонка вооружений.

4. Опасность войны особенно возросла, когда в ряде стран пришли к власти диктаторские, авторитарные и тоталитарные режимы, готовые силой изменить существующую систему. Их общей наиболее характерной чертой была полная или частичная ликвидация демократических прав и свобод, подавление оппозиции, диктатура одной партии во главе с вождем, обладавшим диктаторской властью.(н-р, Установление власти национал-социалистической партии в Германии. Приход к власти А.Гитлера.)

5. К противоречиям и конфликтам капиталистического мира добавлялись его конфликты и противоречия с Советской Россией (с 1922 г. – Советским Союзом). Советский Союз поддерживали созданные во многих странах коммунистические партии, которые считали СССР отечеством всех трудящихся, прокладывающим человечеству путь к счастливой, свободной жизни без капиталистической эксплуатации и угнетения. В 1919 г. они объединились в единую мировую партию – Третий (Коммунистический) интернационал (Коминтерн), в уставе которого было сказано, что он ведет борьбу "за установление мировой диктатуры пролетариата.

Особенности

1. Вторая мировая война по своим масштабам, грандиозным потрясениям, разрушениям и жертвам не знала себе равных в истории человечества. Она охватила Европу, Азию, Африку, Океанию — гигантские пространства в 22 млн. кв. км. В ее орбиту оказались втянутыми 1 700 млн. человек, или более трех четвертей населения земли. Война шла на территории 40 государств. Под ружье было поставлено 110 млн. человек — на 40 млн. больше, чем в годы первой мировой войны. Невозможно точно подсчитать материальный ущерб, причиненный войной, или количество средств, поглощенных ею, как невозможно точно определить число человеческих жизней, сгоревших в огне войны. Приблизительные же подсчеты таковы: общее количество погибших составляет около 50 млн.

2. По сравнению с первой мировой войной вторая мировая война имела ряд отличительных особенностей. Прежде всего различными были исторические условия их возникновения. Первая мировая война началась, когда в мире существовала одна всеохватывающая и всеобъемлющая капиталистическая система. Вторая мировая война была подготовлена и развязана в то время, когда капитализм перестал быть единственной системой.

3. Первая мировая война знаменовала собой начало общего кризиса капитализма. Вторая мировая война возникла в условиях его резкого обострения и положила начало второму этапу общего кризиса капиталистической системы.

4. Подобно войне 1914—1918 гг. война 1939—1945 гг. была вызвана обострением империалистических противоречий. Но они вызревали на фоне противоречий между капиталистическим и социалистическим мирами.

5. В период первой мировой войны не существовало такого типа государств, как фашистские государства. Вторая мировая война была развязана блоком этих государств.

6. Во время второй мировой войны государства фашистского блока — Германия, Италия и Япония — добивались не только разгрома своих противников, но и лишения их суверенитета, ликвидации национальной независимости, насаждения во всех побежденных странах фашистских порядков, превращения народов этих стран в бесправных рабов, обслуживающих расу победителей, установления своего мирового господства.

7.  Во время первой мировой войны ее участники не ставили своей целью физическое уничтожение побежденных. Во время второй мировой войны фашистские агрессоры стремились к уничтожению целых народов и национальных групп (геноцид).

Итоги:

1. Ближайшим и наиболее очевидным итогом Второй мировой войны были гигантские разрушения и людские потери. Война опустошила целые страны, обратила в развалины города и села, привела к гибели многих миллионов людей. В войне погибло более 46 млн. человек, в том числе 12 миллионов в лагерях смерти.  

2. Главный политический итог Второй мировой войны заключается в победе над фашистскими агрессорами. Страны и народы, которым угрожал фашизм, отстояли свою независимость и свободу. Агрессивные государства: Германия, Италия, Япония и их союзники — были разгромлены. Их вооруженные силы, экономика, политика, идеология потерпели полный крах. По решению Потсдамской конференции Германия была поделена на 4 оккупационные зоны и должна была выплатить репарации победителям в размере 20 млрд долларов, половину которых должен был получить СССР.

3. Победа над идеологией фашизма. Фашистская идеология была осуждена, так же, как и ее носители. В ходе Потсдамской (Берлинской) конференции, в которой участвовали крупнейшие страны антигитлеровского союза, был сформирован состав Международного военного трибувиновности руководства Третьего рейха.

4. Вырос международный авторитет СССР. Целеустремленность Сталина все же обеспечили в конце концов Советскому союзу н.), опустошенные районы на западе – чрезвычайно высокая цена за поворот к международному признанию. В перспективе была исключена возможность воссоздания антисоветских комбинаций в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе в стиле 20-х и 30-х годов.

5. До войны существовало одно социалистическое государство, после нее стала формироваться мировая система социализма.  В 30-е гг. говорилось о победе социализма только «в основном». После же 2 Мировой на путь, указанный СССР, встали 11 гос-в (1945-1949), образовав своеобразный пояс между СССР и Европой. Так, в сферу влияния Советского Союза попадали страны Восточной и Юго-Восточной Европы – Румыния, Венгрия, Югославия, Болгария, Албания, Чехословакия. Была вновь воссоздана Польша, которую также включили в советскую орбиту. В качестве территориальных приращений в состав СССР включалась Восточная Пруссия с городом Кенигсбергом.

6. Изменение соотношений сил и формированию биполярной системы мироустройства, в которой одним полюсом было американское государство, другим – СССР. Последствием этой новой системы стала, так называемая, Холодная война, не раз приводившая мир на порог Третьей мировой, которая неминуемо стала бы последней в истории человечества.

7. Очень важным итогом и следствием Второй мировой войны был распад колониальной системы. До войны громадное большинство населения земного шара жило в колониях, площадь и численность населения которых во много раз превосходили страны-метрополии: Великобританию, Францию, Голландию, Бельгию, Италию, Японию. В ходе Второй мировой войны и особенно после ее окончания часть зависимых и колониальных стран — объявила себя независимыми. Начался бурный процесс освобождения колониальных народов, который продолжался вплоть до полной ликвидации колоний во второй половине 20в.

8. Страшные последствия войны усилили общемировую тенденцию к сплочению ради предотвращения новых военных конфликтов, потребность в создании более эффективной системы коллективной безопасности, чем Лига Наций. Еще до окончания войны, на Ялтинской конференции (начало 1945) была создана новая международная организация – ООН. Основными ее участниками стали страны антигитлеровской коалиции. Главной задачей Организации объединенных наций, так же как ранее Лиги наций, было предупреждение и мирное разрешение вооруженных конфликтов, спорных вопросов и т. д.

9. Сильный импульс развитию науки и техники. Радиолокация, реактивная авиация, баллистические ракеты, антибиотики, электронно-вычислительные машины и многие другие изобретения и открытия были сделаны или вошли в широкое употребление во время войны. К военному времени относится начало овладения атомной энергией, благодаря которой ХХ в. часто называют атомным веком. Именно тогда были заложены основы научно-технической революции, которая преобразила и продолжает преображать послевоенный мир. 

33. Основные направления деятельности ЦК ВКП(б) и Советского правительства по мобилизации всех сил и средств на разгром врага в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

1. Изменения в государственном аппарате. Образование Государственного комитета Обороны как чрезвычайного органа, сосредотачивающего всю полноту власти в стране. В соответствии с решениями Политбюро ЦК и ГКО перестраивали свою работу республиканские, краевые, областные, районные партийные и советские организации. В короткий срок вся система партийных и государственных органов в стране была приспособлена к условиям военного времени. В условиях войны возникла необходимость образования новых государственных органов, таких, как Совет по эвакуации, Комитет по учету и распределению рабочий силы при Совете Народных Комиссаров СССР, Советское информационное бюро. Для руководства военными действиями советских войск была сформирована Ставка Главного Командования Вооруженных Сил Союза ССР. Советское руководство занималось также координацией действий партизанских соединений. Был создан Центральный штаб партизанского движения.

2. Экономика. В экономической политике правительства страны можно выделить два периода. Первый: 22 июня 1941 г. – конец 1942 г. — перестройка экономики на военный лад в сложнейших условиях поражений Красной Армии и потери значительной части экономически развитой европейской части территории Советского Союза. С первых дней войны были предприняты чрезвычайные меры по переводу экономики на военные рельсы: разработан военно-хозяйственный план произведена всех видов вооружения и боеприпасов; усилена жесткая система централизованного управления промышленностью, транспортом и сельским хозяйством; созданы специальные наркоматы по выпуску отдельных видов вооружений, Комитет продовольственного и вещевого снабжения Красной Армии, Совет по эвакуации. Развернулась широкая работа по эвакуации промышленных предприятий и людских ресурсов в восточные районы страны. Одновременно на местах была налажена работа по скорейшему пуску эвакуированных заводов, ускорилась работа, начатая еще до войны, по расширению посевных площадей в Сибири, Казахстане и Средней Азии. Второй: 1943–1945 гг. — стабильно возрастающее военно-промышленное производство, достижение экономического превосходства над Германией и ее союзниками, восстановление народного хозяйства на освобожденных территориях.

3. Социальная политика. В этой области были приняты чрезвычайные меры. На фронт были мобилизованы миллионы советских людей. Обязательное всеобщее обучение военному делу охватило 10 млн человек в тылу. В 1942 г. была введена трудовая мобилизация всего городского и сельского населения, ужесточены меры по укреплению трудовой дисциплины. Была расширена сеть фабрично-заводских училищ (ФЗУ), через которые прошло около 2 млн человек. Значительно возросло использование женского и подросткового труда на производстве. С осени 1941 г. было введено централизованное распределение продуктов питания (карточная система), позволившее избежать массового голода. Часть сельхозпродуктов горожане получали в форме натуроплаты за труд (в выходные дни) в пригородных колхозах. Вместе с тем продолжались незаконные аресты граждан. Советских солдат и офицеров, попавших в плен, объявили предателями Родины. Были депортированы целые народы – немцы Поволжья, чеченцы, ингуши, крымские татары, калмыки.

4. Идеология. В идеологической области продолжалась линия на укрепление патриотизма и межнационального единства народов СССР. В ее основе теперь лежал призыв к единству всех стран в общей борьбе против фашизма независимо от характера их общественно-политических систем. В годы войны состоялось примирение и сближение советской власти с Русской Православной Церковью. В 1942 г. крупнейшие иерархи были привлечены к участию в работе Комиссии по расследованию фашистских преступлений. В 1943 г. по разрешению Сталина Поместный собор избрал митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси.

5. Литература и искусство. Был смягчен административно-идеологический контроль в области литературы и искусства. В годы войны многие писатели ушли на фронт, став военными корреспондентами. Особую популярность в годы войны приобрел кинематограф. Отечественные операторы и режиссеры фиксировали важнейшие события, происходившие на фронте, снимали документальные («Разгром немецких войск под Москвой», «Ленинград в борьбе», «Битва за Севастополь», «Берлин») и художественные фильмы («Зоя», «Парень из нашего города», «Нашествие», «Она защищает Родину», «Два бойца» и др.). Известные артисты театра, кино и эстрады создавали творческие бригады, которые выезжали на фронт, в госпитали, заводские цеха и колхозы. Большую роль в развитии агитационно-массовой работы сыграли художники, оформлявшие «Окна ТАСС», создававшие плакаты и карикатуры, известные всей стране. Главными темами всех произведений искусства (литературы, музыки, кино и др.) стали сюжеты из героического прошлого России, а также факты, свидетельствовавшие о мужестве, верности и преданности Родине советских людей, боровшихся с врагом на фронте и на оккупированных территориях.

6. Наука. Большой вклад в обеспечение победы над врагом внесли ученые, несмотря на трудности военного времени и эвакуацию многих научных и культурно-просветительных учреждений вглубь страны. На Восток были эвакуированы ведущие научно-исследовательские институты. Несмотря на трудности военного времени, государство уделяло внимание развитию отечественной науки. Число научных учреждений страны в годы войны пополнилось новыми институтами и научными центрами, где проводились разработки нового оружия, техники, а также велись работы по созданию в СССР ядерной бомбы.

Итог:

1. Деятельность СССР на международной арене на рубеже 60-70-х годов значительно активизировалась. В условиях наращивания в мире ядерного потенциала руководство страны прилагало усилия для ослабления международной напряженности: были заключены ряд договоров о нераспространении и сокращении ядерного оружия, соглашения об ограничение стратегических вооружений, участие СССР в совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинках в 1975 г. и подписание Декларации принципов взаимоотношений и сотрудничества в стран.

2. Произошли позитивные сдвиги в отношениях СССР с развитыми капиталистическими государствами. Были заключены соглашения о сотрудничестве в сфере экономики, в области изучения и освоения космического пространство в мирных целях. Нормализовались отношения между Советским Союзом и ФРГ. Важной формой экономических связей со странами Запада являлась внешняя торговля. Получило развитие заключение договоров на компенсационной основе (контракты о сотрудничестве в строительстве объектов на территории СССР Великобританией, Францией). К концу 70-х годов Советский Союз был связан дипломатическими отношениями с более чем 130 государствами. Почти половину из них составляли развивающиеся страны. Советский Союз оказывал им значительную экономическую и научно-техническую помощь, предоставлял льготные кредиты, участвовал в подготовке квалифицированных кадров для народного хозяйства. При финансовой и технической поддержке со стороны СССР сооружались промышленные и сельскохозяйственные объекты в государствах Юго-Восточной Азии и Африки.

3. Однако, несмотря на проводимые мероприятия по разрешению мировых конфликтов, очень скоро началась новая фаза гонки вооружения в ведущих странах. В связи с этим состоялись специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению. Некоторые предложения советских представителей в ООН были учтены при составлении итоговых документов, касающихся ограничения гонки вооружения. Однако принципиальные различия в подходе к решению проблем со стороны Востока и Запада не позволили им достичь договоренности. На развитие взаимоотношений СССР и стран мира на рубеже 70—80-х годов негативное влияние оказала советская политика в Афганистане. Мировая общественность резко отрицательно расценила действия СССР в Афганистане. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН заявила о нарушении Советским Союзом суверенитета государств «третьего мира». Участие Советского Союза в афганской войне повлекло за собой падение его престижа на международной арене. Сократились его контакты со странами Запада и США. Одним из показателей этого стал отказ сената США ратифицировать подписанный с Советским Союзом договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ-2). Обострение международной обстановки и снижение авторитета СССР на мировой арене находились в тесной взаимосвязи с нарастанием общего кризиса административно-командной системы.

4. Руководство страны уделяло первостепенное внимание взаимоотношениям с социалистическими странами. С одной стороны, увеличился объем взаимного товарообмена с государствами СЭВ, также была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции, включающая международное разделение труда, сближение экономик государств СЭВ, расширение товарообмена между соцстранами. С другой стороны, диктат со стороны СССР, навязывание союзникам по Организации Варшавского Договора советской модели развития вызывали растущее недовольство в странах Восточной Европы, экономическая интеграция оказывала деформирующее воздействие на структуру их экономики. В государствах Восточной Европы усилилось стремление освободиться от опеки со стороны СССР, добиться самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики.

5. Вооруженные столкновения между советскими и китайскими воинскими частями в районе пограничной реки Уссури, меры по укреплению границы с Китаем, создание новых воинских округов, увеличение численности советских войск в Монголии привело усилению напряженности в отношениях между СССР и КНР.

Методологические основы исторической науки.

Методология исторической науки — специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания. В целом она формирует научно-познавательные предпосылки для проведения конкретно-исторических исследований.

Понятие методологии истории включает в себя принципы, способы и формы исторического познания.

Большинство историков декларирует свою приверженность таким принципам исторического исследования, как научность, объективность, историзм, диалектика. Очень немногие признаются в своей тенденциозности или партийности. Концепция, методология конкретного историка проявляется в периодизации истории, в выделении в ней наиболее крупных этапов, качественно различающихся по своему содержанию.

Объектом собственно исторической науки является развитие человеческого сообщества во всём его многообразии.

Предметом исторической науки является деятельность людей.

Главная цель исторического познания — получение исторической истины — объективного, системного, верифицируемого конкретного знания исторического процесса развития конкретного общества.

Историческая наука выполняет следующие социальные функции:

— функция социальной памяти. Социальная память — это накопление и сохранение в памяти человечества опыта всех прошлых поколений.

— коллективная

— избирательная и фрагментарная

— организованная и удостоверенная

— социально ориентированная

— примирительная

— справедливая

— научно-познавательная функция;

— воспитательная функция;

— идейно-политическая функция.

Историческая наука, достигая своей главной цели, создаёт научные предпосылки для:

— формирования позитивного общественного самосознания,

— прогнозирования развития конкретного общества,

— управления развитием общества и его отдельными сферами, и процессами.

Строение исторической науки:

1. Основные и вспомогательные исторические дисциплины.

· По эпохам (история первобытного общества, история древнего мира, история средних веков, история нового времени, новейшая история).

· По континентам (история Азии и Африки, история Америки, история Европы, история Австралии и Океании и т.д.)

· По отдельным странам (история России, Франции, Англии и т.д.)

· По этносам (история славян – славистика).

· По национально-государственной принадлежности (отечественная и зарубежная история).

2. Общие вспомогательные дисциплины:

· Историография

· Источниковедение

· Историческая библиография

· Методология

· Историческая информатика

· Историческое терминоведение

3. Специальные вспомогательные дисциплины.

· Хронология

· Метрология

· Историческая география

· Историческая картография

· Историческая демография

· Историческое языкознание

Дата: 2019-02-02, просмотров: 411.