А. Дилемма рационализма и сенсуализма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Английский эмпиризм

Для этой эпохи характерно бурное развитие капитализма. Раньше дру­гих стран он нарастал в Голландии и Британии, этому способствовало их гео­графическое положение и развитие судостроения и мореходства. С развитием техники нарастала потребность в знаниях («Знание – сила» Фр. Бэкон, 1561–1626). Философия этой эпохи в основном нацелена на разработку принципов научного познания.

Фр. Бэкон утверждал, что познание движется индуктивно, от частного и единичного к общему и целому. Эмпирическое (опытное) познание пер­вично по отношению к логическому, рациональному. Такой  эмпиризм про­истекал из общей материалистической философии Бэкона. В работе «Новый органон» он дал критику препятствий («идолов») познания: это вера в авто­ритет церковных текстов, предрассудки общественного мнения и др.  Будучи представителем ранней буржуазии, Бэкон предостерегал свой класс от поро­ков капитализма. В своей утопии «Новая Атлантида» он  представил, что ру­ководить обществом должно сообщество ученых – некий «Дом Соломона» (своеобразное предвосхищение будущих Академий Наук).

Томас  Гоббс (1578 – 1679) также разрабатывал идеи материализма и сенсуализма. Все наши понятия базируются на ощущениях и являются, по сути, знаками этих ощущений. Гоббс знаменит еще и своей «теорией обще­ственного договора» (работа «Левиафан»). Он заявил, что власть в обществе возникает не по воле бога или церкви, а создается самими гражданами по­средством договора между ними. Без этого в обществе будет господствовать только первоначальное состояние «войны всех против всех». Известен Гоббс и своей развитой системой атеизма (работы «О теле», «О человеке», «Левиа­фан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» и др.).

Продолжателем материалистического сенсуализма Бэкона был Дж. Локк (1632–1704).  Сознание само по себе, заявлял Локк – это «чистая доска», на которой опыт записывает информацию. В результате: «Нет ника­ких врожденных идей в сознании» и: «Нет ничего в разуме, чего  предвари­тельно  не было в ощущениях». В социальных воззрениях Локк был одним их первых авторов идеологии либерализма – не ограниченной государством и обществом свободы человека как частного собственника.

Вопреки материалистам Джордж Беркли (1685–1753) был сторонни­ком идеалистического сенсуализма и субъективного идеализма: наши ощу­щения являются не посредниками в процессе познания природы, а предме­том познания. Мы видим не природу – а наши ощущения. Крылатая фраза Беркли: «Существовать – значит быть воспринимаемым»: так называемый внешний мир – это не что иное, как комбинация наших ощущений. Целью философии Беркли считал защиту религии философскими аргументами. Бу­дучи священником, Беркли был яростным противником атеизма и материа­лизма, категории «материя» и оптимизма в теории познания. Эти идеи он вы­сказывал в трактате: «Защита христианской религии против так называемых свободных мыслителей».

Другой идеалистический сенсуалист Д. Юм (1711–1776) несколько сглаживал крайнюю позицию Беркли, но в целом оставался в русле субъек­тивного идеализма. Действительность, реальный мир – это не что иное, как «поток впечатлений», причины которых неизвестны и непостижимы. Мы можем говорить только о том, что имеем в индивидуальном опыте, далекие же причины мира или исторических событий принципиально непознаваемы. Это не что иное, как позитивистский эмпиризм, возведенный впоследствии О. Контом в основной принцип его «новой», позитивистской философии. Основные идеи философии Юма присутствуют во всех построениях совре­менного позитивизма.

Если материалисты Бэкон, Гоббс и Локк выражали интересы растущей и передовой промышленной буржуазии, то позиция субъективных идеали­стов была реакцией уходяших слоев общества на передовые идеи первых.

 

Б. Рационалистические системы:

Декарт, Спиноза, Лейбниц

Во Франции идеи английского рационализма и одновременно субъек­тивизма продолжал Рене Декарт (1596 – 1650).  Он выдвинул субъективно-идеалистическое обоснование человеческих знаний. Сознание («мышление») – независимая от материи («протяженности») субстанция, которая изна­чально присутствует и в человеке. Знания возникают не из опыта, а как ре­зультат разворачивания врожденных идей, и движутся они дедуктивно, от общего к частному. Исходные общие знания (аксиомы, самоочевидные ис­тины: целое больше части, всему имеется причина и т. п.) несомненны, абсо­лютно истинны, «аподиктичны». Они истинны для нас, и здесь Декарт вво­дит свой знаменитый «принцип сомнения»: сомневаться можно в чем угодно, даже в бытии бога, только не в факте своего собственного существования и своих врожденных идей. Отсюда его крылатая фраза: «Я мыслю, следова­тельно, существую», то есть существую как совокупность собственных вро­жденных идей. И дальше речь у него идет о процесс дедукции новых знаний из этих несомненных и абсолютных истин. Этот процесс подчиняется, по Де­карту, некоторым общим правилам:

1. Начинать следует от простого и очевидного.

2. Необходимо делить каждую сложную проблему на более простые.

3. Путем дедукции получать все более сложные высказывания.

4. Не упускать ни одного звена в цепи умозаключений.

В онтологии (учении о бытии) Декарт придерживался позиции дуа­лизма: мир состоит из двух независимых субстанций: «протяженной» (мате­рия) и «духовной» (сознание). Гармонию во взаимодействие этих субстан­ций вносит бог. Как естествоиспытатель Декарт изучал физиологию живот­ных, здесь он ввел понятие рефлекса. В целом его понимание живой материи было механистичным: животные, считал он,  – это лишь сложные автоматы. В нашем городе имеется, может быть, единственный в России, памятник Рене Декарту – в Колтушах, на территории Института физиологии высшей нерв­ной деятельности имени И. П. Павлова.

Б. Спиноза (1632–1677) – преодолевал дуализм Декарта  в своем уче­нии о единстве субстанции. Протяженность и мышление он считал не от­дельными субстанциями, а лишь атрибутами (неотъемлемыми свойствами) единой субстанции, которой он считал всю природу, которую он понимал пантеистически, то есть он  наделял мир свойствами бога. Мир у него был активным самотворящим субъектом – таким же, как христианский бог. Тем самым мир становился тождественным этому богу. Как в христиан­стве бог несотворим, так и Природа Спинозы является «причиной самой себя» («Natura – causa sui»). Здесь Спиноза сознательно применил диалекти­ческую логику: каждый предмет природы, взятый отдельно, имеет внешнюю причину, но те же предметы, взятые как целое, как система внешней при­чины не имеют. Это парадоксально для механической формальной логики, но это более точно отражает природу и потому это научно. Эта позиция стоила Спинозе жизни: он был обвинен в атеизме и изгнан из иудаистской общины.  В результате он умер в нищете от туберкулёза.

Лейбниц (1646–1716) провозгласил новый вариант субъективистски понятого рационализма: «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах, кроме самого разума». Это было направлено против сенсуализма Локка. Лейбниц создал новую теорию мира – монадологию. Это некая плюралисти­ческая (множественная) концепция бытия. Монада – бестелес­ная простая субстанция, своеобразный духовный атом бытия. Монады независимы друг от друга и непроницаемы для взаимодействия. Связь между ними определя­ется богом посредством так называемой «предустановленной гармонии» –  закона связи монад как материальных и одновременно духовных явлений. Монадология – своеобразный философский отклик на социальный запрос возникающей буржуазии – запрос на обоснование буржуазного индивидуа­лизма и социального плюрализма: монады (люди, государства, миры) суще­ствуют каждая в самой себе, не имеют «ни окон, ни дверей», и это абсо­лютно и вечно, это задано свыше, божественной «предустановленной гармо­нией». Поэтому-то «наш мир лучший из всех возможных миров». Отсюда вытекает и оправдание бытия бога, оправдание бога от упреков в наличии зла на земле – теодицея. Капитализм запрограммирован и предпослан миру са­мим Господом Богом.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 249.