ТЕМА 2. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Юридический институт

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор

 

______________ В.Д. Потапов

 

Рабочая программа дисциплины

Основы подготовки учебно-научной работы

Направление подготовки

40.03.01 Юриспруденция

 

Сыктывкар – 2018


Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО, целями (миссией) и задачами ОПОП ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.

 

 

Автор: Чалых И.С., кандидат юридических наук, доцент.

 

 

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин, протокол от «20» июня 2018 г. № 12.

 

И.о. заведующего кафедрой                         _________________ И.С. Чалых

 

Руководитель основной профессиональной

образовательной программы,           _________________ О.С. Иванова

 


1. Цель и задачи учебной дисциплины

Изучение дисциплины «Основы подготовки учебно-научной работы» имеет основной целью развитие у студентов системно-аналитических способностей, ориентированных на выполнение прикладных юридических задач. Образовательной целью дисциплины «Основы подготовки учебно-научной работы» является формирование у бакалавров общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для: осуществления правоприменительной и сопряженных видов профессиональной деятельности в органах публичной власти; качественного выполнения и оформления учебно-научных работ и – в перспективе – профильных правовых актов. Освоение дисциплины в ходе лекционных и практических занятий дополняется самостоятельной работой студентов, во время которой они изучают конспекты лекций, основную и дополнительную литературу, готовятся к практическим занятиям, к текущему и промежуточному контролю, выполняют контрольные задания. Все это должно способствовать повышению профессионального уровня выпускников по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.

По итогам освоения данной дисциплины бакалавр должен решать следующие

а) профессиональные задачи:

– составление юридических документов;

– обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

б) образовательные задачи:

– ознакомление с общей методологией научного замысла, творчества, общей схемой организации научного исследования, практикой использования методов научного познания;

– изучение алгоритмов научного поиска, анализа и систематизации информации;

– овладение навыками проведения начальных этапов научных исследований и работ;

– овладение навыками выбора научной темы исследования и подбора необходимых доктринальных источников и информационных материалов по теме исследования;

– изучение основных методов учебно-научных исследований;

– изучение методов планирования и организации учебно-научных исследований;

– изучение подходов к оформлению результатов научных исследований;

– изучение приемов изложения научных материалов и формирования рукописи научной (учебно-научной) работы.

 

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО

Дисциплина «Основы подготовки учебно-научной работы» относится к числу обязательных дисциплин вариативной части ОПОП подготовки бакалавров по направлению «Юриспруденция». Изучению дисциплины предшествует овладение общенаучными и специально-правовыми познаниями – в сфере теории и истории права и государства, применения информационных технологий в юридической деятельности. Студенты должны уметь применять полученные в процессе их изучения знания, умения и навыки, включая общенаучные методы познания государственно-правовых явлений и процессов. Дисциплина «Основы подготовки учебно-научной работы» выступает одной из основ для последующего изучения прикладных дисциплин, выполнения курсовых работ, прохождения практик, подготовки выпускной квалификационной работы.

 

3. Планируемые результаты обучения, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Содержание и шифр компетенции

Планируемые результаты обучения

знать уметь владеть
ОК-3 – владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией основы информационных технологий, в т.ч. в сфере юридической деятельности; основы информатики, архитектуру, устройство и возможности программного обеспечения компьютера, в т.ч. как средства управления информацией пользоваться методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации навыками работы с компьютером как средством управления информацией; приемами работы с информацией в глобальных компьютерных сетях и информационных системах
ОК-5 – способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия нормы русского литературного языка и особенности научной стилистики; основы эффективного речевого общения; языковые и этические нормы интеллектуальной деятельности; использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на русском языке (в минимально необходимых пределах – на иностранном языке) в учебной и профессиональной деятельности; соблюдать правила речевого этикета; правильно выражать мысли, используя языковые, формально-логические и этические нормы коммуникативными навыками в разных сферах употребления русского языка (в минимально необходимых пределах – иностранного языка), в письменной и устной его разновидностях
ОК-7 – способность к самоорганизации и самообразованию основные методы, способы и приемы познания; особенности восприятия как способа получения информации; сущность и значение основных логических приемов «обобщение», «анализ», «синтез», «абстрагирование»; основные формально-логические законы и требования; существенные признаки понятия «цель»; классификацию целей; основные методики постановки целей; основные этапы процесса достижения цели и принципы управления этим процессом определять и использовать методы и приемы познания; анализировать и обобщать информацию; правильно формулировать цель, используя основные методики; определить оптимальные варианты достижения цели культурой мышления как устойчивыми навыками применения на практике законов и форм познающего мышления
ОПК-5 – способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь функциональные стили речи, их признаки, правила их использования; жанры устной и письменной речи; основные понятия культуры речи использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации в учебной и профессиональной деятельности; грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты, используя лингвистические словари и справочную литературу навыками аргументации, ведения дискуссии полемики и различного рода рассуждений; навыками грамотного письма; навыками обнаружения лексико-грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок в текстах
ОПК-6 – способность повышать уровень своей профессиональной компетентности существенные признаки понятия «личность»; саморазвитие как процесс развития личности, его сущностные характеристики; саморазвитие как ценность жизнедеятельности человека; основные этапы саморазвития; основы теории мотивации и лидерства; методы и средства самопознания; социальную значимость профессиональной деятельности поддерживать устойчивость внутренней мотивации; применять методы и средства познания для повышения профессиональной компетентности навыками применения методов и средств познания для повышения профессиональной компетентности
ПК-13 – способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации сущность, содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений, перспективно применимых к различным отраслям материального и процессуального права; основные структурные элементы юридической и иной документации анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; по результатам интеллектуальной и формально-юридической деятельности правильно составлять и оформлять юридические документы юридической терминологией; навыками работы с правовыми и нормативными актами, методическими документами; базовыми навыками реализации норм материального и процессуального права, навыками применения методических рекомендаций в профессиональной деятельности

4. Объем и содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)

4.1.Общая трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы, 72 часа.

4.2. Содержание дисциплины

Содержание дисциплины «Основы подготовки учебно-научной работы»

(программа курса)

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Цели, предмет, метод и задачи, обзор тем курса «Основы подготовки учебно-научной работы». Понятие, значение и сущность науки, научного поиска, научных исследований. Научное исследование как деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных результатов. Объекты научного исследования: материальная и идеальная системы. Предмет научного исследования – структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития и т.д. Классификация научных исследований: фундаментальные и прикладные. Сущность фундаментальных научных исследований. Сущность прикладных научных исследований. Формы и методы исследования: экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа. Теоретические и эмпирические уровни исследования. Учебно-научные и научно-исследовательские работы: понятие, виды, особенности содержания.

ТЕМА 4. ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ РУКОПИСИ УЧЕБНО-НАУЧНОЙ РАБОТЫ

Замысел научного исследования и логический порядок его необходимых элементов. Характеристика и содержание этапов исследования. Составление программы (плана) и выбор методики исследования. Основные компоненты методики исследования. Логическая схема научного исследования: необходимость, сущность и назначение. Процедуры и атрибуты проведения обоснования актуальности выбранной темы исследования. Процессы постановки цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. Выбор и обоснование метода исследования. Литературное описание процессов, элементов и результатов исследования. Формулировка выводов и оценка полученных результатов. Документальные источники информации. Организация справочно-информационной деятельности. Методы работы с каталогами и картотеками. Композиция научного произведения. Рубрикация текста учебно-научной работы. Повествовательные и описательные тексты. Процедуры разбивки материалов на главы и параграфы. Приемы изложения научных материалов. Строго последовательное изложение материала. Выборочное изложение научного материала. Язык и стиль учебно-научной работы. Особенности процедур выполнения курсового и дипломного проектирования, подготовки, оформления, защиты выпускной квалификационной работы.

 

ТЕМА 5. ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕБНО-НАУЧНЫХ РАБОТ, ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ДАННЫХ РАБОТ

Основные правила и нормативы по оформлению научных материалов, учебно-научных работ. Основные правила и подходы к форматированию текста работы. Основные правила оформления ссылок в тексте, списка использованных в работе источников и литературы (реализация принципа единообразия). Алгоритм работы с методическими рекомендациями по выполнению учебно-научных работ.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы подготовки учебно-научной работы»

 

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Вопросы:

1. Понятие, значение и сущность науки, научного поиска, научных исследований.

2. Объект и предмет научного исследования.

3. Классификация научных исследований: фундаментальные и прикладные.

4. Формы и методы исследования: экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа.

5. Теоретические и эмпирические уровни исследования.

6. Учебно-научные и научно-исследовательские работы: понятие, виды, особенности содержания.

Самостоятельная работа:

1. Ознакомится с основной и дополнительной литературой по теме практического занятия.

2. Подготовить реферат по одному из предложенных вопросов (задание для одного студента; при наличии подготовленного реферата опрос по теме вопроса не ведется).

 

ТЕМА 4. ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ РУКОПИСИ УЧЕБНО-НАУЧНОЙ РАБОТЫ

 

Вопросы:

1. План (рубрикация) и композиция учебно-научной работы: понятие и виды.

2. Языковое и стилистическое оформление работы.

3. Использование фактического материала.

Практическое задание (аудиторное)

На основе предложенного текстового фрагмента, содержащего тему и обоснование актуальности учебно-научной работы, предложить ее план (рубрикацию), сформулировать объект, предмет, цель и задачи учебно-научного исследования (по указанной тематике). Задание может выполняться в малых группах.

Самостоятельная работа:

1. Ознакомится с основной и дополнительной литературой по теме практического занятия, с содержанием Методических рекомендаций по выполнению и защите курсовой работы (в актуальной редакции).

2. Предложить оптимальную модель рубрикации для отдельного вида учебно-научной работы.

 

ТЕМА 5. ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕБНО-НАУЧНОЙ РАБОТЫ, ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОФОРМЛЕНИЮ УЧЕБНО-НАУЧНЫХ РАБОТ

 

Вопросы:

1. Основные правила и подходы к форматированию текста работы.

2. Способы определения типовых ошибок в форматировании текстового документа.

3. Основные правила оформления ссылок на источники заимствования (в тексте),

списка использованных в работе источников (реализация принципа единообразия).

Практическое задание 1 (аудиторное)

Отформатировать фрагмент текста в соответствии с предложенными методическими рекомендациями.

Практическое задание 2 (аудиторное)

Используя предложенные образцы (адаптированный вариант оформления по ГОСТу Р 7.0.5 – 2008 «Библиографическая ссылка»), правильно оформить подстрочные ссылки в тексте (фрагменте); на их основе систематизировать и корректно оформить список использованных в тексте (фрагменте) источников.

Самостоятельная работа:

Ознакомится с основной и дополнительной литературой по теме практического занятия, с содержанием Методических рекомендаций по выполнению и защите курсовой работы (в актуальной редакции).

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЧЕТ

 

Задание 1.

Задание 2.

Исходя из названия и содержательной характеристики темы Вашей (перспективной) курсовой работы, определите и сформулируйте ее актуальность, объект, предмет, цель и задачи, методологическую основу исследования; отформатируйте текст задания в соответствии с предложенными (изученными) методическими рекомендациями.

 

Задание 3.

Распределите перечисленные ниже методы научного исследования по группам (общенаучные, частнонаучные (специальные)); представьте полученные результаты в виде таблицы, оформленной в соответствии с предложенными (изученными) методическими рекомендациями:

индукция, историко-правовой, наблюдение, формально-юридический, анализ, измерение, исторический, сравнительно-правовой, формальной логики, формализация, статистический, сравнительного правоведения, корреляция, экстраполяция.

 

Задание 4. Найдите и исправьте ошибки в оформлении списка источников; исправленный вариант списка систематизируйте и отформатируйте в соответствии с предложенными (изученными) методическими рекомендациями.

1. Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 г. № 447-О «По жалобе гражданина Кокорина Олега Валерьевича на нарушение его  конституционных прав положениями подпункта 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации» / Вестник Конституционного Суда РФ", N 2, 2005 22 февраля

2. Постановление Правительства РосФед от 08. декабря 2017 № 1492 О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (в варианте от 21 апреля 2018) // СЗ РФ. № 51. 2017. Ст. 7806; см.: http://www.pravo.gov.ru

3. Астафичев П., А., Муниципальное право России. Москва: РИОР: ИНФРА-М. 2010. с. 220.

4. Пленкин В. А. Проблемы противодействия коррупции в органах местного самоуправления // Вопросы управления. № 1(6). Стр. 16 – 23 – 2009.

5. Уголовный кодекс России от 13 июля 1996 г. № 63 – Ф З (в редакции от 30 декабря 2015) // СЗ РФ. – 1996. № 25. – Ст. 2954; http://www.pravo.gov.ru

6. Миронова Т.К. Правовое регулирование бесплатного оказания медицинской помощи: учебное пособие. – М.: - Юстицинформ, - 2018. - 348 с.

7. Белянинова Ю.В., Гусева Т.С., Захарова Н.А., Савина Л.В., Соколова Н.А., Хлистун Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации) (постатейный) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016) // К+ (дата заимствования: 12 авг 2018)

8. Тресков, В., И. ОМС - ваша гарантия на медицинскую помощь. М.: Редакция "Российской газеты", 2017. 144 с. Вып. 6.

9. Национальный доклад о доступе к информации о деятельности органов власти в Российской Федерации // http://www.svobodainfo.org (период обращения: 06 января 2016)

10. Основы местного самоуправления - Под общ. ред. В. А. Лапина. - М.: Дело, - 2006 – 212 стр

11. Официальный Интернет-портал Республики Коми // http://www.rkomi.ru.  30.10.2012.

12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; 30.12.2001. № 195//ФЗ (с изменениями от 30.12.2015 года) // Собрание Законов РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1; http://www.pravo.gov.ru.

13. Бачило, И.Л., Лопатин, В.Н., Федотов, М.А. Информационное право:= Учебник // Под ред. Б.Н. Топорнина. Москва.: Юрист, 2005 год; страницы – 564.

14. Сергиенко Л.А.; Тиновицкая И.Д. Субъективные права в информационной сфере // Проблемы информатизации. - 2000. Вып. 3. 23-28 с.

15. Шевердяев С.Н. Анализ возможностей развития юридических гарантий права граждан на информацию органов власти в законодательстве Новгородской области / - Режим доступа: http://www.transparency.org.ru (25.12.2015)

16. Мисник,, Г.А. Право на доступ к экологической информации - Журнал российского права. - 2007.:: № 2. - С.83-91.

17. Задков, А.А. Конституционное право на доступ к информации в Российской Федерации: диссертация кандидата юрид. наук. М., 2006. - 180 с.

18. Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 2009 № 172 – ФЗ {{Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов}} (редакция 21.11 2011 г.) - 2009. № 29. СЗ РФ. Ст. 3609; www.consultant.ru

19. Башаратьян М.К. Система конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере деятельности средств массовой информации // Автореф. // дисс. ...канд. юрид. наук. - М., 2007. 24 страницы.

20. Закон Республики Коми - от 29.02. - 2012 г. № 16 – РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Коми «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию» // Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми.: 2012. - 2 марта.

 

ГЛОССАРИЙ

 

Абдукция – способ рассуждения от имеющихся данных к гипотезе, которая объясняет или оценивает их лучше, чем альтернативные гипотезы.

Абстракция (от лат. Abstractio – отвлечение) – мысленный процесс отвлечения некоторых свойств и отношений предметов от других, которые рассматриваются в данном исследовании как несущественные и второстепенные. Результатом абстракции является образование абстрактных объектов.

Аксиома – это положение, которое является исходным, недоказываемым и из которого по установленным правилам выводятся другие положения.

Аксиоматический метод – способ построения и анализа научной теории, при котором выделяют некоторые исходные ее понятия и основные утверждения, из которых, во-первых, путем правил определения образуют производные понятия, во-вторых, посредством логической дедукции выводят другие утверждения теории. Система аксиом должна удовлетворять важнейшему требованию и непротиворечивости аксиом, менее существенным являются требования их независимости и полноты.

Актуальность темы – степень ее важности в данный момент времени и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).

Алгоритм (от Algorithmi – от латинизированной формы имени среднеазиатского ученого Аль-Хорезьми) – конечная совокупность точных предписаний или правил, посредством которых можно решать однотипные или массовые задачи и проблемы.

Аналогия (от греч. Analogia – сходство, соответствие) – недемонстративное умозаключение, рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некоторым признакам делается вывод о сходстве и по другим признакам.

Апостериори и априори (от лат. A posteriori – из последующего и a priori – из предшествующего) – философские категории для обозначения знания, полученного из опыта (апостериори), и знания, предшествующего опыту (априори). Такое разграничение на самом деле является относительным, поскольку любое знание так или иначе связано с опытом и практикой. Поэтому априорным в науке называют знание, которое основано на предшествующем опыте и поэтому не нуждается в дальнейшей проверке.

Аргументация (от лат. Argumentation – приведение аргументов) – рациональный способ убеждения, опирающийся на тщательное обоснование и оценку доводов в защиту определенного тезиса. Самым сильным способом убеждения служит доказательство, которое является дедуктивным выводом их истинных аргументов. В большинстве случаев аргументами выступают правдоподобные суждения.

Аспект – угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.

Верификация (от лат. Verificatio – подтверждение, доказательство) – процесс установления истинности научных утверждений путем их эмпирической проверки. Служит важнейшим критерием научности выдвигаемых гипотез и теорий, но не все утверждения могут быть проверены таким путем непосредственно. Существуют также косвенные способы верификации посредством выведения логических следствий из непроверяемых утверждений и соотношения их с данными опыта. Некоторые принципы и гипотезы, например, в математике и философии, не верифицируемы даже таким косвенным способом.

Вероятность – понятие, обозначающее степень возможности появления случайного массового события при фиксированных условиях испытания. Такая интерпретация называется частотной или статистической вероятностью, поскольку она основывается на понятии относительной частоты, результаты которой определяются путем статистических исследований.

Герменевтика (от греч. Hermeneuo – истолковываю, объясняю) – понятие исторически возникло в древнегреческой филологии как искусство истолкования, перевода литературных текстов, основанное на изучении грамматики языка, исторических и других данных, способствующих раскрытию смысла текстов. Впоследствии такие приемы и способы были использованы для интерпретации религиозных текстов в экзегетике и определения подлинности юридических документов. В ХIХ в. Ф. Шлейермахер поставил своей целью превратить герменевтику в общую теорию лингвистического понимания любых текстов независимо от их конкретного содержания. Позднее В. Дильтей попытался превратить ее в методологию наук о духовной деятельности человека. В середине ХХ в. герменевтика из метода гуманитарных наук превращается в учение о бытии (Хайдеггер, Гадамер, Бетти).

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Гипотетико-дедуктивный метод – способ рассуждения, основанный на дедукции следствий из гипотез, получивший широкое распространение при систематизации результатов исследования в естествознании и эмпирических науках в целом.

Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод обо всей совокупности таких случаев.

Закон – это объективная, существенная, внутренняя, необходимая и устойчивая связь между явлениями, процессами.

Закономерность – это: 1) совокупность действия многих законов; 2) система существенных, необходимых общих связей, каждая из которых составляет отдельный закон.

Идеализация – мысленный процесс создания идеальных объектов посредством изменения свойств реальных предметов в процессе предельного перехода. Так, например, возникают понятия идеального газа, абсолютно твердого тела, несжимаемой жидкости, материальной точки, общества, рынка и т.п.

Идея – 1) новое интуитивное объяснение события или явления; 2) определяющее стержневое положение в теории.

Индукция (от лат. Inductio – наведение) – вид умозаключения от частных фактов, положений к общим выводам. Такое заключение всегда будет иметь не достоверный, а лишь вероятностный или правдоподобный характер. Поэтому в современной логике ее рассматривают как правдоподобное заключение, полученное путем установления степени его подтверждения релевантными посылками.

Интерпретация (от. лат. Interpretatio – истолкование, разъяснение) – раскрытие смысла явления, текста, знаковой структуры, рисунка, графика, способствующее их пониманию. В герменевтике различают грамматическую, историческую и психологическую интерпретации. В логике интерпретация сводится к приписыванию определенного смысла символам, формулам и выражениям формальной системы.

Информация:

– первичная информация – информация, собранная впервые для какой-либо определенной заранее цели исследования, данные, собранные впервые на основе фиксированных наблюдений, экспериментов, опросов.

– обзорная – вторичная информация, содержащаяся в обзорах вторичных документов;

– релевантная – информация, заключенная в описании прототипа научной задачи;

– реферативная – вторичная информация, содержащаяся в первичных научных документах;

– сигнальная – вторичная информация различной степени свертывания, выполняющая функцию предварительного оповещения;

– справочная – вторичная информация, представляющая собой систематизированные краткие сведения в какой-либо конкретной области знаний.

Иррациональный (от лат. Irrationalis – неразумный, бессознательный) – понятие или суждение, находящееся за пределами разума, логики и потому противоположное разумному, целесообразному и обоснованному фактами и логикой.

Категория – 1) общее, фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов и явлений; 2) форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние существенные стороны и отношения исследуемых предметов.

Ключевое слово – слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание научного документа или его части.

Концепция – 1) система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели, задачи исследования и указываются пути его ведения; 2) это система теоретических взглядов, объединенных научной идеей (научными идеями).

Конъюнктура – создавшееся положение в какой-либо области общественной жизни.

Конъюнкция (от лат. Conjunctio – союз, связь) – логическая операция образования сложного высказывания из двух или нескольких простых с помощью связки, которой соответствует в речи союз «и». Она считается истинной, если все конъюнктивные члены истинны.

Краткое сообщение – научный документ, содержащий сжатое изложение результатов (иногда промежуточных, предварительных), полученных в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначением такого документа является оперативное сообщение о результатах выполненной работы на любом ее этапе.

Метод (от греч. Methodos – способ исследования, обучения, действия) – совокупность приемов, операций и способов теоретического познания и практического преобразования действительности, достижения определенных результатов. В основе любых научных методов лежат определенные принципы, теории и законы.

Метод исследования – способ применения старого знания для получения нового знания. Является инструментом получения научных фактов.

Методология научного познания – учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

Наука – сфера человеческой деятельности, направленная на сбор, обработку и интерпретацию массовых цифровых данных о различных социально-экономических явлениях и процессах.

Науковедение – изучает закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими сферами материальной и духовной жизни общества.

Наукометрия – область науковедения, занимающаяся статистическими исследованиями структуры и динамики научной информации.

Научная тема – задача научного характера, требующая проведения научного исследования. Является основным планово-отчетным показателем научно-исследовательской работы.

Научная теория – система абстрактных понятий и утверждений, которая представляет собой не непосредственное, а идеализированное отображение действительности.

Научное исследование – 1) целенаправленное познание действительности, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий; 2) процесс выработки новых научных знаний является одним из видов познавательной деятельности, характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью.

Научное познание – исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное – методами получения и проверки новых знаний.

Научный доклад – научный документ, содержащий изложение научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории.

Научный отчет – научный документ, содержащий подробное описание методики, хода исследования (научной разработки), результаты, а также выводы, полученные в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначением этого документа является исчерпывающее освещение выполненной исследовательской работы по ее завершении или за определенный промежуток времени.

Научный термин – это слово или сочетание слов, обозначающее понятие, применяемое в науке.

Научный факт – событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Основной элемент, составляющий основу научного знания.

Обзор – научный документ, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников. Знакомит с современным состоянием научной проблемы и перспективами ее развития.

Обобщение (от лат. Generalisatio – обобщаю) – процесс мысленного перехода от единичного и частного к общему. Наиболее знакомым примером является индуктивное обобщение свойств, отношений и других характеристик предметов и явлений. На этой основе образуются общие понятия и суждения.

Объяснение – важнейшая функция науки, заключающаяся в подведении фактов о предметах, событиях и явлениях под некоторые общие утверждения (законы, теории, принципы).

Определение (дефиниция) – один из самых надежных способов, предохраняющих от недоразумений в общении, споре, диспуте и исследовании. Целью определения является уточнение содержания используемых понятий.

Парадигма – (от греч. Paradeigma – пример, образец) – основополагающая теория вместе со способами ее использования, принятия научным сообществом в той или иной отрасли науки в определенный период ее развития. Идея парадигмы была использована американским историком и философом науки Т. Куном в 70-х гг. для характеристики нормального и экстраординарного этапов развития науки. На стадии нормальной науки ученые работают в рамках существующей парадигмы, применяя ее к новым случаям. Когда парадигма оказывается явно неприменимой для объяснения новых фактов, наступает кризис в науке. Несмотря на определенные достоинства концепции Т. Куна, она все-таки упрощает многие особенности развития науки и поэтому подвергается критике.

Парадокс – в узком и строгом смысле это два противоположных утверждения, для обоснования каждого из которых существуют убедительные аргументы. В научном познании возникновение парадоксов свидетельствует о существовании определенных границ для применения существующих теоретических и логико-методологических понятий и принципов исследования. В широком смысле парадоксальными считаются мнения или суждения, резко противоречащие традиционным, устоявшимся мнениям и представлениям.

Подтверждение – критерий, посредством которого характеризуется соответствие гипотезы, закона или теории наблюдаемым фактам или экспериментальным результатам. Поскольку подтверждение опирается на возможную схему вероятностного заключения, постольку его результат не является окончательным.

Положение – научное утверждение, сформулированная мысль.

Понимание – важнейшая функция научного познания, состоящая в раскрытии смысла человеческих действий, поведения. Первоначально категория понимания стала анализироваться в связи с раскрытием смысла текстов разнообразного содержания в герменевтике, а затем и любых других знаковых структур. Если раньше понимание сводили только к раскрытию авторского смысла текста, то теперь оно предполагает дополнение и развитие первоначального смысла, что приводит к более глубокому пониманию.

Понятие – 1) мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними; 2) мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества предметов или явлений.

Понятийный аппарат – совокупность понятий (терминов), которые используются в определенной науке, образует ее.

Постановка вопроса (проблемы) – при логическом методе исследования включает в себя, во-первых, определение фактов, вызывающих необходимость анализа и обобщений, а во-вторых, выявление вопросов и проблем, которые в настоящее время не разрешены наукой. Всякое исследование связано с определением фактов, которые не объяснены наукой, не систематизированы, выпадают из ее поля зрения. Обобщение их составляет содержание постановки вопроса (проблемы). От факта к проблеме – такова логика постановки вопроса.

Принцип – руководящая идея, основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

Проблема (от греч. Problema – трудность, преграда) – противоречие в познании, характеризующееся несоответствием между новыми появившимися фактами, данными и старыми способами их объяснения; крупное обобщение множества сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований. В настоящее время различают следующие виды проблем:

- исследовательская – это комплекс родственных тем исследования в границах одной научной дисциплины и в одной области применения;

- комплексная научная – это взаимосвязь научно-исследовательских тем из различных областей науки, направленных на решение важнейших народнохозяйственных задач;

- научная – это совокупность тем, охватывающих всю научно-исследовательскую работу или ее часть, предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи, направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной отрасли.

Суждение – это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо.

Суждение – это мысль, с помощью которой что-либо утверждается или отрицается. Такая мысль, заключенная в предложении, содержит три элемента: субъект, предикат и связка – «есть» или «не есть» (слова, выражающие связку, в русском языке обычно не употребляются).

Теория – учение, система идей или принципов. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю самостоятельную автономность и становятся элементами целостной системы.

Умозаключение – мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным.

Учение – совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности.

Факт (от лат. Factum – сделанное, совершившееся) – в методологии науки это предложения, фиксирующие эмпирическое знание о событиях и явлениях реального мира. Такое знание всегда связано с теоретическим, и поэтому не существует ни чисто актуального знания, ни нейтрального языка наблюдений.

Фактографический документ – научный документ, содержащий текстовую, цифровую, иллюстрированную и другую информацию, отражающую состояние предмета исследования или собранную в результате научно-исследовательской работы.

Фальсификация (от лат. Falsus – ложный и facio – делаю) – процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории в ходе эмпирической их проверки. Служит важнейшим критерием научности гипотез в методологии К. Поппера.

Экспликация – (от лат. Explicatio – разъяснение) – уточнение понятий и суждений научного языка с помощью средств символической или математической логики.

 

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

 

Оценочные средства – фонд контрольных заданий, а также описаний форм и процедур, предназначенных для определения степени сформированности результатов обучения студента по конкретной дисциплине.

 

К оценочным средствам результатов обучения относятся:

Устный опрос (экзамен, теоретический зачет) – диалог преподавателя со студентом, цель которого – систематизация и уточнение имеющихся у студента знаний, проверка его индивидуальных возможностей усвоения материала.

Коллоквиум – способ промежуточной проверки знаний, умений, навыков студента в середине семестра по пройденным темам изучаемого предмета.

Тесты – инструмент, с помощью которого педагог оценивает степень достижения студентом требуемых знаний, умений, навыков. Составление теста включает в себя создание выверенной системы вопросов, собственно процедуру проведения тестирования и способ измерения полученных результатов.

Контрольная работа – средство промежуточного контроля остаточных знаний и умений, обычно состоящее из нескольких вопросов или заданий, которые студент должен решить, выполнить.

Лабораторная работа – оценка способности студента применить полученные ранее знания для проведения анализа, опыта, эксперимента и выполнения последующих расчетов, а также составления выводов.

Курсовая работа – научно-методическая работа, выполняемая студентом самостоятельно, с учетом определенных требований, под руководством выбранного преподавателя, в заданные сроки.

Проектная деятельность – воплощение имеющегося замысла, идеи, образа решения какой-либо проблемы в подходящей для этого форме (описание, обоснование, расчеты, чертежи).

Творческие задания – самостоятельная творческая деятельность студента, в которой он реализует свой личностный потенциал, демонстрирует умение грамотно и ясно выражать свои мысли, идеи.

Презентация – представление студентом наработанной информации по заданной тематике в виде набора слайдов и спецэффектов, подготовленных в выбранной программе.

Деловая игра – средство проверки знаний, умений, навыков студента принимать решения в условиях смоделированной проблемной ситуации.

Кейс-задача – проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы. Студент самостоятельно формулирует цель, находит и собирает информацию, анализирует ее, выдвигает гипотезы, ищет варианты решения проблемы, формулирует выводы, обосновывает оптимальное решение ситуации.

Интервью – одна из разновидностей разговора между двумя и более собеседниками по заранее обдуманному алгоритму, цель которой – выявить имеющиеся знания, умения, навыки у опрашиваемого/опрашиваемых.

Доклад, сообщение – продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы.

Реферат – продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемого вопроса, приводит различные точки зрения, а также собственное понимание проблемы.

Эссе – средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Портфолио – конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся.

 

 

Юридический институт

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор

 

______________ В.Д. Потапов

 

Рабочая программа дисциплины

Основы подготовки учебно-научной работы

Направление подготовки

40.03.01 Юриспруденция

 

Сыктывкар – 2018


Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО, целями (миссией) и задачами ОПОП ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.

 

 

Автор: Чалых И.С., кандидат юридических наук, доцент.

 

 

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин, протокол от «20» июня 2018 г. № 12.

 

И.о. заведующего кафедрой                         _________________ И.С. Чалых

 

Руководитель основной профессиональной

образовательной программы,           _________________ О.С. Иванова

 


1. Цель и задачи учебной дисциплины

Изучение дисциплины «Основы подготовки учебно-научной работы» имеет основной целью развитие у студентов системно-аналитических способностей, ориентированных на выполнение прикладных юридических задач. Образовательной целью дисциплины «Основы подготовки учебно-научной работы» является формирование у бакалавров общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для: осуществления правоприменительной и сопряженных видов профессиональной деятельности в органах публичной власти; качественного выполнения и оформления учебно-научных работ и – в перспективе – профильных правовых актов. Освоение дисциплины в ходе лекционных и практических занятий дополняется самостоятельной работой студентов, во время которой они изучают конспекты лекций, основную и дополнительную литературу, готовятся к практическим занятиям, к текущему и промежуточному контролю, выполняют контрольные задания. Все это должно способствовать повышению профессионального уровня выпускников по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.

По итогам освоения данной дисциплины бакалавр должен решать следующие

а) профессиональные задачи:

– составление юридических документов;

– обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

б) образовательные задачи:

– ознакомление с общей методологией научного замысла, творчества, общей схемой организации научного исследования, практикой использования методов научного познания;

– изучение алгоритмов научного поиска, анализа и систематизации информации;

– овладение навыками проведения начальных этапов научных исследований и работ;

– овладение навыками выбора научной темы исследования и подбора необходимых доктринальных источников и информационных материалов по теме исследования;

– изучение основных методов учебно-научных исследований;

– изучение методов планирования и организации учебно-научных исследований;

– изучение подходов к оформлению результатов научных исследований;

– изучение приемов изложения научных материалов и формирования рукописи научной (учебно-научной) работы.

 

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО

Дисциплина «Основы подготовки учебно-научной работы» относится к числу обязательных дисциплин вариативной части ОПОП подготовки бакалавров по направлению «Юриспруденция». Изучению дисциплины предшествует овладение общенаучными и специально-правовыми познаниями – в сфере теории и истории права и государства, применения информационных технологий в юридической деятельности. Студенты должны уметь применять полученные в процессе их изучения знания, умения и навыки, включая общенаучные методы познания государственно-правовых явлений и процессов. Дисциплина «Основы подготовки учебно-научной работы» выступает одной из основ для последующего изучения прикладных дисциплин, выполнения курсовых работ, прохождения практик, подготовки выпускной квалификационной работы.

 

3. Планируемые результаты обучения, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Содержание и шифр компетенции

Планируемые результаты обучения

знать уметь владеть
ОК-3 – владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией основы информационных технологий, в т.ч. в сфере юридической деятельности; основы информатики, архитектуру, устройство и возможности программного обеспечения компьютера, в т.ч. как средства управления информацией пользоваться методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации навыками работы с компьютером как средством управления информацией; приемами работы с информацией в глобальных компьютерных сетях и информационных системах
ОК-5 – способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия нормы русского литературного языка и особенности научной стилистики; основы эффективного речевого общения; языковые и этические нормы интеллектуальной деятельности; использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на русском языке (в минимально необходимых пределах – на иностранном языке) в учебной и профессиональной деятельности; соблюдать правила речевого этикета; правильно выражать мысли, используя языковые, формально-логические и этические нормы коммуникативными навыками в разных сферах употребления русского языка (в минимально необходимых пределах – иностранного языка), в письменной и устной его разновидностях
ОК-7 – способность к самоорганизации и самообразованию основные методы, способы и приемы познания; особенности восприятия как способа получения информации; сущность и значение основных логических приемов «обобщение», «анализ», «синтез», «абстрагирование»; основные формально-логические законы и требования; существенные признаки понятия «цель»; классификацию целей; основные методики постановки целей; основные этапы процесса достижения цели и принципы управления этим процессом определять и использовать методы и приемы познания; анализировать и обобщать информацию; правильно формулировать цель, используя основные методики; определить оптимальные варианты достижения цели культурой мышления как устойчивыми навыками применения на практике законов и форм познающего мышления
ОПК-5 – способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь функциональные стили речи, их признаки, правила их использования; жанры устной и письменной речи; основные понятия культуры речи использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации в учебной и профессиональной деятельности; грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты, используя лингвистические словари и справочную литературу навыками аргументации, ведения дискуссии полемики и различного рода рассуждений; навыками грамотного письма; навыками обнаружения лексико-грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок в текстах
ОПК-6 – способность повышать уровень своей профессиональной компетентности существенные признаки понятия «личность»; саморазвитие как процесс развития личности, его сущностные характеристики; саморазвитие как ценность жизнедеятельности человека; основные этапы саморазвития; основы теории мотивации и лидерства; методы и средства самопознания; социальную значимость профессиональной деятельности поддерживать устойчивость внутренней мотивации; применять методы и средства познания для повышения профессиональной компетентности навыками применения методов и средств познания для повышения профессиональной компетентности
ПК-13 – способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации сущность, содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений, перспективно применимых к различным отраслям материального и процессуального права; основные структурные элементы юридической и иной документации анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; по результатам интеллектуальной и формально-юридической деятельности правильно составлять и оформлять юридические документы юридической терминологией; навыками работы с правовыми и нормативными актами, методическими документами; базовыми навыками реализации норм материального и процессуального права, навыками применения методических рекомендаций в профессиональной деятельности

4. Объем и содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)

4.1.Общая трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы, 72 часа.

4.2. Содержание дисциплины

Содержание дисциплины «Основы подготовки учебно-научной работы»

(программа курса)

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Цели, предмет, метод и задачи, обзор тем курса «Основы подготовки учебно-научной работы». Понятие, значение и сущность науки, научного поиска, научных исследований. Научное исследование как деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных результатов. Объекты научного исследования: материальная и идеальная системы. Предмет научного исследования – структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития и т.д. Классификация научных исследований: фундаментальные и прикладные. Сущность фундаментальных научных исследований. Сущность прикладных научных исследований. Формы и методы исследования: экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа. Теоретические и эмпирические уровни исследования. Учебно-научные и научно-исследовательские работы: понятие, виды, особенности содержания.

ТЕМА 2. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Методология и методика научного исследования. Существующие уровни познания в методологии научных исследований. Методы научного исследования: всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания; общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках; частные – для родственных наук; специальные – для конкретной науки, области научного познания. Сущность теоретического и эмпирического методов научного познания. Сущность, роль, состав и содержание общенаучных методов познания. Сущность, содержание и роль конкретно-научных (частных) методов познания.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 283.