Политические элиты и политическое лидерство
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.Понятие, сущность и функции политической элиты. Теория элит (Парето, Моска, Шумпетер).

2.Типология политических элит.

3.Политическое лидерство: понятие и функции. Типы политических лидеров.

4.Особенности формирования политических элит и лидерства в современной России.

Семинар №10

Политическое сознание. Идейно-политические

Течения современности.

1.Понятие, сущность и структура политического сознания.

2.Типы политического сознания: тоталитарное, авторитарное, либеральное, и демократическое.

3.Политическая идеология и ее функции в обществе. Типы идеологий.

4.Идеологические течения в современной России.

Семинар №11

Политическая культура

2.Типология политических культур.

3.Политические субкультуры. Политическая культура молодеж

4.Особенности современной политической культуры и политической социализации в России.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ  ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИИ СРС

Основная задача семинарской части— проверка усвоения материала по заданной теме (представленного в лекциях и учебнике) и углубление полученных знаний.

Семинарская часть включает в себя:

–опрос по основным положениям, представленным в лекции и учебнике;

–последовательное изучение основных тематических блоков с акцентом на вопросы;

–анализ типовых заданий, а также основных трудностей их характерных ошибок при их решении;

–развитие умений и навыков: систематизации материала, анализа полученной информации, выделения связей между различными тематическими блоками и положениями.

 

Основная задача практической части

— закрепление полученных знаний в решении типовых заданий, выработка навыков анализа исторического источника. Практическая часть также предусматривает регулярную проверку усвоения основных дат, понятий и персоналий по курсу истории.

 

Ключевые моменты методики подготовки и их практическая реализация

Выработка у студента навыков систематизации исторического материала.

Мы будем учиться:

а) выделять основную мысль абзаца, пункта изучаемого источника;

б) составлять опорный план — конспект;

в) использовать различные шаблоны систематизации материала (в форме

таблиц, схем, диаграмм).

 

Формирование устойчивых ассоциаций между различными положениями курса. Мы будем учиться:

 а) видеть каждую историческую эпоху в многообразии ее проявлений (экономических, политических, социальных и духовных);

б) составлять т.н. «ассоциативные карты», представляющие в схематическом и сжатом виде основные взаимосвязи между различными

явлениями исторической эпохи;

в) решать типовые задачи, позволяющие закрепить устойчивые ассоциации.

Развитие у студента исторического мышления, умения анализировать основные исторические факты и явления, выявлять причины и следствия событий и процессов. Мы будем учиться:

 а) анализировать исторический источник, выделять позицию автора и давать собственную оценку описываемым событиям;

б) анализировать исторические ситуации и процессы, устанавливать исторические взаимосвязи;

в) осуществлять историческое сравнение, выделять общее и различное в сопоставляемых

событиях и процессах;

 г) аргументировать свою позицию в оценке неоднозначных явлений русской истории.

 

Устные формы контроля

 Устный опрос может использоваться как вид контроля и метод оценивания формируемых компетенций (как и качества их формирования) в рамках самых разных форм контроля, таких как: собеседование , коллоквиум , зачет ),

Собеседование – специальная беседа преподавателя со студентом на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, рассчитанная на выяснение объема знаний студента по

определенному разделу, теме, проблеме и т.п.

 Коллоквиум (лат. colloquium – разговор, беседа) может служить формой не только

проверки, но и повышения знаний студентов. На коллоквиумах обсуждаются отдельные части,

разделы, темы, вопросы изучаемого курса, обычно не включаемые в тематику семинарских и

других практических учебных занятий, а также рефераты, проекты и иные работы

обучающихся.

Экзамен представляют собой формы периодической отчетности студента, определяемые учебным планом подготовки по направлению ВПО.

Письменные формы контроля

Письменные работы могут включать: тесты, контрольные

работы (эссе ), рефераты, курсовые работы, научно-учебные отчеты, отчеты по научно-исследовательской работе студентов.

Важнейшими достоинствами тестов и контрольных работ являются:

 - экономия времени преподавателя (затраты времени в два-три раза меньше, чем при устном

контроле);

 - возможность поставить всех студентов в одинаковые условия;

 - возможность разработки равноценных по трудности вариантов вопросов;

 - возможность объективно оценить ответы при отсутствии помощи преподавателя;

 - возможность проверить обоснованность оценки;

 - уменьшение субъективного подхода к оценке подготовки студента, обусловленного его

индивидуальными особенностями.

 

КОНТРОЛЬ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)

В качестве оценочных средств используются:

Тест является простейшей формой контроля, направленной на проверку владения терминологическим аппаратом, современными информационными технологиями и 35конкретными знаниями в области фундаментальных и прикладных дисциплин. Тест состоит из небольшого количества элементарных задач; может предоставлять возможность выбора из перечня ответов; занимает часть учебного занятия (10–30 минут); правильные решения разбираются на том же или следующем занятии; частота тестирования определяется преподавателем.

Контрольная работа является более сложной формой проверки; она может применяться для оценки знаний по базовым и вариативным дисциплинам. Контрольная работа, как правило, состоит из небольшого количества средних по трудности вопросов, задач или заданий, требующих поиска обоснованного ответа. Контрольная работа может занимать часть или полное учебное занятие с разбором правильных решений на следующем занятии. Рекомендуемая частота проведения – не менее одной при каждой текущей и промежуточной аттестации.

Эссе – одна из форм письменных работ, наиболее эффективная при освоении базовых и вариативных дисциплин циклов ГСЭ и, в некоторых случаях, профессионального цикла. Эссе – небольшая по объему самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем соответствующей дисциплины. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений. Эссе должно содержать чѐткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме (рекомендуемый объѐм эссе – 10 тысяч знаков). В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ собранных студентом конкретных данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации, подробный разбор предложенной преподавателем проблемы с развѐрнутыми пояснениями и анализом примеров, иллюстрирующих изучаемую проблему, и т.д.

Реферат - форма письменной работы, которую рекомендуется применять при освоении вариативных (профильных) дисциплин профессионального цикла. Объем реферата может достигать 10–15 стр.; время, отводимое на его подготовку – от 2 недель до месяца. Подготовка реферата подразумевает самостоятельное изучение студентом нескольких литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) по определѐнной теме, нерассматриваемой подробно на лекции, систематизацию материала и краткое его изложение. Цель написания реферата – привитие студенту навыков краткого и лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным отчетам, обзорам и статьям

Текущий контроль

В ходе текущего контроля оцениваются достижения студентов в процессе освоения дисциплины. Текущий контроль включает оценку самостоятельной (внеаудиторной) и аудиторной работы. В качестве оценочных средств используются:

· различные виды устного и письменного контроля (опрос на практическом занятии, выполнение контрольных работ и рефератов, написание эссе на обозначенные темы);

· компьютерное и бланочное тестирование;

Промежуточная аттестация по дисциплине

Промежуточная аттестация студентов по дисциплине предполагает зачет и экзамен (очная форма); экзамен (заочная форма).

ВопрОсы к ЗАЧЕТУ по ПОЛИТОЛОГИИ

· Политология как наука. Предмет, функции, структура, методы.

· Этапы становления политологии как науки на Западе. Развитие политологии в России: возникновение основных школ и направлений.

· Политика как социальное явление.

· Политическая власть ее признаки, сущность, функции, виды, формы проявления.

· Легитимность власти и ее типы. Эффективность политической власти.

· Генезис и сущность государства.

· Государство как политический институт. Типы государства. Формы государственного правления.

· Унитарное государство, федерация и конфедерация. Их сущность и сравнительный анализ.

· Правовое, социальное государство и гражданское общество.

· Понятие политического режима, его признаки, сущность, типология.

· Тоталитаризм и его основные черты и проявления.

· Авторитаризм как форма политического режима.

· Демократия и ее сущность.

· Политическая система общества: сущность, структура, функции, типы.

· Гражданское общества и особенности его становления в современной России.

· Понятие политической элиты. Ее структура, функции, роль в политической системе.

ВопрОсы к Экзамену по ПОЛИТОЛОГИИ

· Политология как наука. Предмет, функции, структура, методы.

· Этапы становления политологии как науки на Западе. Развитие политологии в России: возникновение основных школ и направлений.

· Политика как социальное явление.

· Политическая власть ее признаки, сущность, функции, виды, формы проявления.

· Легитимность власти и ее типы. Эффективность политической власти.

· Генезис и сущность государства.

· Государство как политический институт. Типы государства. Формы государственного правления.

· Унитарное государство, федерация и конфедерация. Их сущность и сравнительный анализ.

· Правовое, социальное государство и гражданское общество.

· Понятие политического режима, его признаки, сущность, типология.

· Тоталитаризм и его основные черты и проявления.

· Авторитаризм как форма политического режима.

· Демократия и ее сущность.

· Политическая система общества: сущность, структура, функции, типы.

· Гражданское общества и особенности его становления в современной России.

· Понятие политической элиты. Ее структура, функции, роль в политической системе.

· Теории элит.

· Природа и технология политического лидерства.

· Типология политических лидеров.

· Политические партии: признаки, функции, структура, значение.

· Типология политических партий. Современные политические партии России.

· Партийные и избирательные системы: их сущность, типология.

· Общественно-политические организации и движения. Их место и роль в политической системе общества. Понятие политического «лобби».

· Политическое сознание - важнейший элемент политической системы общества.

· Политическая идеология, ее содержание, место и роль в структуре политики.

· Виды политической идеологии (консерватизм, либерализм, социализм, социал-демократия, коммунизм, фашизм.)

· Понятие политической культуры. Сущность, структура, типология. Политическая культура современной России.

· Природа политических конфликтов, сущность и типы социально-политических конфликтов, способы их разрешения.

· Мировое сообщество и международные отношения. Современные тенденции в развитии отношений между странами. Глобальные социально-политические проблемы мировой политики.

· Место и роль России в мировой политике и политических процессах. Национально-государственные интересы России и проблемы Национальной безопасности.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ "ПОЛИТОЛОГИЯ"

·  Политическая концепция Платона. Платон о "идеаль­ном государстве".

· Аристотель о политике и типах государственного устройства.

· Сравнительный анализ типологии государственных устройств Платоном и Аристотелем.

· Цицерон о совершенном государстве.

· Сравнительный анализ социально-политических идей Т. Мора и Т. Кампанеллы

· Н. Макиавелли как политический мыслитель.

· Политическая концепция Т. Гоббса.

· Дж. Локк о политике, власти, государстве.

· Сравнительный анализ политических идей Т. Гоббса и Дж. Локка,

· Ш. Монтескье: концепция разделения властей.

· Разделение властей по Монтескье и в Конституции РФ (сравнительный анализ).

· Политическая концепция Ж. Ж. Руссо.

· Сравнительный анализ политических идей П. Пестеля и Н. Муравьева.

·  Гегель о гражданском обществе.

· К. Маркс, Ф. Энгельс о политике и государстве.

· Политические идеи российских анархистов: Бакунин, Кропоткин.

· Либерализм в России: Чичерин Б.Н.

·  Ленин В. И. "Государство и революция".

· Вебер М. "Политика как призвание и профессия".

· Н. Бердяев как политический мыслитель.

· Политическая концепция И. Ильина.

· Р. Миллс. “Властвующая элита”. М. Джилас. “Новый класс” (сравнительный анализ).

· Природа и функции политической власти.

· Власть и политика.

· Власть и ее легитимность.

· Тоталитаризм в XX веке: причины возникновения и крушения.

· Проблемы перехода от тоталитарного общества к демократии.

· Современные концепции демократии.

· Политический плюрализм: сущность, практика развития.

· Политическая система общества как совокупность

властных институтов.

· Государство как основной институт политической системы.

· Партии в структуре власти: роль, функции.

· Партии в современном российскм обществе.

· Партийная система в современной России.

· Сравнительный анализ программ политических пар­тий России.

· Личность как носитель политических отношений.

· Политика и мораль.

· Политическое отчуждение: сущность, проблемы прео­доления,

· Проблемы формирования гражданского общества и правового государства.

· Политика и экономическая структура общества.

· Социальные основы политического процесса.

· Проблемы и перспективы формирования среднего слоя в российском обществе.

· Социальная политика при переходе к рыночной эко­номике.

· Национальная политика. Распад СССР и проблемы национальных отношений в современной России.

· Политологический анализ Конституции Российской Федерации.

· Политика и социокультурная ситуация в Российском обществе.

· Внешняя политика в современных условиях. Геополитика.

· Молодежь как субъект политической жизни

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ "ПОЛИТОЛОГИЯ.

· Политология как наука и учебная дисциплина, ее предмет и роль в обще­стве.

· Политическая мысль Древнего Китая. Конфуций.

· Политические учения Древней Греции. Типо­логия политических устройств Платона и Аристотеля.

· Политические учения Средневековья. Господство теократизма.

· Концепция политики и государства Н. Макиавелли. Политика и мораль.

· Политические теории Т. Гоббса и Дж. Локка.

· "Дух законов" Ш. Л. Монтескье. Теория разделения властей. Многофакторный подход к анализу политики.

· Поли­тическая теория Ж.-Ж. Руссо.

· Марксистская концепция политики.

· Проблемы политики, власти, управления в политичес­кой социологии М. Вебера.

· Современная западная политология (основные персоналии и концепции)

· Особенности развития политической мысли в России (этапы, персоналии, общая характеристика)

· Политика как общественное явление.

· Сущность и функции политической власти.

· Типология власти и характеристика различных поли­тических режимов.

· Демократия в современном мире: теория и практика.

· Тоталитаризм в XX веке: причины возникновения и крушения.

· Особенности авторитаризма как политического режима.

· Система разделения влас­тей в российском обществе.

· Политическая система общества: сущность и струк­тура. Типология политических систем современности.

· Государство как политический институт.

· Гражданское общество и проблемы его формирования в России.

· Общественные организации и движения в политике.

· Лоббизм в политике.

· Социология политических партий Р. Михельса.

· Политические партии и партийные системы современ­ности.

· Социальные основы политического процесса. Маргинализация общества, проблемы формирования среднего слоя.

· Деятельность государства в экономике и социаль­ной сфере: концепции, дискуссии, тенденции.

· Человек как субъект и объект политики. Права человека в России.

· Типология политического участия.

· Политическое сознание: структура и функции.

· Политическая идеология. Идейно-политические те­чения в современном российском обществе.

· Политический конфликт: сущность, типы, пути раз­решения.

· Теория элит Г. Моска и В. Парето.

· Политическое лидерство. Лидерство в современной России.

· Политическая культура; сущность, структура, функ­ции.

· Типология политической культуры.

· Политическая культура российского общества. Тра­диции и современность. Н. Бердяева о политической культуре России.

· Политическая социализация молодежи. Политичес­кие ориентации современной российской молодежи.

· Этнонациональная политика.

· Основные тенденции в развитии международных отношений и международной политики. Современная геополитика.

· Институт выборов в современном российском обществе.

· Политологический анализ Конституции Российской Федерации.

· Политологический анализ программы политической партии (по выбору студента).

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Подготовка к семинарским занятиям включает поиск информации (в библиотеке, через Интернет и пр.), а также её глубокое осмысление, чему способствует конспектирование первоисточников, составление плана их фрагментов, ведение терминологического словаря Студентам, изучающим курс «Психологическая помощь в чрезвычайных ситуациях» предлагается составить:

а) Подробные конспекты.

б) Краткие конспекты.

в) Сводные конспекты.

г) Тезисные конспекты.

д) Составление планов устных ответов.

е) Составление письменных ответов на вопросы.

Подготовка к семинарским занятиям является одной из составляющих самостоятельной работы студентов, которая, кроме работы с первоисточниками, учебными пособиями и справочной литературой, включает в себя подготовку к контрольным работам, ролевой игре.

Рекомендации по написанию реферата

Реферат – это одно из наиболее распространенных учебных заданий как в средней школе, так и в вузе. Всем учащимся в течение года приходится писать их не один раз. На первый взгляд, написание реферата по любому предмету не представляет из себя ничего сложного. Тем не менее, многие школьники и студенты сталкиваются чуть ли не с непреодолимыми трудностями при его подготовке. Причем объясняется это не сложностью самого задания, а обычным незнанием учащихся того, что такое реферат по своей сути и как его следует писать.

1.Определите тему реферата. Тему реферата должна порождать какая-либо проблема, которую вы хотите исследовать.

2.Задайте вопросы к этой теме. На эти вопросы вы и будете искать ответ.

3.Подумайте о том, кто будет читать ваш реферат. Для какой группы людей он предназначается? Может быть, реферат прочтет только ваш преподаватель, может быть, аудитория, а может, ваш реферат будет интересен определенной категории населения? Представление о потенциальных читателях позволит вам выбрать подходящую стилистику изложения и перечень вопросов, которые вы будете освещать в реферате.

4.Найдите материал по каждому из вопросов. Составьте конспект. Выделите опорные пункты, это поможет вам в дальнейшем продумывать логику изложения.

5.Объедините ваши конспекты в единую систему. Изложение должно быть логичным и последовательным. Каждый последующий пункт должен быть так или иначе связан с предыдущим. Сформулируйте подзаголовки пунктов, вы затем отобразите их в содержании.

6.Приступайте к оформлению вашего реферата.
Сделайте титульный лист. Большими буквами по центру напишите тему реферата. Подпишите автора реферата чуть ниже, более маленькими буквами. В нижнем углу укажите дату.

7.Оформите содержание в виде нумерованного или маркированного списка. Отобразите в нем составленные ранее подзаголовки пунктов.
В конце реферата поместите список использованной литературы. Пишется автор, название произведения, город, издательство, год издания. Либо ссылка на интернет-ресурс.

8.Прочитайте готовый реферат. Представляйте себя при этом придирчивым и критичным читателем. Сами сделайте замечания и пожелания к своему реферату. Исправьте недочеты, повторите прочтение.


Рекомендации по написанию эссе

Сев за эссе по истории, первым делом определитесь с темой. Возможно, что преподаватель уже дал вам тему, которая не пришлась по душе, по которой ничего не хочется писать. Но в любом случае, выбрали вы тему, или вам ее дал преподаватель, следующий этап в работе - поиск информации по имеющийся теме. Постарайтесь изучить её в мельчайших подробностях. Возможно, даже если изначально она не вызывала у вас симпатии, вы сможете придумать план ответа, а заодно запасётесь и фактическим материалом.

Затем найденную информацию необходимо упорядочить. Составьте план рассуждений, опираясь на причинно-следственные связи между событиями, о которых пойдёт речь в вашем эссе. Не пренебрегайте планом, как бы скучно это ни казалось: строгая схема, в зависимости от которой будет впоследствии строиться ваше эссе, поможет вам избежать алогичности в сочинении. Как правило, за нарушение логики в рассуждениях довольно часто снижают балл.

Перед тем как приступить к написанию эссе, продумайте также аргументы и контраргументы - "за" и "против", выражаясь проще. Продумайте их заранее, так как позже у вас не будет времени "соскальзывать" на пространные рассуждения. Выпишите их в столбик и кратко, в виде тезисов, а после, на бумаге, "обшейте" эти сухие аргументы "кружевом" своего красноречия. Но не забывайте: краткость сестра таланта, избегайте "воды".

План и список тезисов готовы, идеи в голове уже сформировались, можно доставать листок и писать. Когда возьмётесь за основной текст эссе, отдавайте предпочтение публицистическому стилю речи. Но лучше проконсультируйтесь с преподавателем: может быть, в вашем конкретном случае нужно склоняться к научному стилю. Главное - не "скатывайтесь" на разговорный стиль, как бы вам ни хотелось выражаться попроще, как в повседневной жизни. Это сразу умалит ваш опус в глазах проверяющего.

В конце эссе не забудьте чёткий, ясный вывод. Отсутствие вывода карается по всей строгости закона, подчас это самая важная часть в сочинении. Так что, изложив все аргументы pro et contra, не забудьте сделать из всех своих рассуждений достойный вывод. И не забудьте добавить собственное мнение, часто именно это и требуется от автора эссе - на основе исторической ситуации высказать собственное мнение. Обязательно свяжите его с фактическим содержанием сочинения.

 




Дата: 2018-12-28, просмотров: 212.