Знакомство с классом и классной документацией
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Получите от учителя характеристику некоторых детей, понаб­людайте особенности работы учителя с ними.

Познакомьтесь с остальными детьми, просмотрите их письмен­ные, графические работы, рисунки, поделки и др.

Познакомьтесь с ведением классных журналов, с критериями оценок по предметам специальности, с ведением ученических дневников.

Познакомьтесь с организацией учащихся в классе, знайте обя­занности старосты, дежурных, ответственных за питание в столовой и т.д.

Каждый день в школе:

Имейте при себе дневник практики и регулярно ведите в нем записи.

Имейте при себе индивидуальный план прохождения практики, план-график проведения зачётных уроков и внеклассных занятий, утверждённый методистом.

Имейте при себе развёрнутые планы-конспекты уроков и внекласс­ных занятий на ближайшие два дня, заверенные методистом и учителем.

Подготовка к уроку

Узнайте заранее тему своего урока, точно определите учебный материал к этому уроку, его место в системе уроков по теме. Изучите методическую литературу по теме урока.

Посетите 1-2 урока, предшествующие Вашему, наблюдайте и фиксируйте ход урока, работу учащихся, методику и организационную ра­боту учителя: вопросы, задания, действия учителя и учащихся, ответы, от­ношение учащихся к учителю, друг к другу, выполнение задач урока, трудности, возникающие в самостоятельной работе. Продумайте взаимо­связи проводимого Вами урока с предыдущим и последующим. Определите цели урока, его структуру и основные этапы. Подумайте о путях реализации дидактических принципов.

Разработайте содержание урока. Отберите материал и определите методы и приёмы обучения на каждом этапе урока. Сформулируйте зада­ния и вопросы учащимся.

Продумайте организационную структуру и распределите учебное время на все этапы урока. Продумайте чередование различных видов работы детей, слож­ного и несложного материала, правильные соотношения между работой под руководством учителя и самостоятельной работой учащихся. Включите в занятие, если необходимо, упражнение заниматель­ного характера, дидактические игры, физкультминутки. Распределите учебное время на отдельные этапы урока в соот­ветствии с целями и содержанием работы.

Подготовьте дидактический и наглядный материал к уроку, ТСО, продумайте место и методику его использования, оформление запи­сей учащихся в тетрадях, а также записей учителя на доске. Оформите развёрнутый план-конспект урока.

Работа с родителями

1. Помните, при осуществлении работы с родителями, вы представ­ляете родительской общественности не только себя лично, но и педагоги­ческий коллектив, в котором работаете. Обсуждайте и согласовывайте свои действия с руководителями практики.

2. При выборе формы работы с родителями исходите из требований педагогической целесообразности, осуществляйте выбор форм работы на основании бесед с администрацией школы, учителями и учениками, изу­чения школьной документации, а также на основании анализа ближайших и перспективных воспитательных задач.

3. При посещении семьи ученика помните, что каждая семья пред­ставляет собой сложный мир со своими привычками и традициями. Целесообразно заранее с помощью классного руководителя определить цель посе­щения, получить некоторые сведения о семье и самом ученике, о взаимо­отношениях в семье. Только на основе знания ученика и его семьи можно дать некоторые педагогические советы родителям. Результаты посещений обсуждаются коллективно студентами и руководителями практики.

4. При проведении родительских собраний продумайте и сплани­руйте содержание разговора с родителями. Это может быть: анализ успе­ваемости учащихся и рекомендации по подготовке домашних заданий; анализ результатов изучения уровня воспитанности школьников; обзор пе­дагогической литературы по вопросам воспитания детей в семье; беседа с родителями на темы семейного воспитания.

5. При осуществлении работы с родителями руководствуйтесь сле­дующими правилами:

· если вы пригласили родителей для беседы, то обдумайте заранее, какие советы сможете дать им в воспитании сына (дочери);

· никогда не обсуждайте с родителями поступки и поведение дру­гих родителей и учащихся;

· при разговоре в присутствии ребёнка никогда не обсуждайте по­ведение самих родителей;

· организовывая встречу родителей с другими учителями, предос­тавьте им возможность поговорить отдельно, а затем в общей с вами бесе­де составить план совместных действий;

· на родительских собраниях надо говорить об общих задачах вос­питания, типичных недостатках и трудностях. Ошибки указываются об­щие, без указания конкретных фамилий. При этом важно обязательно дать советы, как исправить недостатки.

В последнюю неделю практики

1. По окончании практики возьмите для выставки детские рисунки, графические работы, ученические тетради и другие материалы, которые выдаёт на время выставки школа; свои методические материалы, выпол­ненные в ходе практики; фотоматериалы, наглядные пособия и т.д.

2. Самостоятельно или в рамках групповых занятий, организуемых методистом, проведите рефлексию собственной деятельности в период практики.

3. Составьте отчёт о работе в письменном виде и приложите к нему следующие документы:

· индивидуальный план-график проведения уроков и внеклассных занятий, с выставленными в нём оценками за зачётные уроки, заверенные подписью руководителей практики;

· дневник практики;

· развёрнутые планы-конспекты зачётных уроков;

· развёрнутые планы-конспекты внеклассного занятия по специальности и внеклассного воспитательного мероприятия;

· психолого-педагогическую характеристику школьника (ученического коллектива);

· подготовленные Вами экспонаты для участия в выставке научно-практической конференции по итогам проведения практики;

· научно-исследовательскую (художественно-творческую) работу.

4. Если практика проходила по месту жительства или работы, получите у руководителей характеристику на вашу деятельность с дифференци­рованной оценкой, обсуждённую на педагогическом совете и заверенную директором школы.

5. Подготовьтесь и примите участие в итоговом производственном совещании при директоре по подведению итогов практики.

6. Заранее познакомьтесь с планом проведения итоговой научно-практической конференции на факультете, обсудите с групповым руководителем форму участия в ней, при необходимости - соберите фактический материал к выступлению.

Примерная схема общедидактического анализа урока

1. Тема урока. Место данного урока в общей системе уроков по теме.

2. Цель урока и его образовательно-воспитательные задачи.

3. Организация урока. Приход учащихся на урок и их готовность к занятиям. Организация учащихся (мобилизация их внимания, требования к подготовке рабочих мест и т.п.). Готовность классного помещения к уроку.

4. Содержание и методика проверки знаний, умений и навыков учащихся. Цель и место проверки знаний, умений и навыков. Методы про­верки. Содержание вопросов для фронтального и индивидуального опроса, практических заданий, самостоятельных работ, заданий дифференциро­ванного характера. Качество ответов учащихся. Активность класса. Подве­дение итога проверки знаний. Оценка ответа учащихся.

5. Содержание и методика изучения новых знаний. Тема и содержа­ние устного изложения учебного материала. Объем и система знаний, со­общаемых учителем, методы изложения. Научная и идейная направлен­ность излагаемого материала, связь с жизнью, воспитывающий характер. Система и последовательность изложения, образность, доступность изло­жения, связь с ранее пройденным материалом.

Тема и цель самостоятельного изучения учащимися учебного мате­риала. Постановка проблемных вопросов перед учащимися, познаватель­ных задач, формулировка логических заданий.

Активизация познавательной деятельности учащихся, способы под­держания интереса и внимания учащихся на отдельных этапах. Вовлечение учащихся в творческую работу по восприятию и осмыслению нового мате­риала. Роль и место демонстрационного эксперимента, таблиц, кинофиль­мов и других средств наглядности. Использование доски и записей в тет­радях. Роль и место самостоятельной работы учащихся в процессе изуче­ния нового материала, работы с учебниками, справочниками и дополни­тельной литературой. Методика учета знаний учащихся в процессе изуче­ния нового материала.

6. Содержание и методика закрепления изученного материала. Тема и содержание закрепления. Методика закрепления. Упражнения и само­стоятельные работы дифференцированного характера

7. Содержание и методика домашнего задания. Объем и виды до­машнего задания. Инструктаж о его выполнении. Дополнительные (инди­видуальные) задания отдельным учащимся.

8. Характеристика познавательной деятельности учащихся.

Использование учителем общепсихологических принципов органи­зации внимания на уроке. Приемы организации внимания на уроке: внеш­ний вид учителя, мимика и жесты, доброжелательный тон; ритм и темп урока, яркость и новизна наглядных пособий; эмоциональная насыщен­ность, образованность речи учителя; последовательность, логичность в из­ложении. Обеспечение устойчивости внимания учащихся на разных этапах урока, использование учителем переключения внимания учащихся.

Приемы создания установки на восприятие нового материала.

Приемы актуализации полученных ранее знаний. Обеспечение разви­тия всех типов памяти учащихся.

Создание проблемной ситуации в начале овладения учащихся новым материалом. Побуждение к формулировке задачи самих учащихся. Актив­ность учащихся, вызванная интересом, поисками новых решений, систе­мой вопросов учителя, побуждающих произвести перенос общих знаний на конкретную задачу. Опора на коллективное мнение учащихся класса единой смысловой системой вопросов, привлечения внимания класса к от­ветам опрашиваемых. Использование учащимися теоретических знаний, полученных ими в школе, и непосредственного чувственного опыта для выводов и обобщений. Пути формирования новых понятий. новых понятий. Трудности при усвоении новых понятий.

Отношение учащихся к ответам и оценкам учителя. Имело ли место у школьников (в связи с их уровнем притязаний) удовлетворение выпол­ненным заданием? Заражал ли учитель учащихся своим отношением к учебному предмету и способствовал ли тем самым выявлению у них новых мотивов поведения? Как в процессе учебной деятельности формировались интеллектуальные, волевые и другие свойства личности?

9. Характеристика учителя. Знание материала. Методическое мас­терство. Увлечение учителя предметом. Педагогический такт. Речь (дик­ция, темп, культура речи, образность, эмоциональность).

Примерная схема анализа воспитательного мероприятия

1. Общие сведение

Дата проведения, кто проводит. Форма мероприятия.

Цель (задачи) мероприятия. На решение каких воспитательных задач оно направлено.

Психолого-педагогическое обоснование содержания и формы воспи­тательного мероприятия: соответствие работы общим задачам воспитания, уровню развития детского коллектива, возрастным особенностям школь­ников.

2. Анализ подготовки мероприятия

Кто был инициатором проведения данного мероприятия. Как оно го­товилось: как обеспечивалась активность школьников, в чем проявилась самостоятельность и инициатива учащихся? Удалось ли в подготовительный период вызвать у школьников по­нимание необходимости, значимости предстоящей работы, сформировать положительное эмоциональное отношение к ней?

3. Ход мероприятия

Актуальность темы, своевременность проведения мероприятия.

Направленность содержания: разнообразие видов деятельности (по­знавательная, игровая, трудовая, художественная, спортивная и т.д.), в ко­торую вовлекались учащиеся в процессе подготовки и проведения меро­приятия; эмоциональные состояния, возникавшие в процессе его проведе­ния, их адекватность цели и задачам: характер взаимоотношений («учи­тель-ученик», «ученик-ученик», «ученик-учитель»), которые складывались в процессе подготовки и проведения. Активность учащихся на всех этапах подготовки и проведения меро­приятия. Личный вклад каждого и роль всего коллектива в проведении дела.

4. Общие оценка

Насколько удалось достигнуть поставленной цели. Оценка содержания мероприятия.

Степень удовлетворенности ребят от проведенного мероприятия. Причины успехов, неудач, ошибок. Позиция классного руководителя в проведении и подведении итогов мероприятия.

 

Примерная схема психолого-педагогической характеристики личности учащегося

1. Общие данные

Фамилия, имя, отчество. Дата рождения. Класс. Общее физическое развитие. Состояние здоровья. Условия жизни в семье. Правильность основной ли­нии семейного воспитания.

II. Учебная деятельность

Успеваемость (преобладающие оценки, уровень знаний по раз­личным предметам).

Общее умственное развитие (кругозор, начитанность).

Развитие речи (запас слов, образность, эмоциональность речи, умение выражать свою мысль письменно и устно).

Способность к учению:

- особенность внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению;

- осмысленность восприятия учебного материала;

- уровень и характер развития преднамеренной и осмысленной па­мяти;

- развитие мышления (отличает ли существенные и второстепен­ные признаки предметов и явлений, уровень усвоения общих и абстракт­ных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные вы­воды, быстро ли находит пути решения); развитие воображения.

Старательность в учебной работе. Интерес к занятиям и отношение к учёбе. Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать над книгой, заучивать материал, контро­лировать себя, составлять планы, конспекты и пр.).

Ш. Труд (уроки труда, общественно полезный труд в школе и дома)

Отношение к труду (уважает ли труд или относится к нему пренебрежительно, заинтересован ли в общественной пользе своего труда, любит ли трудится и что именно его привлекает - процесс работы, сделан­ная вещь или овладение навыками работы).Имеет ли трудовые навыки и умения, легко ли их приобретает. Организованность и дисциплинированность в труде. Есть ли привычка к длительным трудовым усилиям.

Какие виды труда предпочитает.

IV. Общественная деятельность и активность

Отношение к общественной жизни коллектива. Интерес к общественной жизни страны.

Какие общественные поручения имеет (постоянные, эпизодиче­ские, как их выполняет) или не имеет поручений.

V. Направленность личности учащегося и его способности

Интересы (перечислить всё, чем интересуется учащийся, отме­тить характер интересов с точки зрения их глубины и активности, подроб­но осветить интерес к чтению, любит ли читать и что читает - художест­венную, научно-популярную или развлекательную литературу).

Отметить, есть ли особые способности к какой-либо деятельности (музыке, рисованию, артистические способности), в чём они проявляются.

VI. Дисциплинированность

Общая характеристика поведения (ведёт себя спокойно, сдер­жанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость).Выполнение школьного режима.

Выполнение требований взрослых. Отметить наиболее типичные нарушения дисциплины.

VII. Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе

Положение в коллективе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем определяется это отношение). Отношение к товарищам по классу. Доволен ли своим положением в коллективе,

Дорожит ли пребыванием в школе. Что особенно ценит в ней. Отношение к воспитателям и учителям.

VIII. Особенности характера и темперамента

Ярко выраженные положительные и отрицательные черты харак­тера: черты направленности личности (по отношению к людям, учёбе, самому себе);волевые черты характера. Выражение особенностей темперамента (в эмоциональной сфе­ре, работоспособности, подвижности, общительности). Преобладающее настроение, устойчивость его, чем вызываются смены настроения.

IX. Общие психолого-педагогические выводы

Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков.

Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих

перед воспитателем, пути дальнейшей воспитательной работы с учащимся.

Характеристика должна быть подписана классным руководителем.

Примерная схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива

I. Общие сведения о классном коллективе.

I. Общие сведения о классном коллективе, история его формирова­ния (количество учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, количество второгодников, когда формировался коллектив, были ли слия­ния с другими коллективами, смена классных руководителей и т. д.).

П. Организация классного коллектива и руководство им.

Организующее ядро класса, его актив, характеристика его акти­вистов (личностные ценности и мотивы деятельности, инициатива, само­стоятельность, настойчивость, требовательность к себе и другим, автори­тет среди товарищей и на чём он основан, организаторские способности, забота о товарищах, отношение к общественному мнению).

Наличие в коллективе неофициальных лидеров, их влияние на класс, причины этого влияния, отношение к вожакам актива класса, наличие «отвер­женных», причины этого и возможные пути изменения отношения к ним товарищей.

Взаимоотношения внутри коллектива (степень сплочённости коллектива, наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в общих делах класса, проявления взаимной требовательности, чуткости, дружеской заботы, взаимопомощи и уваже­ния); критика и самокритика в коллективе, особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками; проявления товарищества и дружбы меж­ду отдельными членами коллектива, их внутренняя основа; эмоциональное «благополучие» или «неблагополучие» отдельных членов коллектива.

Личность классного руководителя и его влияние на коллектив (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.); отношение коллектива к классному руководителю, его авторитет среди учащихся.

Ш. Содержание и характер коллективной деятельности.

Учебная деятельность (общая характеристика успеваемости и дисциплины, наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, классного коллектива, взаимо­помощь, её форма и организация); дисциплина класса в учебной деятель­ности (на уроках и в выполнении домашних заданий), отрицательные мо­менты в учебной работе (шпаргалки, подсказки, списывание).

Жизнь коллектива вне учебных занятий: интерес к обществен­ным событиям, искусству, спорту, коллекционирование и т.д.; формы про­явления этого интереса; участие школьного коллектива в общешкольной жизни.

Что сделано практикантом по воспитательной работе в классе и каковы результаты проведённых мероприятий.

Общие выводы и предложения. Уровень развития коллектива, характер общего «эмоционального климата» в коллективе (бодрый, жизне­радостный, напряженный, эмоционально-нервозный и т.д.). Дисциплина. Определение основных недостатков организации жизни коллектива и взаимоотношений его членов, пути их ликвидации. Указать мероприятия, которые могут быть проведены в дальнейшем с целью сплочения коллек­тива класса и повышения успеваемости и дисциплины учащихся.

Характеристика должна быть подписана классным руководителем.

 



Дата: 2019-02-02, просмотров: 308.