Тема 14. Человек в мире ценностей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы семинара

1. Аксиология и ценности.

1.1. Понятие «ценность» и причины его возникновения.

1.2. Проблема общечеловеческих ценностей.

1.3. Проблема единства истины, добра и красоты.

2. Этика и нравственные ценности.

2.1. Этика, мораль, нравственность.

2.2. Особенности функционирования морали. Золотое правило нравственности.

2.3. Общие моральные понятия: идеал, добро, любовь (привязанность, дружба, влюбленность, милосердие), ненасилие, свобода и ответственность.

3. Мораль, справедливость, право.

4. Эстетика и эстетические ценности.

Тема 15. Познание (4 часа)

Вопросы семинара

1. Понятие познания. Субъект и объект познания.

2. Многозначность понятия «знания» и его основные значения.

3. Познание, творчество, практика.

4. Вера и знание.

4.1. Виды веры. Сходства и отличия веры в религии и научном познании.

4.2. Значение веры и доверия в жизни человека.

4.3. Вера и предрассудок. Х.-Г.Гадамер о роли предрассудка в познании.

5. Понимание и объяснение. Герменевтика.

5.1. Роль понимания и объяснения в познании мира духовного и природного.

5.2. Понимание в структуре познания: метод или искусство?

5.3. Диалогическая природа понимания.

6. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

7. Проблема истины в философии.

7.1. Классическая (корреспондентная) концепция истины как соответствия знания и предмета: Аристотель.

7.2. Когерентная концепция истины как взаимосогласованная система утверждений: И.Кант, логический позитивизм.

7.3. Истина как полезность: Дж. Дьюи, прагматизм.

7.4. Истина как идеологический феномен: А.Богданов, современная социология научного познания.

8. Проблема критериев истины.

Тема 16. Наука (4 часа)

Вопросы семинара

1. Понятие науки (Наука как деятельность. Наука как процесс познания и совокупность знаний. Наука как социальный институт).

2. Проблема возникновения науки. Экстерналистские и интерналистские концепции.

3. Научные революции и смены типов рациональности.

3.1. Идея парадигмы и ее роль для научного сообщества.

3.2. Понятие научной революции, их типы и содержание.

4. Научное и ненаучное знание. Дилемма сциентизма-антисциентизма.

5. Научная, философская и религиозная картины мира. Эволюция научной картины мира и метафизика. Социокультурная детерминация науки.

6. Критерии научности (непротиворечивость, доказательность, проверяемость (верифицируемость), системность).

7. Структура научного познания.

7.1. Критерии различения эмпирического и теоретического.

7.2. Структура эмпирического и теоретического уровней знания.

8. Методы и формы научного познания. (Статистические и динамические закономерности, общелогические методы познания, научные методы эмпирического и теоретического исследования).

9. Особенности социально-гуманитарных наук.

10. Роль науки и техники в жизни человека.

При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен:

– изучить рекомендованную учебную литературу;

– дополнить конспекты лекций;

– изучить и законспектировать первоисточники по теме;

– подготовить ответы на все вопросы семинара.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Описываются виды самостоятельной работы обучающегося, порядок их выполнения и контроля, дается учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы по отдельным разделам дисциплины. Указываются темы эссе, рефератов, курсовых работ и др. (Приложение 1)

Тематика контрольных работ

1.Истоки философии Востока: мифы, легенды, знания.

2.Техника йоги и психическая саморегуляция человека.

3.Философия Агни-Йоги.

4.Соотношение религии и философии в буддизме.

5.Этико-политическое учение Конфуция.

6.Запад и Восток: диалог культур.

7.Учение пифагорейцев о гармонии и числе.

8.Апории Зенона в свете современной логики.

9. «Человек есть мера всех вещей».

10.Этический рационализм Сократа.

11.Проблема души и тела в философии Платона.

12.Логика Аристотеля.

13.Этика стоиков: позднеантичный идеал мудреца.

14.Принцип наслаждения в этике Эпикура.

15.Титаны Возрождения.

16.Политическая философия Н. Макиавелли.

17.Эстетика Ренессанса.

18.Социальные утопии Возрождения.

19.Скептицизм М. Монтеня.

20.Теория «идолов» познания Ф. Бэкона.

21.Проблема интуиции в гносеологии Р. Декарта.

22.Детерминизм и свобода в этике Б. Спинозы.

23. «Величие и ничтожество человека» в рационализме Б. Паскаля.

24.Концепция «естественного права» Т. Гоббса.

25.Дж. Беркли: «Мир как комплекс ощущений».

26. «Исповедь» Ж. -Ж. Руссо: соотношение науки и морали.

27. «О духе законов»: Ш. Монтескье.

28.Философия в «Энциклопедии» Дидро и

Даламбера.

29. «Человек – машина» Ж. Ламетри.

30. «Система природы» П. Гольбаха.

31. «Закат Европы» О.Шпенглера и современная культура.

32. «Протестантская этика и дух капитализма»: М.Вебер.

33.Генеалогия морали Ф.Ницше.

34.Концепция «одномерного человека» Г. Маркузе.

35.Русские философы о материи и идее.

36.Социальное пространство и время.

37.Диалектика и синергетика.

38.Творческая сущность человека.

39.Структура и виды человеческой деятельности.

40.Социальное бытие как деятельность людей.

41.Понятие общества в истории философии.

42.Общество как система.

43.Представление о государстве в истории философии.

44.Роль субъекта в концепции Ж.Пиаже.

45.Проблема познания в герменевтике.

46.Субъектно-объектный подход и многомерность познания.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 236.