Нормирование в системе организации труда. Виды норм и нормативов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нормирование труда — это вид деятельности по управлению производством, направленный на установление необходимых затрат и результатов труда, а также необходимых соотношений между численностью работников различных групп и количеством единиц оборудования. Нормирование труда является одним из ключевых элементов управления компанией. Нормы труда определяют производственную мощность предприятия и его структурных подразделений, выступают основой для оперативного планирования, расчета численности персонала и размеров оплаты труда.

В процессе развития нормирования труда сформировался ряд так называемых инженерных методов, которые позволяют решать важные и сложные задачи повседневной практики предприятий.

На практике применяются различные виды норм.

Норма времени — количество затрат рабочего времени на выполнение единицы работы (продукции) работником  или группой работников в заданных организационно-технических условиях.

Норма выработки — количество единиц работы (продукции), выполняемой в единицу времени работником или группой работников в заданных организационно-технических условиях.

Норма численности — количество работников, выполняющих определенный объем работ за установленный период времени в заданных организационно-технических условиях.

Норма обслуживания — количество производственных объектов, которые работник или группа работников обслуживают в заданных организационно-технических условиях.

Независимо от вида используемой нормы, на самом деле нормируются затраты рабочего времени на выполнение той или иной работы, а выбор вида используемой нормы — это вопрос удобства и простоты использования.

Норма обслуживания является аналогом нормы выработки, но применяется для нормирования работ по обслуживанию производства. Для таких работ может использоваться и норма времени, часто называемая нормой времени обслуживания.

Также часто используются нормы управляемости, устанавливающие количество подчиненных, которыми может и должен управлять руководитель. Эти нормы можно выделять в отдельный вид, но в общем случае, норма управляемости — частный случай нормы обслуживания.

 

Структура рабочего времени

 

Основным объектом нормирования является рабочее время, имеющее достаточно сложную структуру (рис. 16).

Часть рабочего времени человек не выполняет никакой работы — это

Время перерывов.

Регламентированные перерывы

1. Прежде всего, в него включаются обязательные перерывы для отдыха и личных нужд. Их длительность зависит от условий труда, степени его монотонности, физического, эмоционального и интеллектуального напряжения во время работы и других факторов. Продолжительность таких перерывов устанавливается в соответствии с нормативами, а если их нет, то рассчитывается по специальным методикам.

При индивидуальной организации труда работники самостоятельно распределяют время подобных перерывов в течение смены. При коллективных формах организации труда, например в конвейерном производстве, перерывы для отдыха и личных надобностей могут устанавливаться по утвержденному графику.

2. Другим видом перерывов являются технологические перерывы. Достаточно часто возникают ситуации, когда работник вынужден прекращать работу и простаивать в силу особенностей технологии и организации труда. Например: ожидание окончания погрузки/разгрузки автомобиля; ожидание прогрева печи до заданной температуры; отвод рабочих из зоны взрыва при проведении подрывных работ и т. п. Конечно, такие перерывы характерны не для всех должностей и профессий, но в ряде случаев обойтись без них не удается.

 

Перерывы для отдыха и личных надобностей, а также технологические перерывы относятся к регламентируемым, т. е. они включаются в состав нормы труда и учитываются при расчете общей трудоемкости работы или численности персонала.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 262.