Развитие донаучной психологии в Германии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Монадология Лейбница: идея бессознательного

Психология Нового времени в Англии начинает развиваться в русле материализма, во Франции – дуализма, а в Германии Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716) строит систему идеалистической психологии. Основы своей психологии философ изложил в работе «Новые опыты о человеческом разумении» (1704), в которой он оппонирует Локку. В то время как Локк считает, что душа – это tabula rasa, на которой опыт оставляет отпечатки, Лейб­ниц утверждает, что в душе потенциально содержатся такие принципы и понятия, которые невозможно вывес­ти из опыта. К подобным понятиям Лейбниц относит, например, идеи бытия и причинности, а к принципам – стремление «искать радости и избегать печали».

Развивая свою психологическую систему, в 1714 г. Лейбниц публикует новый труд «Монадология», с которым связывается введение нового термина – «бессознательное». В нем Лейбниц рассматривает, в частности, уровни существования монад. Эти уровни выделяются в зависимости от воспринимающей способности монады. На первом уровне находятся низшие монады, кото­рые «спят без сновидений». Эти бессознательные малые перцепции (восприятия), непрерывно воздействуют на че­ловека, но они недостаточно сильны, чтобы их осознавать или помнить. Именно эти бессознательные монады формируют наши желания и чувства, что так созвучно с теорией Фрейда. Далее идут монады-души, наделенные памятью, но лишенные само­сознания (ими обладают животные). Человеческое развитие ограничивается монадами-духами (espirits), которые характеризуются апперцепцией (ясным восприятием) и рефлексией. Так Лейбниц вводит в психологию по­нятиеапперцепции, которое у него означает акт перехода бес­сознательных психических состояний и восприятий в отчетливые сознательные представления. Эти осознанные представления возвышаются, подобно островкам, над океаном бессознательных монад. В современной психологии апперцепция – влияние опыта и личности индивида на восприятие им актуальной действительности. Философ выделяет еще высшие монады (например, более развитые внеземные существа или Бог), которые человеческому разуму недоступны. Отметим, что деятельность разума Лейбниц сводил к анализу и синтезу.

Что касается связи души и тела, Лейбниц говорит следующее. Можно представить себе три концепции для объяснения связи между душой и телом: 1) концепцию взаимного влияния, воспринятую в вульгарной форме (которую Лейбниц считал недопустимой) различными школами у картезианцев; 2) концепцию непрерывного надзирателя (эту теорию принял Мальбранш), который создает представление в душе о том, что совершается в теле, и наоборот, примерно так, как если бы какого-нибудь человека обязали все время сверять два плохо работающих часовых механизма, не способные самостоятельно показывать одно и то же время, – это и есть система окказиональных причин, и, наконец, 3) концепцию естественного согласия двух субстанций – такого, какое существует между двумя точно идущими часами. Этой точки зрения и придерживался сам Лейбниц, полагая, что тело и душа – как два часовых механизма, которые завёл Бог, и которые показывают одинаковое время.

Также Лейбница можно считать предвестником когнитивной психологии. Он полагал, что душа – это нематериальный автомат ( automate immaterial ) из числа самых точных. Этот взгляд напоминает принятые в современном когнитивизме метафоры сознания, в котором оно сравнивается с компьютером.

Лейбниц, введя понятие бессознательного, существенно расширил область психических явлений, а его учение о переходе бессознательных перцепций в сознательные явилось предвестием концепции порога сознания, которую сформулировал Гербарт.

Христиан Вольф и его школа

Ученик Лейбница Христиан Вольф (1679–1754) разделил психологию на рациональную иэмпирическую, опубликовав труды «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734). Термин «эмпирическая» вводить в заблуждение не должен: и та, и другая психологии оставались в системе Вольфа исключительно теоретическими науками. Рациональная психология занимается абстрактным изучением природы души, а эмпирическая психология описывает факты и явления душевной жизни.

Вообще, Вольф разделил все человеческое знание на историю, которая имеет дело с фактами,философию, которая исследует причины фактов, и математику. Иными словами, история обеспечивает эмпирические данные, математика предлагает методы их анализа, а философия объединяет опыт и разум. Философия является для Вольфа универсальной наукой, наукой обо всех возможных вещах. Она подразделяется на «науки рациональные теоретические» (онтология, космология, рациональная психология, естественная теология), «науки рациональные практические» (этика, политика, экономика), «науки эмпирические теоретические» (эмпирическая психология, телеология, догматическая физика) и «науки эмпирические практические» (технология и экспериментальная физика).

Рис. 7. Классификация наук Х. Вольфа

Рациональная психология выходит за пределы опыта человека. По сути, рациональная психология имеет дело с априорными истинами, которые существуют до всякого опыта (в то время как эмпирическая психология – с апостериорными). Так, например, одной из задач рациональной психологии является поиск ответа на вопрос, как вообще возможно существование опыта (это существование, разумеется, следует выводить из априорных посылок). В рамках рациональной психологии Христиан Вольф определяет душу как субстанцию, которая производит представления и осознает себя, а также объекты вне себя. Иными словами, он дистанцируется от понятия «бессознательное». При этом душа обладает различными возможностями проявления, и эти возможности Вольф назвал способностями. Он выделял познавательные способности и волевые способности (илиспособности желания). Познавательный акт сопровождается либо удовольствием, либо неудовольствием. Они же сопровождают любые аффекты, которые составляют третий вид способностей. Поскольку Вольф полагал, что желать мы можем лишь то, что считаем хорошим, то способности желать в его концепции зависят от познавательных способностей.

Цель эмпирической психологии состоит в организации фактов внутренней (психической) жизни человека в единую систему. Это подразумевает, в частности, доказательство существования человеческой души, обзор и анализ психических операций, а также попытку определить основную терминологию психологии. Подчеркнем, что эмпирическая психология в системе Вольфа остается наукой теоретической, а потому не стоит искать в ней истоков психологии экспериментальной. В рамках эмпирической психологии Вольф предпринимает попытки описать уже выделенные явления. Например, удовольствие он предлагает измерять осознаваемым совершенством. Также в эмпирическом русле он описывает телесные изменения, которые сопровождают возникновение аффектов.

Ученик Вольфа Александр Баумгартен (1714–1762) «возвращается» к Лейбницу и значительно больше внимания уделяет бессознательному состоянию монад. Его он связывает, прежде всего, счувственными представлениями души, которые возникают в ней в результате воздействия на нее внешних вещей. Баумгартен полагает, что именно эти темные и спутанные представления служат основой всей деятельности души, и что они содержат больше признаков и больше говорят об отдельных воспринимаемых вещах и их свойствах, нежели сознательные понятия.

Особое внимание этот ученик Вольфа уделяет воображению, которое он рассматривает как некую промежуточную способность между чувственностью и рассудком. Именно эта способность лежит в основе живописи и поэзии, умения сочинять или художественного творчества. С ней же Баумгартен связывает остроумие. Отметим, что Баумгартен ввел термин «эстетика».

Ученик Баумгартена Георг Фридрих Мейер (1718–1777) находился под влиянием идей Локка и даже читал по его «Опытам о человеческом разумении» лекции в университете. Утверждая, что о сущности души следует заключать исходя из ее проявлений и действий (линия Вивеса), он считал, что относительно бессмертия души разум оставляет нас в полном неведении. Душа, полагал Мейер, способна представлять мир лишь в соответствии с местом, занимаемом в нем телом, а потому она является лишь «вещью, которая является частью другой вещи и может мыслить» (Цит. по: [Жучков, 1996. С. 33]).

Представления вольфианцев о душе как безличной совокупности способностей, руководимой рассудком, предопределили ограниченность их системы. В немецкой философии возрастал интерес к волевой, чувственно-эмоциональной и практической жизни человека, к его неповторимой и сложной личности. Именно этот интерес характеризует эмпирико-психологическую линию в немецкой философии, наиболее ярким представителем которой является Тетенс.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 289.