Искусство Новгорода и Пскова
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Природные особенности Новгородской земли, история Новгорода XI–XV вв.

Храмовое зодчество Новгорода. Каменная церковь св. Софии (1045–1050 гг.). Новгородская республика и влияние республиканских идей на зодчество Новгорода. Собор св. Николая на Ярославском дворище (1113 г.). Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря (1117 г.), Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 г.). Техника строительства, композиционные особенности храмов. Причины своеобразия новгородского храмового зодчества. Этапы эволюции архитектуры Новгорода. Церковь Спаса Преображения на Нередицком холме близ Новгорода (1198 г.), церковь Рождества Богородицы на Перыни (начало XIII в.), церковь Параскевы-Пятницы на Торгу (1207 г.). Затишье храмового строительства из камня с 1240 года до конца XIII века. Роль Новгорода в защите северных рубежей Руси от иноземцев и влияние этого события на новгородское зодчество. Торговля новгородцев с североевропейским союзом торговых городов. Церковь Николы на Липне близ Новгорода (1292 г.), церковь Успения на Волотовом поле (1352 г.). Сложение канонического типа новгородского храма. Церковь Федора Стратилата на Ручье (1360–1361 гг.), церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374 г.). Эксплуатация черт канонического типа новгородского храма до второй половины XV в. Строительство в конце XIV – начале XV в. церквей, воссоздающих формы храмов домонгольского времени. Упразднение в 1478 г. самоуправления Новгорода, влияние этого события на новгородскую архитектуру.

Монументальная живопись Новгорода. Фрески церкви св. Софии (XI в.), фрески Собора Рождества Богородицы Антониева монастыря (1125 г.), фресковый цикл церкви Спаса Преображения на Нередице (1199 г.), фресковый цикл церкви Успения на Волотовом поле (1360-е гг.), фрески церкви Федора Стратилата (1380-е гг.). Расцвет фресковой живописи в XIV в., формирование новых стилистических черт. Творчество великого византийского мастера монументальной живописи Феофана Грека (ок. 1340 – после 1405 гг.). Новгородский период деятельности мастера. Роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице (1378 г.). Психологизм, мастерство живописной формы, особенности колористического решения. Фрески церкви Успения на Волотовом поле (70–80-е гг. XIV в.). и Спаса на Ковалеве (1380 г.). Кризис монументальной живописи в Новгороде в конце XV в., его причины.

Новгородская школа иконописи. Иконопись Новгорода XII – начала XIII вв. Иконы «Спас Нерукотворный» (XII в.), «Золотоволосый Архангел» (конец XII в.), «Николай Чудотворец» (начало XIII в.), «Устюжское Благовещение» (начало XIII в.). Анализ цветовых и композиционных особенностей новгородских икон. Связь с византийскими и киевскими художественными традициями. Формирование собственно новгородской школы живописи. Местные «архаичные» черты новгородских икон XIII в. Исчезновение объёмной проработки форм, сочетание ярких локальных цветов с жёсткими линиями. Краснофонные иконы: «Иоанн Лествичник с Георгием и Власием», «Спас на престоле», царские врата из погоста Кривое на Северной Двине. Расцвет новгородского изобразительного искусства в конце XIV – начале XV вв. Сочетание в иконописи этого времени тенденций натурализма и схематизма, усиление повествовательности. Иконы «Битва суздальцев с новгородцами», «Портрет боярской семьи». Кризис новгородской школы живописи в конце XV в. Самобытность «северных писем». Иконы «Кирилл Белозерский», «Снятие с креста», «Положение во гроб».

Искусство Пскова. Изолированное положение города от остальных русских земель. Превращение Пскова в самостоятельную вечевую республику в 1348 году. Расцвет зодчества Пскова в XIV–XV вв. Своеобразие башнеобразной динамической композиции второго Троицкого собора (1365–1367 гг.), связь с деревянным зодчеством. Церкви Василия на Горке, Успения на Мелетове, Георгия со Взвоза, Николы на Усохе. Создание бесстолпных храмов. Псковские звонницы.

Эволюция псковского изобразительного искусства с XIII по XVI столетие. Самобытность псковской живописи. Отличительные особенности псковской иконописи: характер трактовки образов, колористическое решение. «Псковское» понимание пластики цвета, ритма и фактуры, особая динамичность и выразительность композиции. Первая половина XIV в. – формирование основных принципов псковской живописи двух последующих столетий. Образы рубежа XIII—XIV вв. — краснофонная Богоматерь Одигитрия, храмовая икона Успения из церкви «с пароменья». Живописно-графический стиль в иконе «Св. Ульяна». Решающее значение стиля Ф. Грека и мастеров его круга в искусстве псковской живописи, сохранившего свою силу вплоть до XVI столетия. Классический стиль мастера варваринских икон XIV–XV столетий. Специфика торжественно-репрезантивного стиля псковских икон XV столетия.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 248.