Эмпирическая психология Тетенса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дессуар отмечает, что Иоганна Николауса Тетенса (1736–1805) часто называют «отцом психологии» [Дессуар, 2002. C. 108]. Свою систему этот философ, многое взявший у Локка и Юма, изложил в труде «Философские опыты о человеческой природе и ее развитии». Он был современником Канта, читал его диссертацию, а тот держал на столике «Опыты» Тетенса, когда писал «Критику чистого разума».

Построение своей психологии Тетенс начинает с того, что признает душу нематериальной субстанцией, которая недоступна познанию и является «вещью-в-себе». Мы можем познавать только проявления души, базовым из которых является чувственность, т. е. пассивная способность души ощущать, воспринимать изменения, возникающие в ней под воздействием внешних вещей. Состояния души, связанные с этими наличными вещами и их причинными воздействиями, Тетенс называетперцепциями. Порядок этих перцепций целиком зависит от порядка, в каком чувства получают воздействия от внешних объектов. При этом, следуя Локку, Тетенс различает внешние и внутренние ощущения (восприятие душой своих собственных внутренних состояний).

Когда ощущения преобразуются в представления, душа получает возможность активно их преобразовывать, познавая отношения между вещами. Этот активный процесс заключается, в частности, в сравнении и упорядочивании представлений. Наивысшей степенью проявления активности души является рассудок, который может оперировать представлениями, используя понятие причинности и т. д. Он обладает самодеятельной «мыслительной силой», которой присуща целенаправленность. Эта сила не зависит от данных опыта, не сводится к их пассивной регистрации, но присуща рассудку изначально. Немаловажной характеристикой мыслительной деятельности Тетенс считает ее знаковый характер, т. е. способность обозначения чувственных данных словами, искусственными терминами и т. д., благодаря чему они обретают необходимую форму логического мышления.

Это позволяет рассматривать душу как некоторую потенциально деятельную способность, которая под воздействием внешнего толчка пробуждается от своего бессознательного, темного состояния и далее развивается самостоятельно, по своим собственным законам, достигая отчетливого сознания, состояния разумности и свободы как высшей степени развития души. Тетенс сравнивает душу с «напряженной струной рояля». Причем, считает он, подобные внутренние изменения души связаны с модификациями мозга аналогично тому, как издаваемый роялем звук ─ с пальцами музыканта, а бьющий из земли ключ – с открывшим его внешним толчком, дабы вода могла вырваться наружу.

Еще раз отметим, что Тетенс подчеркивает, что нам доступны только отдельные проявления души, поэтому мы можем обходиться лишь правдоподобными гипотезами. Основной гипотезой Тетенс считает представление о душе как об «одушевленном мозге», как о неком единстве чувствующей, мыслящей и волевой способностей. Достоинство такого понимания души он усматривает в том, что оно находится как бы посередине между идеализмом и материализмом.

Рассматривая душу в качестве единства чувств, мышления и воли, Тетенс считает, что в проявлении всех этих компонентов человек действует как свободное и целеполагающее существо, стремящееся к достижению добра, истины и красоты. Именно они играют для человека роль высших идеалов, конечных целей и задач, определяющих направление его познавательной, нравственной или эстетической деятельности и придающих ей смысл и ценность. Способность к эстетической оценке Тетенс называет «чувствительностью», а ее специфику усматривает в таком отношении к психическим процессам, при котором они рассматриваются не сами по себе, а лишь с точки зрения вызываемого ими чувства удовольствия, т. е. в качестве толчка или повода для возбуждения ощущения приятного, радостного и т. п.

Способность «чувствительности» связана со всеми другими способностями души: чувственностью, рассудком, волей. Красотаесть соотнесение чувств и чувствительности, истина – соотнесение рассудка и чувствительности, добро – соотнесение воли и чувствительности, т.е. понятие добра служит для выражения одобрения того или иного поступка как соответствующего идее нравственного совершенства. Чувствительность способна «возбуждать» деятельность всех способностей души, т. е. активно влиять, воздействовать на их применение, побуждать, стимулировать и направлять их в сторону достижения красоты, истины или добра как желаемых целей и искомых ценностей (равно как и тормозить или прекращать их деятельность в случае ее несоответствия или противоречия последним).

Дата: 2019-02-02, просмотров: 223.