Принципы историко-психологического исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как правило, выделяются следующие принципы историко-психологического исследования [Кольцова, Олейник, 2009].

1. Принцип детерминизма . Принцип детерминизма утверждает, что все детерминируется в соответствии с законами какими-то ещё факторами [Бунге, 1962]. Связанный с ним принцип причинности утверждает, что в мире не существует беспричинных изменений [Малышева, 1973]. Иными словами, в соответствии с принципом детерминизма, любое событие, в том числе и то, которое можно отнести к классу историко-психологических, имеет причины (неважно, эксплицитные или имплицитные).

2. Принцип единства логического и исторического в понимании генезиса развития психологического знания. Согласно этому принципу, внутренние (например, категориальный аппарат) и внешние (например, социально-экономические условия) причины развития науки находятся в определенном соотношении, которое необходимо учитывать.

3. Принцип системности предполагает, что история развития психологического знания представляет собой сложную систему, а потому может исследоваться только при учете всех её аспектов. Психологическое знание всегда существует на нескольких уровнях (например, житейском и научном), а его развитие всегда определяется достижениями многих ученых и научных коллективов, поэтому фиксация на каком-либо одном аспекте развития психологического знания всегда будет являться искажением.

4. Принцип объективности историко-психологического исследования заключается в том, что давать оценку тем или иным идеям, которые возникали в процессе развития психология, необходимо исходить не только (и может быть, не столько) из современного состояния психологической науки, но и учитывать то, какое место эти идеи занимали в науке своего времени.

5. Принцип конструктивно-позитивного анализа «акцентирует внимание в историко-психологических исследованиях не на ошибках, недостатках и просчетах в развитии психологической мысли какой-либо отстоящей от ученого исторической эпохи, а на выявлении в совокупности историко-психологических фактов, событий, теорий и концепций того позитивного, конструктивного и прогрессивного, что сумела достичь психологическая мысль данного периода» [Кольцова, Олейник, 2009]. Нужно отметить, что при этом не следует отказывать от непредвзятой оценки идей: ошибочные взгляды должны оценивать соответствующим образом.

6. Принцип периодизации и преемственности развития психологического знания предполагает, что в история психологии можно выделить связанные друг с другом периоды, существующие в едином процессе исторического развития.

7. Принцип единства прошлого, настоящего и будущего акцентирует тот факт, что научное исследование должно иметь прогностическую роль. «Лишь прошлое, рассмотренное в контексте современности, позволяет очертить проблемное поле будущих исследований и тем самым имеет не только чисто познавательный интерес, но и носит установочно-ориентировочный характер для дальнейшего развития психологического знания» [Там же].

8. Принцип единства коллективного и индивидуального творчества в развитии психологического знания фиксирует внимание на том, что нельзя абсолютизировать вклад отдельного ученого в развитие науки, равно как и отдельного научного коллектива (научной школы).

Методы истории психологии

Методы истории психологии не являются специфическими. Этими же методами пользуется история любой другой науки. Основным методом историко-психологического исследования является теоретическая реконструкция прошлого. Такая реконструкция подразумевает воссоздание, описание и критический анализ развития научных систем психологии. При этом необходимо различать реконструкцию внешней и внутренней истории. Под внешней историей подразумевают социальную, а под внутренней – духовную, интеллектуальную историю. Иными словами, внутренняя история – это история смелых научных предположений, внутренних сомнений, мотивов, движущих тем или иным ученым. Внешняя история – это история взаимодействия научных систем и их представителей. Легко увидеть, что реконструкция внутренней истории представляет собой более трудный процесс, опирающийся скорее на догадки, нежели на твердо установленные факты.

Остальные методы являются, по сути, вспомогательными. К ним можно отнести [Ждан, 2004]:

архивный метод , заключающийся в поиске и изучении архивных материалов;

биографический и автобиографический методы , которые являются основными при исследовании внутренней истории. Их цель заключается в в воссоздании полной и достоверной картины всех этапов жизненного и творческого пути ученого на основе анализа максимально широкого и доступного числа источников;

метод интервьюирования , который хотя и применим лишь для изучения современного этапа развития науки, дает неоценимую информацию будущим исследователям. Хорошо известны, например, три интервью из книги «Юнг говорит…» [Аналитическая психология, 1997], в которых швейцарский психолог рассуждает о нацизме, диктаторах и будущем послевоенного мира. Эти интервью могут многое казать о Юнге как человеке.

анализ научных ссылок , посредством которого устанавливается частота цитирования того или иного автора, а также конкретных научных трудов. Так, в индексе цитируемости, приведенном в журнале «Вопросы психологии» за 2000 г., из отечественных психологов на первом месте стоит Лев Семенович Выготский (195 ссылок), а из зарубежных – Карл Густав Юнг (40 ссылок). В. М. Аллахвердов [Аллахвердов, 2003] приводит данные об общенаучном индексе цитируемости, в котором шестое место занимает Фрейд, идя вслед за Аристотелем и Платоном. Интересно, что первое место в нем отдано Карлу Марксу. Стоит, однако, помнить, что частота цитируемости зависит не только от реального вклада ученого в науку, но определяется и иными (например, политическими) факторами.

Психософия Древнего Востока

1. Древнеиндийская философия: введение

Древнеиндийская философия формировалась на основе, отличной от античной. Если в Древней Греции философия начинается с сомнения в достоверности мифологического мировосприятия, то в Древней Индии она зарождается как комментарий к Ведам.

Ведами (от санскр. – знание) называется совокупность наиболее ранних текстов на древне-индийском языке, созданных с середины II тыс. до н. э. до VI в. до н. э. Известны четыре Веды: « Ригведа»(собрание гимнов), « Яджурведа» (собрание жертвенных формул), «Самаведа» (собрание песнопений) и «Атхарваведа» (собрание заклинаний). В каждой Веде выделялись четыре части: самхиты(религиозные гимны), брахманы (книги, написанные брахманами (жрецами) и для брахманов, в которых толковался сокровенный смысл ритуалов), араньяки (книги лесных отшельников) иупанишады (религиозно-философские комментарии к Ведам), с которых собственно и начинается древнеиндийская философия.

Но хотя именно в упанишадах происходит первичное философское осмысление Вед, настоящий интерес для нас представляют дáршаны , с возникновения которых начинается так называемый эпический этап развития древнеиндийской философии (600–200 гг. до н. э.). Хотя обычно к даршанам относят шесть ортодоксальных систем ( астика ), признающих высший авторитет и священность Вед (вайшéшика, сáнкхья, йога, мимáнса, ньяя и веданта), к ним порой причисляют и три оппозиционные системы ( настика ), которые подвергают авторитет Вед сомнению (локаята, буддизм и джайнизм).

2. Понимание души в астических системах

ВЕДАНТА

 

Многие историки психологии считают, что наиболее важными для понимания психологической мысли Древней Индии являются два понятия: Атман и Брахман. Эти понятия представлены уже в Ведах, араньяках и упанишадах, однако детальная их разработка происходит в астических системах, особенно в веданте . Определение этих терминов довольно трудно, поскольку их употребление крайне запутано. Так, в ранних упанишадах термины «Áтман» и «Брахмáн» употребляются иногда безо всякого соподчине­ния, как синонимы. В самом общем смысле Атман (санскр. – дыхание, душа) – субъективное духовное начало человека, его «Я», душа. Он противостоит Брахману , который соответствует безличному духовному началу, сути жизни, единству бытия, существующего независимо от человека. Но поскольку Брахман осознает себя, он становится Атманом. Получается, что, хотя Атман отличается от Брахмана, он одновременно и является Брахманом, что приводит к возникновению идеи о тождестве этих сущностей. Любопытно, что Атман имеет вполне определенную форму – он антропоморфен, т. е. повторяет строение тела человека. Так, в Брихадараньяка Упанишаде написано, что «вначале все было лишь Атманом в видепуруши ». В учении веданты Атман (индивидуальная душа) может существовать в четырех состояниях психики : бодрствование, сон со сновидениями, глубокий сон и запредельное состояние. В каждом последующем состоянии реальность предыдущего отрицается, становясь иллюзией. Когда человек бодрствует, он отождествляет себя с собственным телом. Во сне со сновидениями он все еще сознает объекты, которые сохранились в памяти, а потому в нем еще продолжает жить чувство собственной ограниченности. Погружаясь в глубокий сон, человек перестает быть познающим субъектом, но и в этом случае сознание не полностью отсутствует, поскольку человек, проснувшись, может сказать: «Я спал без снов». И только в запредельном состоянии душа становится бесконечной, полностью сливаясь с Брахманом. Так как астические даршаны признают существование трансцендентного мира и бессмертие души, то в веданте разрабатывается учение о метемпсихозе . Ключевыми понятиями здесь являются карма и сансара. Сансара воплощает в себе идею родственности всего живого и перехода между его формами, означающего, что перерождение возможно не только в форме человека, но насекомого, животного и даже бога. Карма как бы дополняет понятие сансары и означает общую сумму всех совершенных поступков, которые определяют характер нового рождения. В Ригведе души добрых после смерти проходят на светлое небо ямы, где они ведут блаженную жизнь в обществе отцов (питарах ), а злые, которые до этого не допускаются, направляются в расположенный внизу мрак. В упанишадах мы читаем, что мудрецы продвигаются все выше и выше по пути богов ( дэваяна ) и растворяются в Брахмане, откуда нет возврата. Отличившиеся своими делами идут вверх по пути отцов (питрияна ) в светлую область луны, где наслаждаются плодами своих трудов, и затем спускаются для нового рождения, вид которого определяется характером их прошлой жизни. Те же, кто не имеет отношения ни к мудрости, ни к деятельности, определены в третье место, и они рождаются низшими животными и растениями, которые не испытывают лунного блаженства.

Веданта утверждает, что «атман во всех отношениях есть не что иное, как разумность, разумность есть его исключительная природа, подобно тому как вкус соли можно определить по вкусу ее щепотки».

Согласно ведантесуществуют три источника познания: восприятие, вывод и откровение священного писания .

ВАЙШЕШИКА

Согласно вайшешике , другой астической даршане, душа человека состоит из двух частей: атмана и мáнаса . Атман – основа и носитель всех явлений сознания – существует в двух формах: паратман (высший дух) и дживатман (индивидуальная душа).Манас – это внутреннее чувство, воспринимающее душу, познание, чувства и волю. Если пять органов чувств воспринимают внешние объекты, то манас – это внутреннее чувство для восприятия индивидуальной души и ее свойств – удовольствия, боли и т. п. Манас в отличие от Атмана принадлежит телу и подвержен уничтожению, в то время как Атман бессмертен и продолжает существовать после гибели тела. Интересно, что физическую Вселенную вайшешика объясняла исходя из атомистической теории. При этом манас подобен атому, так как он бесконечно мал и неделим.

Допускаются четыре вида действительного познания: восприятие (пратьякша), вывод (лаингика), память (смрити) и интуитивное познание (аршаджняна) . Существование я выводится из того факта, что сознание не может быть свойством тела, органом чувств, манасом. В дополнение к качествам удовольствия, боли, желания, отвращения, воли и знания свидетельством существования я служат факты вдоха и выдоха, закрывания и открывания глаз, лечения телесных повреждений, умственная деятельность и личные привязанности.

НЬЯЯ

В учении ньяи манас также выступает как шестое чувство, которое является внутренним и нематериальным. Но следует отличать манас (ум) от «Я» (души, Атмана). Желание, отвращение, удовольствие и боль – все это качества души. Они не могут принадлежать физическим субстанциям, поскольку не являются физическими качествами, воспринимаемыми внешними чувствами. Значит, мы должны признать, что они представляют собой специфические свойства некоторой субстанции отличной от всех других физических субстанций. В этой даршане развивается теория, согласно которой привязанности, желания, любовь, ненависть и т. д. возникают из-за связи Атмана с объектами, что заставляет «Я» действовать, вовлекаться в круговорот рождений и смертей. Поэтому «Я» – это, прежде всего, действующая сила, всепроникающая и вечная. Правильное познание освобождает человека от вовлеченности в мир, и «Я» становится чистой субстанцией, которая уже не связана с сознанием. При этом конечной целью является не достижение счастья, а освобождение от страданий. В итоге существуют тело, чувства, ум (манас) и индивидуальное «Я», носитель желаний и чувств. С точки зрения ньяи, неправильно думать, что я – это мое тело и ум, я – это ни то, ни другое. Только поняв это, человек освободится от страданий и боли.

Наше сознание не остается тем же самым в два следующих один за другим момента, и существуют периоды, когда оно исчезает совсем. И все же оно остается, по-видимому, тождественным, что и позволяет нам вспоминать прошедшее и говорить, что мы остаемся самими собой и в детском и в преклонном возрасте. Душа есть реальное субстанциональное существо, имеющее своими качествами желание, антипатию, волнение, удовольствие, страдание и познание.

Материалистический взгляд, что сознание есть свойство тела, наяйиками легко опровергается. Если тело имеет сознание, тогда его должна иметь и вся материя, поскольку она той же природы, что и тело. Если вне тела нет души, тогда нравственный закон не имеет никакого смысла. Душа уникальна в каждом индивидууме. Количество душ бесконечно; если бы это было не так, тогда каждый знал бы чувства и мысли каждого другого. Если бы одна душа присутствовала во всех телах, когда один переживает удовольствие или страдание, эти же состояния должны были бы переживать и все другие, чего на самом не происходит.

ЙОГА

В йоге свободная душа связана с физическим телом и тонким телом , которое состоит из чувств, интеллекта, эмпирического «Я» и манаса. Важным в йоге является термин «читта», который означает совокупность модификаций ума. Читта отличается от манаса, представляющего собой внутреннее чувство. Когда ум-читта связан с каким-либо объектом через ум-манас, он принимает форму этого объекта. «Я» познает объекты через модификации ума-читты, которые соответствуют формам познаваемых объектов. Как пишут С. Чаттерджи и Д. Датта , «хотя Я в действительности не претерпевает никаких изменений, или модификаций, однако ввиду своего отражения в меняющихся состояниях и процессах ума-читты оно должно быть, по-видимому, субъектом изменений и проходить через различные состояния ума-читты, подобно тому как луна кажется движущейся, когда мы видим ее отраженной в движущихся волнах». Читта состоит из трех гун , которые могут находиться в состоянии конфликта или равновесия:

· саттвы (сущность), которая лежит в основе удовольствия и является источником положительных эмоций;

· раджаса (энергия), источник движения и страдания;

· тамаса (инертность), которая является пассивным началом, порождающим апатию и безразличие.

Различное сочетание гун выражается в следующих пяти ступенях читты:

· кшипта , рассеянное состояние, когда ум блуждает от одного предмета к другому;

· мудха , притупленное состояние, отражающее стремление ко сну или пороку;

· викшипта , умиротворенное состояние;

· экагра , сосредоточение ума на одном предмете размышлений;

· нироддха , состояние абсолютного покоя, характеризующееся полным отсутствием мыслительной деятельности.

Заметим, что первые три состояния с йогой несовместимы, так как уму в них присущ элемент раджас. Оригинальным достижением йоги стала медитация , которая так или иначе входила в большинство древнеиндийских философских систем. Эта йогическая техника, направленная на достижение особого состояния сознания, может рассматриваться как одно из первых направлений практической психологии. Йога призывает нас контролировать тело, но не умерщвлять его. Воздержание от чувственных удовольствий не тождественно истязанию тела, хотя то и другое иногда отождествлялось как в индуистской Индии, так и в христианской Европе. Йога говорит, что совершенство тела состоит в красоте, грации, силе и отваге. Йога значительно ярче, чем другие системы, подчеркивает, что философия не может спасти нас. Мы нуждаемся не в изощренных исследованиях, а в контроле воли над нами. Мы должны подчинить внутренний порядок эмоций и страстей. Истинный философ выступает врачом души, тем человеком, который помогает нам спастись от оков желаний.

САНКХЬЯ

Даршана санкхья , используя гуны, разработала классификацию психологических типов личности. Высшим считается типсаттвика (преобладание саттвы). Такой человек бесстрастен, ясен и гармоничен. Люди раджаса ( раджасика ) предприимчивы и страстны. Люди тамаса ( тамасика ) – темны, ленивы и апатичны. Впоследствии эта классификация была детально разработана в Аюрведе . Так, тип саттвика представлен, к примеру, следующими группами (всего семь) [Психологические аспекты буддизма, 1991]:

· брахмакая (имеющий черты Брахмы) – отличается чистотой мыслей и поведения, почтителен, набожен, гостеприимен;

· махендракая (имеющий черты Индры, бога грозы) – характеризуется смелостью, доблестью, добрым отношением к низшим;

· варунакая (имеющий черты Варуны, бога вод) – ему свойственны смелость, доблесть, терпеливость, нетерпимость к неправедному;

· кауверакая (имеющий черты Куберы) – отличается рассудительностью, богатством, склонностью к искусствам и др.

Тип раджасика состоит, например, из следующих групп (всего их шесть):

· асурасаттва (имеющий черты асуров, злых духов) – стремится к богатству и власти, имеет устрашающую внешность, безжалостен;

· шакунасаттва (имеющий черты птицы) – склонен к половым излишествам, обжорлив, нетерпелив и непостоянен и др.

Люди тамаса делятся на три группы:

· пашусаттва (имеющий черты домашнего животного) – предрасположен к лени, грязен; его поведение напоминает поведение животного;

· матсьясаттва (имеющий черты рыбы) – люди этого типа постоянно ссорятся между собой, они непостоянны, как рыбы, глупы, любят воду;

· ванаспатьясаттва (имеющий черты растения) – любит пребывать в одном и том же месте, склонен к чрезмерному обжорству и питью.

Совершенствование состоит в постепенном увеличении элемента саттвы и уменьшении тамаса, поскольку страдание является индивидуальной модификацией качества раджаса. Относительная сила гун определяет наш духовный характер. Одни люди обладают возвышенным духом, другие – страстной силой, третьи – депрессивной апатией. Преобладание тамаса означает инертность, невежество, слабость, неспособность, недостаток веры, безволие. Он способствует созданию грубого, тупого, невежественного типа человека. Люди с преобладанием раджаса отважны, неутомимы и активны. Саттва развивает критическую, уравновешенную, вдумчивую натуру. В то время как во всех людях присутствуют в разных пропорциях все три гуны, пророки, святые и мудрецы имеют в себе высокоразвитую саттву, а воины, государственные деятели и люди с сильной волей обладают высокоразвитым раджасом.

С точки зрения санкхьи, душ много, ибо опыт показывает, что люди по-разному одарены в умственном отношении. В механизме познания участвуют три фактора: познаваемый объект, познающий субъект и процесс познания. Буддхи (интеллект), аханкара(ощущение я ), манас (ум) и чувства составляют аппарат, при помощи которого внешний объект воспринимается субъектом. Когда объект возбуждает чувства, манас обрабатывает впечатления чувств в восприятие, я применяет его к себе, а буддхи формирует представление.

МИМАНСА

В последней астической системе – мимансе – развивается представление о душе как вечной и бесконечной субстанции, которая хотя и связана с телом, но не умирает вместе с ним. При этом сознание выступает как своеобразная функция души, актуализирующаяся при восприятии какого-нибудь объекта. Интересно, что «Я» может выступать не только как субъект познания, но и как объект (в том случае, когда мы думаем о себе, т. е. о своем «Я»).

Можно предположить, что если Атман является аналогом западноевропейского термина «душа», которая является трансцендентальной субстанцией, то термин «манас» можно сопоставить с сознанием, которое связано с телом и погибает вместе с ним. Тезис о тождестве Брахмана и Атмана является, по сути, тезисом о тождестве мира и души, объекта и субъекта. Эта идея получила свое распространение и в древнегреческой философии в виде идеи о параллелизме микрокосмоса (человека) и макрокосмоса (Вселенной). Изначально присущий древнеиндийской мысли дуализм Ноэль Смит объясняет тяжелыми экономическими условиями, которые привели к тому, что брахманы сконструировали сверхъестественную реальность, объявив физический мир иллюзией [Смит, 2003]. Что касается взаимодействия души и тела, то в астике атман трактуется как «внутренний повелитель», следовательно, душа повелевает телом.

3. Психологические взгляды в настике

В определенном смысле настические идеи более близки к современной психологической мысли. Основным признаком настики является неверие в существование трансцендентного мира, отрицание дуализма и жизни после смерти. Буддизм и джайнизм, однако, стоят несколько особняком, поскольку в их учениях сохраняется тезис о будущей жизни.

ДЖАЙНИЗМ

Джайнизм представляет собой религиозно-философское учение, оформившееся в VI–V вв. до н. э. Его основателем считается Вардхамана, прозванный впоследствии Джина (санкср. – победитель). Эта система предписывает своим последователям крайний аскетизм и соблюдение многочисленных правил, особенно ахинсы . Джайны считали, что мир состоит из двух субстанций: дживы (души, вообще живого) и адживы (неживого). Джива – это наслаждающийся, а аджива , или джада , – это доставляющий наслаждение. Джива может быть связанной с материей (несовершенное состояние, наполненное страданием) и освобожденной от нее (совершенное состояние блаженства, или мокши). Решающую роль в переходе из несовершенного в совершенное состояние играет этическое воспитание личности. При этом важным принципом, носящим психологический характер, предстает нравственная активность человеческой личности . Лишь деятельность самого человека приводит его к самосовершенствованию (в пределе – он вырывается из круга сансары). И эта тяга к совершенству является неотъемлемым свойством души, которая таит в себе безграничные потенциальные возможности. Этот тезис имеет много общего с современной гуманистической психологией и ее теорией самоактуализации.

В джайнизме субъект – это джнянин, бхоктри, а также картри , то есть познающий, наслаждающийся и действующий. Признаются три формы сознания: познание, ощущения, или испытываемые в опыте плоды кармы, и желания.

Джайнисты признают пять видов познания: мати, шрути, авадхи манах-парьяя и кевала .

· Мати представляет собой обычное познание, получаемое с помощью обычных средств чувственного восприятия.

· Шрути , свидетельство, – это познание, получаемое с помощью знаков, символов или слов.

· Авадхи – это непосредственное познание вещей, даже отдаленных во времени и пространстве. Это – познание, получаемое посредством ясновидения.

· Манах-парьяя – это непосредственное познание мыслей других, подобно телепатическому познанию умов других.

· Кевала , совершенное знание, охватывает все субстанции и их модификации. Это всеведение, не ограниченное ни пространством, ни временем, ни объектом. Для совершенного сознания вся реальность понятна. Такое познание, которое независимо от чувств, познание, которое можно только ощутить, но не описать, возможно лишь для свободных от оков, очистившихся Душ.

Итак, есть пять путей познания, из которых три являются сверхчувственными. Но кроме них существует и два обычных пути познания, свойственных каждому индивиду ( мати и шрута). Шабельников считает, что «шрута – прообраз социокультурной основы знания, выделявшейся затем Г. В. Ф. Гегелем, Л. С. Выготским и К. Г. Юнгом» [Шабельников, 2003. С. 33]. Это, по-видимому, вольное толкование, тем более что по Юнгу, например, содержание коллективного бессознательного (видимо, шрута) никогда не было сознательным. В то время как джайны полагали, что мати (индивидуальное знание – несомненно, сознательное) предшествует шрута.

ЛОКАЯТА

Локаята представляет собой исключительно материалистическое учение. Эта система отрицает существование и бога, и души (и Брахмана, и Атмана). В отличие от джайнизма локаята (особенно ее поздний вариант – чарвáка ) отвергает аскетизм, признавая единственной целью человеческой жизни получение наслаждения. Поэтому локаята является единственным философским учением Древней Индии, практикующим последовательный гедонизм . В этой даршане единственным надежным источником познания считается восприятие, поскольку мышление часто приводит к ошибкам и ложным умозаключениям. Что касается души, то, как уже указывалось, приверженцы локаяты отрицают существование этой нематериальной субстанции. Однако они признают наличие сознания, которое трактуется как внутреннее чувство, позволяющее человеку воспринимать собственные «психические» состояния (боль, удовольствие и т. д.). Человек, таким образом, предстает как тело, обладающее сознанием, которое материально и погибает вместе с телом. В некотором смысле сознание является функцией тела, что напоминает диалектико-материалистический принцип, гласящий, что сознание – это функция высокоорганизованной материи, т. е. мозга.

Повторим, поскольку чувственное восприятие является единственной формой познания, материя есть единственная реальность. Только она одна познается чувствами. Все, что материально, реально. Первоосновой всего являются четыре элемента: земля, вода, огонь и воздух. Эти элементы вечны, и с их помощью можно объяснить развитие вселенной от простейших животных организмов до появления философов.

Интеллект – не что иное, как модификация этих четырех элементов, и он погибает, как только распадаются соединения элементов, из которых он возникает. «Кто видел душу, существующую отдельно от тела? И разве жизнь не возникает из первичных состояний материи?». Сознание неизменно связано с телом. Поэтому оно само является телом. Человек есть то, что он ест .

В локаете существуют четыре различные школах материализма. Главное, что их разделяет, – это понятие души. Одна школа отождествляет душу с грубым телом , другая – с чувствами , третья – с дыханием , четвертая – с органом мышления . Однако все эти школы придерживаются той точки зрения, что душа – только естественное явление.

БУДДИЗМ

 

Буддизм – самая известная настическая система, превратившаяся впоследствии в одну из трех мировых религий. Основателем буддизма является индийский принц Сиддхартха Гаутама , получивший имя Будды, т. е. просветленного.

Основная концепция буддизма представлена в четырех благородных истинах :

1. существует страдание;

2. причиной страдания являются желания;

3. существует освобождение от страданий, заключающееся в уничтожении желаний;

4. существует путь, ведущий к освобождению от страданий, заключающийся в правильных мыслях, действиях, словах, образе жизни и т. д.

Согласно преданию, новорожденный Сиддхартха имел на теле знаки будущего мудреца или правителя. Его отец, желая, чтобы царевич стал именно великим монархом, полностью изолировал сына от столкновений со страданиями мира в роскошном дворце. Но однажды во время охоты принц встретил похоронную процессию и понял, что все люди смертны; встретил больного и понял, что никто не может избежать болезней; встретил нищего и осознал, что бедным может стать каждый; встретил мудреца и понял, что единственный путь к избавлению от страда­ний – путь размышле­ния. Тогда Сиддхартха тайно покинул царский дворец, бросив жену и сына, и вступил в орден аскетов. Но аскетические подвиги не приблизили его к пониманию, и тогда царевич, отказавшись от аскетизма, сел для углубленного созерцания под дерево. Выдержав угрозы и искушения демона Мары, он постиг просветление, стал совершенным мудрецом, пробудившимся к истине, т. е. Буддой. Тридцать пять лет проповедовал Будда свое учение, а потом умер, или, как говорят буддисты, отошел в окончательную нирвану, навсегда выйдя из круговорота смертей-рождений сансары.

Что касается страданий, нас интересует прежде всего их психологическая трактовка. В этом смысле страдание сопряжено с ожиданием потерь и неудач, в основе которого лежит чувство страха, неотделимое от надежды.

Согласно буддизму, существованию присуще три основные характеристики: непостоянство, неудовлетворенность (страдание), отсутствия «я».

1. Непостоянство : все в мире непрестанно меняется, все вещи характеризуются непостоянством. Ни один физический объект не существует вечно. И, кроме того, находятся в движении в каждый момент времени. Непостоянны также мысли и идеи.

2. Неудовлетворенность , или страдание.

3. Отсутствие «я» : концепция отсутствия «я» гласит, что нет какой-то бессмертной души или вечного «я». Термин «я» – это удобное лингвистическое средство для наименования вечно меняющегося набора черт, которые характеризуют человека.

Буддизм отрицает существование атмана, утверждая, что никакой индивидуальной души нет, а личность представляет собой лишь упо­рядоченное сочетание групп элементарных психофизических со­стояний ( дхарм ), подверженных постоянному возникновению и исчезновению. Это представление о душе (точнее, ее отсутствии) вытекает из буддийского закона, согласно которому все в мире подвержено постоянному изменению. В античном мире схожего представления придерживался Гераклит, которому принадлежит знаменитое высказывание «Все течет, все изменяется». Таким образом, внутренний мир человека – это не душа, а поток психических состояний. Нельзя не отметить сходство этого представления с концепцией американского психолога Уильяма Джемса, предложившего концепцию потока сознания . Итак, личность – это сочетание дхарм, которые называются скандхи . Их буддисты насчитывают пять:

· материя ( рупа );

· чувства приятные, неприятные и нейтраль­ные ( ведана );

· психические факторы, ответ­ственные за деятельность и формирование кармы, а также способности, стремления, волевые импульсы, мотивы ( сансара );

· способность к различению и образованию представлений и понятий, куда включается и восприятие ( санджня );

· сознание, включая сознание самого себя ( виджняна ).

Нама соответствует духовным, а рупа физическим факторам. Дух и тело рассматриваются как взаимно зависимые.

При этом и вся груп­па в целом, и все составляющие ее элементы нахо­дятся в процессе постоянного изменения. Можно сказать, что с психологической точки зрения человек и есть совокупность скандх.

Отмети, что в буддистской теории воля является наиболее преобладающим аспектом сознания, основным элементом человеческой жизни. Воля состоит из желания и усилия. Говоря о продолжительности духовных состояний, буддизм указывает, что каждое состояние сознания имеет три фазы генезис (уппада) , развитие (тхити) и распад (бханга) . Каждое из этих состояний занимает бесконечно малую долю времени, мгновение.

Деяния (действия) делятся на два рода: 1) деяния чистые , свободные от асрав, и 2) деяния нечистые , запятнанные асравами. Чистые деяния, свободные от страсти, от желания и невежества, не влекут никакого воздаяния, не ведут к новому индивидуальному существованию, а разрушают его. Они расчищают путь к нирване. Все остальные действия с этой точки зрения являются нечистыми; нечистые действия, общей чертой которых является то, что они сопровождаются в этой или другой жизни воздаянием, делятся на действия хорошие и дурные. Когда путы с миром будут порваны, человек приходит к цели, становитсяархатом (достойным) и достигает блаженства нирваны. Причины его страдания устранены, и все нечистое с него смыто. Он больше не подвержен рождению. Состояние архата – это состояние блаженной святости. Нирвана – цель буддизма, и архатство кончается нирваной. Архат остается человеком. Только когда он умирает, он перестает существовать.

Подводя итог, отметим еще раз, что буддизм отрицает индивидуального субъекта. Для буддизма личность – иллюзия, поэтому не может существовать и социальных отношений. Он рекомендует отказаться от семьи, спутников, друзей, вообще любых социальных связей. Целью жизни становятся автономия, одиночество и интровертность.

В дальнейшем буддизм распался на две школы: хинаяну (малая колесница) и махаяну (большая колесница). Если хинаяна следует в психологических аспектах идеям, рассмотренным выше, то в махаяне отрицание реальности мира и души находит свое логическое завершение: отрицается даже наличие дхарм.

4. Психологические идеи в Древнем Китае

Философия Древнего Китая значительно отличается от философии и Древней Индии, и Древней Греции, которые между собой гораздо более схожи, нежели каждая из них в отдельности с философией Китая. Это крайне затрудняет исследование учеными Запада древнекитайских доктрин, в том числе и вычленение в них психологических аспектов, при этом одной из главных проблем является поиск слов, которые могли бы адекватно отразить тот смысл, который вкладывали в свои термины китайские философы.

 

ДАОСИЗМ

 

В даосизме одной из основных идей, которые можно отнести к психологическим, является представление о человеке как о единстве трех психофизических сил: цзин, ци и шень.

Цзин – это семя, из которого создается физическое тело человека. Цзин присутствует в теле человека как сексуальная энергия (весьма похоже на либидо в психоанализе Фрейда). Можно выделить два вида цзин. Первый соответствует тому, что унаследовано человеком от родителей (генотип), второй – тому, что он накапливает в течение своей жизни.

Ци – это материально-духовная основа мира, которая на самой низшей ступени является сугубо вещественной, а на высшей – исключительно «тонкой», соответствуя понятию «душа».

Шень – это обозначение человека как целого, обладающего и плотью, и сознанием. Можно говорить о том, что шень – это «Я» человека, его духовная энергия.

Уже в середине I тысячелетия до н.э. у китайцев существовало представление о двух душах человека – хунь и по .

В китайской литературе указывается, что душа хунь – высшая, «небесная» и состоит из ян ци , а душа по – низшая, «земная» и состоит из инь ци . Первая более духовная, а вторая – плотская. Жизнедеятельность человека зависит от взаимодействия этих двух душ. Возвышенная хунь должна доминировать над по , но часто она оказывается подвластна ее низменным движениям. Когда хунь и по соединены в гармоничном союзе, человек обладает здоровьем и преуспевает в жизни. Их дисгармония может причинить ему болезни, неудачи и смерть. Полагалось еще, что по возникает в момент зачатия, а хунь – при рождении. Хуньсчиталась доброй, духовной, мужской, а по – злой, плотской, женской.

О посмертном существовании двух душ в китайской традиции говорится достаточно много и противоречиво. Указывается, например, что после смерти человека душа хунь сразу же отделяется от тела. Если это была душа правителя или “благородного мужа”, то она возносится на небо, где может стать духом шэнь . Души простолюдинов не имели такой возможности, и вообще их дальнейшая судьба остается неясной. Душа по после смерти человека остается некоторое время в трупе, а после его разложения должна превратиться в демона гуй и отправиться в особый подземный мир «желтых источников».

В «Нань Цзин» («Книга о трудном») дается представление о структуре психики, которое можно представить следующем виде.

Таблица 1

Уровни психики в китайской психософии

Стихии Органы Уровни психики
Огонь-министр Почки «Эссенциальный дух» ( цзин-шень )
Дерево Печень «Высшая душа» ( хунь )
Металл Легкие «Низшая душа» ( по )
Почва Селезенка «Разум» ( и )
Огонь-правитель Сердце «Рассудок» ( шень )
Вода Почки «Стремления» ( чжи )

 

Одним из ключевых понятий в даосизме является дао . Дао при этом трактуется гораздо шире, чем в конфуцианстве, и представляет собой вездесущий естественный закон природы, управляющий миром. В своем поведении человек должен следовать дао. При этом даосы основным принципом считали недеяние ( у вэй ), поскольку любое действие, выпадающее из естественного хода событий, исполнено зла и означает пустую трату сил. Таким образом, если пытаться трактовать данную идею психологически, даосизм в определенном смысле противостоит деятельностному подходу в психологии, который как раз деятельность считает главным источником развития человека.

 

КОНФУЦИАНСТВО

 

Стоит отметить, что несмотря на то, что отличительной чертой китайской философии является антропоцентризм , в ней довольно-таки мало собственно психологических идей. Так, конфуцианство , одно из ведущих учений Древнего Китая (наряду с даосизмом и буддизмом), представляет собой, прежде всего, этико-политическое учение, в котором главное место занимают вопросы, касающиеся нравственной природы человека, семьи и управления государством. Можно, однако, выделить следующие идеи в учении Конфуция, носящие психологический характер. Во-первых, это идея о совершенствовании, целью которого является достижение уровня идеального человека, «благородного мужа», соблюдая дао (моральный закон). Если отбросить культурные различия, то можно увидеть большое сходство этой идеи с гуманистической психологией, в которой красной нитью проходит мысль о самоактуализации. Наряду с этим, как ни странно, можно проследить и параллели с бихевиоризмом. Конфуция, как и представителей этой школы, не интересовали вопросы о психике и сознании. Он рассматривал человека как носителя социальной роли, а главной целью своего учения поставил нахождение методов, которые позволили бы лучше управлять обществом. Это созвучно с тезисом радикального бихевиоризма о том, что основная цель психологии заключается в контроле и предсказании. Интересно, что, отвечая на вопрос о том, как лучше управлять людьми (с помощью добродетели или насилия), Конфуций выбирал «мягкий» способ. Это весьма похоже на идею Скиннера (основателя радикального бихевиоризма), согласно которой позитивное подкрепление эффективней наказания. Стоит отметить, что выбор в пользу добродетели продиктован одним из главных понятий конфуцианства – жэнь . Этому термину трудно найти эквивалент в русском языке, но его смысл ближе всего к таким понятиям как гуманность, человечность. Жэнь является основным человеческим качеством, которым наделен благородный муж, но которого лишен простолюдин. Можно сказать, что первоначально древнекитайская психологическая наука являлась неким средством совершенствования «человечности» ( жэнь ) как некоего глубинного онтологического уровня человеческого существа.

Таблица 2

Устои и достижения человека согласно конфуцианству

Устои Возраст и достижения Уровни психики
Дао 70 (согласование желаний и норм) Цзин-шень
Человечность ( жень ) 60 (укрощение слуха) Хунь
Справедливость 50 (познание воли Неба) По
Убежденность 40 (освобождение от сомнений) И
Благопристойность 30 (утверждение) Шень
Сообразительность 15 (стремление к учению) Чжи

 

Познать «волю Неба» – это значит иметь представление о том, что является справедливым ( и ), а что — нет. Укрощение слуха значит, что человек к 60-летию должен был развить до совершенства свои когнитивные способности, утончив их и обретя над ними полный контроль. Утвержение – это обращение к ритуалу. Последняя фаза восхождения означает полную гармоничность с мирозданием

Завершая обзор психологических идей Древнего Востока, хотелось бы отметить, что многие историки психологии отмечают крайне малую изученность древнеиндийской и древнекитайской психологии. При этом наибольшее внимание исследователей приковывает буддизм, поскольку и в настоящее время в его рамках происходит разработка теорий, которые имеют значительную психологическую направленность. Несомненно, что дальнейшее изучение наследия Востока положительно скажется на развитии психологии, дочери философии Запада. Быть может, включение идей древневосточных мыслителей даст современной психологии столь же мощный толчок к развитию, какой в свое время получила философия Шопенгауэра, вобравшая в себя достижения древнеиндийской мысли.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 371.