Общая характеристика искусства античной Греции (архитектура, скульптура, вазопись). Характеристика двух памятников на выбор
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общая характеристика искусства античной Греции (архитектура, скульптура, вазопись). Характеристика двух памятников на выбор.

Несмотря на сложную эволюцию, античный мир с успехом породил такой мощный художественно-культурный феномен, который способствовал кристаллизации всей современной культуры, особенно культуры европейской.

Основным районом, где сложилась эллинская культура, были берега Эгейского моря: восточное побережье Балканского полуострова, крайняя западная оконечность Малой Азии и многочисленные острова между западным и восточным берегами Эгейского моря.

Принято выделять несколько периодов искусства Античной Греции:

Геометрическое искусство (8 – 7 вв. до н.э.)

Архаика (6 в. до н.э.)

Ранняя классика (490 – 450 гг. до н.э.)

Высокая классика (450 – 410 гг. до н.э.)

Поздняя классика (404 – 323 гг. до н.э.)

Эллинизм (конец 4 – 1 в. до н.э.)

Древнегреческая архитектура

В эпоху архаики складывается собственно античная художественная культура. Появляется рад типов общественных зданий: булевтерии, симпосии, палестры, гимнастии, стадионы, театры. Центром важнейших событий жизни горожан был храм. Он был хранителем общественной казны, художественных сокровищ, площадь перед ним была местом собраний и празднеств. Храмы строились на акрополях. Подход к храмам торжественно оформлялся пропилеями.

Древнегреческая классика – это период расцвета эллинских городов-государств (5 – 4 вв. до н.э.). Каждый храм периода классики сочетал в себе принципы выработанного вековым опытом канонического решения с моментами, свойственными конкретно только данному храму. Это придавало ему индивидуальное своеобразие и делало его неповторимым произведением искусства. Мрамор в эпоху классики становится важнейшим строительным материалом монументальных сооружений.

Эллинизм – период образования больших империй, эллинистических монархий. Возникновение целого ряда новых столиц, торговых центров способствовало бурному подъему архитектуры. В период эллинизма храм становится частью центрального городского ансамбля, включавшего также административные сооружения, библиотеки и другие постройки.

Типы древнегреческих храмов

Простейшим типом древнегреческого храма был «храм в антах», состоявший из одного помещения, открытого с торцовой стороны. Вход оформлялся выступами антами продольных стен, торцы которых обрабатывали в виде пилястр или столбов. Между антами располагались как одна, так и две колонны.

«Простиль» - более усложненный тип храма, у которого впереди антов выставлялся ряд колонн. Пример: храм Ники Аптерос Афинского Акрополя. (449 – 421 гг дон.э., арх. Калликрат).

«Амфипростиль» - храм, который имел колоннады перед антами по обоим торцевым фасадам.

«Периптер» - наиболее распространенный в Древней Греции тип храма, у которого центральное закрытое помещение было со всех четырех сторон обнесено рядом колонн – птероном. Самый известный пример: Парфенон Афинского Акрополя (447 – 432 гг. до н.э., арх. Иктин и Калликрат).

«Диптер» - храм, окруженный не одним, а двумя рядами колонн. Пример: Храм Аротемиды в Эфесе (начат ок. 550 г. до н.э.)

«Псевдопериптер» - храм, у которого внутренний ряд колонн отсутствует.

«Моноптер» - круглое в плане сооружение, состоящее лишь из колоннады и закрытого помещения.

«Фолос» или «круглый периптер» - тип круглого в плане здания, состоящего из колоннады и закрытого помещения.

Древнегреческая скульптура

Геометрический стиль в скульптуре можно представить как искусство, создавшее модель мира на основе свойств простейших фигур и тел. Статуэтки этого стиля не являются моделями конкретных людей. Это скорее образы-типы, своего рода общее понятие о человеке, герое, боге. Мужские изображения, сведенные почти к сумме геометрических знаков, в большинстве своем обнажены. Условно подчеркнута мускулатура шеи, плеч, живота, бедер. Женские изображения обычно плотно драпированы.

Скульптуру геометрического стиля отличают четкие контуры, ясный ритм, сильно выраженные декоративные тенденции. Для нее характерны: статичность, фронтальность, малая расчлененность форм, композиционная замкнутость.

Примеры геометрического стиля в скульптуре (VIII – VII вв. до н.э.). «Аполлон» из Фив (бронза, VII в. до н.э.), «Герой и кентавр» (бронза, VIII в. до н.э.).

Архаическая скульптура ( VI в. до н.э.). При создании антропоморфных фигур продолжает соблюдаться закон фронтальности, строгая вертикальность позы и принцип симметрии. Статуи юношей-куросов – это представление архаического эталона красоты мужского тела с подчеркиванием макимальрно выпрямленного корпуса, напряжения всего спектра мышц, улыбающегося лица, плотно прижатым к бедрам рук, выставленной вперед левой ноги. Куросам не свойственны индивидуальные черты. В произведениях скульпторов дорических центров подчеркивались мужественность, решительность, волевой характер куросов. Ионические мастера представляют образы куросов, исполненных глубокой поэтической силы.

Для эпохи архаики часты стали скульптурные изображения прямостоящей женской фигуры, так называемые статуи девушек-кор обильно драпированных одеждах.

Примеры архаической скульптуры: «Гера» (мрамор, сер. VI в. до н.э.), Курос из Аттики (мрамор, ок. 600 г. до н.э., Мосхофор (мрамор, ок. 570 г. до н.э.).

Период ранней классики (490 – 450 гг. до н.э.). Изменения в мироотношении вызвали в древнегреческом искусстве процесс формирования новой изобразительности, породили поиск такой художественно-статуарной антропоморфной модели, которая была бы снабжена пропорциями, позами и жестами реальной человеческой фигуры. Декоративность архаических статуй мутирует в сторону модельной жизненности и естественности положений фигур в художественном пространстве. Если в статуях архаических хор одежда была для тела скрывающей преградой, то в женских изображениях ранней классики платье превращается в эхо тела, становясь чутким отзвуком рельефно трактованных форм. В качестве материала скульпторы чаще используют бронзу в это время, но не отказываются и от камня.

Примеры: «Дельфийский возничий» (бронза, ок. 470 г. до н.э.), «Трон Людовизи» (мрамор, ок. 470 г. до н.э.).

Период высокой классики (450 – 410 гг. до н.э.). В пору высокой классики ведущую роль в деле кристаллизации художественных норм принадлежит Афинам. Именно Аттика времени Перикла породила скульптуру как синтез всего наиболее значительного, что было прежде наработано мастерами ионической, дорической и аттической школ пластики.

Признав человека главной ценностной мерой разумно устроенного мира, на теоретико-философском фундаменте были математически точно рассчитаны эталонные размеры всех частей человеческого тела и их образцовое соотношение друг с другом. К росту человека, принятому за единицу измерения, голова должна была составлять одну седьмую часть, лицо и кисть одну десятую, ступня одну шестую и т.д. Мастера были уверены, что подобные пропорции, выраженные в скульптуре, способны творить совершенные вещи-статуи.

В скульптуре высокой классики нет фигур с одинаковыми позами, жестами, лицами, и все же каждый персонаж здесь – это не портрет, а глубоко типизированный образ.

Примеры: «Дискобол» (авт. Мирон, ок. 450 г. до н.э., римская копия), «Дорифор» (авт. Поликлет, ок. 440 г. до н.э., римская копия), скульптура фронтонов и метоп Парфенона (авт. Фидий с учениками, мрамор, 447 – 442 гг. до н.э.).

Период поздней классики (404 – 323 гг. до н.э.). В период поздней классики в скульптуре смягчается монументальная строгость и героическая направленность образов. Развиваются индивидуалистические тенденции, растет психологизм произведений. Появляются статуи, то полные патетики, драматизма, страстной динамики, то насыщенные лирическим настроением, созерцательностью, изящной грациозностью поз и жестов.

Вырабатываются новые каноны пропорций. Пластические фигуры нередко сильно вытягиваются. Зачастую мастера решают свои произведения, чтобы вызвать  потребность у зрителей в круговом их обходе. Спектр взглядов на скульптуру выстраивается как веер относительно самостоятельных аспектов сложного пластического образа. 

Поздняя классика – время интереса к портретному искусству, вызванном повышенным интересом к миру человеческих переживаний, чувств и мыслей. На площадях городов воздвигаются статуи государственных деятелей, полководцев, знаменитых ораторов, философов и поэтов.

Примеры: «Танцующая Менада» (авт. Скопас, сер. IV в. до н.э., римская копия), «Аполлон Бельведерский» (авт. Леохор, ок. 340 г. до н.э., римская копия).

Скульптура эллинизма (конец IV – I вв. до н.э.) включает в свой состав художественные школы материковой Греции с островами Эгейского архипелага, Малой Азии (Пергамское царство), острова Родос, Сирии и Египта.

Среди отдельных жанров скульптуры в пору эллинизма наибольшее значение получила монументальная пластика, бывшая необходимым элементом архитектурным ансамблей. Кроме колоссальных статуй здесь культивировались многофигурные статуарные группы и огромные рельефные композиции, созданные как на мифологические, так и на исторические сюжеты.

Примеры: «Афродита Милосская» (авт. Агесандр, мрамор, III – II вв. до н.э.), «Лаокоон» (авт. Агесандр, Полидор и Афинодор, мрамор, ок. 25 г. до н.э.).

Древнегреческая вазопись . Геометрический стиль вазописи (IX – первая пол. VIII в. до н.э.), ковровый стиль (VII – первая четв. VI в. до н.э.), чернофигурный стиль (кон. VII – первая пол. V в. до н.э.) и краснофигурный стиль (V – IV вв. до н.э.).

Основные понятия: ордер, архаика, классика, эллинизм.

Методические указания:

Раскрывая сущность искусства Древней Греции, опирайтесь на философский фундамент культуры.

Характеризуя ордерную систему, вскройте ее мировоззренческий фундамент.

Охарактеризуйте этапы скульптуры Древней Греции через эволюцию ее основных тенденций.

Раскрывая особенности этапов древнегреческой вазописи, охарактеризуйте греческие вазы как источник знаний об эллинской культуре.

Литература

Майкл Сиблер: Искусство древней Греции, М.: Арт-родник, 2007.

Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Геометрика, архаика. – СПб.:Азбука-классика, 2007.

Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. – СПб.:Азбука-классика, 2007.

В. Арсланов: Теория и история искусствознания. Античность. Средние века. Возрождение. Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2015.
Мусатов А.А. Архитектура античной Греции и античного Рима. М.: Архитектура-С., 2008.

2. Общая характеристика искусства Древнего Рима (архитектура, скульптура, монументальная живопись). Характеристика двух памятников на выбор.

Архитектура.

Общая характеристика архитектуры Древнего Рима. На протяжении всей истории архитектура была ведущим искусством Древнего Рима. Центральным фокусом и базой римского развития была Италия, т.е. район Апеннинского полуострова. Особенностью римских зодчих была их способность тщательно отбирать, усваивать и перерабатывать в соответствии со своими потребностями типы зданий, архитектурные формы и композиционные приемы, выработанные другими народами. Основой же служили собственно латинские и этрусские архитектурные формы.

В эпоху республики основным строительным материалом для культовых, общественных и инженерных сооружений был камень. В конце III в. до н.э. начинает применяться бетон. Со II в. до н.э. в архитектуре активно используется обожженный кирпич разных форм.

Пережив взаимодействие с греческой культурой, были разработаны местные варианты дорического, ионического и коринфского ордеров. В Риме ордер постепенно лишается тектонического значения и начинает использоваться как украшение.

Контакт арки с колонной привел к тому, что в конце I в. до н.э. в римскую архитектуру входят ордерная аркада и аркада, опирающаяся на колонны.

Как в отдельных зданиях, так и в больших ансамблях эпохи республики прослеживается удивительное единство композиционных принципов: строгое симметричное относительно центральрной оси построение сооружений, рассчитанных на фронтальное восприятие.

Зодчество эпохи империи характеризуют монументальность и большой пространственный размах как отдельных сооружений, так и архитектурных комплексов. Развитие сводчатых конструкций и применение бетона в качестве основного строительного материала обусловили грандиозный масштаб зданий. 

Полное развитие получают сформировавшиеся еще в эпоху республики различные типы монументальных зданий: форумы, триумфальные арки, термы, театры, амфитеатры, цирки, мосты, акведуки и т.д.

В центре империи ко II в. н.э. кирпич постепенно вытеснил камень.

Самым употребительным в эпоху империи стал коринфский ордер, который приобрел особую пышность. Большой популярностью стал пользоваться композитный ордер.

Примеры архитектурных сооружений Древнего Рима: храмы, форумы, арки, мосты, акведуки, базилики, театры, амфитеатры. Форумы Древнего Рима: Римский форум (VI в. до н.э.), форум Цезаря (54 – 46 гг. до н.э.), форум Марка Ульпия Траяна (закончен в 113 г. арх. Аполлодор Дамасский). Древнеримские храмы: храм Юпитера Капитолийского (509 г. до н.э.), храм Весты на Бычьем рынке в Риме (сер.I в. до н.э.), Пантеон (118 – 128 гг., арх. Аполлодор Адамский). Триумфальные арки: Триумфальная арка Тита (81 г.), Триумфальная арка Константина (315 г.). Амфитеатры: Колизей (75 – 80 гг.). Религиозные, художественные и конструктивные задачи древнеримского амфитеатра. Термы: Термы Каракаллы в Риме (212 – 216 гг.), Термы Диоклетиана в Риме (302 – 305 гг.). Базилики: Базилика Максенция-Константина на Римском форуме (307 – 312 гг.). Виллы: Вилла Мистерий в Помпеях (III в. до н.э. – I в. н.э.). Погребальные сооружения Древнего Рима: Мавзолей Адриана на берегу Тибра (начало строительства 130 г.).


Литература

В. Арсланов: Теория и история искусствознания. Античность. Средние века. Возрождение. Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2015.
Гнедич П. История искусств. Зодчество. Живопись. Ваяние. От Древнего Египта до средневековой Европы. М.:Олма МедиаГрупп, 2014.


Литература

Сокольникова, Наталья Михайловна. История изобразительного искусства: в 2-х т./ Наталья Михайловна Сокольникова; Н. М. Сокольникова. - 3-е изд., стер.. - М.: Академия.- 2009.

Тяжелов В. Романское искусство. Белый город , 2011 г.

Котельникова Т. Альбом Соборы монастыри паломнические места Европы. АСТ , 2004 г.

Каптиков А. Романская архитектура Италии. Ломбардия. Эмилия-Романья. Тоскана. Апулия. Сицилия. Tatlin , 2012 г.

Виолле-ле-Дюк Э.-Э. Энциклопедия готической архитектуры. Эксмо , 2013 г.

 

Храм святой Софии Константинопольской – главное здание Византийской империи, выдающееся произведение византийского зодчества, памятник, наиболее полно отразивший византийское мировоззрение, византийскую государственность и принципы византийского искусства.

Религиозные, художественные, конструктивные, технологические задачи главного храма восточного христианского мира. Анализ Софии Константинопольской в связи с актуально-историческим аспектом эпохи (внешняя и внутренняя политика Византии времени правления Юстиниана; обозначение сущности Вселенских соборов рассматриваемого периода; литература времени правления Юстиниана. Иоанн Лествичник «Духовная лествица»).

Изобразительное искусство Византии IV – VIII веков. Сложение византийской художественной системы, ведущее положение монументальной живописи. Создание в VI в. собственного стиля византийского искусства. Процесс становления канона в иконографии сюжетов и образов, роль античных традиций: триумфальная тематика, акцент на телесном, чувственном начале в изображениях.

Возникновение иконописи. Сложение к VI в. художественных приемов иконописи, ставшей впоследствии основной формой станковой живописи в искусстве Византии. Энкаустические иконы. Два корня, заимствованных иконой от античной традиции. Первые иконы (VI–VII вв).

Изобразительное искусство Византии периода иконоборчества (726–843 гг.). Причины появления иконоборчества в Византии. 768 г. – указ патриарха об уничтожении в церквах Константинополя изображений святых, замене их орнаментами, цветами, растениями. Расцвет искусства декора. Значение эпохи иконоборчества в последующей культуре Византии: усиление тенденций символизма, концентрированности духовного содержания в изображениях. Деятельность Феодора Студиита (759–826 гг.), Николая Исповедника – сторонников иконопочитания.

Средневизантийская архитектура ( VIII – XII вв.). Создание крестовокупольной системы. Конструктивная и символическая составляющие крестовокупольной архитектурной системы византийской культуры. Иерархичность конструкции интерьера, концепция планировки храма (греческий крест, идея единого центра), организация поведения верующего в пространстве (циркулярный ритм). 

Основные варианты крестовокупольной системы в византийском зодчестве: церкви трех и пятинефные, четыре и шестистолпные; перестильный тип церкви.

Анализ столичной, восточной и греческих школ средневизантийского зодчества. Различия в планировке, строительных материалах, декоре экстерьера, месторасположении.

Изобразительное искусство средневизантийского периода. Искусство периода «Македонского Возрождения». Общая тенденция «грецизации» культуры Византии. Взаимодействие официального константинопольского искусства и местных провинциальных школ. Утверждение единого стиля в искусстве, сложение иконографического канона. Три этапа развития столичного неоклассицизма.

Изобразительное искусство Византии второй половины XI века – 1204 г. – классическая эпоха византийского искусства. Время правления Дук, Комнинов и Ангелов. Становление законченного стиля. Переход от живописного к графическому стилю в изображениях. Сведение сюжетного разнообразия к минимуму. Сложившаяся иконография изображения святых. Специфика композиционных решений. Структура монументально-декоративной храмовой росписи. Мозаичные циклы. Закрепление изображений за определенными частями, помещениями храма. Единство идейного содержания архитектурных и живописных элементов в интерьере храма. Исторические и художественные причины монополии Константинополя в художественной культуре стран Ближнего Востока, Руси, стран современной территории Восточной Европы.

Поздневизантийская архитектура и изобразительное искусство Византии XIII – XV вв. «Палеологовский Ренессанс». Исторические особенности Византии XIII–XV вв. 1204 г. – захват Константинополя крестоносцами, бегство императорского двора в Никею, разорение Константинополя. 1261 г. – возвращение императора Михаила VIII Палеолога. Ослабление значения Константинополя в политической и культурной жизни империи. 1453 г. – падение Константинополя.

Особенности заключительного этапа поздневизантийской архитектуры: появление малых форм, усложнение организации интерьера и экстерьера. Соотношение культовой и светской архитектуры, внедрение светских элементов в культовое зодчество. Сравнение столичной архитектурной школы и школы Фессалоников и Мистры.

Эволюция монументальной живописи палеологовского времени: усложнение иконографии сюжетов; введение светских тенденций: архитектурных элементов, пейзажей, сцен реальных исторических событий; жанрово-бытовое решение религиозных тем.

Иконопись поздневизантийской эпохи. Влияние исихазма (идея мистического света), тип портретной иконы. Характеристика иконы «Пантократор», портретной иконы «Григорий Палама» с точки зрения учения исихазма.

Основные понятия: крестово-купольная система, икона, синтез искусства.

Методические указания:

Оцените значимость культуры Византии для последующих культурных эпох Западной Европы и России.

Представьте  искусство Византии и западного Средневековья как отнологизацию диалектического единства двух полюсов связи конечного и бесконечного в культуре Средних веков.

Литература

Колпакова, Г.С. Искусство Византии. Поздний период: монография/ Г.С. Колпакова. - СПб.: Азбука-классика, 2004.

Колпакова, Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды: монография/ Г.С. Колпакова. - СПб.: Азбука-классика, 2004.

 

 

Литература

Е.В. Яйленко. Живопись итальянского возрождения. М.: ОлмаМедиа Групп, 2014.

Н.В. Василенко. Мастера и шедевры Северного возрождения. М.: ОлмаМедиа Групп, 2015.

Стендаль Ф. Раннее Возрождение. Джотто, Мазаччо, Гирландайо и другие.. М.: ОлмаМедиа Групп, 2014.

 

6. Общая характеристика изобразительного искусства и архитектуры XVII столетия в странах Западной Европы. Характеристика двух памятников на выбор.
Искусство Италии и Фландрии XVII столетия

Политическое и экономическое ослабление Италии к началу XVII века. Главные задачи, художественные принципы и пластический язык барокко – главного стилевого течения. Лоренцо Бернини как представитель зрелого барокко. Архитектурные проекты Бернини. Скульптурное творчество Бернини.

Болонская академия, ее роль в создании системного образования для художников. Аннибале Карраччи, его монументальная живопись.

Реализм Микеланджело да Караваджо – стилевая революция в живописи. Влияние творчества Караваджо на итальянское и европейское искусство XVII века.

Искусство Фландрии.

Борьба Нидерландов за независимость против Испании, нидерландская революция. Разделение страны на Голландию и Фландрию. Фландрия под властью Испании. Питер Пауль Рубенс – центральная фигура фламандского искусства XVII века. Самобытное воплощение им принципов барокко. Динамичность и экспрессия его композиций и колорита. Аллегория в творчестве Рубенса. Портрет Рубенса. Его влияние на фламандское искусство.

Антонис Ван Дейк – создатель эталона аристократического парадного портрета. Сочетание идеализации образов с портретной достоверностью. Демократичность и национальный колорит произведений Якоба Йорданса. Особенности фламандского натюрморта, несущего идеи плодородия, изобилия. Франс Снейдерс.


Литература

Литература

Литература

Котельникова Т.М.. Импрессионизм. М.: ОлмаМедиаГрупп, 2014.

Торопыгина, Громова, Аксенюк: Моне, Ренуар, Дега. Герои импрессионизма. М.: ОлмаМедиаГрупп, 2014.

Вольф Норберт. Романтизм. М.: Арт-родник, 2008.

Искусство Киевской Руси

История Древней Руси времен князя Владимира и Ярослава Мудрого. Архитектура Киевской Руси при князе Владимире. Крестово-купольная система культового зодчества. Техника каменного строительства и композиционные особенности Киевских храмов. Церковь Богородицы Десятинной (989–996 гг.). Киевская архитектура времен Ярослава Мудрого. Софийский собор (1037–1044 гг.). Традиции и новаторство. Монументально-декоративное искусство. Византийская система внешнего и внутреннего убранства храмов на Руси. Мозаики и фрески Софии Киевской. Христианские сюжеты: мозаичный образ Христа Вседержителя, образы Архангелов, образ Богородицы Оранты, Деисус, образ Евхаристии, образ апостолов в барабане центрального купола, образы Евангелистов в парусах, образы Святителей в центральной апсиде, образ Благовещения, образы сорока мучеников севастийских. Фрески храма св. Софии в Киеве.

Иконопись на Руси. Роль византийских традиций иконописи. Икона «Владимирская Богоматерь» (XII в.).

Литература

Литература

Архангельский собор и колокольня "Иван Великий" Московского Кремля. М.: Арт-Волхонка, 2011.

Скульптура России XVIII в.

Активное усвоение античной скульптуры и введение классицистических образцов в орбиту национального искусства в начале XVIII столетия. Западноевропейские скульпторы, работавшие в России по приглашению Петра I. Конрад Оснер-старший и Конрад Оснер-младший, авторы декоративных композиций, статуй и барельефов Санкт-Петербурга (рельефная композиция Петровских ворот Петропавловской крепости (1708 г.)). Творчество Андреаса Шлютера – создателя рельефных скульптур при оформлении Летнего дворца и Петергофского Монплезира.

Образцы барокко в творчестве последователя творчества Бернини итальянского скульптура Карло Бартоломео Растрелли. Работы Растрелли в области портрета. Барочный бронзовый бюст «Император Петр I» (1723–1729 гг.), классицистический конный монумент «Император Петр I» в Санкт-Петербурге (1720–1724 гг.). Творчество знаменитого французского скульптора Этьена Мориса Фальконе во второй половине XVIII в. в России. Конный монумент Петру I на Сенатской площади (1765–1782 гг.) как синтез характерных черт стилей «барокко» и «классицизм». Открытие в 1758 г. «Академии трех знатнейших художеств». Великие выпускники Академии – скульпторы Ф.И. Шубин, Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский, Ф.Ф. Щедрин, И.П. Прокофьев, И.П. Мартос. Творческие достижения гения Ф.И. Шубина в области скульптурного портрета. Портреты «А.М. Голицын», «М.Р. Панина», «Г.А. Потемкин-Таврический», «М.В. Ломоносов», «Император Павел I».

Творчество М.И. Козловского в разных скульптурных жанрах. Высшее достижение мастера – памятник «Полководец А.В. Суворов» (1799–1801 гг.).

Литература

К.В. Малиновский. Доменико Трезини. Крига, 2007.

Константин Малиновский: Художественные связи Германии и Санкт-Петербурга в XVIII в. Крига, 2008.

Малиновский К.В. Санкт-Петербург XVIII века. Крига, 2008.

Литература

Ермильченко Н. Передвижники.М.: Белый город , 2006 г.

Конечна Р. Передвижники. АСТ, 2003 г.

Орлова Е.Алексей Кондратьевич Саврасов. Рипол , 2014 г.

Анисов Л. Шишкин. Молодая Гвардия, ОАО , 2007 г.

Кононенко Р. Великие художники. Том 13. Крамской. Директ-Медиа, 2009 г.

Королева С. Великие художники. Том 20. Репин. Директ-Медиа, 2009 г.

Мельникова Л. Великие художники. Том 5. Архип Иванович Куинджи. Директ-Медиа , 2009 г.

 

Литература

Роньшин В.Русская живопись. 1880-1890. Белый город , 2014 г.

Голицына И.История русской живописи т.9 Рубеж 19-20 веков. Белый город , 2007 г.

Васильева Е. Борис Кустодиев. 1878-1927. Золотой век , 2013 г.

Нащокина М. Московский модерн. Жираф , 560 стр. , 2005 г.

Леньо Ж.-М. Стиль модерн. АРТ-родник , 619 стр. , 2010 г.

Климов П. Модерн в России. АРТ-родник , 416 стр. , 2010 г.

 

Литература

Бобринская Е. Русский авангард границы искусства. Новое литературное обозрение, 2006 г.

Пэр Р. Потерянный авангард Русская модернистская архитектура 1922-1932. Tatlin, 2012 г.

Юшкова О. Станция без остановки Русский авангард 1910 - 1920-е годы. Галарт , 2008 г.

Котович Т. Энциклопедия русского авангарда. Экономпресс , 2003 г.

Мурина Е.Ранний авангард. Фовизм. Экспрессионизм. Неопривитивизм. Галарт , 2008 г.

Первушина Е. Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре северной столицы. Центрполиграф , 2012 г.

15. Изобразительное искусство XX столетия в странах Западной Европы и США. Характеристика двух памятников на выбор.

Архитектура. Общая характеристика архитектуры в странах Западной Европы. Творчество бельгийского архитектора Анри ван де Вельде (1863 – 1957 гг.) (Театр Векбунда в Кельне, 1914 г.), испанского зодчего Антонио Гауди (1852 – 1926) (собор Саграда Фамилия, 1883 – 1926 гг., дом Висента, 1883 – 1888 гг.), француза Огюста Перре (1874 – 1954 гг.) (церковь в Ле Ранси, 1922 г.). Творчество немецкого архитектора, дизайнера, теоретика архитектуры Вальтера Гропиуса (1883 – 1969 гг.) (фабрика «Фагус» в Альфельде, 1911 г., Баухаус, Дессау, 1925 – 1926 гг.). Творчество Шарля Эдуарда Ле Корбюзье (1887 – 1965 гг.) (жилой дом в Марселе, 1947 – 1952 гг., капелла Нотр-Дам-дю-О, Роншан, 1950 – 1955 гг.). Специфика архитектурной школы США. Творчество Луиса Салливена (1856 – 1924 гг.) (Гаранти Траст Билдинг в Буффало, 1895 г.), Франка Ллойда Райта (1869 – 1959) (жилой дом Джекобса в Милдтоне, 1948, здание фирмы Джонсон и сын, 1936 – 1939 гг.), Людвига ван дер Роэ (род. 1886 г.) (Иллинойский технологический институт в Чикаго, 1950 г., Сиграм Билдинг, Нью-Йорк, 1956 г.).

Изобразительное искусство. Общая характеристика художественных направлений изобразительного искусства XX столетия.

Реализм. Творчество Анри Жюльена Феликса Руссо (1844 – 1910 гг.) (примитивизм), Рокуэлла Кента (1882 – 1971 гг.) (демократический реализм), Ренато Гуттузо  (1912 – 1987 гг.) (социальный реализм), Эдварда Мунка (1863 – 1944 гг.) (экспрессионизм).

Эпатизм. Творчество Анри Матисса (1869 – 1954 гг.) (фовизм), Марселя Дюшана (1887 – 1968 гг.) (дадаизм),  Роберта Раушенберга (род. 1925 г.) (поп-арт), Ива Кляйна  (1928 – 1962 гг.) (новый реализм).

Традиционализм. Творчество Томаса Харта Бентона (1889 – 1975 гг.) (риджионализм), Александра Канольдта (1881 – 1939 гг.) (новая вещность), Амодео Модильяни  (1884 – 1920 гг.), Френсис Бэкон (1909 – 1992 гг.) (неоизобразительность).

Геометризм. Творчество Пабло Пикассо (1881 – 1973 гг.), Фернана Анри Леже (1881 – 1955 гг.) (кубизм), Пита Мондриана (1872 – 1944 гг.) (новая абстракция), Виктора Вазарелли (1908 – 1997 гг.) (оп-арт).

Сюрреализм. Творчество Хоана Миро (1893 – 1983 гг.) (половинчатый сюрреализм), Макса Эрнста (1891 – 1976 гг.) (параноико-критический сюрреализм), Сальвадора Дали (1904 – 1989 гг.) (неадекватный сюрреализм).

Беспредметничество. Творчество Марка Ротко (1903 – 1970 гг.), Барнета Ньюмана (1905 – 1970 гг.) (искусство тишины), Клифорда Стилла (1904 – 1980 гг.), Сэма Фрэнсиса (1923 – 1994 гг.) (ташизм), Джексона Поллока (1912 – 1956 гг.) (беспредметный экспрессионизм, искусство действия), Марка Тоби (1890 – 1976 гг.)(беспредметный экспрессионизм, искусство жеста).

Основные понятия: фовизм, кубизм, сюрреализм, поп-арт, беспредметное искусство.

Методические указания:

Раскройте концептуальные положения направлений искусства XX столетия.

Литература

Катрин Клингсер-Лерой. Сюрреализм. М.: Арт-родник, 2005.

Общая характеристика искусства античной Греции (архитектура, скульптура, вазопись). Характеристика двух памятников на выбор.

Несмотря на сложную эволюцию, античный мир с успехом породил такой мощный художественно-культурный феномен, который способствовал кристаллизации всей современной культуры, особенно культуры европейской.

Основным районом, где сложилась эллинская культура, были берега Эгейского моря: восточное побережье Балканского полуострова, крайняя западная оконечность Малой Азии и многочисленные острова между западным и восточным берегами Эгейского моря.

Принято выделять несколько периодов искусства Античной Греции:

Дата: 2018-12-28, просмотров: 353.