ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Владимирский филиал

 

 

Кафедра государственного и муниципального управления

(наименование кафедры)

 

    УТВЕРЖДЕНА решением кафедры государственного и муниципального управления   Протокол №___ от «___»  ___  20__ г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Б1.Б.04 Методология научных исследований

по направлению подготовки

 

38.04.04 Государственное и муниципальное управление

(код и наименование направления подготовки)

Региональное и муниципальное управление

направленность(и) (профиль (и)/специализация(ии))

 

_____________________магистр____________________

квалификация выпускника

 

очная/ заочная

форма(ы) обучения

 

 

2018

год набора

 

 

Автор–составитель:

Д.э.н., доцент, профессор  кафедры государственного и муниципального управления      В.В. Калмыков

Заведующий кафедрой государственного и муниципального управления А.А. Ашин

 

 

 

Содержание

1.1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы…………......4
1.1. Наименование дисциплины, цели и задачи ее изучения……………………….......4
1.2.   2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы…………….4 Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы…………...7
2.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы…………………….7
2.2.   3. 3.1.   Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических и астрономических часов, выделенных на аудиторную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся…………………………………………………………………………..7 Содержание и структура дисциплины………………………………………………8 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических и астрономических часов и видов учебных занятий……………………………………………………………….8
4.   4.1.   4.2.   4.2.1.   4.2.2.   4.2.3.     4.2.4.     5.     5.1  5.2. 5.3. 5.4  5.5.   5.6. 6. 7.   7.1     7.2   Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине………………………………11 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине………………………………………………………..11 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине………………………………………………………..12 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы………………………………………………………...12 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования…………………………………………………………….14 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы..14 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций………………………………………………………...21 Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине………………………………………………………..23 Основная литература…………………………………………………………………23 Дополнительная литература…………………………………………………………23 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы…………………….24 Нормативные правовые документы………………………………………………...24 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины…………………………………………...24 Иные источники…………………………………………………………………...24 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины………….25 Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы………………………...….26 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем……………………..………26 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине………………………………..……….26

1.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

1.1 Наименование дисциплины, цели и задачи ее изучения

Целью изучения дисциплины Б1.Б.04  «Методология научных исследований» является освоение обучающимися системных знаний о методологии научного познания, методах научного исследования, особенностях изучения социально-экономических и управленческих процессов, организационных процессах научного исследования, о процессах формирования умений и навыков использования полученных знаний на практике, применения данных компетенций при подготовке магистерской диссертации и в профессиональной деятельности.

Основными задачами дисциплины являются:

     - формирование у обучающихся целостных теоретических представлений об общей методологии научного исследовательского творчества;

­ формирование у обучающихся знаний современных методов диагностики, анализа, принятия решений социально-экономических проблем и методов реализации их на практике;

­ формирование у обучающихся навыков систематизации и обобщения информации, разработки  предложений по совершенствованию системы государственного и муниципального управления;

­ изучение методов и инструментальных средств познавательной деятельности;

­ изучение методов и специализированных средств  проведения аналитической работы и научных исследований;

­ изучение методики анализа экономики общественного сектора, макроэкономических подходов к объяснению функций и деятельности государства;

­ ознакомление с общими требованиями, предъявляемыми к научным исследованиям, основам их планирования и организации выполнения;

- изучение требований, предъявляемых к оформлению различных видов исследовательских работ.

­ изучение методологий и методов исследования   системы государственного и муниципального управления;

- изучение возможностей современных информационных технологий и систем для реализации исследований    системы государственного и муниципального управления.

1.2 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции
ОК-1 Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу ОК-1.1 (очная форма)     ОК-1.1. (заочная форма) Освоение методов абстрактного мышления, системного анализа и синтеза как методологической базы научных исследований.   Освоение методов абстрактного мышления, системного анализа и синтеза как методологической базы научных исследований. Способность применять методы абстрактного мышления, анализа и синтеза в процессе исследования актуальных проблем права в сфере государственного и муниципального управления, системы стратегического прогнозирования и планирования на региональном и муниципальном уровнях. Способность использовать методы абстрактного мышления, анализа и синтеза в процессе организации производственной практики (научно- исследовательская работа).
ОПК-2 Готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач в области профессиональной деятельности ОПК-2.1 (очная и заочная формы) Овладение методологией научных исследований в области профессиональной деятельности. Овладение научной и профессиональной лексикой, технологиями деловых коммуникаций в устной и письменной формах на русском и иностранном языках при проведении научных исследований в области профессиональной деятельности Способность к деловой коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной сфере. Формирование первичных профессиональных умений и навыков деловых коммуникаций в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач учебной практики (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков).

ПК-5

Владение современными методами диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике

ПК-5.1 (очная форма обучения) Способность использовать современные методы диагностики и анализа социально-экономических проблем и современные механизмы принятия решений в сфере государственного и муниципального управления в научной и профессиональной деятельности
ПК-5.1 (заочная форма) Способность использовать современные методы диагностики и анализа социально-экономических проблем в профессиональной деятельности, в процессе стратегического планирования и прогнозирования, развития конкурентоспособности и социально- трудовой сферы на региональном и муниципальном уровнях. Способность использовать современные методы диагностики и анализа социально-экономических проблем при принятии и исполнении управленческих решений в сфере государственного и муниципального управления, развития. Способность проводить научные исследования в профессиональной сфере в период прохождения производственной практики (практика НИР)
ПК-9 Владение навыками использования инструментов экономической политики ПК-9.1 (очная форма)   ПК-9.1 (заочная форма)   Владение навыками использования инструментов экономической политики при формировании методологии научного исследования и в процессе исследования системы управления социально-экономическим развитием на региональном и муниципальном уровнях.     Владение навыками использования инструментов экономической политики при формировании методологии научного исследования и в процессе исследования системы управления социально-экономическим развитием региона и системы государственного регулирования развитием отраслей социально- трудовой сферы на региональном и муниципальном уровнях.

Примечание: Таблица заполняется в соответствии со схемой освоения компетенций и паспортом компетенции.

 

Планируемые результаты обучения по дисциплине

 

Код этапа освоения компетенции Результаты обучения

 

 

ОК-1.1

на уровне знаний: -знать основные принципы, функции и методы научного познания, методологический и научный категориальный аппарат научных исследований   – знать принципы системного анализа и синтеза как методологической базы научных исследований
на уровне умений: - уметь использовать методологический и научно-категориальный аппарат исследований при подготовке магистерской диссертации и в профессиональной деятельности -уметь использовать знания   о закономерностях, принципах и механизмах научного познания, методологию анализа и синтеза при подготовке магистерской диссертации
на уровне навыков: - владеть способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу – владеть навыками  системного анализа и синтеза как методологической базы научных исследований

 

ОПК-2.1

 

 

на уровне знаний: -знать   технологии коммуникаций в устной и письменной формах на русском и иностранном языках -знать  методы использования технологий коммуникаций в устной и письменной формах при подготовке магистерской диссертации и в профессиональной деятельности
на уровне умений: -уметь применять  технологии коммуникаций в устной и письменной формах на русском и иностранном языках в исследовательской деятельности и подготовке магистерской диссертации  – уметь применять технологии коммуникаций в устной и письменной формах на русском и иностранных языках для решения задач в области профессиональной деятельности
на уровне навыков: --владеть технологиями коммуникаций в устной и письменной формах на русском и иностранном языках  .- владеть методами применения  технологий коммуникаций в устной и письменной формах на русском и иностранном языках при проведении научной исследовательской работы, подготовке магистерской диссертации и в профессиональной деятельности

 

ПК-5.1

на уровне знаний - знать современные методы диагностики и анализа    социально-экономических проблем  в сфере государственного управления - знать современные механизмы принятия решений в системе государственного управления и их реализации на практике
на уровне умений: - уметь осуществлять научно-исследовательскую деятельность, опираясь на знание объективных закономерностей и современных механизмов государственного управления в Российской Федерации  – уметь использовать современные методы диагностики, анализа, принятия решений при подготовке магистерской диссертации
на уровне навыков  – владеть навыками использования методов диагностики и анализа при принятии решений социально-экономических проблем и организации деятельности органов государственного управления   -владеть методикой проведения оценки  эффективности деятельности органов государственного управления  

 

ПК-9.1

на уровне знаний - знать основные инструменты экономической политики   - знать современные технологии использования инструментов экономической политики при проведении научного исследования и принятия решений в системе государственного управления  
на уровне умений:  уметь осуществлять научно-исследовательскую деятельность, опираясь на знание  экономических инструментов и современных механизмов государственного управления в Российской Федерации – уметь использовать современные методы диагностики, анализа, принятия решений при подготовке магистерской диссертации
на уровне навыков  – владеть методами диагностики и анализа социально-экономических проблем в сфере  государственного управления .-владеть методами принятия решений и их реализации на практике, оценки  эффективности деятельности органов государственного управления  

 

2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы.

2.1 Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина Б1.Б.04 «Методология научных исследований» является обязательной дисциплиной  базовой части блока Б1.

Дисциплина  Б1.Б.04 «Методология научных исследований» занимает важное место в комплексе учебных дисциплин по направлению подготовки магистров 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление».   

Необходимость изучения данной дисциплины отвечает актуальной потребности освоения обучающимися системных знаний о методологии научного познания, методах научного исследования, особенностях изучения социально-экономических и управленческих процессов, организационных процессов научного исследования, формирования умений и навыков использования полученных знаний на практике, применения данных компетенций при подготовке магистерской диссертации и в профессиональной деятельности.

Глубокое усвоение материала обеспечивается сочетанием аудиторных занятий и самостоятельной работы магистрантов с литературой и нормативными документами. Основным видом учебных занятий по данной дисциплине являются практические занятия, которые проводятся в виде диспутов, круглых столов.

 Для освоения учебной дисциплины «Методология научных исследований», необходимо иметь знания в области философии, социологии, политология, экономической теории, теории управления, государственного и муниципального управления и др. 

Изучение дисциплины   «Методология научных исследований», являются дисциплины базируется на знаниях философии, логики, политологии, социологии, сформированных у обучающихся на предыдущих ступенях получения высшего образования.

Дисциплина «Методология научных исследований» является базовой для изучения в соответствии с учебным планом учебных дисциплин: «Теория и механизмы современного государственного управления», «Система государственного и муниципального управления»,   «Актуальные проблемы государственной и муниципальной службы» и др., а также для организации научно- исследовательской работы, написания магистерской диссертации и подготовки к ГИА.

 

2.2. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических и астрономических часов, выделенных на аудиторную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Объем дисциплины

«Методология научных исследований»

Курс рассчитан на 14 академ. часов (10,5 астр. часов) лекций, 22 академ. часа (16,5 астр. часов) практических занятий, 36 академ. часов (27 астр. часов) самостоятельной работы - для очной формы обучения. Всего 72 академ. часа (54 астр. часа) или 2 зачетные единицы.

 Курс рассчитан на 4 академ. часа (3 астр. часа) лекций, 10 академ. часов (7,5 астр. часов) практических занятий, 54 академ. часа (40,5 астр. часов) самостоятельной работы, 4 часа на промежуточную аттестацию – для заочной формы обучения. Всего 72 академ. часа (54 астр. часа)  или 2 зачетные единицы.

Для очной формы обучения промежуточная аттестация в форме зачета предусмотрена в 1 семестре обучения

Для заочной формы обучения промежуточная аттестация в форме зачета предусмотрена на 1 курсе обучения.

Объем дисциплины  

Вид учебных занятий

и самостоятельная работа

Объем дисциплины, академ. час. / астр. час

Всего

Семестр, курс1

1 2

3

4

5

6 7 8 9 10 11 12

Очная форма обучения

Самостоятельная работа обучающихся (СР)

36/27 36/27

Промежуточная аттестация

Форма2

З З

Академ. час. / астр. час

 

Заочная форма обучения

Самостоятельная работа обучающихся (СР)

5440,5 5440,5

Промежуточная аттестация

Форма

З З

Академ. час. / астр. час

4/3 4/3

Всего

Аудиторная работа обучающихся с преподавателем
по видам учебных занятий

СР

Л ЛР ПЗ

КСР

Очная форма обучения

Тема 1 Научное исследование в структуре научного познания 10/7,5 2/1,5  

3/2,25

 

5/3,75

О Тема 2 Характер научного знания и его функции 10/7,5 2/1,5  

3/2,25

 

5/3,75

О, Д Тема 3 Системные характеристики методологии научного исследования 10/7,5 2/1,5  

3/2,25

 

5/3,75

О, Э Тема 4 Виды квалификационных научных работ 10/7,5 2/1,5  

3/2,25

 

5/3,75

О Тема 5 Научный аппарат, структура и логика экономического исследования 10/7,5 2/1,5  

3/2,25

 

5/3,75

О, Д Тема 6. Оформление научного исследования 10/7,5 2/1,5  

3/2,25

 

5/3,75

О Тема 7. Методология исследований в сфере экономики и государственного управления и местного самоуправления 12/9 2/1,5  

4/3

 

6/4,5

О, Д

Промежуточная аттестация

     

 

 

 

З

Всего:

72/54 14/10,5  

22/16,5

 

36/27

                     

 

№ п\п

Наименование тем (разделов)

Объем дисциплины, академ. час./ астр. час.

Форма
текущего
контроля успеваемости3, промежуточной аттестации



Всего

Заочная форма обучения

Тема 1

Научное исследование в структуре научного познания

9/6,75

1/0,75

  1/0,75   7/5,25 О
Тема 2

Характер научного знания и его функции

8/6

0

  1/0,75   7/5,25 О, Д
Тема 3

Системные характеристики методологии научного исследования

9/6,75

0

  1/0,75   8/6 О, Э
Тема 4

Виды квалификационных научных работ

9/6,75

0

  1/0,75   8/6 О
Тема 5

Научный аппарат, структура и логика экономического исследования

11/8,25

1/0,75

  2/1,5   8/6 О, Д
Тема 6.

Оформление научного исследования

11/8,25

1/0,75

  2/1,5   8/6 О
Тема 7.

Методология исследований в сфере экономики и государственного управления и местного самоуправления

11/8,25

1/0,75

  2/1,5   8/6 О, Д

Промежуточная аттестация

4/3

 

        З

Всего:

72/54

4/3

  10/7,5   54/40,5  
                       

Примечание: 3 – формы текущего контроля успеваемости: опрос (О), эссе (Э), дискуссия (Д)

4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине.

4.1. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Трудоемкость самостоятельной работы магистрантов по дисциплине «Методология научных исследований» составляет 36 академ. часов (27 астр. часов) для очной формы обучения и 54 академ. часа (40,5 астр. часов) – для заочной формы.

Вопросы для самостоятельного изучения

 

Раздела (темы

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Примерные темы эссе по курсу

«Методология научных исследований»

Примерные темы для дискуссии по курсу

«Методология научных исследований»

Опрос

Опрос является репродуктивным метод обучения и проводится с целью определения уровня теоретической подготовки магистрантов, выявления слабых мест в знаниях по изучаемой теме для оптимального построения учебного процесса. А также учит основам публичного выступления.

 

Критерии оценивания опроса

Оценка Требования к знаниям
5, «отлично» Оценка «отлично» выставляется магистранту, если он глубоко и прочно усвоил материал темы, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, причем не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, использует в ответе материал монографической литературы, правильно обосновывает принятое решение.
4, «хорошо» Оценка «хорошо» выставляется магистранту, если он твердо знает материал темы, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения.
3,«удовлетворительно» Оценка «удовлетворительно» выставляется магистранту, если он имеет знания только основного материала темы, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при ответе на вопрос.
2,«неудовлетворительно» Полученные результаты не соответствуют поставленной цели.

Эссе

Эссе — это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем. Эссе позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

 

Критерии оценивания эссе

Параметр Оценка
Полученные результаты полностью соответствуют поставленной цели. Обоснована практическая и теоретическая значимость работы. Проведен детальный анализ теоретических и эмпирических источников, выводы автора самостоятельны и аргументированы. 5, «отлично»
Полученные результаты преимущественно соответствуют поставленной цели и задачам. Обоснована практическая и теоретическая актуальность работы. В процессе анализа литературы отобран и проанализирован широкий круг теоретических и эмпирических источников. 4, «хорошо»
Полученные результаты в значительной степени соответствуют поставленной цели (цель работы достигнута в основном). Обоснована актуальность работы. 3,«удовлетворительно»
Полученные результаты не соответствуют поставленной цели (цель работы не достигнута). 2,«неудовлетворительно»

Дискуссия (круглый стол)

Подготовка дискуссии (круглого стола) представляет собой проектирование магистрантом обсуждения в группе в форме дискуссии. В этих целях магистранту необходимо:

- самостоятельно выбрать тему (проблему) дискуссии;

- разработать вопросы, продумать проблемные ситуации (с использованием периодической, научной литературы, а также интернет-сайтов);

- разработать план-конспект обсуждения с указанием времени обсуждения, вопросов, вариантов ответов.

Критерии оценивания дискуссии   

Параметр Оценка
Выбранная магистрантом тема (проблема) актуальна на современном этапе развития, представлен подробный план-конспект, в котором отражены вопросы для дискуссии, временной регламент обсуждения, даны возможные варианты ответов, использованы примеры из науки и практики.   5, «отлично»
Выбранная магистрантом тема (проблема) актуальна на современном этапе развития, представлен содержательно сжатый план-конспект, в котором отражены вопросы для дискуссии, временной регламент обсуждения, отсутствуют возможные варианты ответов, приведен один пример из практики. 4, «хорошо»
Выбранная магистрантом тема (проблема) не актуальна на современном этапе развития, представлен содержательно сжатый план-конспект, в котором отражены вопросы для дискуссии, отсутствует временной регламент обсуждения, отсутствуют возможные варианты ответов, отсутствуют примеры из практики.  3,«удовлетворительно»
Выбранная магистрантом тема (проблема) не актуальна на современном этапе развития, представлен содержательно сжатый план-конспект, в котором частично (не более пяти) отражены вопросы для дискуссии, отсутствует временной регламент обсуждения, отсутствуют возможные варианты ответов, отсутствуют примеры из практики.   2,«неудовлетворительно»

Промежуточная аттестация знаний, умений и навыков, сформированных в процессе изучения дисциплины, осуществляется в форме зачета.

     Зачет принимает лектор и (или) работодатель из числа действующих руководителей и работников профильных организаций (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), а также научно-педагогический работник смежных образовательных областей других образовательных организаций.

 Оценка знаний магистранта на зачете носит комплексный -характер и определяется его:

-ответом на зачете;

-учебными достижениями в семестровый период.

Знания, умения, навыки магистранта при проведении устного зачета по дисциплине оцениваются оценками: «зачтено», «не зачтено. Основой для определения оценки служит уровень усвоения магистрантами материала, предусмотренного данной рабочей программой.

Оценивание магистранта на зачете по дисциплине

Оценка Требования к знаниям
«зачтено» Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся если он прочно усвоил программный материал, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, испытывает не значительные затруднения при ответе на вопросы, которые способен самостоятельно исправить. По итогам текущей аттестации студент имеет оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Учебные достижения в семестровый период демонстрируют достаточную степень овладения программным материалом.
«не зачтено» Оценка «не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями отвечает на поставленные вопросы. Как правило, оценка «не зачтено» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине. По итогам текущей аттестации студент имеет либо удовлетворительные и неудовлетворительные оценки, либо оценки текущей аттестации отсутствуют. Учебные достижения в семестровый период демонстрировали не высокую степень овладения программным материалом по минимальной планке

5.Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

5.1. Основная литература

1. Исследование систем управления [Текст] : Учеб. пособие / Фрейдина Елизавета Васильевна ; Е.В.Фрейдина; Под ред. Ю.В.Гусева. - 3-е изд., стер. - М. : Омега-Л, 2010. - 368 с. - (Высшая школа менеджмента).

2. Вечканов В.Э. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Вечканов В.Э.– Электрон. текстовые данные.– Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.– 209 c.– Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1131.– ЭБС «IPRbooks»

3. Региональная экономика: проблемы и перспективы: Материалы IV международной научно – практической конференции 16 мая 2011 года / Ред.: А.Е. Илларионов, О.Б. Дигилина. – Владимир,2011. – 292 с.

 

5.2. Дополнительная литература

     1. Жоль К.К. Логика [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Жоль К.К.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 400 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8091.— ЭБС «IPRbooks»

     2. Светлов В.А. Логика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Светлов В.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.— 267 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8247.— ЭБС «IPRbooks»

 

5.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

   1.Комаров Е.И. Методологический инструментарий современного социального управления: Учебно-практическое пособие. -М.: ИТК Дашков и К, 2014.

   2. Методологический инструментарий современного социального управления [Текст]: Учебно-практ. пособие / Под ред. Е.И.Комарова. - М.: Дашков и К, 2016. - 316 с. - Библиогр. в конце глав. - ISBN 978-5-394-02083-4 : 217-80.

   3. Рузавин Г.И. Методология научного познания. Учебное пособие. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник", -М.ЮНИТИ-ДАНА, 2015.

5. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований [Текст]: Учеб. пособие / М.Ф. Шкляр. - 5-е изд. - М. : Дашков и К, 2014.

Справочные системы

ГАРАНТ. Сайт позволяет ознакомиться с законо­дательством Российской Федерации (с коммента­риями), а также с новостями органов государст­венной власти Российской Федерации http://www.garant.гu
Общероссийская сеть распространения правовой информации «Консультант Плюс». Содержит он-лайн версии систем; графические копии докумен­тов; информацию Минюста РФ; обзоры законода­тельства; полезные ссыпки http://www.consultant.ru  

Иные источники.

ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. Издательство стандартов. - М., 2003 г.

2.ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. Издательство стандартов - М., 1998

3.Национальной стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 "Система стандартов по информатизации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования"// Справочно- поисковая система «Консультант плюс»

4. Горелов Н.А. Методология научных исследований [Текст]: Учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.А. Горелов, Д.В. Круглов; Санкт-Петерб. гос. экон. ун-т. - М.: Юрайт, 2015.

5. Мокий М.С. Методология научных исследований [Текст]: Учебник для магистров / М.С. Мокий, А.Л. Никифоров, В.С. Мокий; Под ред. М.С. Мокия; Гос. ун-т управления; Рос.экон. ун-т им. Г.В. Плеханова. - М. :Юрайт, 2015.

6. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обучение по дисциплине «Методология научных исследований» предполагает изучение курса на аудиторных занятиях (лекции, практические  занятия) и самостоятельной работы магистрантов. Практические занятия предполагают их проведение в различных формах с целью выявления полученных знаний, умений, навыков и компетенций с проведением контрольных мероприятий. С целью обеспечения успешного обучения магистрант должен готовиться к лекции, поскольку она является важнейшей формой организации учебного процесса, поскольку:

- знакомит с новым учебным материалом;

- разъясняет учебные элементы, трудные для понимания;

- систематизирует учебный материал;

- ориентирует в учебном процессе.

Подготовка к лекции заключается в следующем:

- внимательно прочитайте материал предыдущей лекции;

- узнайте тему предстоящей лекции (по тематическому плану, по информации лектора);

- ознакомьтесь с учебным материалом по учебнику и учебным пособиям;

- постарайтесь уяснить место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке;

- запишите возможные вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.

Подготовка к практическим занятиям:

- внимательно прочитайте материал лекций относящихся к данному практическому занятию, ознакомьтесь с учебным материалом по учебнику и учебным пособиям;

- выпишите основные термины;

- ответьте на контрольные вопросы по практическим занятиям, готовьтесь дать развернутый ответ на каждый из вопросов;

- уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными и постарайтесь получить на них ответ заранее (до практического занятия) во время текущих консультаций преподавателя;

- готовиться можно индивидуально, парами или в составе малой группы, последние являются эффективными формами работы;

- рабочая программа дисциплины в части целей, перечню знаний, умений, терминов и учебных вопросов может быть использована вами в качестве ориентира в организации обучения.

Подготовка к опросу представляет собой проектирование студентом обсуждения в группе в форме устного выступления. В этих целях студенту необходимо:

- самостоятельно выбрать тему (проблему) опроса;

- разработать вопросы, продумать проблемные ситуации (с использованием периодической, научной литературы, а также интернет-сайтов);

- разработать план-конспект обсуждения с указанием времени обсуждения, вопросов, вариантов ответов.

Выбранная студентом тема (проблема) должна быть актуальна на современном этапе развития, должен быть представлен подробный план-конспект, в котором отражены вопросы для выступления, временной регламент обсуждения, даны возможные варианты ответов, использованы примеры из науки и практики.

      Подготовка эссе. Выбрать тему, внимательно ее прочитать, определить главную мысль, подобрать аргументы, изложить свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили, сформулировать выводы.

       Подготовка дискуссия.   Дискуссия –это организованный спор, планируется, готовится, анализируется. Подготовка дискуссии включает формулировку проблемы, цели, сбор сведений о предмете спорта, определение понятий, подготовка вопросов, подбор аргументов, оценка аудитории и оппонентов дискуссии

Подготовка к зачету. К зачету необходимо готовится целенаправленно, регулярно, систематически и с первых дней обучения по данной дисциплине. Попытки освоить дисциплину в период зачётно-экзаменационной сессии, как правило, показывают не слишком удовлетворительные результаты. В самом начале учебного курса познакомьтесь со следующей учебно-методической документацией:

- программой дисциплины;

- перечнем знаний и умений, которыми магистрант должен владеть;

- тематическими планами лекций, практических занятий;

-  перечень контрольных  мероприятий;

- учебником, учебными пособиями по дисциплине, а также электронными ресурсами;

- перечнем вопросов для зачета.

После этого должно сформироваться четкое представление об объеме и характере знаний и умений, которыми надо будет овладеть по дисциплине. Систематическое выполнение учебной работы на лекциях и практических занятиях позволит успешно освоить дисциплину и создать хорошую базу для сдачи зачета.

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Владимирский филиал

 

 

Кафедра государственного и муниципального управления

(наименование кафедры)

 

    УТВЕРЖДЕНА решением кафедры государственного и муниципального управления   Протокол №___ от «___»  ___  20__ г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Б1.Б.04 Методология научных исследований

по направлению подготовки

 

38.04.04 Государственное и муниципальное управление

(код и наименование направления подготовки)

Региональное и муниципальное управление

направленность(и) (профиль (и)/специализация(ии))

 

_____________________магистр____________________

квалификация выпускника

 

очная/ заочная

форма(ы) обучения

 

 

2018

год набора

 

 

Автор–составитель:

Д.э.н., доцент, профессор  кафедры государственного и муниципального управления      В.В. Калмыков

Заведующий кафедрой государственного и муниципального управления А.А. Ашин

 

 

 

Содержание

1.1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы…………......4
1.1. Наименование дисциплины, цели и задачи ее изучения……………………….......4
1.2.   2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы…………….4 Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы…………...7
2.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы…………………….7
2.2.   3. 3.1.   Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических и астрономических часов, выделенных на аудиторную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся…………………………………………………………………………..7 Содержание и структура дисциплины………………………………………………8 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических и астрономических часов и видов учебных занятий……………………………………………………………….8
4.   4.1.   4.2.   4.2.1.   4.2.2.   4.2.3.     4.2.4.     5.     5.1  5.2. 5.3. 5.4  5.5.   5.6. 6. 7.   7.1     7.2   Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине………………………………11 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине………………………………………………………..11 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине………………………………………………………..12 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы………………………………………………………...12 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования…………………………………………………………….14 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы..14 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций………………………………………………………...21 Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине………………………………………………………..23 Основная литература…………………………………………………………………23 Дополнительная литература…………………………………………………………23 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы…………………….24 Нормативные правовые документы………………………………………………...24 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины…………………………………………...24 Иные источники…………………………………………………………………...24 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины………….25 Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы………………………...….26 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем……………………..………26 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине………………………………..……….26

1.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

1.1 Наименование дисциплины, цели и задачи ее изучения

Целью изучения дисциплины Б1.Б.04  «Методология научных исследований» является освоение обучающимися системных знаний о методологии научного познания, методах научного исследования, особенностях изучения социально-экономических и управленческих процессов, организационных процессах научного исследования, о процессах формирования умений и навыков использования полученных знаний на практике, применения данных компетенций при подготовке магистерской диссертации и в профессиональной деятельности.

Основными задачами дисциплины являются:

     - формирование у обучающихся целостных теоретических представлений об общей методологии научного исследовательского творчества;

­ формирование у обучающихся знаний современных методов диагностики, анализа, принятия решений социально-экономических проблем и методов реализации их на практике;

­ формирование у обучающихся навыков систематизации и обобщения информации, разработки  предложений по совершенствованию системы государственного и муниципального управления;

­ изучение методов и инструментальных средств познавательной деятельности;

­ изучение методов и специализированных средств  проведения аналитической работы и научных исследований;

­ изучение методики анализа экономики общественного сектора, макроэкономических подходов к объяснению функций и деятельности государства;

­ ознакомление с общими требованиями, предъявляемыми к научным исследованиям, основам их планирования и организации выполнения;

- изучение требований, предъявляемых к оформлению различных видов исследовательских работ.

­ изучение методологий и методов исследования   системы государственного и муниципального управления;

- изучение возможностей современных информационных технологий и систем для реализации исследований    системы государственного и муниципального управления.

1.2 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции
ОК-1 Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу ОК-1.1 (очная форма)     ОК-1.1. (заочная форма) Освоение методов абстрактного мышления, системного анализа и синтеза как методологической базы научных исследований.   Освоение методов абстрактного мышления, системного анализа и синтеза как методологической базы научных исследований. Способность применять методы абстрактного мышления, анализа и синтеза в процессе исследования актуальных проблем права в сфере государственного и муниципального управления, системы стратегического прогнозирования и планирования на региональном и муниципальном уровнях. Способность использовать методы абстрактного мышления, анализа и синтеза в процессе организации производственной практики (научно- исследовательская работа).
ОПК-2 Готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач в области профессиональной деятельности ОПК-2.1 (очная и заочная формы) Овладение методологией научных исследований в области профессиональной деятельности. Овладение научной и профессиональной лексикой, технологиями деловых коммуникаций в устной и письменной формах на русском и иностранном языках при проведении научных исследований в области профессиональной деятельности Способность к деловой коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной сфере. Формирование первичных профессиональных умений и навыков деловых коммуникаций в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач учебной практики (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков).

ПК-5

Владение современными методами диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике

ПК-5.1 (очная форма обучения) Способность использовать современные методы диагностики и анализа социально-экономических проблем и современные механизмы принятия решений в сфере государственного и муниципального управления в научной и профессиональной деятельности
ПК-5.1 (заочная форма) Способность использовать современные методы диагностики и анализа социально-экономических проблем в профессиональной деятельности, в процессе стратегического планирования и прогнозирования, развития конкурентоспособности и социально- трудовой сферы на региональном и муниципальном уровнях. Способность использовать современные методы диагностики и анализа социально-экономических проблем при принятии и исполнении управленческих решений в сфере государственного и муниципального управления, развития. Способность проводить научные исследования в профессиональной сфере в период прохождения производственной практики (практика НИР)
ПК-9 Владение навыками использования инструментов экономической политики ПК-9.1 (очная форма)   ПК-9.1 (заочная форма)   Владение навыками использования инструментов экономической политики при формировании методологии научного исследования и в процессе исследования системы управления социально-экономическим развитием на региональном и муниципальном уровнях.     Владение навыками использования инструментов экономической политики при формировании методологии научного исследования и в процессе исследования системы управления социально-экономическим развитием региона и системы государственного регулирования развитием отраслей социально- трудовой сферы на региональном и муниципальном уровнях.

Примечание: Таблица заполняется в соответствии со схемой освоения компетенций и паспортом компетенции.

 

Планируемые результаты обучения по дисциплине

 

Код этапа освоения компетенции Результаты обучения

 

 

ОК-1.1

на уровне знаний: -знать основные принципы, функции и методы научного познания, методологический и научный категориальный аппарат научных исследований   – знать принципы системного анализа и синтеза как методологической базы научных исследований
на уровне умений: - уметь использовать методологический и научно-категориальный аппарат исследований при подготовке магистерской диссертации и в профессиональной деятельности -уметь использовать знания   о закономерностях, принципах и механизмах научного познания, методологию анализа и синтеза при подготовке магистерской диссертации
на уровне навыков: - владеть способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу – владеть навыками  системного анализа и синтеза как методологической базы научных исследований

 

ОПК-2.1

 

 

на уровне знаний: -знать   технологии коммуникаций в устной и письменной формах на русском и иностранном языках -знать  методы использования технологий коммуникаций в устной и письменной формах при подготовке магистерской диссертации и в профессиональной деятельности
на уровне умений: -уметь применять  технологии коммуникаций в устной и письменной формах на русском и иностранном языках в исследовательской деятельности и подготовке магистерской диссертации  – уметь применять технологии коммуникаций в устной и письменной формах на русском и иностранных языках для решения задач в области профессиональной деятельности
на уровне навыков: --владеть технологиями коммуникаций в устной и письменной формах на русском и иностранном языках  .- владеть методами применения  технологий коммуникаций в устной и письменной формах на русском и иностранном языках при проведении научной исследовательской работы, подготовке магистерской диссертации и в профессиональной деятельности

 

ПК-5.1

на уровне знаний - знать современные методы диагностики и анализа    социально-экономических проблем  в сфере государственного управления - знать современные механизмы принятия решений в системе государственного управления и их реализации на практике
на уровне умений: - уметь осуществлять научно-исследовательскую деятельность, опираясь на знание объективных закономерностей и современных механизмов государственного управления в Российской Федерации  – уметь использовать современные методы диагностики, анализа, принятия решений при подготовке магистерской диссертации
на уровне навыков  – владеть навыками использования методов диагностики и анализа при принятии решений социально-экономических проблем и организации деятельности органов государственного управления   -владеть методикой проведения оценки  эффективности деятельности органов государственного управления  

 

ПК-9.1

на уровне знаний - знать основные инструменты экономической политики   - знать современные технологии использования инструментов экономической политики при проведении научного исследования и принятия решений в системе государственного управления  
на уровне умений:  уметь осуществлять научно-исследовательскую деятельность, опираясь на знание  экономических инструментов и современных механизмов государственного управления в Российской Федерации – уметь использовать современные методы диагностики, анализа, принятия решений при подготовке магистерской диссертации
на уровне навыков  – владеть методами диагностики и анализа социально-экономических проблем в сфере  государственного управления .-владеть методами принятия решений и их реализации на практике, оценки  эффективности деятельности органов государственного управления  

 

2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы.

2.1 Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина Б1.Б.04 «Методология научных исследований» является обязательной дисциплиной  базовой части блока Б1.

Дисциплина  Б1.Б.04 «Методология научных исследований» занимает важное место в комплексе учебных дисциплин по направлению подготовки магистров 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление».   

Необходимость изучения данной дисциплины отвечает актуальной потребности освоения обучающимися системных знаний о методологии научного познания, методах научного исследования, особенностях изучения социально-экономических и управленческих процессов, организационных процессов научного исследования, формирования умений и навыков использования полученных знаний на практике, применения данных компетенций при подготовке магистерской диссертации и в профессиональной деятельности.

Глубокое усвоение материала обеспечивается сочетанием аудиторных занятий и самостоятельной работы магистрантов с литературой и нормативными документами. Основным видом учебных занятий по данной дисциплине являются практические занятия, которые проводятся в виде диспутов, круглых столов.

 Для освоения учебной дисциплины «Методология научных исследований», необходимо иметь знания в области философии, социологии, политология, экономической теории, теории управления, государственного и муниципального управления и др. 

Изучение дисциплины   «Методология научных исследований», являются дисциплины базируется на знаниях философии, логики, политологии, социологии, сформированных у обучающихся на предыдущих ступенях получения высшего образования.

Дисциплина «Методология научных исследований» является базовой для изучения в соответствии с учебным планом учебных дисциплин: «Теория и механизмы современного государственного управления», «Система государственного и муниципального управления»,   «Актуальные проблемы государственной и муниципальной службы» и др., а также для организации научно- исследовательской работы, написания магистерской диссертации и подготовки к ГИА.

 

2.2. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических и астрономических часов, выделенных на аудиторную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Объем дисциплины

«Методология научных исследований»

Курс рассчитан на 14 академ. часов (10,5 астр. часов) лекций, 22 академ. часа (16,5 астр. часов) практических занятий, 36 академ. часов (27 астр. часов) самостоятельной работы - для очной формы обучения. Всего 72 академ. часа (54 астр. часа) или 2 зачетные единицы.

 Курс рассчитан на 4 академ. часа (3 астр. часа) лекций, 10 академ. часов (7,5 астр. часов) практических занятий, 54 академ. часа (40,5 астр. часов) самостоятельной работы, 4 часа на промежуточную аттестацию – для заочной формы обучения. Всего 72 академ. часа (54 астр. часа)  или 2 зачетные единицы.

Для очной формы обучения промежуточная аттестация в форме зачета предусмотрена в 1 семестре обучения

Для заочной формы обучения промежуточная аттестация в форме зачета предусмотрена на 1 курсе обучения.

Объем дисциплины  

Вид учебных занятий

и самостоятельная работа

Объем дисциплины, академ. час. / астр. час

Всего

Семестр, курс1

1 2

3

4

5

6 7 8 9 10 11 12

Очная форма обучения

Дата: 2018-12-28, просмотров: 206.