Принципы оказания помощи ребенку
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ø По мере овладения ребенком практическими действиями необходимо сокращать объем оказания помощи от полного сопровождения всей операции (цепочки действий) к отдельным действиям; изменять характер помощи от неречевого (действий, предметов, жестов) к речевому (прямому указанию ошибки или оценке действия, поощрению). Предлагая ребенку помощь, нужно фиксировать, способен ли он использовать ее полностью или частично, насколько при этом улучшается результативность его действий.

Ø Организуя деятельность, формируйте направленность усилий ребенка на достижение общего результата, учите доводить начатое дело до конца. Старайтесь сделать так, чтобы начатое ребенком действие было доведено до определенного завершения: дорисовал рисунок, убрал игрушку на место и т.д. Настрой на получение результата очень организует ребенка, хоть и дается нелегко.

Ø Необходимо учитывать трудности, с которыми сталкивается ребенок: нежелание, неумение, усталость, отсутствие внимания и пр. В этом случае помогите ему, предложите завершить работу вместе с другим ребенком. Для этого требуется внимание другого ребенка, готового к взаимодействию и ваше участие: «Давай попробуем вместе с Сашей. Смотри, как легко вы вдвоем  это сможете сделать!». Сознание выполненного дела доставит ребенку большую радость, особенно если вы это отметите: «Как, вы с Сашей убрали все игрушки (нарисовали…)? Как ровно они стоят на своей полочке! Повторение «ситуации разделенной радости» будет вызывать у него желание завершить начатое дело.

Ø Будьте терпеливы, не торопите ребенка; учитесь ждать. Когда Вы терпеливы и не торопите ребенка, у него появляется возможность попробовать делать что-то, пусть и не очень правильно, но самостоятельно. В различных видах групповой деятельности ребенок с нарушением ОДА должен получать задание первым, а отчитываться о результатах последним.

Ø В любом взаимодействии с ребенком побуждайте его ориентироваться на вас как на партнера: демонстрируя свои действия, побуждайте ребенка выражать свое отношение к ним, действовать по подражанию, учите обращаться за помощью и принимать эту помощь и пр. Организуя совместные действия с ребенком, привлекайте его внимание к себе: установите с ним контакт «глаза в глаза»[21], возьмите его руки в свои (если ему приятен этот жест)…. Используйте любой способ привлечения внимания, который воспринимается ребенком положительно.

Ø Демонстрируя свои действия перед ребенком, стимулируйте эмоциональное избирательное отношение ребенка к ним. Научите адекватным способам его выражения, или замените непродуктивные способы (крик, попытки порвать книжку, столкнуть со стола игрушку) на социально желательные (спрятать руки за спину, отвернуться, сказать «Не хочу»…).

Ø  В процессе взаимодействия побуждайте ребенка действовать по правилу очередности. Правило очередности можно продемонстрировать на уличных качелях: сидя с ребенком на разных концах качелей, вы отталкиваетесь от земли и говорите, или поете, а потом то же самое делает ребенок. Поиграйте так с ним. Действия по правилу очередности помогут объяснить ребенку разницу в категориях «я – ты». Период усвоения этих категорий может быть достаточно длительным. Но он не потребует значительных усилий, если, организуя совместные действия с ребенком, вы будете постоянно фиксировать его на очередности действий «я бросаю – ты бросаешь, я даю - ты даешь». Эти умения помогут формировать у ребенка модели коммуникативного поведения (здороваться, прощаться, выражать просьбы, желания, просить, предлагать).

Каждое умение ребенка с нарушением ОДА сформируется полностью или частично в течение довольно продолжительного времени. Для фиксации уровня сформированности каждого умения выделяются следующие параметры

А) выполняет отдельные операции с вашей помощью (сопряженными действиями, по подражанию, по образцу, по словесному указанию);

Б) пытается выполнить или выполняет самостоятельно отдельные операции или действия, однако нуждается в вашей постоянной помощи;

В) выполняет большую часть операций/действий самостоятельно, однако нуждается в помощи и контроле с вашей стороны;

Г) выполняет все действия под вашим контролем;

Д) выполняет действие самостоятельно.

Эти параметры позволяют определить, как далеко продвинулся ребенок в освоении каждого умения.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 221.