Показатели появления речевых навыков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Речевые навыки Отметка показателя (+/-)
Реакция сосредоточения на речевое общение с ребёнком  
Улыбка при общении  
Комплекс оживления (т. е. эмоционально-двига­тельная реакция) при общении со взрослыми  
Появление специфической голосовой реакции, называемой гулением  
Дифференцированность комплекса оживления, т. е. разная реакция на разных знакомых людей  
Появление смеха  
Ребёнок дифференцирует направления звука  
Гуление переходит в лепет  
Реакция на незнакомое лицо  
Промежуточный этап между лепетом и появлением первых слов. Лепет сводится к похожим на слова, так называемым лепетным словам, состоящим уже не из многократного повторения, а двух открытых слогов: «ба-ба», «па-па». Однако ребёнок пока не соотносит произносимые слова с людьми или предметами  
Общение с помощью жестов, игра в «ладушки»  
Ситуационное понимание обращённой речи  
Предметно-действенное общение со взрослыми, использование 4—5 лепетных слов, понятных при соотнесении с ситуацией  
Понимание и выполнение простых инструкций, дополняемых жестами  

 

Приложение 2 Тематические блоки жестов

1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (контакты): «я»; «привет»; «по­ка»; «дай»; «на, возьми»; «хорошо»; «плохо»; «да»; «нет»; «спасибо».

2. ГИГИЕНА И УХОД: «хочу в туалет»; «мыть руки»; «чистить зубы»; «спать»; части тела — «голова»; «волосы»; «глаза»; «нос»; «уши»; «рот»; «рука(и)»; «нога(и)»; «спина»; «живот»; «ступни».

3. ЕДА И ПИТЬЁ: «есть»; «пить»; «булочка»; «пирог»; «молоко»; «колбаса».

4. ОДЕЖДА И ОБУВЬ: «свитер, кофта»; «надевать шта­ны»; «надевать кофту, верхнюю одежду»; «надевать шапку»; «надевать перчатки, варежки»; «обувать обувь».

5. ЭМОЦИИ И ОЩУЩЕНИЯ: «хороший»; «плохой»; «жар­ко»; «холодно»; «улыбаться»; «грустить, плакать»; «тихо».

6. ДВИЖЕНИЯ (глаголы): «смотреть»; «слушать»; «бро­сать»; «собирать в»; «доставать из»; «расстёгивать, застёги­вать молнию»; «танцевать».

7. ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ: «дождь»; «снег, снежки»; «солнце».

8. ЖИВОТНЫЕ: «кот»; «корова»; «заяц»; «рыба»; «тигр, лев».

9. ТРАНСПОРТ: «машина»; «поезд»; «самолёт».

10. ТРУДОВЫЕ ОПЕРАЦИИ: «мыть»; «вытирать»; «со­бирать»; «бросать»; «копать»; «сеять (рассыпать)»; «под­метать».

11. ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ: «писать ручкой, карандашом»; «ножницы»; «книга»; «альбом».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Примерный дидактический материал, используемый по предмету «Коммуникация»

(Данный дидактический материал разработан и апробирован учителями центра коррекционно- развивающего обучения и реабилитации г. Шклова)

Тема: «Большой, маленький»

Задачи: Формирование умения откликаться на своё имя, устанавливать взаимодействие со сверстниками, работать в паре. Формирование представлений о размере предметов (большой, маленький), соотнесение со словами и жестами, обозначающи­ми их размер. Стимулирование движений органов артикуляци­онного аппарата. Закрепление умения выполнять действия по подражанию действиям взрослого. Активизация умения выра­жать свои желания с помощью жестов и символов.

Оборудование: коробка большая и маленькая, большие и маленькие шары одного цвета, кукла большая и маленькая, «волшебный мешочек», кукольная одежда, набор символов, наборное полотно.

Ход урока

1. Этап приветствия.

Педагог рассаживает учащихся на стулья. Переходя от одного ребёнка к другому, он говорит: «Иду, иду, дружка себе найду!» Затем останавливается перед одним из ребят. «Хочешь, Илья, играть со мной? — спрашивает он. — Тогда пойдём вместе». Взрослый берёт учащегося за руку, и они вместе идут дальше, декламируя: «Идём, идём, идём, друж­ка себе найдём!» Последнего ребёнка педагог просит остано­виться, не отпуская руки соседа, затем подходит к нему и замыкает круг.

2. Имитационный этап.

Игра «Как живёшь?»

— Как живёшь?

— Вот так! (Жест «хорошо».)

— А плывёшь?

— Вот так! (Жест «плавать».)

— Как идёшь?

— Вот так! (Жест «идти».)

— Как дрожишь?

— Вот так! (Жест «холодно».)

— Ешь обед?

— Вот так! (Жест «кушать».)

— Машешь вслед?

— Вот так! (Жест «прощание».)

— Ночью спишь?

— Вот так! (Жест «спать».)

— А шалишь?

— Вот так! (Удар ладошками по надутым щекам.)

Формирующий этап.

Игра «Разложи»

Оборудование: большие и маленькие шары одного цвета, большая и маленькая коробки.

Педагог предлагает учащимся собрать шарики, рассыпанные по полу: большие шары — в большую коробку, маленькие — в маленькую. Педагог контролирует правильность выбора, например: «Молодец, ты положил большой шарик в большую коробку» и т. д.

*Игра «Кукла и куколка»

Оборудование: две куклы (большая и маленькая), два набора предметов кукольной одежды (большого и маленького размера), лежащие в коробке, две кукольные кроватки с по­стельными принадлежностями — большими и маленькими.

Педагог показывает детям кукол, спящих в кроватках. Он предлагает их разбудить. Использует следующую рифмовку:

Встали куколки с утра.

                                                            Одеваться им пора.

Я для куклы, для большой,

                                                            Отберу одежду.

                                                            Вся она большая,

                                                           Посмотри какая.

Педагог ставит перед детьми коробку с кукольной одеж­дой и предлагает им выбирать одежду большого размера для большой куклы.

Я малышке помогаю,

Куколку я одеваю!

Юбочку и кофточку,

Трусики, носочки...

Вся одежда маленькая

У малютки-дочки.

Учащиеся выбирают одежду для маленькой куколки. После этого они надевают на кукол предметы одежды. Все действия педагог сопровождает жестовым изображением понятий. В кон­це педагог хвалит детей за хорошо выполненную работу.

4. Артикуляционно-двигательная минутка.

Сказка о весёлом Язычке

Жил на свете Язычок. Был у него свой домик. Домик на­зывался ротик. Домик открывался и закрывался. Посмотрите, чем закрывался домик. (Педагог медленно и чётко смыкает и размыкает зубы.)

Нижние зубы — крылечко, а верхние — дверка. Жил Язычок в своём домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высу­нется из неё и опять спрячется в домик. Посмотрите! (Взрослый показывает несколько раз широкий язык и прячет его.)

5. Этап «Мы общаемся».

Игра «У кого большой мяч?»

Оборудование: мячи большие и маленькие.

Учащиеся сидят на стульях полукругом, а педагог — за маленьким столом напротив. На столе под салфеткой лежат мячи. Педагог вызывает детей и даёт каждому по мячу. Спра­шивает, какой у кого мяч. Дети отвечают, педагог подтверж­дает: «Верно, у Кати мяч большой, а у Андрея маленький».

6. Этап «чтения» и «письма».

«Чтение» ситуации — выбор одежды для кукол.

Игра «Идём гулять»

Оборудование: две куклы, кукольная одежда.

Педагог показывает детям кукол и говорит, что одну зо­вут Маша (большая кукла), а другую Машенька (маленькая куколка). Они собираются гулять, но они очень капризные и не желают сами одеваться. Сидят и приказывают: «Дай мне большую шапку!» — кричит Маша. «Дай мне маленькие ру­кавички!» — плачет Машенька.

Педагог говорит, что куколки не умеют одеваться сами, нужно им помочь. Он предлагает детям надеть на каждую куклу ту одежду, которую она просит.

Когда куклы будут одеты, педагог читает рифмовку. Во время чтения педагог предлагает учащимся показывать те предметные картинки и символы, о которых говорится в риф­мовке.

Кукла Машенька опять

Собирается гулять!

Надевает шапку,

Надевает шубку,

Двери открывает,

Пулей вылетает...

С горки Маша — ух!

Да в сугробик — бух!

Этап прощания.

Педагог предлагает поблагодарить всех, кто работал на уроке. Вся группа аплодирует друг другу.

— Скажем «До свидания!», «Пока, пока!».



Тема: «Уход за собой»

 Задачи: Закрепление умения устанавливать положитель­ное взаимодействие, здороваться и прощаться, используя со­ответствующие жесты и слова. Ознакомление с новыми пред­метами гигиены и словами, которые их обозначают. Развитие понимания речи на основе соотнесения слова и предмета, накопление пассивного или активного словарного запаса. Стимулирование активных движений органов речи. Формиро­вание умения выражать свои желания с помощью предметов, предметных картинок, жестов, символов, слов. Закрепление умения выполнять действия по подражанию. Формирование умения писать письма с помощью картинок, символовОборудование: мыло, зубная паста, щётка, полотенце, предметные картинки, наборное полотно для каждого ребёнка, набор символов, кукла, сюжетная картинка «Дети умываются».

Ход урока

1. Этап приветствия.

— Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладоши —

Очень рады солнышку.

На улице яркое солнышко, выгляните все в окошко и по­машите рукой солнышку. Солнышко тёплое, и руки наши стали тёпленькими. Станем в круг и положим руки пооче­рёдно на плечи друг другу. Мы передаём тепло солнца друг другу, оно объединило нас.

2. Имитационный этап.

Упражнение «Мы умеем»

Мы умеем на кроватке

(наклоны и движения рук)

Простыню разгладить гладко

(движения рук влево-право)

И у скомканной подушки

(имитирующие движения)

Расправляем ловко ушки.

(руками и кистями рук)

Мы сегодня утром рано

Умывались из-под крана,

(дети имитируют движения умывания)

А теперь все по порядку

Дружно делаем зарядку.

(шагают вместе )

Стойка смирно, руки вниз,

(ноги вместе, руки вдоль туловища)

Гнись пониже, не ленись!

(наклоны вперёд)

Кто с зарядкой дружит смело,

Будет сильным и умелым!

(дети хлопают в ладоши)

Формирующий этап.

— Как умывается человек?

— Человек моет всё тело: лицо, руки, ноги.

— Каждое утро вы начинаете с умывания: моете руки, лицо, чистите зубы, а затем вытираетесь полотенцем.

Упражнение «Что делать?»

Оборудование: сюжетные картинки «Действия детей». Педагог демонстрирует учащимся картинки и комментиру­ет: «Мальчик моет руки», «Девочка чистит зубы», «Мальчик моет лицо», «Девочка вытирается полотенцем».

Детям предлагает задание: «Покажи картинку, где маль­чик моет руки», «Покажи, где девочка чистит зубы» и т. д.

Далее педагогом отрабатываются следующие моменты фор­мирующего этапа:

• соотнесение сюжетной картинки с символом;

• отработка обозначения действий посредством жестов;

• сопровождение жестами упражнения.

 Педагог использует рифмовку:

Льётся чистая водица.

 Мы умеем сами мыться.

Пасту для зубов берём,

Крепко щёткой зубы трём.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

4. Артикуляционно-двигательная минутка.

             Жил-был весёлый Язычок в своём домике.

В домике этом

Красные двери,

 Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Хвати спать, дружок, вставай,

Не ленись и не зевай,

 Поскорее просыпайся,

За работу принимайся.

(Упражнение «Стрелочка».)

Чок-чок, чок-чок,

Я — весёлый Язычок.

Сделал я уборку,

А теперь — на горку!

(Упражнение «Горка».)

С горки покатался

И проголодался.

(Упражнение «Вкусное варенье».)

Чок-чок, чок-чок,

Я — весёлый Язычок.

День прошёл — на бочок!

5. Этап «Мы общаемся».

Игра «Девочка чумазая»

Оборудование: кукла, полотенце, мыло.

Педагог говорит учащимся, что сегодня у них в гостях чумазая кукла.

— Ах ты, девочка чумазая,

Где ты ручки так измазала?

Чёрные ладошки,

На локтях дорожки....

Педагог предлагает детям рассмотреть куклу и назвать (показать) грязные части тела (руки, лицо, локти, ладошки). Далее он спрашивает, что нужно сделать, чтобы кукла была чистой. Затем педагог предлагает выполнить действия с ку­клой. Дети моют ей руки, лицо и т. д.

6. Этап «чтения» и «письма».

Оборудование: сюжетная картинка «Дети умываются».

Чтение символов «умываться». «Письмо» картинками — показ картинок с изображением предметов для умывания (мыло, полотенце и др.).

7. Этап прощания.

Педагог предлагает поблагодарить всех, друг друга за ра­боту. Учащиеся аплодируют, говорят (показывают): «До сви­дания!», «Пока, пока!»

 

 

Тема: «Игрушки (кукла)»

Оборудование: кукла-голыш пластмассовая, предмет­ная картинка, набор символов, стол, стул, тарелка, кукла (надеваемая на руку), мишка, заяц, машина.

Ход урока

1. Этап приветствия.

Цель: установление положительного взаимодействия, формирование умения здороваться, используя жесты при­ветствия.

— Кукла Наташа встала рано утром, чтобы прийти к нам в гости. Давайте поздороваемся с ней.

Педагог надевает куклу на руку и, когда произносит риф­мовку, дотрагивается её ладонью до соответствующих частей тела детей, называя при этом имя ребёнка.

Покажи, покажи, свои глазки покажи.

Здравствуйте, здравствуйте, глазки!

Покажи, покажи, мне свой носик покажи.

Здравствуй, здравствуй, носик!

Покажи, покажи, свой животик покажи.

Здравствуй, здравствуй, животик!

Покажи, покажи, свои пальцы покажи.

Здравствуйте, пальчики!

2. Имитационный этап.

Цель: формирование умения выполнять действия по под­ражанию действиям взрослого.

Педагог использует рифмовку:

Вот красивая игрушка —

Наша куколка Катюшка.

Может ручкою махать,

Может глазки закрывать.

Катя, мой лицо и шейку,

Мылься мылом хорошенько.

Воду ты не разливай,

Сухо руки вытирай,

Причесалась и умылась,

Всем ребяткам поклонилась.

Захотелось ей опять

Веселиться и плясать.

Дети выполняют движения, имитируя действия куклы.

3. Формирующий этап.

Вариант 1

• Знакомство с новым предметом.

— Смотрите, это кукла.

Педагог указательным жестом показывает детям на куклу, затем показывает и называет части тела куклы.

Педагог расставляет на столе различные игрушки (мяч, мишка, машинка) и говорит: «Покажи куклу». Ребёнок ищет среди игрушек куклу и жестом указывает на неё.

• Знакомство с предметной картинкой.

Педагог предлагает учащимся предметную картинку с изо­бражением куклы (в отдалении располагается кукла). На пред­метной картинке кукла находится в статичном положении. Указывая на предмет, педагог говорит: «Это кукла». Затем указывает на предметную картинку и говорит: «Это кукла». Пе­дагог совместно с ребёнком указывает на предмет и предметную картинку. После этого педагог учит находить знакомое изобра­жение среди двух предметных картинок (постепенно количество предметных картинок увеличивается). Ребёнок, используя ука­зательный жест, показывает нужную предметную картинку.

Вариант 2

• Ознакомление с новым предметом.

Игра «Найди свою игрушку»

Цель: учить узнавать знакомые предметы среди других.

Оборудование: игрушки-куклы по количеству детей.

Педагог раздаёт каждому ребёнку по кукле и предлагает поиграть с ней. Затем просит детей перенести свои игрушки на стол, собирает их, перемешивает с другими игрушками и говорит, что тот, кто найдёт свою куклу, получит её обратно и сможет поиграть с ней. Учащиеся по одному подходят и берут игрушки. Результаты каждого выбора закрепляются в словах: «Верно, ты играл с этой куклой и нашёл свою игрушку».

• Соотнесение предмета с предметной картинкой.

Педагог учит детей узнавать изображение куклы, для чего

предлагает рассмотреть картинки, где она изображена без до­полнительных деталей в статичном положении. Затем учащихся учат находить знакомое изображение из двух-трёх предлагаемых картинок. Далее они учатся узнавать и называть различные со­стояния игрушки: кукла сидит, кукла стоит, кукла спит.

• Ознакомление с неречевыми средствами общения — жестами.

Педагог просит всех учащихся подойти к нему, демонстри­рует им жест «кукла». Дети повторяют действия педагога. Тем, кто не выполняет нужных движений, взрослый помогает.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 218.