Б. Философия жизни. Иррационализм
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

А. Шопенгауэра (1788–1860)

Психология, господствующие в обществе мировоззренческие настроения («менталитет») всегда представляют собой довольно пёструю картину. Наряду с оптимизмом и бодростью в одних слоях общества всегда присутствуют уныние и страх – в других. Наряду с господствующим рационализмом подвизается иррационализм. Наряду с научным миропониманием масса людей верит в богов, дьяволов, барабашек, экстрасенсов и астрологию. Эти настроения выражает так называемая философия жизни. Эпохой ее зарождения можносчитать вторую половину девятнадцатого века. Ее центральным понятием является понятие жизни как потока бесконечного, изменчивого, неуловимого рациональными методами существования, которое противопоставляется традиционному философскому понятию бытия как чему-то устойчивому, основополагающему и умопостигаемому. Происходит своеобразная переориентировка философского (мировоззренческого) внимания с объективного мира на мир субъективный, предпочтение отдается не внешнему миру, а человеку. То есть это нечто подобное сократовскому «антропологическому повороту» в философии. Жизнь с ее иррациональностью богаче и важнее для человека, чем мир и его логика. «Мир больше, чем наука, мир больше, чем политика, мир больше…» – такое мы слышим и сегодня в обрушивающемся на нас потоке пропаганды. Этот философский и мировоззренческий субъективизм неиссякаем в буржуазном самосознании.

У истоков философии жизни мы находим фигуру Артура Шопенгауэра (1788 – 1860). Начинал он работать как философ во времена повального увлечения, казалось бы, всей без исключений интеллигенцией, философией Гегеля. Все тайные страхи, вся интеллектуальная неразвитость буржуазного класса (чеховский Лопахин: сплошное культурное убожество, но карман набит деньгами), вся ограниченность исторического бытия этого класса буквально переполняли его. Тем не менее, одной из черт такого характера является экспансивность, навязчивость, отстаивание своей позиции не только как уместной, но даже и перспективной, обязательной для других. В тридцатилетнем возрасте Шопенгауэр написал книгу, которую никто не хотел читать, но которая через 50 лет, уже после его смерти, принесла ему мировую славу. Она называлась «Мир как воля и представление». Это название было сформулировано сознательно вопреки Гегелю, который считал, что мир – это Логика и Разум. Более  того, Шопенгауэр читал лекции в том же университете, что и Гегель, и еще более того, он нарочно ставил свои лекции в часы лекций Гегеля и брал аудиторию дверь в дверь напротив аудитории № 6, где проходили лекции кумира всей интеллектуальной Европы. И на его лекции никто не проходил. Но он читал свои лекции пустой аудитории в течение нескольких семестров.

Итак, в основе философских (мировоззренческих) представлений Шопенгауэра лежит иррационализм. Если у Гегеля мир порожден Разумом и Логикой, то у Шопенгауэра основой бытия является некая иррациональная сила – слепая, жестокая, неразумная Воля. Это своего рода жизненная энергия, которая проявляется в стремлении отдельных элементов бытия к существованию за счет подавления, вытеснения других воль. В мире господствуют противоречия и взаимопожирание. Человек, подчиненный  Мировой Воле обречен на вечные страдания и полную бесперспективность в отношении выхода из этого рабства. Единственное утешение – пассивное созерцание этой стихии зла, отрешение от жизни в духе буддистской нирваны. Шопенгауэр  специально изучал буддизм и индуизм и считал, что христианского догмата терпения явно недостаточно в ситуации спасения от мирового зла.

Казалось бы, может ли такая заупокойная идеология привлечь чье-то внимание, не говоря уже о популярности. И, тем не менее, уже к концу жизни и особенно после смерти, в конце столетия, он стал едва ли не самым популярным, издаваемым и читаемым «мыслителем». И всё дело в том, что шопенгауэровский испуганный мистицизм отражал реальные особенности буржуазной (и вообще классовой) цивилизации: в ней, действительно, больше абсурда и опасностей для человека, чем ясности, логики и «разумности». И Гегель на фоне такого менталитета выглядит романтиком, наивно верящим в логичность, разумность и прогрессивное развитие (бесконечное совершенствование) мира.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 293.