Связь методики РЯ с лингвистикой, педагогикой, психологией и др. науками
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Философия. Методика преподавания русского языка как отрасль педагогической науки развивается в тесной взаимосвязи с философией, являющейся для нее методологической основой. Философия исследует наиболее общие законы развития природы, человеческого общества и мышления.

Язык и мышление — два неразрывно связанных вида общественной деятельности. Мышление осуществляется в различных формах и структурах (понятиях, категориях, теориях), в которых закреплен и обобщен познавательный и социально-исторический опыт человечества.

Язык является:

· важнейшее средство познания и общения;

· непосредственная действительность мысли (К. Маркс);

· практическое действительное сознание;

· знаковая деятельность, обеспечивающая материальное оформление мыслей и обмен информацией между членами общества.

Психология. Методика преподавания русского языка связана с психологией, изучающей закономерности развития психики человека, поскольку опирается на исследование таких психологических проблем:

· восприятие учебного материала;

· его запоминание и воспроизведение; 

· развитие мышления и речи школьников;

· формирование умений и навыков правописания;

· усвоение языковых понятий;

· активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка;

· развитие их познавательных интересов; индивидуальные и возрастные особенности и др.

Использование учителем данных психологии способствует успешному усвоению учащимися знании и навыков по русскому языку.

Дидактика (часть педагогики, изучающая проблемы обучения и образования). Методика преподавания русского языка связана также с дидактикой, предметом которой является обучение как средство образования и воспитания человека, т. е. взаимодействие преподавания и учения, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования.

Дидактика изучает разные формы проявления взаимодействия компонентов обучения и на основе выявленных закономерностей разрабатывает определенные системы обучающих воздействии. Эти системы находят свое конкретное выражение в содержании образования, раскрываемом в учебных планах, учебных программах и учебниках; реализуются соответствующими методами и средствами обучения в определенных организационных формах.

Основные вопросы дидактики: «чему учить?», «как учить?».

Языкознание. Содержание и характер изучаемого в школе материала по русскому языку в целом определяется прежде всего языкознанием (A.B. Текучев) и конкретизируется в виде описания:

· звуковой системы;

· грамматического строя;

· грамматических, лексических и правописных норм современного русского языка.

Важнейшая роль в связях методики принадлежит языковедению – науке о языке, речи, о русском языке как предмете преподавания. Естественно, что в методике русского языка учитывается его природа:

· социальная функция,

· связь с сознанием,

· уровни (фонетический - лексический - морфемный - словообразовательный - морфологический - синтаксический - уровень текста),

· а также специфика его разделов. Например, свойства русского правописания рассматриваются как основа методики его преподавания, выбор методики определяется типом орфограммы.

Язык – система, и изучение его в школе должно носить системный характер, т.е. все его уровни и разделы должны изучаться во взаимосвязи и взаимодействии: работа над грамматическим значением слова требует его фонетического и словообразовательного анализа, точного понимания значения, сочетаемости с другими словами, слово включается в предложение и в текст. Такой подход обеспечивает усвоение языка как единой функционирующей системы.

Системный подход требует также моделирования процесса обучения. Исходным моментом такого подхода служит идеальная модель носителя языковых знаний и умений, или модель "языковой личности". Приступая к обучению школьников, учитель должен ясно представлять себе, какие языковые умения, способности будет иметь молодой человек, прошедший нашу систему обучения. В основу модели "языковой личности" положен "социальный заказ", т.е. сложившееся в современном обществе представление об его активном члене.

Школьная и научная грамматика в своих методологических основах должны быть едины.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 364.