Основные тенденции развития наций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1)межнациональная дифференциация

2)межнациональная интеграция

 

В 4 . Найдите в приведенном ниже списке формы межнациональной дифференциации и обведите цифры, под которыми они указаны.

1. протекционизм в экономике

2. транснациональные корпорации

3. национализм в различных формах в политике и культуре

4. глобализация

5. самоизоляция

 

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое по­ложение которого пронумеровано.

(1) Националистическая психология не возникает са­ма по себе и независимо от психологии национальной. (2) Она, по мнению многих специалистов, базируется на на­ционально-психических образованиях. (3) Они под влия­нием массовых интересов становятся предметом абсолю­тизации и превращаются в некоторую совокупность ис­каженных и упрощенных представлений о людях своей и других наций и народностей. (4) Эти представления за­креплены некритически воспринятым ответом негатив­ного отношения к представителям других социально-­этнических общностей.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначаю­щую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

 

В 6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Понятия „______» (1) и «этнос» сходны, поэтому их определения аналогичны. В последнее время все чаще используется в этнографии, социологии и политологии термин „этнос" (что точнее). Существуют три типаэтноса. Для______ (2) главное основание объединения людей в одну _______(3) — кровно родственные связи и общее____________(4). С возникновением государств появляются ________(5), состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно-культурными отношениями территориально-соседского типа. В период буржуазных общественно-экономических отношений формируются______(6) — этносоциальный организм, объединенный связями культурного, языкового, исторического, территориально-политического характера и имеющих, по словам английского историка Д. Хоскинга, „единое чувство судьбы" ».

А) происхождение Б) племя В) общность Г) нация Д) народ

Е) народность Ж) национальность 3) раса И) диаспора

C7 Сикхи в Индии, тамилы в Шри-Ланке, баски в Испании выступают за создание собственных государств, и межнациональный конфликт в этих странах вылился в многолетнее кровавое вооруженное противостояние. Что явилось причиной межнациональных конфликтов в этих странах? Назовите любые две иные причины межнациональных конфликтов.

 

С 8 Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Нации и национальные отношения». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

 

Часть 2

1.Прочитайте текст и выполните задания

 

Национальные отношения, т.е. отношения людей в общности, называемой нацией, или другие этнонациональные отношения, не существуют отдельно от государства или параллельно с ним. Национальные и этнонациональные отношения так или иначе опосредуются государством и образуют единое политическое целое.

 

Распространены три основных подхода к пониманию нации: политико-правовой, социокультурный и биологический. При политико-правовом подходе под нацией понимается согражданство, т.е. сообщество граждан того или иного государства. В международном праве, когда говорят о нациях, имеют в виду именно политические, нации, которые на международной арене выступают как «национальные» государства.

 

При социокультурном подходе упор делается на общности языка, культуры, религии, традиций, обычаев большой группы людей, образующих нацию. Это позволяет рассматривать нацию как общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни. Следует иметь в виду, что нация представляет собой также и субъективный феномен сознания и самосознания. <…>

 

Э. Геллнер, известный исследователь феномена нации, отмечал: «Два человека принадлежат к одной нации, если и только если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации создаёт человек; нации – это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей».

 

Большинство стран мира понимание нации основывают на первых двух подходах. При всем их различии у них есть общее – отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа.

 

Третий подход к пониманию нации, биологический, как раз и основан на признании кровной общности главной доминантой нации.

 

 

(Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова)

Ответьте на вопросы по тексту

1. Раскройте смысл понятия «нация» в рамках каждого из трёх рассматриваемых в тексте подходов: политико-правового, социокультурного, биологического.

2. Каких подходов к пониманию нации придерживается большинство стран мира? Что, по мнению автора, объединяет эти подходы? Укажите одно любое различие между ними.

3. Автор отмечает, что нация является также феноменом сознания и самосознания. Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите три примера, которые могут служить проявлениями национального самосознания.

Задание 2. Основные принципы национальной политики в России

ВСТАВЬТЕ СЛОВА В ПРОПУСКИ

 

  • Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его пола, расы, -----а------, языка, религии
  • Сохранение целостности и ----б------ территории РФ
  • Содействие развитию национальных культур и ----в----- народов России
  • Запрещение деятельности, направленной на подрыв ----г------ государства
  • Защита прав и интересов граждан РФ за её пределами

Дата: 2018-12-28, просмотров: 310.